Классный час Ленинград - город воинской славы
классный час (1 класс) на тему

Мирошниченко Елена Павловна

Конспект классного часа  к дню снятия блокады г. Ленинграда. Классный час расчитан на младших школьников, которым еще только предстоит познакомиться с понятиями "война", "блокада", "голод".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ ООШ с. Раздольного, Моздокский район, РСО-Алания

Классный час в начальной школе

http://www.cdod.info/prazdniki/vov/pobeda1.gif

Учитель начальных классов

                                                                                                   Мирошниченко Е.П.

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить ребят с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Оборудование и ДМ : ПК, презентация «Ленинград – город воинской славы» , иллюстрации «Дети войны», звук метронома, запись песни в исполнении  Людмилы Зыкиной  - Поклонимся великим тем годам, свеча, георгиевские ленточки, открытки Ленинград.

Ведущий1:Шла Великая Отечественная Война 1941-1945г. Советский Союз (так называлось наше государство в те времена) сражался с мощным и коварным врагом – фашисткой Германией. В той войне было много горя и страдания, гибли дети и старики, взрослые героически сражались на фронтах, гибли за Родину.

Ведущий 2:Сегодня мы  рассмотрим  одну из страниц ВОВ, узнаем о героическом подвиге  жителей одного из красивейших городов нашей  страны Санкт-Петербурге  (в годы войны город назывался Ленинград).

Ученик 1    У каждого города есть свое лицо, своя судьба.

                     Стоит над Невой город

                     Большой и красивый,

                     Город – герой, город – солдат,

                     Город – труженик.

Ученик 2 Великая  Отечественная Война началась 22 июня 1941 года. Отголоски войны в г.Ленинград пришли уже в июле 1941 года.  В сентябре 1941 г. город был окружён со всех сторон, связь с внешним миромдля горожан прекратилась. Началась блокада Ленинграда.

Ведущий 1 (Блокада – окружение и полная изоляция города, страны, войска  с целью прекращения всех видов связи с  внешним миром). На момент блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысяч человек из них 400 000 детей.

Ученик 3

Я меньше взрослых помню о блокаде

Но и о малом тяжко вспоминать.

Мы пухли с голоду и мерзли в сорок первом.

Возможно ль страх словами передать?

Он был неузнаваемый, мой город,

Продрогший и голодный, как и все.

За ним как и за мною гнался голод,

И смерть держала нас на поводке.

Ведущий 2:  Фашистские летчики постоянно совершали налёты на город, бомбили склады с продовольствием. Город остался без запасов. Люди стали получать продовольственные карточки, по которым им выдавали хлеб. Запасов становилось все меньше и норму хлеба уменьшали.  (На день выдавали  на одного человека 125 грамм хлеба.Рабочим давали 250 грамм.)Демонстрируется кусочек черного хлеба

Ученик  4 Я не тушила «зажигалок»…

И не стояла у станка..

Я долго, тихо умирала

В блокадной комнате – одна…

Не погодам и как-то сразу,

          На взрослость детство разменяв,

          Я все могла, я все умела –

           Вот в куклы лишь не доиграв…

Мою казарменную маму

Я редко видела… в те дни,

И все блокадные невзгоды

На плечи детские легли.

           Вживалась в очередь - за Хлебом

           Брела за снегом – для воды…

           Колола щепки для буржуйки…

           Едва спасалась от беды.

Семь лет! Какие это годы!

Чтоб в одиночестве прожить!

Но жизнь – учитель очень строгий

И запретила мне скулить!

Мы все взрослели по минутам

И по секундам счет вели…,

И тот, кто пережил блокаду,-

По духу не были детьми…

Ведущий1: Беда не приходит одна, так говорят старики. В тот год людям измученным голодом пришлось пережить и суровые морозы русской зимы. Что бы выжить люди стали устанавливать в квартирах печки – времянки и жечь в них  деревянные предметы с улицы, соседних разрушенных домов.

Ведущий 2: Кругом была разруха. Люди умирали от голода, холода, бомбежек. Но город жил и боролся. Заводы продолжали работать, выпускать военную технику. Голодные и измученные люди находили в себе силы работать и стаять у станка даже во время бомбежек.

Ученик 5Война. Страшней нет ничего на свете,

«Для фронта всё!» – девиз страны таков,

Трудились все: и взрослые, и дети

В полях и  у станков.

Фронт обеспечить! – нет важней задачи,

Трудились для победы все в тылу,

Бойцам в боях не выстоять иначе,

Труд для победы заслужил хвалу.

Ведущий 1: Блокада длилась 2 года, но город продолжал жить. Помимо взрослых в городе было очень много детей. На их плечи выпала нелегкая задача находить дрова, отоваривать хлебные карточки, добывать воду. И самое главное ждать родных с работы, хоронить погибших.

Ведущий 2: Весь мир слышал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.  Большая и дружная семья Савичевых  погибла в блокадном Ленинграде. Все тяготы войны, голода и холода Таня записывала в записную книжечку.  В книжке 9 страниц, на шестой из них – даты.

Ведущий 1:(чтение со слайда даты страниц из дневника Тани Савичевой)

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

«Бабушка умерла 25 января в 3ч дня  1942 года»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942года»

«Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942 года»

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»

«Мама умерла 13 мая в 7 ч.30мин. утра 1942 года»

«Савичевы умерли».

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Ведущий 2:

….Остался дневник-Детского сердца слезы и крик.

Дети мечтали о корочке хлеба,

Дети боялись военного неба.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским.                                                                                  Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник- это боль Ленинграда.

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

"Вновь не должно это все повториться!"

Ведущий1:Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.   Ученики шатались от голода. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось прямо в классе.

Ученик 6:

Девчонка руки протянула

И головой –На край стола.

Сначала думали –Уснула.

А оказалось, умерла...

Её из школы на носилках

Домой  Ребята принесли.

В ресницах у подруг  Слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло,  Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил,

Что снова уроки –  После похорон.

Ведущий 1:

В январе 1943 года  советские войска прорвали блокаду и организовали помощь ленинградцам, открыв ледяную трасу по Ладожскому озеру, которую в последствии назвали «Дорогой жизни». По этой же дороге вывозили детей на большую землю.  

Ведущий 2:      

В январе 1944 года  с Ленинграда была снята блокада , город был освобожден и несмотря на то, что война длилась еще год, Ленинград возрождался. Жители , оставшиеся в живых не покинули свой родной город, а с новыми силами отправились на заводы и фабрики, чтобы обеспечить армию страны оружием, продовольствием и вещами. Так день за днем каждый гражданин нашей Родины приближал Великую Победу!

Ведущий 1:Блокада Ленинграда длилась 900 дней ( почти 3 года). За время блокады погибло 1 миллион 200 тысяч жителей из них 400 тысяч детей.

Почтим  их память минутой молчания.

Минута молчания (под звуки метронома)

Ведущий 2: Мы дети мирного времени и нам не понять переживания военного поколения, тех кто выжил. Но мы должны сохранить память о тех страданиях, которые принесла война, во имя будущего на земле. Наш долг -  сохранить мир и быть достойными тех, кто подарил нам жизнь. Будем же любить Родину так, как это делали  наши прадеды! Хочется пожелать вам мира и добра.

Звучит песня «Поклонимся великим тем годам»

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTaMxClwoiQI8z6JQqP_czyWyx180cObg0HvdGX5ZzehfJcsI-u


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Владикавказ- город воинской славы»

Классный час«Владикавказ- город воинской славы»Цели: воспитание патриотических чувств, гражданской позиции,восстановить хронологию военных событий, связанных  с обороной  г. Владикавказа; по...

Классный час по теме "Выборг- город воинской славы".

В данном сценарии приведен теоретический материал для проведения классного часа по патриотческому воспитанию в начальных классах (2-4 классы). Также его можно использовать в проекте "Моя малая Родина"...

Классный час. Хабаровск город воинской славы.

Хабаровчане активно участвововали  в обороне западных рубежей Советского Союза в годы Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.)....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Воронеж-город воинской славы»

Знакомство с военным историческим прошлым города Воронеж...

Классный час "Елец - город воинской славы"

Рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок....

Презентация к классному часу "Елец - город воинской славы"

Рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок....

Классный час ко Дню воинской славы России 2 февраля 1943 года – день разгрома немецких войск под Сталинградом. «Город жил… Город сражался… Город победил…» .

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. И тут преувеличения нет. Разве военные историки могут указать нам на другое сражение, в которо...