Воспитательское занятие "Огонь ошибок не прощает".
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Филиппова Т.В.
воспитатель I квалификационной категории Государственного бюджетного специального (коррекционного) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы -интернат с. Малый Толкай.
Воспитательское занятие «Огонь ошибок не прощает».
Цель: закрепление знания детей о пожарной безопасности.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить детей с ролью огня в жизни человека : как положительного так и отрицательного;
- закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
Развивающие:
- формировать умение правильно оценивать возможную опасность;
- развивать умения вызывать пожарную службу по телефону;
- развивать речь, мышление, память.
Воспитательные:
- воспитывать осторожность при обращении с огнем;
- воспитывать самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.
Коррекционные:
- корригировать слуховое и зрительное восприятие , внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: медиапроектор, презентация к занятию.
Ход:
I. Организационный момент. ( Слайд№ 1)
-Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.
Упражнение «Свеча». ( Слайд№ 2)
-Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом
II. Основная часть.
-Что можете сказать, глядя на свечу? Что она вам напоминает, узнаете, отгадав загадку. ( Слайд № 3)
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь)
-Ребята, а в слове огонь, сколько букв и звуков? Кто скажет?(5 б. и 4 зв.) (Слайд № 4)
-Правильно.
-Вот сегодня мы поговорим о том, какую роль играет огонь в нашей жизни, что может произойти, если не следить за ним, а также как действовать ,если пожар все-таки случился.
-Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился.
-Как вы считаете: огонь друг, или враг человека? (Ответы детей).
-Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. (Слайд № 5)
-Огонь помогал людям бороться за существование, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь костра помогал людям готовить пищу, спасал от холода. (Слайд № 6)
- И сегодня люди не могут обходиться без огня.
- Ребята, а скажите , для чего человеку нужен огонь? (варят обед, тепло дает, хлеб пикет)
-Огонь и сегодня помогает человеку. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты. (Слайд № 7)
-Едет автомобиль, взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ими? Сила огня! (Слайд № 8)
-Но когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается во врага. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он обернется к нам. Зависит от нас. Огонь- враг, если к нему относится небрежно. (Слайд № 9)
Да, огонь бывает разный-
Бледно-желтый, ярко- красный,
Синий или золотой.
Очень добрый, очень злой.
-А как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? Вы узнаете ,отгадав кроссворд. (Слайд № 10)
1). Чтобы не было огня
Не играйте вы в меня.
Я огня сестричка,
Маленькая…. (спичка).
2). Кто меня не бережется
Тот очень сильно обожжется .
(Огонь).
3). Дым увидев - не зевайте,
Нас скорее вызывайте.
(Пожарные).
4). Хоть и маленькая я,
Но недолго и до огня.
(Искра).
5). С чем бежит курочка заливать кошкин дом? (Ведро).
- Какое слово получилось красными буквами? (Пожар).
-Так как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? (пожар). (Слайд № 11)
-Слово «пожар» вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать и видеть последствия этой стихии.
-А что такое пожар? Как вы думаете?
-Правильно, пожар- это процесс горения, который уничтожает все вокруг и создает опасность для жизни людей.
-Очень опасна разбушевавшаяся стихия- пожар.
-Чем опасен пожар?( при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса,).
-Вы все сказали правильно, при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.
-Но пожары страшны не только огнём, который пожирает и дерево, и металл, и растения и животных. Опасными спутниками огня являются – ядовитый дым, высокая температура, плохая видимость, паника и растерянность, обрыв электрических проводов и возможность поражения током, обрушение конструкций. (Слайд № 12)
Ежегодно на территории России происходит в среднем 300 тыс. пожаров.
– Давайте вспомним, отчего возникает пожар.
-Если баловаться чем? (спичками) (Слайд № 13)
-У кого есть спички? Вот вы на выходные ездите домой- кто– нибудь привез из дома спички? Молодцы! Дети не должны самостоятельно пользоваться спичками.
Не играй, дружок со спичкой.
Помни ты, она мала,
Но от, спички-невелички
Может дом сгореть до тла.
– Это одна из причин возникновения пожара. Какую причину возникновения пожара вы знаете ещё ( если забыли выключить утюг).
-Правильно, если забыть выключить электроприборы. (Слайд № 14)
-Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи. (Слайд № 15)
–Костры опасность представляют? Чем?
- Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар. (Слайд № 16)
– Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.
– Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха ,как у нас во дворе школы. (Слайд № 17)
– Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)
-Прочитайте еще раз, от чего может возникнуть пожар. (Слайд № 18)
-Но бывает так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался. Что нужно делать в таких случаях? Что нужно делать в первую очередь?
( быстро выбежать из здания).
-А затем, что будете делать?(звонить по 01)
-Да. Ребята, вы все правильно говорили. А теперь давайте прочитаем правила поведения и действия во время пожара.
1.Не поддаваться панике.
2.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.
3. Нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.
4. Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.
5.Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.
6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.
7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.
-Простые или сложные эти правила?(простые).
-Вот такие простые правила вы должны не только знать, но и если не дай бог случится применить на практике. И чтобы они лучше запомнились, мы их повесим в нашем уголке группы.
-Вот вы узнали как вести себя при пожаре. Теперь ответьте на вопрос: с чего начинается пожар? (с возгорания)
--Один человек может ликвидировать загорание? (да)
А ликвидировать пожар?(нет)
-А что для этого требуется?(усилия большого количества людей, специальной пожарной техники)
Игра «Найди средства тушения». (Слайд № 19)
-А теперь поиграем в игру «Найди средства тушения».
На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно выбрать отложить в сторону средства тушения.
( Это специальная ткань для тушения, а если тушить пожар в домашних условиях можно воспользоваться одеялом, покрывалом. Чтобы перекрыть доступ воздуха и огонь не смог бы разгореться сильнее).
Разбор ситуаций. (Слайд № 20)
Ребята, а теперь представьте себе ситуацию. Читай на слайде….
- Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:
А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;
Б) начну тушить пожар в квартире;
В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.
Следующая ситуация. Читай…
2. Что делать, если огонь еще в квартире маленький: (Слайд № 21)
А) оповестить соседей и приступлю к тушению огня;
Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;
В) открыть в комнате окна.
Дальше. Читай…..
3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым: (Слайд № 22)
А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;
Б) залью телевизор водой;
В) убегу в другую комнату.
Послушайте запись и определите, о какой беде идет речь. Что неправильно сделал герой? (Слайд № 23)
«Пожар, пожар….не помню адреса…все горит, приезжайте скорее…»
- О какой беде идет речь?
- Что не правильно сделал герой?(не правильно вызвал пожарную службу)
- А как же правильно вызвать пожарную службу.
- Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную службу.
- По какому номеру вы будете звонить?( 01)Набирай.
- О чем будешь говорить?( 2 человека)
Хорошо!
- Ребята, в основном хорошо, но были определенные неточности.
-Так как же правильно вызвать пожарную службу?
(Слайд №24)
- Нужно четко назвать свое имя и фамилию.
- Назвать адрес или приметы, по которым можно найти то место, где происходит пожар.
- Говорить быстро и четко дорога каждая минута.
Пойдем правильно вызовем пожарную службу….
Пословицы. (Слайд № 25)
Об огне и пожаре сложено очень много пословиц .Вот на слайде даны пословицы, нужно их собрать ,а потом объяснить как вы ее понимаете .
- Спички – не игрушка, а великое пламя.(со спичками играть нельзя, будет пожар).
- Искра мала, а великое пламя рождает.( От одной маленькой искорки может быть большой пожар)
- Огонь - хороший слуга, но плохой хозяин.( Огонь нам в хозяйстве помогает, но если он будет хозяином будет пожар)
Молодцы! С заданием вы справились.
-А еще я хочу сказать вам народную мудрость: «Вор ворует –стены оставляет, а пожар – ничего». (Слайд № 26)
Загадки. (Слайд № 27)
-А теперь вам предстоит отгадать загадки об огне и о предметах, которые с ним связаны.
С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?
(Пожарные )
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит
(огнетушитель)
Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками,
Тоненькими …
(спичками)
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.
(Дым)
То назад, то вперед ходит, бродит пароход.
Остановишь – горе, продырявит море (утюг)
Молодцы! Знаете вы загадки.
- В последнее время участились случаи пожаров в больницах, в детских учреждениях. Было много жертв среди школьников, престарелых граждан. Все это можно было избежать ,если бы учреждения были бы оснащены системами пожарной сигнализации.
-Такая система имеется у нас и в школе и интернате. Благодаря ей мы можем узнать о начинающимся пожаре и сможем обезопасить себя и попытаться ликвидировать пожар.
-Сейчас я расскажу, что входит в систему пожарной безопасности.
-На каждом этаже есть средство пожаротушения - это огнетушитель. Кроме огнетушителей, на каждом этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и покрашен в красный цвет. Почему в красный? ( цвет тревоги) (Слайд № 28)
-Вспомните, где такой шкаф находится у нас в интернате на нашем этаже?
-В этом шкафу расположен пожарный рукав, свернутый в рулон. С наконечником. В случае возгорания им можно воспользоваться во время тушения, поэтому рукаву будет идти вода.
-Еще на каждой двери есть дверной доводчик, который позволяет плотно затворить дверь. Не пропуская дыма во время пожара.
-На всех стенах есть световой оповещатель «Выход» и галогеновые зеленые стрелки. Они ночью светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно ориентироваться во время эвакуации.
-Эвакуация. Давайте хором прочитаем по слогам это слово.
-Как вы понимаете это слово? (это когда люди быстро покидают помещение).
-Правильно. Эвакуация- это организованный выход людей из здания при чрезвычайных ситуациях. В данном случае при пожаре.
-На потолках у нас в интернате и школе прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот они на слайде. Эти датчики реагируют на задымление. Если возникает очаг возгорания , появляется дым, он поднимается к потолку и вот как раз воздействует на этот датчик. А датчик подает сигнал на пульт , а пульт воспроизводит голосовое оповещение через громкоговорители, которые расположены на каждом этаже вот они на слайде.
-Когда мы проводим учебную эвакуацию вспомните, какие слова вы слышите через громкоговоритель?
-Правильно, мужской голос говорит: «Внимание! Пожарная тревога. Всем срочно покинуть помещение».
-Сколько раз идет оповещение?(3 раза)
-Послушайте на записи это звуковое оповещение.
- После этого сигнала вы должны, что сделать?
-Правильно, покинуть помещение, согласно плану эвакуации. При эвакуации нужно соблюдать определенные правила:
1. Каждая группа эвакуируются через свой запасный выход. На каждом запасном выходе висит табличка, какая группа выходит через нее.
-Для чего они нужны.
-Это нужно, чтобы не создавать пробки и не толпиться около одной двери, а быстро покинуть помещение.
2. Обязательно нужно знать места сбора после выхода из здания.
- Где мы собираемся после выхода из интерната?
- А где мы собираемся после выхода из школы?
- Надо собраться около своего воспитателя, рядом со своей группой.
- Для чего это нужно?
Не надо прятаться во время пожара в шкафах, под кроватью. Можно задохнуться или просто вас не смогут найти. Ваша задача - быстрее выти из здания и сохранить свою жизнь.
-А дальше уже пожарники займутся ликвидацией пожара.
-Так что, ребята. Ни в коем случае нельзя включат кнопку сигнализации попусту, нельзя подходить к пульту, вызывать ложную тревогу, на стенках не рвать знаки.
Для чего это надо.
- Во- первых, это важно для вас, для сохранения вашей жизни.
А во-вторых, это очень дорогостоящий материал, а за ложный вызов. Есть по закону наказание - административный штраф на большую сумму денег.
- Вот я немного рассказала о нашей пожарной сигнализации.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья». (Слайд № 29)
-А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила противопожарной безопасности. И поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».
-Я буду вам задать вопрос, если считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны молчите.
Кто задорный и весёлый,
Верность, правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (молчат).
Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (молчат).
На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (молчат)
Кто, видя сушняк в огне,
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает,
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)
-Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят
III. Итог.
- Полезный ли был для вас этот разговор? (Слайд № 30)
- Что нового вы узнали? ( о правилах пожарной безопасности, о системе пожарной сигнализации, о эвакуации во время пожара)
- Как вы думаете, знание и выполнение техники пожарной безопасности поможет вам в жизни?
-Что запомнилось вам на этом занятии?
- Я искренне желаю вам не оказаться в чрезвычайной ситуации, а если случится беда, вспомните сегодняшнее занятие четко и грамотно действовать и тогда последствий плохих не будет.
-На этом наше занятие окончилось. Все работали хорошо, большое спасибо. (Слайд № 31)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Огонь ошибок не прощает"
О правилах пожарной безопасности...
огонь ошибок не прощает
огонь ошибок не прощает...
Огонь ошибок не прощает
следующие задачи:систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;воспитание...
классный час "Огонь ошибок не прощает"
Классный час подготовлен для учащихся 4 класса. Ребята совместо с учителем разрабатывают памятку, рисуют предупреждающие знаки пожарной безопасности....
Урок по теме "Огонь ошибок не прощает"
Урок-практикум, закрепление знаний о последовательности правильных действий в случае возникновения пожара и приемах самоспасения....
Огонь ошибок не прощает.
Огонь ошибок не прощает. Цель: показать роль огня в жизни...
презентация Огонь ошибок не прощает.
Огонь ошибок не прощает. Цель: показать роль огня в жизни...