Проект "Аптека для души"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Библиотерапия – это использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения.
Библиотерапия осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений, выставки книг.
Термин библиотерапия (от греческого «библио» - книга, «терапия» - лечение) означает книголечение или лечение книгой. Принято считать, что библиотерапия возникла в 19 веке. Однако влияние чтения книг на самочувствие человека было замечено давно. При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вел в библиотеку, основанную более трех тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое развивает ум человека, облагораживает его душу.
В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Труды Н. Рубакина сыграли ведущую роль в обосновании методов библиотерапии, в частности его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: «Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение».
Педагогика и психология на современном этапе накопили немало интересных наблюдений о психологических особенностях интеллектуальной деятельности детей.
Особую роль библиотерапия играет в реабилитации детей, имеющих инвалидность и проблемы в развитии, т.к. она может отвлечь ребенка от физических ограничений, способствовать активизации его развития и успешной социальной адаптации и интеграции в социальную среду. К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно, но могут воспринимать чтение. Опыт библиотерапевтов показывает, что профилактическая терапия, нужная для всех детей, более всего нужна детям с акцентуацией характера, отвергнутым сверстниками, детям, имеющим физические недостатки, не умеющим общаться, оказавшимся в конфликте с родителями, учителями, друзьями, а также художественно одаренным детям, не отвечающим общепринятым стандартам ни в поведении, ни в учебе.
Реабилитационный резерв библиотерапии проявляется в формировании нового самосознания, расширения компенсаторных возможностей, в налаживании коммуникативных связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.
Чувство уверенности в себе возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но не легкой судьбой, живших и живущих в экстремальных условиях, заболевших тяжелой болезнью или получивших физическое увечье. Читая специально подобранные книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, инвалид может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять свои личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны.
Обсуждение прочитанного раскрывает новые адаптационные возможности, позволяет инвалиду чувствовать себя равным людям, добившимся известности и славы вопреки невзгодам и трудностям. Одна из функций библиотерапии – предоставление материала для дискуссий. Для занятий составляется группа из 8-12 человек, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы. У малочитающих пробуждается интерес к чтению. Дети, выражают свое отношение к персонажам, говорят о своих проблемах в опосредованной форме, проявляют личные эмоции, сравнивая их с эмоциями других людей - персонажей.
Дети с ограниченными возможностями получают знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом их никто не осуждает, они избегают оценочного подхода. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни ребенка, позволяет видеть возможные пути выхода из ситуации и адекватно на них реагировать, что иногда помогает разрешению конфликтов в реальной жизни.
Терапия литературным творчеством посредством данного проекта проводится индивидуально или в группе. Группа не более 12 человек, ее участники дети с ограниченными физическими и умственными возможностям. Формируется группа на основании рекомендаций в ИКР.
При проведении групповых занятий дети учатся общаться, выражать свои мысли и чувства, обсуждают творчество друг друга.
Цель проекта: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями средствами художественной литературы.
Задачи:
- Выработать эмоционально-позитивный настрой на восприятие сюжета художественных произведений.
- Способствовать развитию мышления, памяти, речи, обогащению словарного запаса.
- Сформировать положительный социальный опыт у социально дезадаптированных детей на примере литературных героев.
- Развивать коммуникативные навыки у детей с ОВ.
Формы работы индивидуальные и групповые занятия
Методы работы коллективное и самостоятельное чтение, пересказ, обсуждение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к книгам, рисование иллюстраций, самостоятельное сочинение рассказов, игра, экскурсия в библиотеку.
Содержание проекта
Этапы реализации
Организационный (апрель-май 2014г.):
- изучение опыта работы по данной методике;
- разработка диагностических карт, для оценки эффективности библиотерапии в реабилитации;
- подбор специальной художественной литературы.
Практический (октябрь - май):
- Непосредственная реализация проекта
Аналитический (ежегодно май):
- проведение контрольно-диагностического обследования достигнутых детьми результатов;
- анализ эффективности мероприятий программы.
Направления деятельности
Диагностическое направление необходимо для оценки эффективности деятельности.
Коррекционно-развивающее – способствует восстановлению нарушенных контактов с внешним миром, приспособлению к измененным условиям жизни, развитию интеллекта, логического мышления, эмоциональной разрядке.
Воспитательное направление – способствует отвлечению от личных проблем, выработке позитивных установок на примере героев художественных произведений.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в зависимости от объема произведений. Первая часть занятие отводится на коллективное чтение, вторая – на обсуждение и анализ прочитанного материала.
Перспективно-календарный план представлен в приложении (приложение 3) и будет обновляться (составляться) ежегодно с учетом оценки эффективности деятельности, а также индивидуальных потребностей и способностей детей с ОВ.
Так же в приложении (приложение 1) указан перечень рекомендуемой художественной литературы, для ознакомления дома с родителями. В перечне указаны большие по объему произведения авторов, изучаемых в рамках данного проекта, а также других детских писателей. Произведения объединены в блоки: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе», «Отношение ребенка с друзьями», «Ребенок наедине с собой», с указанием решаемой проблемы конкретно в каждом произведении. Перечень предоставляется родителям и сопровождается консультацией «Библиотерапия, как средство реабилитации несовершеннолетних».
Совместная работа со специалистами с логопедом и психологом направлена на отслеживание динамики развития речи, мышления, внимания.
Ресурсы
Кадровые ресурсы
Должность | кол-во штатных единиц | Функции |
воспитатель | 2 | Непосредственная реализация проекта. Подготовка и проведение групповых и индивидуальных занятий и бесед. Проведение экскурсий. |
Психолог | 1 | диагностика |
логопед | 1 | диагностика |
Материально технические ресурсы
Наименование | Количество | Цена |
Помещение для проведения занятий. | 1 | |
Мебель: - столы, - стулья | 2 шт. 10 шт. | |
Художественная литература или тексты рассказов: - Н. Носова «Тук-тук-тук», «Наш каток»; - Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», «Два брата»; - В. Драгунского «Бы», «Что я люблю», «Человек с голубым лицом», «Арбузный переулок», «Хитрый способ», «Друг детства»; - В. Астафьева «Васюткино озеро»; - В. Сотника «Человек без нервов», «Исследователи», «Как я был самостоятельным»; - В. Сутеева «Елка»; - А. Барто «В школу»; «Наш сосед Иван Петрович» - И. Токмаковой «Ну зачем?», «Бабушкина сказка», «Фигурное катание»; - А. Усачева «Мы играем в паровоз»; - В. Голявкина «Я налетел на столб», «Как ваше здоровье», «В шкафу», «Секрет», «Путешественник»; - Ю. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал», «Игра в красавицу», «Рыцарь Вася»; - Р. Погодина «Что у Сеньки было», «Неприятностей не оберешься», «Жаба», «Тишина»; « Где ты, где ты, где ты?»; - Б. Захордера «Отшельник и роза», «Серая Звездочка»; «Мы друзья», «Моя вообразилия»; - Э. Успенского «Про Сидорова Вову», «Если был бы я девчонкой», «Колобок идет по следу»; - И. Пивоваровой «Как меня учили музыке», «О чем думает моя голова», «Секретики», «Про мою подругу и немного про меня», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото», «Сочинение». | ||
Клей-карандаш | 2 шт | 50руб Х 2шт. = 100руб |
Скотч широкий | 1 шт. | 50рубХ 1шт. = 50 руб |
Альбом для рисования | 4 шт. | 40рубХ4шт. = 160 руб |
Цветные карандаши 12 цветов | 3 уп. | 80 руб. Х 3 уп. = 240 руб. |
Краски акварельные | 6 шт. | 100 руб. Х 6 шт. = 600 шт. |
Кисти для рисования | 15 шт. | 40 руб. Х 15 шт. = 600 руб. |
Стаканчики- непроливайки | 6 шт. | 60 руб. Х 6 шт. = 600 руб. |
Итого: | 2.350 руб. |
Смета составлена из расчета количества детей, задействованных в проекте, требуемого оборудования, согласно плану и содержанию занятий.
Информационные ресурсы
Форма | Для кого |
Консультация | Родители |
Выступление на родительском собрании | Родители |
Доклад на реабилитационном совете об эффективности использования библиотерапии | Специалисты отделения реабилитации |
Выставка детских рисунков любимых героев из прочитанных произведений | Сотрудники, родители, дети, гости отделения реабилитации |
Методические ресурсы
- Методическая литература
- Профессиональные сайты в сети Интернет
Ожидаемые результаты
- Адекватный эмоциональный отклик на сюжет произведения, поступки героев, описание природы.
- Умение провести параллель между поступками героев книг и своими поступками, своих товарищей и знакомых.
- Применение полученного опыта, при чтении и обсуждении литературных произведений, в реальной жизни.
- Отсутствие конфликтов в группе, улучшение взаимоотношений в детском коллективе.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Показатели эффективности действий по реализации проекта оцениваются по каждому из ожидаемых результатов.
1.Адекватный эмоциональный отклик оценивается по следующим параметрам:
Показатели | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Ребенок откликается адекватно | Никогда или редко | Иногда или часто | В большинстве случаев или всегда |
2.Умение проводить параллель между реальным и описанным в произведении случаем.
Показатели | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Ребенок проводит параллель | Никогда или редко | Иногда или часто | В большинстве случаев или всегда |
3.Применение полученного опыта.
Показатели | Уровни | ||
низкий | средний | высокий | |
Ребенок применяет полученный опыт | Никогда или редко | Иногда или часто | В большинстве случаев или всегда |
4.Отсутствие конфликтов в группе, улучшение микроклимата.
Показатели | Уровни | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Ребенок часто конфликтует, отношения с другими детьми негативные или неоднозначные | Конфликты бывают редко отношения, отношения с детьми неоднозначные | Конфликты практически не случаются. Отношения с другими детьми доброжелательные. |
Также в помощь для отслеживания эффективности проекта используется анкета, которая позволит выявить, что больше всего запомнилось ребенку, научился ли он делать правильные выводы, адекватно ли он воспринимает поведение и поступки героев. Сводная таблица представлена в приложении (приложение 2).
Анкета.
- Какие положительные персонажи тебе запомнились?
- Каких отрицательных героев ты запомнил?
- На какого героя художественного произведения ты хотел бы быть похож?
- Какие поступки героев тебе понравились?
- Какие поступки героев тебе не понравились?
- Что ты понимаешь под словом доброта?
- Что значит быть сильным человеком?
- Что такое дружба?
- Что такое взаимопомощь?
- Будут ли уважать тебя, если ты не уважаешь других?
- Как отличить фантазию от лжи?
- Всегда ли ты говоришь правду?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Бабкова З.В. Реабилитация инвалидов при помощи книги / З.В. Бабкова // Сила печатного слова. - Ростов н/Д, 2004. – С. 11-12.
- Балашова, Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы / Е.В. Балашова.- Москва, 2001. – 64 с.
- Бесчастная Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей / Е. И. Бесчастная // Воспитание школьников. – 2009. - № 9. – С. 50-54.
- Бондарева, Л.В. Читательское восприятие /Л.В. Бондарева // Сила печатного слова. – Ростов н/Д, 2004. – С. 12-13.
- Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть / О.Л. Кабачек // Библиотечный психолог: грани творчества. – Москва, 2002. – 80 с.
- Колоскова Н. Библиотека для особого ребенка / Н. Колоскова // Библиотека в школе. – 2009. – № 6. – С. 21–28.
- Малахова Н.Г. О работе библиотечного психолога со старшими дошкольниками / Н.Г. Малахова // Библиотека - дошкольнику. – Москва, 2001. – С. 93-97.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари; пер. с итал. - 2-е изд. – Москва: Прогресс, 1990. – с. 191.
- Тихомирова И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? / И.И Тихомирова // Домашняя школьная библиотека. – 2003. - № 1. – С. 15-16.
- Харьюзова Л.Н. Компенсаторное или оптимистическое чтение подростков // Чтение — основа всестороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук, 2011.
- Удаленный источник: [http://komsomolsk.library.ru/projects/soul.php]
- Удаленный источник: [http://festival.1september.ru]
Приложение 1
Подборка детской художественной литературы о проблемах детства
«Ребенок в семье»
№ | Автор, название | Жанр | Проблема |
1. | В. Головкин «Мой добрый папа» | повесть | Проницательность и справедливость «детского взгляда» на истинную ценность характера отца. |
2. | В. Астафьев «Конь с розовой гривой» | рассказ | Всепрощающая родительская доброта и родительская любовь – тайная опора в жизни детей. |
3. | Р. Погодин «Славка» | повесть | |
4. | В. Головкин «Четыре цвета» | рассказ | Столкновение двух взглядов на вещи: взрослого – обыденного, приземистого и детского – творчески преобразующего. |
5. | П. Молитвин «Звезды на асфальте» | рассказ | Понимание – основа для доверия (детское воровство) |
6. | В. Крапивин «Колыбельная для брата» | повесть | Тяжесть, переживаний ребенка, которому родители не доверяют. |
7. | Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная шляпа» | повесть | Преодоление границ возраста. Дружба родителей и детей – это значит быть равным |
8. | Л. Матвеева «Герой любовник из 5-а» | рассказ | |
9. | З. Журавлева «Ожидание» | повесть | |
10. | Л. Матвеева «Дарю тебе велосипед» | повесть | |
11. | Э. Успенский «Про Веру и Анфису» | повесть | Совместная игра рождает единство интересов детей и взрослых; становится воспитательным приемом. |
12. | З. Журавлева «Кувырок через голову» | повесть | |
13. | В. Голявкин «Вот что интересно» | повесть | |
14. | В. Крапивин «Та сторона, где ветер» | повесть | Общее с детьми занятие и заботы могут перерасти в настоящие дела. |
15. | С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек семейный» | рассказ | |
16. | О. Григорьев «Ваза» | стих | Проблема двойного стандарта оценки поступков – для детей и для взрослых. |
17. | Л. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова» | повесть | Многократно повторяемые нравоучения воспринимаются ребенком как пустой звук. |
18. | В. Машков «Как я был вундеркиндом» | повесть | Как важно выслушать ребенка, независимо от занятости родителей. |
19. | И. Пивоварова «Дневник Люси Синицыной» | повесть | |
20. | В. Ендрякова «Весенние перевертыши» | повесть | Беседы родителей с ребенком в трудные для него минуты. |
21. | В. Панов «Сережа» | повесть | Ремень – опасное средство воспитания. |
22. | В. Киселев «Девочка и птицелет» | повесть | |
23. | Л. Давыдычев «Руки вверх! Или Враг №1» | рассказ | Откуда берутся детские капризы |
24. | А. Алексин «Поздний ребенок» | повесть | |
25. | В. Машков «Как я был вундеркиндом» | повесть | Детские таланты и взрослые амбиции. |
26. | Н. Федоров «По списку» | рассказ | |
27. | В. Железникова «Голубая Катя» | рассказ | Отношения между братьями и сестрами |
28. | В. Голявкин «Что на лице написано» | повесть | Ссоры и конфликты в семье |
«Ребенок в школе»
1. | А. Раскин «Как папа пошел в школу» | Рассказ | Ожидания первоклассника, его волнения и переживания. |
2. | М. Кононов «Счастливый Мурашкин» | Повесть | |
3. | Л. Матвеева «Мы в пятом классе» | Повесть | Проблема отчуждения ребенка от своего коллектива. |
4. | И. Пивоварова «Селиверстов не парень, а золото» | Рассказ | |
5. | Л. Гераскина «В стране невыученных уроков» | Повесть | Что мешает хорошо учиться? |
6. | В. Медведев «Баранкин, будь человеком» | Повесть | |
7. | А. Алексин «В стране вечных каникул» | Повесть | |
8. | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» | Повесть | Правильная организация времени – залог хорошей учебы. |
9. | С. Вольф «Отойди от моей лошади» | Рассказ | «Взрослые» нормативы школьного образования, требуют от ученика преждевременного взросления. |
10. | В. Драгунский «Сражение у чистой реки» | Рассказ | |
11. | Ю. Томин «Борька, я и невидимка» | Повесть | Непонимание между учителем и учеником, которое может привести к конфликтам. |
12. | С. Иванов «Отстающая Лавренева» | Рассказ | |
13. | Ю. Коваль «Недопесок» | Повесть |
«Отношение ребенка с друзьями»
1. | В. Козлов «Президент каменного острова» | повесть | Как найти друга? |
2. | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | сказка | |
3. | В. Орлов «Кто кого» | стих | Как сберечь друга? |
4 | С. Иванов «Лето я провел хорошо» | рассказ | О верности и предательстве. |
5. | Р. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви» | повесть | Первая любовь. Как тут быть? |
6. | А. Барто «Первая любовь» | Стих | |
7. | В. Драгунский «Девочка на шаре» | Рассказ | |
8. | Н. Федоров «На Аптекарском острове» | Повесть | |
9. | В. Крапивин «Мушкетер и фея» | Повесть |
«Ребенок наедине с собой»
Г. Галахова «Невозможный Кукушкин» | Повесть | Разные формы проявления детской лжи, от вдохновенного фантазирования до подлого обмана. Имеют разные причины. | |
Б. Алзаров «Девятое царство» | Повесть | ||
В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах» | Рассказ | ||
С.Прокофьева «На старом чердаке» | Повесть | ||
В. Железников «Солнечный снег» | Повесть | О том, как трудно сказать правду. | |
Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана» | Повесть | ||
Т. Поликорпова «От весны до осени» | Повесть | Детские страхи бывают разные, как с ними жить. | |
А. Раскин «Как папа был маленьким» | Повесть | ||
Р. Погодин «Васька» | Повесть | Что значит быть сильным? В чем проявляется истинная сила и на что она должна быть направлена. | |
Б. Алмазов «Считаю до трех» | Повесть | ||
В. Губарев «Королевство кривых зеркал» | повесть | В чем истинная красота человека? | |
Н. Хмелик «Десант из 4 «А» | Повесть | Доброму сердцу нужны умелые руки. | |
В. Крапивин «Звездный час Сережи Каховского» | Рассказ | Осознание себя членом общества начинается когда человек готов защищать свои права и уважать права других. | |
А. Усачев «Приключения Маленького человечка» | Повесть | ||
В. Крапивин «Дети Синего фламинго» | Повесть |
Приложение 2
Оценка эффективности действий по реализации проекта
Показатели | Фамилия и имя ребенка | |||||||||||
Адекватный эмоциональный отклик | ||||||||||||
Умение проводить параллель между реальным и описанным в произведении случаем | ||||||||||||
Применение полученного опыта. | ||||||||||||
Отсутствие конфликтов в группе, улучшение микроклимата | ||||||||||||
Результат анкетирования | ||||||||||||
Конечный результат |
Приложение 3
Перспективно-календарный план
Месяц | Содержание | Основные направления работы |
сентябрь | Организационная работа Экскурсия в библиотеку выставка «Писатели детям» | Формирование группы, на основе рекомендаций в ИПР и наблюдений. Знакомство с книгами детских писателей. Викторина по детским сказкам. |
октябрь ноябрь | Общение с друзьями. | Чтение и обсуждение стихотворения Б. Захордера «Мы друзья»; рассказов В. Драгунского «Друг детства» и «Синий кинжал», В. Голявкина «Секрет», И. Пивоваровой «Про мою подругу и немного про меня», сказок Р. Погодина «Где ты? Где ты? Где ты?»; С. Козлова. «Разрешите с вами посумерничать» |
Посещение детской библиотеки «Поможем книгам» | Ремонт детских книг в библиотеке. | |
декабрь | Правда и ложь. | Рассказы И. Пивоваровой «Сочинение»; М, Зощенко «Не надо врать»; стихотворения Б. Захордера «Моя вообразилия»; В. Драгунского «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»; |
январь февраль | Взаимопонимание в семье. | Рассказы В. Драгунского «Бы», «Арбузный переулок» и В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол»; В. Железнякова «Голубая Катя»; Р. Погодина «Что у Сеньки было»; стихотворений Э. Успенского «Если бы я был девчонкой» и «Про Сидорова Вову»; И. Токмаковой «Ну зачем?» |
март | Воровство. | Рассказы К. Паустовского «Кот-Ворюга»; Н. Носова «Огурцы»; Русская народная сказка «Два вора» |
Посещение детской библиотеки «Хочу быть вежливым» | Беседа о вежливости. Викторина. | |
апрель | Общество и права человека. | Повесть А. Усачева «Приключения Маленького человечка»; рассказ Ю. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал». |
Как преодолеть страх. | Рассказы Н. Носова «Тук-тук-тук»; Ю. Сотника «Человек без нервов»; стихотворения И. Токмаковой «Один дома» | |
май | «Люди так не делятся!» | Чтение и обсуждение сказок Катаева В. «Цветик-семицветик»; Мамин-Сибиряка Д. «Серая Шейка»; Линдгрен А. «Кое-какая живность для Каля-Паралитика» |
Выставка детских рисунков «Любимый персонаж». | Рисование наиболее запомнившихся и полюбившихся героев изученных произведений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
Эссе "Дар души" Моя педагогическая философия
Эссе "Дар души"...
День молодого душой человека
Цель: 1) продолжать воспитывать доброжелательность, уважение и любовь к старшему поколению;2) научить детей правильно выражать свои эмоции;3) развивать память, воображение;4) развивать актёрские спосо...
Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"
История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...
Конспект урока "Православное учение о человеке: душа"
Конспект урока для учащихся 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию интереса к православной культуре, нап...
Посеять в душах благодать
Краткое обобщение оыта воспитательной работы с классом. Мои приемы и формы работы. методические находки....
"Свет души" Презентация для осеннего бала.
Презентация работала на осеннем балу 4 классов, под неё можно исполнять стихотворение "Свет души" и придумать танец....