"Я и моя семья"
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Я и моя семья»
Автор: Трутнева Оксана Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с. Нижнее Санчелеево
Цели проведения мероприятия:
- Раскрыть значение семьи в жизни каждого человека;
- Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям.
Задачи:
- Способствовать формированию культурных традиций в общении взрослых и детей.
- Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
- Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение семей.
Оборудование:
Мультимедийное сопровождение, карточки с заданиями.
Оформление зала: фотовыставка «Я и моя семья», выставка рисунков, поделок, красочно оформленные сочинения учащихся «Моя семья»; семейные реликвии : фото, вышивка, угольный утюг, значки, медали, книги, чайный сервиз.
Участники: учащиеся начальных классов и их семьи.
Подготовка к классному часу: презентации семей «Моя родословная», «Семейный альбом», рассказы о семейных традициях, о членах семьи, семейных реликвиях, хобби семьи. (Подготовка начинается на родительском собрании, где даются темы разделов).
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и гости нашего праздника. Сегодня у нас , по традиции, семейный праздник.
(На доске надпись: 7 я)
Учитель. Давайте разгадаем ребус. Это ключ к раскрытию темы нашего классного часа. Дети. Семья. Учитель. Почему слово семья состоит из 7 я?
Ученик:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно мне совсем.
Ну, «Я» – я понимаю,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья. (М.Шварц)
Учитель: Где мы можем узнать точное значение слова «Семья»? ( Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» Группа живущих вместе близких родственников). Слайд.
Учитель: А зачем вам нужна семья? (ответы детей)
Ученик:
Мне очень важно,
Мне очень нужно,
Чтоб вся семья
Собиралась за ужином!
Выложит дед,
Что узнал из газет,
Бабушка же,
Поправляя очки,
Что засушила
Шалфея пучки...
Папа и мама –
О важной работе,
Брат – о рыбалке,
Футболе, походе...
И о контрольной
Сегодняшней я...
За окнами вечер,
А в доме – СЕМЬЯ! (В.Дробиз)
Учитель: В прежние времена семьи были очень большие. Вместе жили бабушки и дедушки, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Вместе трудились, воспитывали детей, заботились о стариках. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.
Давайте попробуем составить пословицы и поговорки из отдельных слов. (Дети в группах составляют пословицы и поговорки из слов на карточках)
Не нужен клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Работящая семья и землю превратит в золото.
Лучше дружная семья, чем слиток золота.
Учитель: Готовясь к этому классному часу, мы были историками (составляли родословные), писателями (писали сочинения), журналистами (расспрашивали родителей о своих прабабушках, прадедушках), антикварами, археологами (разыскивали старинные вещи). Узнали много интересного.
Моя родословная
Учитель: Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?». У каждой семьи своя история.
(Победитель классного конкурса «Моя родословная» рассказывает о родословной своей семьи).
Пусть ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми.
Кем бы вы могли гордиться в вашей семье?
(Рассказы детей).
Семейные традиции
Учитель: Во многих семьях сложились свои семейные традиции. Назовите их.
(Рассказы семей).
Учитель: В 1829 году французский конструктор Г. Дазер изобрел фотографию. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. (Показ презентации «Семейный альбом»).
Учитель: Д. С. Лихачев сказал: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, - значит, он их не любит. Если человек равнодушен к памятникам своей старины – он, как правило, равнодушен к своей стране». (Слайд)
Семейные реликвии
Учитель: Человек живет, пользуется какими – либо вещами, которые ему дороги, связаны с каким – либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история народа, история Отечества.
(Рассказ семьи о семейных реликвиях с выставки).
Хобби
Учитель: Семьи отличаются не только своими традициями, но и увлечениями (хобби). Бывает так, что увлечения у всех членов семьи совпадают, например, семейные чтения.
(Рассказ семьи о хобби)
Конкурс "А знаешь ты родственников?»
Учитель: Семья — это, как правило, не только мама, папа и дети. В семье есть много разных родственников, и каждый имеет свое семейное звание.
Игра «Угадай родственника» по отношения к тебе
- Мамина мама ( бабушка)
- Брат мамы (дядя)
- Папин папа (дедушка)
- Дочь (сын) тети или дяди (двоюродный брат, сестра)
Учитель: Как повезло каждому из нас, что у нас есть семья. Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ. (Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами). (Слайд)
- О какой семье мы еще не поговорили? (О школьной семье). (Слайд. Фото класса)
Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш класс. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.
- А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко». Я буду начинать четверостишие, а вы заканчивать словами: «Это мы – четвертый «А» (варианты: 3 «А» и т.д), но в последнем четверостишие будьте внимательны!
Класс наш в школе самый умный,
Есть отличники всегда!
Мы вам скажем без стесненья:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе самый шумный,
Идет кругом голова!
Мы вам скажем честно-честно:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он всегда!
Мы вам скажем откровенно:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе самый дружный,
Не пугает нас беда!
Мы вам скажем без сомнений:
Это мы – четвертый «А»!
А какой веселый самый?
Улыбается всегда!
Мы вам громко все воскликнем:
Это мы – четвертый «А»!
Класс наш в школе самый лучший,
Мы – надежные друзья!
Вам секрет откроем дружно:
Потому что мы – семья!
Дети читают стихи:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья –это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья! (В.Дробиз)
Учитель: Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте прочитаем правила и будем по ним жить. (Слайд)
Мы будем
- Называть друг друга по именам.
- Защищать наших друзей, если их обижают.
- Помогать им в беде.
- Помогать им в учебе.
Мы не будем
- Грубить друг другу.
- Пускать в ход кулаки.
- Говорить друзьям обидные слова.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час. - О чём мы сегодня говорили? Что вы нового узнали о семье, о семейных отношениях? – Что вам понравилось?
- Мы сегодня услышали очень много хороших слов в адрес всех членов семьи. Вы, родители видели, какие у вас красивые, талантливые и заботливые дети. Вы, дети, почувствовали, что родители очень вас любят, радуются вашим успехам и огорчаются, если что-то не получается! Я желаю счастья вашим семьям и предлагаю в заключении спеть песню «Мы желаем счастья вам!»
Литература и интернет-ресурсы:
Классные классные дела в начальной школе: Методические разработки воспитательных дел в классе. Вып. 1. / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Степанов Е. Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...
Творческая викторина "Семья, с семьей, о семье"
День семьи позволяет нам лишний раз задуматься о важности семьи в нашей жизни и проявить внимание к близким людям. Ведь без них наша жизнь была бы пустой и безрадостной.Семья нужна каждому человеку, з...