Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики». Золотое правило нравственности.
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) по теме
Цель урока: создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого в выстраивании межличностных отношений.
Задачи.
Личностные:
· развивать этические чувства как результат морального поведения;
· знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
· учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других
людей.
Метапредметные:
· формировать умение высказывать суждения;
· учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
· знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о этике;
· учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zolotoe_pravilo_nravstvennosti.docx | 753.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы религиозных культур и светской этики.
Модуль «Основы светской этики».
Золотое правило нравственности.
Класс: 4
Тема: «Золотое правило нравственности»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для усвоения понятия «Золотое правило нравственности» как необходимого в выстраивании межличностных отношений.
Задачи.
Личностные:
- развивать этические чувства как результат морального поведения;
- знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;
- учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других
людей.
Метапредметные:
- формировать умение высказывать суждения;
- учить осуществлять поиск и обработку информации.
Предметные:
- знакомство с золотым правилом нравственности, понимание его значения в
выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о этике;
- учить оценивать поступок, а не человека, совершившего его.
Оборудование урока:
- учебное пособие «Основы светской этики 4-5» автор А.Я.Данилюк
- мультимедиа
- раздаточный материал: карточки, схемы-опоры, силуэты.
Основные понятия урока:
социальные нормы, мораль, нравственность, добро и зло, золотое правило нравственности, взаимопонимание, дружба.
Предварительная подготовка:
- подбор текстового материала
- создание презентации
- подготовка раздаточного материала для групповой работы
Методы:
- частично-поисковый
- проблемно-диалогический
- деятельный
Формы организации деятельности на уроке:
- фронтальная
- индивидуальная
- групповая
- работа в парах
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организация урока. Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 2.Актуализация опорных знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». 3.Целеполагание. Цель: выявление места и причины затруднения, формулирование темы и цели урока. 4.«Открытие» новых знаний. Цель: построение проекта выхода из затруднения. 5.Первичное закрепление. Цель: реализация построенного проекта, первичное закрепление нового способа действий с проговариванием. 6.Самостоятельная работа. Цель: закрепление нового способа действий, рефлексия достижения цели. 7. Домашнее задание. Цель: информация, инструктаж по выполнению домашнего задания. 8. Рефлексия. Итог урока. Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности. | Проверяет готовность к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на работу. Обеспечивает мотивацию обучающихся к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Предлагает задания по изученному материалу, содержание которых соотносится с новой темой. Создаёт проблемную ситуацию. Организует поисковую работу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует обсуждение выдвинутых гипотез. Предлагает систему вопросов, которые подводят к составлению алгоритма действий и формулировке правила. Помогает в формулировке алгоритма и правила. Организует работу по закреплению нового знания. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. Организует самостоятельную работу в соответствии с возможностями, создаёт ситуацию выбора, вариативность. Осуществляет выборочный контроль. Организует самопроверку по эталону. Даёт вариативное дом. задание. Доводит до обучающихся требования к выполнению домашнего задания. Создаёт ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности,самоуважения. | Проявление интереса к материалу изучения. Включение в учебную деятельность. Демонстрируют знания, умения в ходе выполнения заданий. Вступают в диалог с учителем. Выполняют задания. Выявляют, осознают и проговаривают проблему. Формулируют учебную проблему (ставят цель). Предлагают свои версии, формулируют выводы наблюдений. Отвечают на вопросы. Формулируют алгоритм, правило. Сверяют с эталоном (учебником). Находят в тексте понятие, информацию. Выполняют работу в парах. Называют правило, на которое опирались. Осуществляют взаимопроверку, взаимооценку. Использует самостоятельно приобретённые знания в практической деятельности. Организует работу по алгоритму. Выполняет самооценку. Обсуждение. Восприятие сведений. Анализируют деятельность: обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка деятельности. |
Ход учебного занятия
Этап урока | Содержание |
I. Организация урока. Мотивация к учебной деятельности. II.Актуализация опорных знаний. Фиксирование индивидуального внимания в проблемном учебном действии. Готовность к принятию решений учебных и познавательных задач. III. Целеполагание. Фиксирование затруднений в пробном учебном действии. Определять и формулировать цель деятельности. Четкое выражение своих мыслей. Постановка проблемы. Работа в парах. IV. «Открытие» новых знаний. Работа в группах. Физкультминутка. V.Первичное закрепление Выразительное чтение текстов VI. Самостоятельная работа. VII. Итог урока. VIII. Рефлексия. Домашнее задание. | У: Нам предстоит серьезная работа. Для этого в помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь! Пожелайте друг другу удачи!(хлопок в ладоши). У: Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости (на доске). Как вы это понимаете? Д: Мы совершаем поступки, оцениваем их с позиций добра и зла, приобретаем новые знания. У: Наши знания - это богатство, которое мы накапливаем и храним, а когда необходимо, используем. На сегодняшнем уроке вам как раз и понадобятся накопленные знания. (Слайд №1) «Теперь, когда мы научились летать, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». У: Эпиграф сегодняшнего урока - высказывание Бернарда Шоу. Проанализируем цитату и поразмышляем о том, что необходимо каждому человеку для жизни в окружающем его мире. Д: Взаимное уважение, понимание, сочувствие, сострадание, толерантность, согласие, мир сосуществование. У: Исходя из ваших высказываний, какой проблемный вопрос мы обозначим на уроке? Д: Как жить в мире (в обществе) людей? У: Постараемся найти ответ. У: Прослушаем фрагмент диалога отца и сына (чтение по ролям). (Слайд №2) −Пап! - сказал Илюша. - Мне тут приятель много интересного про охоту на медведя рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников»? −И не жалко тебе будет зверушек убивать? - спросил папа. - Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных» запишитесь. −Я что-то совсем запутался в этих «обществах»! Ты говорил об одном обществе или о разных? −Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный. У: Что же такое «общество»! (Слайд №3) Д: Группа людей с общими интересами. У: Назовите синонимы этого слова Д: Совокупность, круг людей, социум, объединение. У: Когда интересы и желания людей не совпадают или противоречат ДРУГ Другу» то ... Д: Может возникнуть «конфликт». У: Синонимы... Д: Разногласие, столкновение. У: Как вы понимаете, что такое «компромисс»? Д: Попытка выслушать друг друга; сделать взаимные уступки; попробовать договориться. Синоним ... соглашение. У: Представьте, что вы пришли на концерт (звучит красивая музыка). Какие эмоции вы сейчас испытываете? Д: Положительные: радость, удовольствие, восхищение, восторг. (Слайд № 4) На слайде появляется надпись: «Музыка вызывает положительные эмоции. Музыканты поступают хорошо». У: Представьте, что уже поздний вечер, вы устали, завтра вам рано вставать. Вдруг ваш сосед-музыкант начинает громко играть ту же самую музыку, что вы недавно слушали на концерте. Какие эмоции вы испытываете сейчас? Д: Отрицательные: раздражение, недовольство, возмущение, негодование. (Слайд № 5) На слайде появляется ещё одна надпись: «Музыка вызывает отрицательные эмоции. Музыкант поступает плохо». У: Посмотрите на экран. Какое противоречие вы заметили? Д: Музыка одна и та же, но поступок музыкантов мы расцениваем, то как хороший, то как плохой. У: Какую цель урока определяет это противоречие? Д: Оценка уже совершённых поступков и тех, которые только намереваются совершить. (Слайд №6). У: Что и кто помогает человеку оценивать их поступки? (Слайд №7) Д: Внутренний голос, другие люди. У: А какие понятия регулируют отношения людей в обществе. (Покажете стрелочками, какие определения соответствуют словам в рамочках). У: Мы живём в обществе, в котором существуют определённые ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается. Пройти мимо бездомной собаки или накормить её. Навредить человеку или простить его. Человек делает выбор между добром и злом. Сейчас вы по группам напишите несколько важных правил поведения, которые необходимо соблюдать каждому человеку. Затем первая справившаяся группа читает свои правила, а остальные отмечают в своих записях знаком «+» те ответы, которые совпадают и озвучивают новые варианты. У: Правила, отмеченные «+» подтверждают, что существуют общие, принятые всем обществом правила поведения. У: Как называются общие, принятые всем обществом правила поведения? Д: Мораль (нравственные нормы поведения). У: Молодцы! Назовите синоним морали. Д: Нравственность. У: Назовите качества нравственного человека, который живёт в нашем обществе: добрый злой честный бессовестный добросовестный лживый трудолюбивый грубый вежливый безответственный справедливый жестокий внимательный У: Опираясь на написанное вами (10 правил и качества), попробуйте сформулировать одно, но самое важное правило. Д: «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе». Физкультурная пауза «Морские волны». (Слайд №8) Команда «Штиль» - все замирают. «Волны» - дети встают по очереди с интервалом в 2 сек., (сначала все сидящие за 1 -ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши). Затем в таком же порядке садятся. «Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, друг за другом. Опять команда «Штиль». У: Так, к сожалению, и в реальной жизни: то штиль, то шторм, и человеку необходимо балансировать, чтобы достойно разрешать в любые жизненные ситуаций, оставаться честным прежде всего перед самим собой. (Слайд №9) У: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»? Золотая монета, золотая брошь, золотое правило (на доске). Д: Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении. У: Какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку? Д: Мы говорим о правилах поведения среди людей, об их нравственном выборе. У: Исходя из ваших гипотез, как звучит тема сегодняшнего урока? Д: «Золотое правило нравственности». (Слайд №10) У: Еще в давние времена пытались найти самое главное правило нравственности. Давайте познакомимся с результатами таких поисков. Текст №1 «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». (Слад №11) Текст №2 «Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе» (Слайд №12) Текст №3 «В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». (Слайд №13) Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека. Самостоятельное чтение статьи по учебному пособию на стр. 42-43. У: По ходу чтения статьи я попрошу вас на полях страниц сделать карандашом следующие пометы: + «знаю» V «совершенно новая информация» ? «не понял» = «знал, но забыл» У: Поделитесь своими наблюдениями, используя ваши пометы. У: Почему появилось золотое правило? Д: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. У: Чему учат эти правила? Д: Быть добрым. Творить добро в жизни. Д: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Д: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Д: Учат правильно жить. У: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. (Слайд №14) У: Как применять это правило в жизни? Можно ли составить алгоритм применения этого правила? Перечитайте последний абзац статьи. (Слайд №15) 1. Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие. 2. Каково будет мне, если со мной так поступят? 3. Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? У: Большое начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором: дома, в школе, в общественных местах, наедине с собой и т.д. У: Давайте вернёмся к проблеме урока. Что мы хотели сегодня выяснить? Как люди выстраивают свои отношения? Игра «У кого доводов больше?» Игра «Какой Я?». (У детей рисунки человечков и цветные карандаши) У: Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый. У: Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный. У: Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков. А для того, чтобы красных кружочков было больше, нужно работать над собой, а именно:... (Слайд №16). Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Образовательная область «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» для 4 класса
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание ...
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...