Взаимодействие семьи и школы
статья по теме

Сапожникова Ольга Марсовна

Взаимодействие семьи и школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семья и школа. Каково их взаимодействие?
Главное значение семьи - воспитание детей. Семья – персональная среда жизни и развитие ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

     - климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

- режим семейной жизни;

- содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Методы изучения семьи:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • посещение семьи на дому;
  • консультирование;

Также семьи можно разделить на

- неблагополучные семьи (неблагоприятный микроклимат)

Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:
       - родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
       - родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);
       - родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица - попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).

- благополучные семьи (благоприятный микроклимат)

В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни родителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, которыми она обладает в данный момент.

- благополучные семьи (неблагоприятный микроклимат)

Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной, а копнешь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь что ее сплоченность - лишь видимость. По существу же она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка

На практике выяснилось, что возникает множество проблем при  работе с семьями различных категорий. И мною используются различные методы работы с ними (беседа, консультирование, наблюдение, посещение на дому), т.к. каждая ситуация требует индивидуального подхода.

Таким образом, школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские лектории, круглые столы, семинары. Школа и семья. От согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимодействие семьи и школы важно на всех этапах школьной жизни ученика.

Для правильной организации работы с родителями необходимо взаимодействие всех школьных специалистов:

  • заместителя директора по воспитательной работе, который составляет план воспитательной работы, помогает классным руководителям в составлении планов, осуществляет контроль за их выполнением;
  • педагога-психолога, которые помогают в исследовании социального фона семьи, определении типа семьи, дают рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально;
  • социального педагога, который берет на себя контроль и осуществление коррекционной работы с неблагополучными семьями, взаимодействие с отделом милиции, отделом опеки, инспекцией по делам несовершеннолетних;
  • школьного библиотекаря, который подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по данному направлению;
  • классных руководителей, которые регулярно проводят родительские собрания и применяют другие формы работы с родителями, как традиционные (конференции, консультации, посещения на дому), так и нетрадиционные (тренинги, дискуссии, психологические разминки, круглые столы, вечера, родительские чтения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

Взаимодействие семьи и школы.

Почему становиться трудно наладить взаимоотношения между родителями и учителями?...

«Взаимодействие семьи и школы в современных условиях. Формы и методы работы педагогического коллектива по взаимодействию школы и семьи»

·        оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями в развитии;·        создание условий дл...

Презентация "Взаимодействие семьи и школы в формировании духовно-нравственного поведения в семье, обществе и школе в ходе реализации ФГОС"

Образование – это не только обучение и развитие,  но и воспитание.Одной из особенностей ФГОСа второго поколения – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач восп...

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы.

Влияние семьи на становление личности ребёнка. Проблемы семейного воспитания и взаимодействие семьи и школы....