Проект "Аптека для души"
проект на тему

Башаркина Оксана Валерьевна

Проект по библиотерапии для детей с ОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioterapiya.docx489.31 КБ

Предварительный просмотр:

\\Server1\d\Башаркина О.В\титульник программы.jpg

Пояснительная записка

Библиотерапия – это использование специально подобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения. 

Библиотерапия осуществляется через художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений, выставки книг.

Термин библиотерапия (от греческого «библио» - книга, «терапия» - лечение) означает книголечение или лечение книгой. Принято считать, что библиотерапия возникла в 19 веке. Однако влияние чтения книг на самочувствие человека было замечено давно. При раскопках в Египте, над входом в одно из помещений дворца фараона, археологи обнаружили надпись «Аптека для души». Этот вход, украшенный золотом, вел в библиотеку, основанную более трех тысяч лет тому назад. По мнению египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое развивает ум человека, облагораживает его душу. 

В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Труды Н. Рубакина сыграли ведущую роль в обосновании методов библиотерапии, в частности его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: «Три великие силы содержатся в книге – знание, понимание, настроение».

Педагогика и психология на современном этапе накопили немало интересных наблюдений о психологических особенностях интеллектуальной деятельности детей.

Особую роль библиотерапия играет в реабилитации детей, имеющих инвалидность и проблемы в развитии, т.к. она может отвлечь ребенка от физических ограничений, способствовать активизации его развития и успешной социальной адаптации и интеграции в социальную среду. К сожалению, многие из детей с нарушениями в развитии не являются потенциальными читателями (это связано с характером заболеваний): они не могут читать самостоятельно, но могут воспринимать чтение. Опыт библиотерапевтов показывает, что профилактическая терапия, нужная для всех детей, более всего нужна детям с акцентуацией характера, отвергнутым сверстниками, детям, имеющим физические недостатки, не умеющим общаться, оказавшимся в конфликте с родителями, учителями, друзьями, а также художественно одаренным детям, не отвечающим общепринятым стандартам ни в поведении, ни в учебе.

Реабилитационный резерв библиотерапии проявляется в формировании нового самосознания, расширения компенсаторных возможностей, в налаживании коммуникативных связей с единомышленниками, творческом соотнесении своей личности с персонажами художественных произведений, развитии речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи и нарушением общения). Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Чувство уверенности в себе возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей с интересной, но не легкой судьбой, живших и живущих в экстремальных условиях, заболевших тяжелой болезнью или получивших физическое увечье. Читая специально подобранные книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, инвалид может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять свои личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны.

Обсуждение прочитанного раскрывает новые адаптационные возможности, позволяет инвалиду чувствовать себя равным людям, добившимся известности и славы вопреки невзгодам и трудностям. Одна из функций библиотерапии – предоставление материала для дискуссий. Для занятий составляется группа из 8-12 человек, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы. У малочитающих пробуждается интерес к чтению. Дети, выражают свое отношение к персонажам, говорят о своих проблемах в опосредованной форме, проявляют личные эмоции, сравнивая их с эмоциями других людей - персонажей.

Дети с ограниченными возможностями получают знания об альтернативных способах переживания, об иных возможных формах поведения. При этом их никто не осуждает, они избегают оценочного подхода. Чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни ребенка, позволяет видеть возможные пути выхода из ситуации и адекватно на них реагировать, что иногда помогает разрешению конфликтов в реальной жизни.

Терапия литературным творчеством посредством данного проекта проводится индивидуально или в группе. Группа не более 12 человек, ее участники дети с ограниченными физическими и умственными возможностям. Формируется группа на основании рекомендаций в ИКР.

При проведении групповых занятий дети учатся общаться, выражать свои мысли и чувства, обсуждают творчество друг друга.

Цель проекта: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями средствами художественной литературы.

Задачи:

  1. Выработать эмоционально-позитивный настрой на восприятие сюжета художественных произведений.
  2. Способствовать развитию  мышления, памяти, речи, обогащению словарного запаса.
  3. Сформировать положительный социальный опыт у социально дезадаптированных детей на примере литературных героев.
  4. Развивать коммуникативные навыки у детей с ОВ.

Формы работы индивидуальные и групповые занятия

Методы работы коллективное и самостоятельное чтение, пересказ, обсуждение произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к книгам, рисование иллюстраций, самостоятельное сочинение рассказов, игра, экскурсия в библиотеку.

Содержание проекта

Этапы реализации

Организационный (апрель-май 2014г.):

  • изучение опыта работы по данной методике;
  • разработка диагностических карт, для оценки эффективности библиотерапии в реабилитации;
  • подбор специальной художественной литературы.

Практический (октябрь - май):

  • Непосредственная реализация проекта

Аналитический (ежегодно май):

  • проведение контрольно-диагностического обследования достигнутых детьми результатов;
  • анализ эффективности мероприятий программы.

Направления деятельности

Диагностическое направление необходимо для оценки эффективности деятельности.

Коррекционно-развивающее – способствует восстановлению нарушенных контактов с внешним миром, приспособлению к измененным условиям жизни, развитию интеллекта, логического мышления, эмоциональной разрядке.

Воспитательное направление – способствует отвлечению от личных проблем, выработке позитивных установок на примере героев художественных произведений.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю, в зависимости от объема произведений. Первая часть занятие отводится на коллективное чтение, вторая – на обсуждение и анализ прочитанного материала.

Перспективно-календарный план представлен в приложении (приложение 3) и будет обновляться (составляться) ежегодно с учетом оценки эффективности деятельности, а также индивидуальных потребностей и способностей детей с ОВ.

Так же в приложении (приложение 1) указан перечень рекомендуемой художественной литературы, для ознакомления дома с родителями. В перечне указаны большие по объему произведения авторов, изучаемых в рамках данного проекта, а также других детских писателей. Произведения объединены в блоки: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе», «Отношение ребенка с друзьями», «Ребенок наедине с собой», с указанием решаемой проблемы конкретно в каждом произведении. Перечень предоставляется родителям и сопровождается консультацией «Библиотерапия, как средство реабилитации несовершеннолетних».

Совместная работа со специалистами с логопедом и психологом направлена  на отслеживание динамики развития речи, мышления, внимания.

Ресурсы

Кадровые ресурсы

Должность

кол-во штатных единиц

Функции

воспитатель

2

Непосредственная реализация проекта. Подготовка и проведение групповых и индивидуальных занятий и бесед. Проведение экскурсий.

Психолог

1

диагностика

логопед

1

диагностика

Материально технические ресурсы

Наименование

Количество

Цена

Помещение для проведения  занятий.

1

Мебель:

- столы,

- стулья

2 шт.

10 шт.

Художественная литература или тексты рассказов:

- Н. Носова «Тук-тук-тук», «Наш каток»;

- Евгения Шварца «Сказка о потерянном времени», «Два брата»;

- В. Драгунского «Бы», «Что я люблю», «Человек с голубым лицом», «Арбузный переулок», «Хитрый способ», «Друг детства»;

- В. Астафьева «Васюткино озеро»;

- В. Сотника «Человек без нервов», «Исследователи», «Как я был самостоятельным»;

-  В. Сутеева «Елка»;

- А. Барто «В школу»; «Наш сосед Иван Петрович»

- И. Токмаковой «Ну зачем?», «Бабушкина сказка», «Фигурное катание»;

- А. Усачева «Мы играем в паровоз»;

-  В. Голявкина «Я налетел на столб», «Как ваше здоровье», «В шкафу», «Секрет», «Путешественник»;

-  Ю. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал», «Игра в красавицу», «Рыцарь Вася»;

-  Р. Погодина «Что у Сеньки было», «Неприятностей не оберешься», «Жаба», «Тишина»;  « Где ты, где ты, где ты?»;

-  Б. Захордера «Отшельник и роза», «Серая Звездочка»;  «Мы друзья», «Моя вообразилия»;

-  Э. Успенского «Про Сидорова Вову», «Если был бы я девчонкой»,  «Колобок идет по следу»;

-  И. Пивоваровой «Как меня учили музыке», «О чем думает моя голова», «Секретики», «Про мою подругу и немного про меня», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото», «Сочинение».

Клей-карандаш

2 шт

50руб Х 2шт. = 100руб

Скотч широкий

1 шт.

50рубХ 1шт. = 50 руб

Альбом для рисования

4 шт.

40рубХ4шт. = 160 руб

Цветные карандаши 12 цветов

3 уп.

80 руб. Х 3 уп. = 240 руб.

Краски акварельные

6 шт.

100 руб. Х 6 шт. = 600 шт.

Кисти для рисования

15 шт.

40 руб. Х 15 шт. = 600 руб.

Стаканчики- непроливайки

6 шт.

60 руб. Х 6 шт. = 600 руб.

Итого:

2.350 руб.

Смета составлена из расчета количества детей, задействованных в проекте, требуемого оборудования, согласно плану и содержанию занятий.

Информационные ресурсы

Форма

Для кого

Консультация

Родители

Выступление на родительском собрании

Родители

Доклад на реабилитационном совете об эффективности использования библиотерапии

Специалисты отделения реабилитации

Выставка детских рисунков любимых героев из прочитанных произведений

Сотрудники, родители, дети, гости отделения реабилитации

Методические ресурсы

  1. Методическая литература
  2. Профессиональные сайты в сети Интернет

Ожидаемые результаты

  1. Адекватный эмоциональный отклик на сюжет произведения, поступки героев, описание природы.
  2. Умение провести параллель между поступками героев книг и своими поступками, своих товарищей и знакомых.
  3. Применение полученного опыта, при чтении и обсуждении литературных произведений, в реальной жизни.
  4. Отсутствие конфликтов в группе, улучшение взаимоотношений в детском коллективе.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Показатели эффективности действий по реализации проекта оцениваются по каждому из ожидаемых результатов.

1.Адекватный эмоциональный отклик оценивается по следующим параметрам:

Показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Ребенок откликается адекватно

Никогда или редко

Иногда или часто

В большинстве случаев или всегда

   

2.Умение проводить параллель между реальным и описанным в произведении случаем.

Показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Ребенок проводит параллель

Никогда или редко

Иногда или часто

В большинстве случаев или всегда

3.Применение полученного опыта.

Показатели

Уровни

низкий

средний

высокий

Ребенок применяет полученный опыт

Никогда или редко

Иногда или часто

В большинстве случаев или всегда

4.Отсутствие конфликтов в группе, улучшение микроклимата.

Показатели  

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Ребенок часто конфликтует, отношения с другими детьми негативные или неоднозначные

Конфликты бывают редко отношения, отношения с детьми неоднозначные

Конфликты практически не случаются. Отношения с другими детьми доброжелательные.

Также в помощь для отслеживания эффективности проекта используется анкета, которая позволит выявить, что больше всего запомнилось ребенку, научился ли он делать правильные выводы, адекватно ли он воспринимает поведение и поступки героев. Сводная таблица представлена в приложении (приложение 2).

Анкета.

  1. Какие положительные персонажи тебе запомнились?
  2. Каких отрицательных героев ты запомнил?
  3. На какого героя художественного произведения ты хотел бы быть похож?
  4. Какие поступки героев тебе понравились?
  5. Какие поступки героев тебе не понравились?
  6. Что ты понимаешь под словом доброта?
  7. Что значит быть сильным человеком?
  8. Что такое дружба?
  9. Что такое взаимопомощь?
  10. Будут ли уважать тебя, если ты не уважаешь других?
  11. Как отличить фантазию от лжи?
  12. Всегда ли ты говоришь правду?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабкова З.В. Реабилитация инвалидов при помощи книги / З.В. Бабкова // Сила печатного слова. - Ростов н/Д, 2004. – С. 11-12.
  2. Балашова, Е.В. Библиотерапия: компенсаторное чтение художественной литературы / Е.В. Балашова.- Москва, 2001. – 64 с.
  3. Бесчастная Е. И. Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей / Е. И. Бесчастная // Воспитание школьников. – 2009. - № 9. – С. 50-54.
  4. Бондарева, Л.В. Читательское восприятие /Л.В. Бондарева // Сила печатного слова. – Ростов н/Д, 2004. – С. 12-13.
  5. Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть / О.Л. Кабачек // Библиотечный психолог: грани творчества. – Москва, 2002. – 80 с.
  6. Колоскова Н. Библиотека для особого ребенка / Н. Колоскова // Библиотека в школе. – 2009. – № 6. – С. 21–28.
  7. Малахова Н.Г. О работе библиотечного психолога со старшими дошкольниками / Н.Г. Малахова // Библиотека - дошкольнику. – Москва, 2001. – С. 93-97.
  8. Родари Дж. Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари; пер. с итал. - 2-е изд. – Москва: Прогресс, 1990. – с. 191.
  9. Тихомирова И.И. Что такое библиотерапия и могут ли книги врачевать душу? / И.И Тихомирова // Домашняя школьная библиотека. – 2003. - № 1. – С. 15-16.
  10. Харьюзова Л.Н. Компенсаторное или оптимистическое чтение подростков // Чтение — основа всестороннего развития личности подростка. — Тюмень: Вектор Бук, 2011.
  11. Удаленный источник: [http://komsomolsk.library.ru/projects/soul.php]
  12. Удаленный источник: [http://festival.1september.ru]


Приложение 1

Подборка детской художественной литературы о проблемах детства

«Ребенок в семье»

Автор, название

Жанр

Проблема

1.

В. Головкин «Мой добрый папа»

повесть

Проницательность и справедливость «детского взгляда» на истинную ценность характера отца.

2.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

рассказ

Всепрощающая родительская доброта и родительская любовь – тайная опора в жизни детей.

3.

Р. Погодин «Славка»

повесть

4.

В. Головкин «Четыре цвета»

рассказ

Столкновение двух взглядов на вещи: взрослого – обыденного, приземистого и детского – творчески преобразующего.

5.

П. Молитвин «Звезды на асфальте»

рассказ

Понимание – основа для доверия (детское воровство)

6.

В. Крапивин «Колыбельная для брата»

повесть

Тяжесть, переживаний ребенка, которому родители не доверяют.

7.

Я. Аким «Учитель Так-Так и его разноцветная шляпа»

повесть

Преодоление границ возраста. Дружба родителей и детей – это значит быть равным

8.

Л. Матвеева «Герой любовник из 5-а»

рассказ

9.

З. Журавлева «Ожидание»

повесть

10.

Л. Матвеева «Дарю тебе велосипед»

повесть

11.

Э. Успенский «Про Веру и Анфису»

повесть

Совместная игра рождает единство интересов детей и взрослых; становится воспитательным приемом.

12.

З. Журавлева «Кувырок через голову»

повесть

13.

В. Голявкин «Вот что интересно»

повесть

14.

В. Крапивин «Та сторона, где ветер»

повесть

Общее с детьми занятие и заботы могут перерасти в настоящие дела.

15.

С. Ласкин «Саня Дырочкин – человек семейный»

рассказ

16.

О. Григорьев «Ваза»

стих

Проблема двойного стандарта оценки поступков – для детей и для взрослых.

17.

Л. Давыдычев «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семенова»

повесть

Многократно повторяемые нравоучения воспринимаются ребенком как пустой звук.

18.

В. Машков «Как я был вундеркиндом»

повесть

Как важно выслушать ребенка, независимо от занятости родителей.

19.

И. Пивоварова «Дневник Люси Синицыной»

повесть

20.

В. Ендрякова «Весенние перевертыши»

повесть

Беседы родителей с ребенком в трудные для него минуты.

21.

В. Панов «Сережа»

повесть

Ремень – опасное средство воспитания.

22.

В. Киселев «Девочка и птицелет»

повесть

23.

Л. Давыдычев «Руки вверх! Или Враг №1»

рассказ

Откуда берутся детские капризы

24.

А. Алексин «Поздний ребенок»

повесть

25.

В. Машков «Как я был вундеркиндом»

повесть

Детские таланты и взрослые амбиции.

26.

Н. Федоров «По списку»

рассказ

27.

В. Железникова «Голубая Катя»

рассказ

Отношения между братьями и сестрами

28.

В. Голявкин «Что на лице написано»

повесть

Ссоры и конфликты в семье

«Ребенок в школе»

1.

А. Раскин «Как папа пошел в школу»

Рассказ

Ожидания первоклассника, его волнения и переживания.

2.

М. Кононов «Счастливый Мурашкин»

Повесть

3.

Л. Матвеева «Мы в пятом классе»

Повесть

Проблема отчуждения ребенка от своего коллектива.

4.

И. Пивоварова «Селиверстов не парень, а золото»

Рассказ

5.

Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»

Повесть

Что мешает хорошо учиться?

6.

В. Медведев «Баранкин, будь человеком»

Повесть

7.

А. Алексин «В стране вечных каникул»

Повесть

8.

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Повесть

Правильная организация времени – залог хорошей учебы.

9.

С. Вольф «Отойди от моей лошади»

Рассказ

«Взрослые» нормативы школьного образования, требуют от ученика преждевременного взросления.

10.

В. Драгунский «Сражение у чистой реки»

Рассказ

11.

Ю. Томин «Борька, я и невидимка»

Повесть

Непонимание  между учителем и учеником, которое может привести к конфликтам.

12.

С. Иванов «Отстающая Лавренева»

Рассказ

13.

Ю. Коваль «Недопесок»

Повесть

«Отношение ребенка с друзьями»

1.

В. Козлов «Президент каменного острова»

повесть

Как найти друга?

2.

С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

сказка

3.

В. Орлов «Кто кого»

стих

Как сберечь друга?

4

С. Иванов «Лето я провел хорошо»

рассказ

О верности и предательстве.

5.

Р. Фраерман «Дикая собака динго, или повесть о первой любви»

повесть

Первая любовь. Как тут быть?

6.

А. Барто «Первая любовь»

Стих

7.

В. Драгунский  «Девочка на шаре»

Рассказ

8.

Н. Федоров «На Аптекарском острове»

Повесть

9.

В. Крапивин «Мушкетер и фея»

Повесть

«Ребенок наедине с собой»

Г. Галахова «Невозможный Кукушкин»

Повесть

Разные формы проявления детской лжи, от вдохновенного фантазирования до подлого обмана. Имеют разные причины.

Б. Алзаров «Девятое царство»

Повесть

В. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

Рассказ

С.Прокофьева «На старом чердаке»

Повесть

В. Железников «Солнечный снег»

Повесть

О том, как трудно сказать правду.

Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

Повесть

Т. Поликорпова «От весны до осени»

Повесть

Детские страхи бывают разные, как с ними жить.

А. Раскин «Как папа был маленьким»

Повесть

Р. Погодин «Васька»

Повесть

Что значит быть сильным? В чем проявляется истинная сила и на что она должна быть направлена.

Б. Алмазов «Считаю до трех»

Повесть

В. Губарев «Королевство кривых зеркал»

повесть

В чем истинная красота человека?

Н. Хмелик «Десант из 4 «А»

Повесть

Доброму сердцу нужны умелые руки.

В. Крапивин «Звездный час Сережи Каховского»

Рассказ

Осознание себя членом общества начинается когда человек готов защищать свои права и уважать права других.

А. Усачев «Приключения Маленького человечка»

Повесть

В. Крапивин «Дети Синего фламинго»

Повесть

Приложение 2

Оценка эффективности действий по реализации проекта

Показатели

Фамилия и имя ребенка

Адекватный эмоциональный отклик

Умение проводить параллель между реальным и описанным в произведении случаем

Применение полученного опыта.

Отсутствие конфликтов в группе, улучшение микроклимата

Результат анкетирования

Конечный результат


Приложение 3

Перспективно-календарный план

Месяц

Содержание

Основные направления работы

сентябрь

Организационная работа

Экскурсия в библиотеку выставка «Писатели детям»

Формирование группы, на основе рекомендаций в ИПР и наблюдений.

Знакомство с книгами детских писателей. Викторина по детским сказкам.

октябрь

ноябрь

Общение с друзьями.

Чтение и обсуждение стихотворения Б. Захордера «Мы друзья»; рассказов В. Драгунского «Друг детства» и «Синий кинжал», В. Голявкина «Секрет», И. Пивоваровой «Про мою подругу и немного про меня»,  сказок Р. Погодина «Где ты? Где ты? Где ты?»; С. Козлова. «Разрешите с вами посумерничать»

Посещение детской библиотеки «Поможем  книгам»

Ремонт детских книг в библиотеке.

декабрь

Правда и ложь.

Рассказы И. Пивоваровой «Сочинение»; М, Зощенко «Не надо врать»; стихотворения Б. Захордера «Моя вообразилия»; В. Драгунского «Пожар во флигеле или подвиг во льдах»;

январь

февраль

Взаимопонимание в семье.

Рассказы В. Драгунского «Бы», «Арбузный переулок» и В. Голявкина «Как я помогал маме мыть пол»; В. Железнякова «Голубая Катя»; Р. Погодина «Что у Сеньки было»; стихотворений Э. Успенского «Если бы я был девчонкой» и «Про Сидорова Вову»; И. Токмаковой «Ну зачем?»

март

Воровство.

Рассказы К. Паустовского «Кот-Ворюга»; Н. Носова «Огурцы»; Русская народная сказка «Два вора»

Посещение детской библиотеки «Хочу быть вежливым»

Беседа о вежливости. Викторина.

апрель

Общество и права человека.

Повесть А. Усачева «Приключения Маленького человечка»; рассказ Ю. Яковлева «А Воробьев стекло не выбивал».

Как преодолеть страх.

Рассказы Н. Носова «Тук-тук-тук»;  Ю. Сотника «Человек без нервов»; стихотворения И. Токмаковой  «Один дома»

май

«Люди так не делятся!»

Чтение и обсуждение сказок  Катаева В. «Цветик-семицветик»; Мамин-Сибиряка Д. «Серая Шейка»; Линдгрен А. «Кое-какая живность для Каля-Паралитика»

Выставка детских рисунков «Любимый персонаж».

Рисование наиболее запомнившихся и полюбившихся героев изученных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

День молодого душой человека

Цель: 1) продолжать воспитывать доброжелательность, уважение и любовь к старшему поколению;2) научить детей правильно выражать свои эмоции;3) развивать память, воображение;4) развивать актёрские спосо...

Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"

История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...

Конспект урока "Православное учение о человеке: душа"

Конспект урока для учащихся 4 класса по курсу "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры". Урок способствует формированию интереса к православной культуре, нап...

Посеять в душах благодать

Краткое обобщение оыта воспитательной работы с классом. Мои приемы и формы работы. методические находки....

"Свет души" Презентация для осеннего бала.

Презентация работала на осеннем балу 4 классов, под неё можно исполнять стихотворение "Свет души" и придумать танец....