Волшебные слова в "Школе вежливости"
методическая разработка (4 класс) на тему

Ермолаева Лилия Сергеевна

Внеклассное мероприятие направленное на сплочение коллектива. В результате разбора  жизненых ситуаций дети лучше адаптируются в обществе, учатся  вежливому общению с собеседниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shkola_vezhlivosti.zip1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час  «Волшебные слова в "Школе вежливости"

Ход занятия

Занятие сопровождается компьютерной презентацией.

I. Организационная часть

(Слайд 1)

II. Беседа

Учитель: Ребята, сегодня мы будем говорить о чем-то очень важном. А о чем, вы узнаете после просмотра фильма.

1. Просмотр ролика «Ералаш». (Давайте говорить...)

2. Обсуждение ситуации.

- Как вели себя дети в школе?

- Какие слова употребляли в своей речи?

- О каком дне говорится в фильме? 

(Слайд 2)

Вежливость – это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие     Восточная мудрость

Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в школу, но эта школа необычная. Это - «Школа вежливости».

(Слайд 3)

III. Беседа

- Всегда ли вы вежливы с мамой и папой, с друзьями, с одноклассниками, с учителями? Ребята, а как мы называем человека, который никогда не грубит, вежлив и внимателен с людьми, и поэтому всякому с ним легко и приятно? (ВОСПИТАННЫМ.)

Правильно, воспитанным. Ведь вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Вежливость в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Она с годами закрепляется
И остаётся с человеком навсегда.

IV. Историческая справка

- До XVI века вежа означало «знаток», тот, кто знает правила приличия. Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

V. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Вежливо — невежливо». Если вы считаете, что так поступать вежливо - хлопаете два раза, если невежливо - один.

1. Поздороваться при встрече -
2. Толкнуть и не извиниться -
3. Помочь подняться -
4. Не встать, обращаясь к учителю -
5. Поднять упавшие вещи -
6. Не уступить место в транспорте -
7. Не заметить недовольство мамы -

VI. Ребята, а всегда ли вы в общении с людьми пользуетесь «волшебными словами»?

Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (СПАСИБО)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит… (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

- Когда нас бранят за шалости, говорим... (ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят... (ДО СВИДАНИЯ)

- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю... (ПОЖАЛУЙСТА)

VII. А сейчас мы посмотрим, какие волшебные слова знаете вы.

Игра «Вежливые прятки»

Ученику завязывают глаза, а кто-нибудь из игроков говорит вежливое слово, водящий должен отгадать, кто из ребят сказал.

(Слайд 4)

А теперь я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Невежды» и сделать вывод о том, как в жизни помогают волшебные слова.

Ребята делают вывод, высказывают свое мнение

VIII. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем.

Игра «Волшебный цветик-многоцветик»

- Сейчас ко мне выйдут ребята, которые станут волшебниками. Они отрывают по одному лепестку и отдают лепесток кому-нибудь из класса со словами:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели…

- Вели, чтобы... сказал... доброе слово.

1. Назовите слова приветствия.


2. Выскажите просьбу.


3. Какими словами лучше всего начать знакомство?


4. Как принято извиняться в культурном обществе?


5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе?


6. Слова благодарности.


7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?


Советы на память от волшебного цветика-семицветика.

1 ученик:

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «Спасибо!»

2 ученик:

Будь доброжелательным,
Скромным и внимательным!

3 ученик:

Ты труд другого уважай,
Сам насорил - сам убирай!

4 ученик:

Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В автобус вы поможете
Взобраться инвалиду.

5 ученик:

Ежили вы вежливы,
И к совести не глухи.
Вы место без протеста
Уступите старухе.

6 ученик:

Ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать как две сороки!

7 ученик:

Дома близким не груби.
Малышей жалей, люби!

8 ученик:

Пусть же будет вам не лень,
Сказать при встрече: «Добрый, день!»

IX. Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложение,
Задачи на правила уважения.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?» и сделал 3 ошибки. Какие?

а) Нельзя кричать.
б) Надо, обратившись к прохожему, извиниться.
в) И употребить вежливые слова.

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить, если одному 8 лет, а другому 11? (Кто вежливее.)

3.Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру? (Поздороваться.)

4.Ты ел конфету, что сделаешь с фантиком? (Бросишь в урну.)

5. Нужно ли снимать головной убор, если ты пришёл в гости? (Обязательно.) 

8. Ира обижена: “Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо”.Витя удивлён:, А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась. Кто прав?


9. Ольга говорит: “Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?”. Права ли Ольга?


10. Тебя обозвали. Твоя реакция?

X. А теперь я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).    
"Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей : "Садитесь ...(хором-пожалуйста).                                Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову : ... (спасибо).                   Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ..... (извините пожалуйста).

XI. Ситуации

 Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные,
Учитель: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций.

Первая ситуация.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

Вторая ситуация.

Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать?

Третья ситуация.

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

"Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал". (Ответы)

 Учитель:   Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.

Четвертая ситуация.

Навстречу мужчине идет женщина. Кто должен первым поздороваться? (Первым здоровается младший со старшим, мальчик с девочкой)

Пятая ситуация.

 В дверях школы вы встретились с одноклассницей. Кто первым должен поздороваться? (Из двух детей одного возраста первым здоровается тот, кто лучше воспитан).

Шестая ситуация.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Сергей увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Добрый день, Галина Ивановна!» Какой ошибки он допустил? (Сергей поступил невежливо. Надо было сказать общее «Добрый день».

Седьмая ситуация.

Вы встречаете этого человека часто, например, возле магазина, мимо которого идете в школу, но не знакомы с ним. Надо ли в таких случаях здороваться? (Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься, даже если ты с ними не знаком, обязательно).

Восьмая ситуация.

Люды приветствуют друг друга при помощи слов, жестов. Какие вы знаете жесты? (Поклон, рукопожатия).

Девятая ситуация.

Почему приветствуются правой рукой? (Во время приветствия принято пожимать друг другу руку. Сегодня эта традиция считается проявлением уважения. А поводом для этого принято было прежде другое: миролюбие, демонстрация мирных намерений. Протянутая открыта правая рука должна подтвердить, что в ней нет оружия - камней, ножа).

Учитель. То, что люди должны относиться друг к другу вежливо, с уважением, нашло отражение и в народной мудрости: в сказках, легендах, пословицах, поговорках. А кто из вас знает такие пословицы и поговорки?

 XII. Народные мудрости и поговорки гласят. (Слайд 5)

  • 1. «Вежливости открываются все двери».
  • 2. «Ласковое слово и кошке приятно».
  • 3. «Слово жжет хуже огня».
  • 4. «Доброе слово лечит, а злое калечит».
  • 5. «Плохое слово, что грязная вода».
  • 6. «Ласковым словом и мед растопишь».

XIII.Рассказ  с последующей беседой


После соревнований Лена сказала Тане: “Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе фотки свои покажу и новую музыку послушаем.”.
- Ладно, - ответила Таня. – Приду.
Часов в шесть Лена уже перестала ждать подругу. Она решила поужинать, и в это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Лена шла к двери, кто – то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал кнопку звонка.
- Привет, - сказала Таня. – Это я. Она прошла в комнату, бросила мокрую куртку и шапку в кресло и огляделась:
- А у вас ничего. Подходяще. Это что? – и она схватила статуэтку кошки, сделанную из ракушек.
- Это мама из Сочи привезла. На память.
- Здорово сделано. – Таня нажала посильнее, и ракушки раскололись.
Лена взглянула испуганно, но ничего не сказала. А гостья в это время уже вертела в руках фломастеры, поочерёдно пробуя каждый цвет на полуисписанном листе бумаги, который лежал на столе. Потом Таня отправилась бродить по комнатам.
- Сколько стоит? А это где покупали? – поминутно спрашивала она, трогая хрустальную вазу, макроме на стене, экибану на журнальном столике. Экибана ей не понравилась.
- Чего барахло всякое в доме держите? – на лице Тани ясно выразилось презрение ко вкусам хозяев.
Зато туалетный столик в комнате родителей вызвал у неё особый интерес. Она открыла флакон духов, перевернула его и трясла над своей головой, пока не вылила почти половину. Потом помазала кремом свои руки, понюхала их и, сказав, что пахнет клубникой, намазала ещё и лицо. Затем она дунула в пудру и, душистое облако разлетелось на ковёр.
Лена, в это время вскипятила чай и пригласила гостью к столу. Та критически оглядела чашки с чаем, вазочку с вареньем, сахарницу и потянула к себе ручку холодильника.
- Ты колбасы нарежь, Лен: А это селёдка, что ли? И селёдку давай. Я знаешь как солёное люблю.
И, наевшись и напившись вдоволь чаю, Таня взялась за куртку и шапку.
- Ну, я пошла. Пока. Завтра ещё приду. Да, я у тебя два диска взяла, посмотрю дома. Отдам как – нибудь, - и она побежала по лестнице.


Учитель:А у вас, ребята, не бывали такие гости? Как вы к ним относитесь?

Так давайте учиться быть вежливыми. Говорите, друг другу хорошие слова и в ответ вы услышите только хорошее. Говорить эти слова нужно улыбаясь, потому что улыбка согревает сердца, улучшает настроение. Это маленькое чудо, которое мы должны разделить со всеми.

XIV. Рефлексия: Ребята, вам понравилась наша экскурсия в школу вежливости? С помощью светофора оцените свою работу на уроке

XV. Итог урока:

Как нужно произносить «волшебные слова». (Вежливо, с улыбкой.)

А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Наш классный час подошёл к концу. Мне было приятно с вами общаться.  Вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

-Вежливость - это прежде всего искусство человеческого общения. Вежливый человек всегда внимателен к другим. Она старается не делать им неприятностей, не оскорблять ни словом, ни делом.

Дополнительное задание

Задача. Однажды по улице шел дедушка. Он был очень стар и от старости согнулся. Шел и смотрел себе под ноги. А навстречу дедушке, размахивая руками, шел мальчик. Мальчик нечаянно толкнул дедушку. Дедушка рассердился на мальчика. Но мальчик вернулся, подошел к дедушке и сказал ему что-то, от чего дедушка сразу подобрел. Что сказал мальчик дедушке?

- Задачу на вежливость вы решили правильно. Надо решать такие задачи не только в классе, но и в  жизни, вести себя культурно на улице, дома, в общественных местах.1

синонимы

антонимы


Учтивый, корректный, уважительный, предупредительный, любезный, галантный.


Грубый, невежливый, дерзкий, хам, неприятный.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"

Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Презентация классного часа на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

В презентации использованы красочные картинки из мультфильма "Крошка Енот", игра на внимание, слова приветствия....

Классный час: "Волшебные слова в "Школе вежливости".

Вежливость - это монета, которая дающему ничего не стоит, а принимающему доставляет удовольствие....

Конспект открытого классного часа "Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  классного часа во 2 классе на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!»....

Интегрированный урок В.Осеева Волшебное слово. Правила вежливости

Интегрированный урок по литературному чтению и окружающему миру 2 класс...