Образование подрастающего поколения в духе гражданственности
материал на тему

Кононова Александра Владимировна

Важно, чтобы знания о Родине, о высокой ответственности быть Человеком, Гражданином, сыном своего Отечества, о том, что свято и дорого прошли через сердце, отразились в духовном мире ребенка, затронули душу воспитанника. И от того как он будет относиться к своему Отечеству, что сделает для его блага, будет зависеть процветание его Родины. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanstvennost.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образование подрастающего поколения в духе гражданственности…

Добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве

  волновало настоящее и будущее Отчизны – одна

из важнейших предпосылок предотвращения моральных

срывов в годы отрочества. Гражданские мысли, чувства,

тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность-это

основа чувства человеческого достоинства.

В.А. Сухомлинский

Вот уже 50 лет приветливо распахивает двери моя родная №71 школа для своих учеников, их родителей, учителей и гостей. Все они чувствуют себя тут как дома: комфортно и уютно. Неужели ничего не меняется?

Сегодня, как и много лет назад, жизнь требует активных участников всего происходящего вокруг, людей с активной жизненной позицией. Современная школа - место, где люди не только получают знания, общаются, учатся слушать и понимать друг друга, учатся решать проблемы и принимать важные решения. Приходят в школу несмышлеными семилетними малышами, не знающим о жизни и мире, окружающем его, о процессах, происходящих ежесекундно и веками. А выходят из её стен взрослыми, осознающими свое место и предназначение, готовыми принять новую, взрослую жизнь. Смело могу сказать, что  школа - это дом, в котором человек познает себя, свои возможности, совершенствуется в разных областях и приобретает бесценные навыки и умения. Школа - это место, где люди находят друзей, где совершаются первые глупости и принимаются первые серьёзные решения. Вспоминаются слова В.А. Сухомлинского: «Человек должен учиться, потому что он человек». Всегда считалось, что задача школы - научить детей читать, писать. Но не менее важным считаю вырастить Человека, человека – гражданина.  В руках учителя находятся основы нашего общества: медицина, образование, экономика, политика, духовность. Какие факторы больше всего влияют на воспитание нового поколения? Что мы видим сегодня? Разрушены нравственные идеалы, извращены духовные ценности. Этому повсеместно способствуют средства массовой информации, многочисленные телевизионные программы, в которых пропагандируются чуждые идеалы, а попросту безнравственность. Считаю, что воспитание должно базироваться не на западных отголосках, а на отечественных  ценностях и традициях. Семья,  школа, средства массовой информации. И что же? В большинстве семей родители заняты  на работе, а то и на двух. Нередко только учитель говорит с детьми о том, что должно составить основу  их политического мировоззрения, отношения к обществу и осознания своего места в этом самом обществе. 

«Гражданин (словарь С.И. Ожегова) – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства». Сегодня это понятие надо рассматривать глубже. Да и однокоренные слова: гражданский, гражданственность – имеют более широкое значение: любящий свою Родину; заботящийся о ее будущем – патриот. А будущее неизменно связано с молодым поколением. Важно, чтобы знания о Родине, о высокой ответственности быть Человеком, Гражданином, сыном своего Отечества, о том, что свято и дорого прошли через сердце, отразились в духовном мире ребенка, затронули душу воспитанника. И от того как он будет относиться к своему Отечеству, что сделает для его блага, будет зависеть процветание его Родины.

Долг учителя-гражданина - воспитание чувства патриотизма у детей. Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного «я», своей семьи, корней – того, что близко, знакомо и понятно. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье,  к своему жилищу, к своему детскому саду»,  - писал Д.С. Лихачёв. Взаимодействие с семьей может иметь продолжение в виде выстраивания генеалогического древа, составления семейных альбомов  «Моя семья». Эта работа призвана помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков.

Любовь к Отечеству – это любовь к родному дому, городу, селу. А для того, чтобы по-настоящему любить свой край, нужно хорошо его знать. Знакомство с родным городом, с людьми его прославившими  воспитывает в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, где он живет. Важно расширять знания о родной стране, о подвигах советских воинов в период Великой Отечественной войны. Чтение былин, рассказов, сказок об исторических  событиях нашей страны, рассматривание карты России, её географического расположения, природных ресурсов, ознакомление с государственной символикой России – все направлено на воспитание чувства патриотизма у детей. Произведения искусства (живопись, музыка, скульптура) – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. Подбор соответствующего материала (отечественных композиторов, образцов народной музыки) воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны.

Формирование бережного отношения к природе (подкормка птиц, выращивание цветов, уход за животными, работа на огороде) должно сочетаться с воспитанием любви  к родному краю и желанием работать вместе со взрослыми, благоустраивая участок, улицу. Труд ребёнка невелик и несложен, дети могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и направленные на общую пользу. Необходимо способствовать формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у младших школьников, которые затем лягут в основу личности взрослого человека-гражданина своей страны.

Сегодня очень много, везде и всюду,  говорят о патриотизме, но разговоры часто безрезультатны. Актуальны слова Сухомлинского: «Патриотизм – чувство самое стыдливое и деликатное…Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрёстках. Лучше – молча трудись во и мя её блага и могущества».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения

Почему именно в школах следует принимать меры по улучшению питания?Качественное питание укрепляет способность к учению и здоровье детей. Поскольку питание влияет на интеллектуальное развитие и способн...

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения.

Социальный проект как средство нравственного воспитания подрастающего поколения. Учитель начальных классовРФМЛИ г. Владикавказа РСО -Ал...

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....

Статья "Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в системе интеграции общего и дополнительного образования"

Данная статья рассказывает о духовно- нравственном воспитании обучающихся в системе музыкальной школы и общеобразовательной.Содержит описание проведения предметной  недели музыки....

Итоги семинара ФГБУ «Заповедное Подлеморье» «Взаимодействие ООПТ и образовательных учреждений в экологическом образовании подрастающего поколения»

7-8 июня 2023 года на базе Забайкальского национального  парка ФГБУ «Заповедное Подлеморье»  был организован выездной семинар «Взаимодействие ООПТ и образовательных у...