Классный час
классный час (2, 3, 4 класс) по теме

Филиппова Ирина Николаевна

Моя малая Родина - Тамбовский край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaya_rodina.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Староюрьевская СОШ

филиал в селе Спасское

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ

КЛАССНЫЙ ЧАС

«Моя малая Родина – Тамбовская область»

 

 

 

2014 год

Пояснительная записка

 

   В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает при этом центральное место.

   Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры поведения.

   Данный классный час адресован обучающимся начальной школы, но может

проводиться и для обучающихся старших классов.

 

Цели и задачи мероприятия:

 

    Образовательные:

1. Актуализировать знания детей о своей малой Родине.

2. Привлечь внимание обучающихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.

3. Показать значение Родины в жизни каждого человека.

    Развивающие:

1. Расширять кругозор, изучая исторический материал о своей малой Родине.

2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

3. Развивать навыки устной и письменной речи.

    Воспитательные:

1. Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего села.

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

3. Способствовать формированию гражданской позиции, чувству принадлежности к своему краю.

 

Место проведения: класс.

Продолжительность: 45 минут.

Оснащение мероприятия: мультимедийная установка, материалы школьных сочинений, методическая разработка, презентация мероприятия.

Подготовительный этап:

 

   Дети получают домашнее задание собрать сведения об истории своего края и изложить в форме мини-сочинения.

Подготовить презентацию о своей малой Родине (по желанию).

Найти определения «Родина», «малая Родина», «патриотизм».

Провести анкетирование на тему «Знаю ли я свою Малую Родину?»

Ход классного часа:

 № п/п

Этапы

Время, мин.

1.

Вступительное слово

5 минут

2.

Творческое задание «Патриот»

10 минут

3.

Анкетирование «Знаю ли я свою

Малую Родину?»

10 минут

4.

Обсуждение сочинений на тему: «Моя Малая Родина»

5 минут

5.

Игра-викторина

10 минут

6.

Заключительная часть. Беседа о целях

классного часа

5 минут

Сценарий классного часа

 1.   Добрый день уважаемые школьники, преподаватели и гости нашей школы!

  Я рада приветствовать вас на классном часе, посвященном очень сложной, но вместе с тем, очень важной теме – нашей малой Родине. В ходе мероприятия у вас будет возможность участвовать в работе групп и поработать с понятиями «родина», «малая родина», «патриотизм», поделиться своими рассказами о своей малой родине, проверить собственные знания и эрудицию. Хочу начать наш разговор с песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?», думаю в конце классного часа каждый из вас сможет дать ответ на этот вопрос прежде всего себе самому.

ПЕСНЯ «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

     Родина – страна, в которой человек родился и вырос, гражданином которой является. Это вся наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла. Наша Родина – это Родина Пушкина и Лермонтова, Королева и Циолковского.

   Известная поговорка гласит: «Человек без Родины,  что соловей без песни». Соловей лишенный своего хрустального голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать и задыхаться от счастья, он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством.  

   У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.

  - Что для вас значит Родина?

  - С чем ассоциируется у вас это слово?

  - Что в вашем понимании малая Родина?

  - Какие однокоренные слова вы можете назвать?

    Следовательно, можно сделать вывод о чем? О том, что понятие Родина более обширное чем то, которое можно встретить в словарях и справочниках.    Каждый человек привносит в него что-то свое…

  - Как с понятием Родина соотносится понятие патриотизм?

  - Какие определения этому слову вы знаете?

  - Как вы сами его понимаете?

 2.   Сейчас вашему вниманию я предлагаю творческое задание – дать расшифровку слову «патриот». Патриот – это какой человек? Какими качествами он обладает? У вас на столах есть карточки, которые вы должны сейчас заполнить. На каждую букву этого слова вы должны придумать качество, которое на ваш взгляд есть в личности патриота. Работать вы должны в команде, на выполнение задание вам дается 5 минут.

П

правдивый

А

аккуратный

Т

трудолюбивый

Р

работящий

И

искренний

О

ответственный

Т

творческий, терпеливый

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ

    Прошу представителей групп прокомментировать результаты вашего обсуждения.

Обсуждение результатов работы.

3.  Сейчас  проведём анкетирование на тему: «Знаю ли я свою малую Родину?».

     По результатам анкетирования мы сделаем вывод о том, хорошо ли вы осведомлены об истории своего края.

   Я сейчас прочитаю отрывок из стихотворения, которое написал поэт, родившийся в селе Спасское.

Не знаю: быль, а, может, это сказки

Рассказывал мне дед давным-давно:

Что к нам в село святить носили пасхи,

И потому, мол, Спасское оно.

Оно лежит как будто на ладони,

В садах, лесах, полях со всех сторон,

Залитое мелодией гармони

И пеньем птиц, и карканьем ворон.

                               Павел Николаевич Матюхин

4. Есть ли среди вас те, кто хотел бы дополнить результаты анкетирования

рассказами о своей малой Родине?

РАССКАЗЫ ДЕТЕЙ.

    Благодарю всех, подготовивших творческие презентации и рассказы по данной теме.

5. Закрепить знания о своем крае я предлагаю в ходе игры.

 СВОЯ ИГРА «ХОРОШО ЛИ Я ЗНАЮ ИСТОРИЮ СВОЕГО КРАЯ?»

 

6. Благодарю всех, кто принял участие в игре (награждение победителей).

- Как вы думаете, с какой целью мы с вами сегодня собрались?

- Актуальна ли для вас лично тема классного часа? Почему?

- Возникло ли у вас желание пополнить свои знания о своей малой

Родине? О своей семье? Об известных земляках нашего края?

Приложение 1.

Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»

 

Инструкция: выберите один или несколько ответов.

 

1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?

•Знаю все о своих родителях

•Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

•Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

• Затрудняюсь ответить

• Владею информацией частично

 

2.Являетесь ли Вы коренным тамбовчанином (3 и более поколения Вашей семьи

проживали в Тамбовской области)?

• Да

• Нет

• Затрудняюсь ответить

 

3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?

• Не знаю

• Знаю (укажите)_______________________________________________

 

4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?

• Особенности речи

• Традиции праздников

• Особенности местного костюма

• Легенды, сказки, предания

• Другое ______________________________________________________

 

5.Хотели бы Вы свои пополнить знания?

• О своих родных

• Об истории области и села

• Другое _______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Примерные вопросы для игры «Хорошо ли я знаю историю своего края?»

 Раздел «Люди»:

Вопрос 1.

Этот человек родился 1 марта 1799 года в имении Селиверстово, близ села Мезинец  на берегу реки Лесной Воронеж.  Известен как композитор – основоположник русской оперы. (Алексей Николаевич Верстовский)

 Вопрос 2.

Поэт, родившийся в 1937 году в селе Спасском. В своём творчестве прославляет невероятную красоту деревень и самоотверженность крестьянского труда

(Павел Николаевич Матюхин).

Вопрос 3.

Крепостной художник, запечатлевший церковь и окрестности села Спасское

(Григорий Васильевич Сорока (Васильев)) 

 Раздел «Символика»:

Вопрос 1.  Как выглядит Герб Тамбовской области? Какие элементы он в себя включает?

 Вопрос 2. Опишите флаг Тамбовской области.

 Вопрос 3. Кто является автором гимна Тамбовской области? ().

 Раздел «География»:

Вопрос 1.

С какими областями граничит Тамбовская область?

 (Рязанская, Пензенская, Липецкая, Воронежская, Саратовская).

 Вопрос 2.

Численность населения  Тамбовской области (численность населения Тамбовской области составляет 1 млн. 145 тыс. человек, из них горожан 658 тыс. человек).

Вопрос 3.

Какой климат преобладает на территории Тамбовской области?

(умеренно континентальный климатический пояс)

Раздел «Интересный факт»:

Вопрос 1.

Как называется самое глубокое озеро в Тамбовской области и где оно находится? (Святовское озеро, его глубина 12 – 13 метров, у Тамбова)

Вопрос 2.

Породы рыб, которые водятся в Тамбовской области (лещ, щука, линь, окунь, карась, карп, плотва, сом, краснопёрка)

 Вопрос 3.

Как называется единственный заповедник в Тамбовской области, на какой реке и в каких районах он расположен?

(Воронинский заповедник, на реке Ворона, в Кирсановском и Инжавинском районах)

Приложение 3:

 П

П

А

А

Т

Т

Р

Р

И

И

О

О

Т

Т

 МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

(Образец)

Моя малая Родина   (Сочинение ученицы 11 класса Куроедовой Ольги Сергеевны)

Горжусь я малой родиной своей,

Но возражать, конечно, не посмею,

Другие ярче области горят,

Но мне моя Тамбовская милее.

Каждому человеку дорого и близко то место, где он родился и вырос. Тамбовщина – моя малая Родина. В этом году наша область отмечает свой славный 70 – летний юбилей. Эта значимая дата в жизни жителей нашего края. Я люблю свой город, свое родное село. Мне посчастливилось жить и родиться на Тамбовской земле. В родном селе Протасово я прожила 16 лет, здесь родились и трудятся мои родители, и потому все мне в нем знакомо, дорого, близко. Я вовсе не претендую на какую-то исключительность своих чувств. Думаю, что то- же самое могли бы сказать все мои земляки.

На первый взгляд наш край не обладает какой-то необыкновенной экзотической красотой: здесь нет высоких гор, морей, океанов, полноводных рек – здесь есть земля, на которой люди растят хлеб, пруды, в которых не так уж много рыбы, леса, сады. Но это наша Родина, дороже которой не может быть ничего на свете.

В наш век новых информационных технологий, технических открытий, в век, когда мечта о полете стала реальностью, морские глубины изведаны, горные вершины покорены, человеку порой хочется побыть наедине со своими мыслями, отрешиться от суеты, ежедневных волнений.

Русская деревня.… Это тихая обитель, в которой человек чувствует себя спокойно, забывает о насущных делах и проблемах, переносится в другой мир, полный доброты и умиротворения…

Больше всего в моем маленьком селе я восхищаюсь природой. У нас в доме есть окно, из которого можно наблюдать за тем, что происходит вокруг. Иногда просто невозможно оторваться от увиденной картины. Ухожу глубоко в себя, размышляя о жизни. Я могу простоять так долгое время, не двигаясь и не сводя глаз. Картина никогда не бывает одинаковой. Это –  то цветной океан в тумане, который тоже всегда разный, если присмотреться. Туман словно одеялом покрывают землю, и сквозь него проступают воздушные руины. А иногда неизвестный художник рисует яркими красками, и окружающий мир предстает огромным неповторимой прелести ковром. Когда я любуюсь природой, мне хочется передать все свое восхищение. Мне хочется нарисовать эту красоту, сфотографировать, написать. За моим домом небольшой луг, за ним пруд с небрежно разбросанными по берегу камышами. Потом опять луг, по его краям – сад и березовая рощица. Если присмотреться, то на его маленькой территории кипит жизнь. По лугам ходят коровы, по пруду плавают стаи черных диких уток. В болоте, в камышах, иногда стоят высокие изящные цапли. Мне они порой кажутся камышами. Если смотришь на окружающую нас природу, сразу поднимается настроение, возникает необъяснимое чувство понимания жизни. Да, действительно, очень трудно оставаться равнодушным, глядя на бескрайние поля, широкие дубравы, небольшие, но необычно красивые речки, пруды, светлые кудрявые березки – а это все так часто встречается на тамбовской земле.

Богата ее история…Земля тамбовская на редкость щедра на таланты и богата традициями. Но самое главное богатство нашего края – это, конечно же, люди-труженики, хлеборобы, которые тихо и каждодневно выполняют тяжелую, но так необходимую нашей стране работу. С Тамбовщиной связаны имена многих выдающихся людей России: это героиня Великой Отечественной войны Зоя Космодемьянская, исследователь природы И.В. Мичурин, поэты-писатели А.Баратынский, С.Сергеев – Ценский, композитор С.В. Рахманинов и многие – многие другие. Немало ярких страниц в историю нашего края вписали тамбовчане, проявляя мужество и героизм при защите своего Отечества в годы Великой Отечественной войны. Наши земляки с честью и достоинством выполняли свой долг, не щадя ни здоровья, ни жизни. Один из них участник Великой Отечественной войны, мой односельчанин, Воробьев Виктор Васильевич. Родился он в 1924 году в селе Протасово в бедной крестьянской семье. С 10 лет работал в колхозе на разных работах. Когда началась война, его назначили возить рабочих на трудовой фронт под Воронеж, где строили укрепления. В августе 1942 года Виктора Васильевича призвали в армию. В феврале 1943 года был контужен, лежал три месяца в госпитале, а потом снова на фронт. Служил Виктор Васильевич на Первом Белорусском фронте под командованием маршала Георгия Константиновича Жукова. В течение войны не раз ему приходилось встречаться и разговаривать с легендарным командиром. Все победы были связаны с его именем. Г.К. Жуков любил солдат и офицеров, уважал их, учил не только храбро сражаться и беспощадно бить врага, но и беречь себя и товарищей. Пришлось Виктору Васильевичу участвовать в боях на Украине, Не сосчитать, сколько погибло солдат при форсировании Днепра, во время боев на Турецком валу. С благодарностью и болью вспоминает Виктор Васильевич своих товарищей, погибших в этих боях. Он сам хоронил их в воронке из-под бомбы. Потом опять ранение, госпиталь и изнуряющие бои на территории Польши. Форсировали Вислу и стали в оборону, готовились к решительному наступлению на Кенигсберг. В январе 1945 года часть пошла в наступление. Самому Виктору Васильевичу не удалось дойти до Кенигсберга всего несколько десятков километров из-за тяжелого ранения – были простреляны обе ноги. Боевые товарищи не бросили своего друга в беде: они сделали все возможное и невозможное, чтобы спасти ему жизнь. Ведь без взаимовыручки на войне никак нельзя. Бой продолжался около трех суток, без перерыва. Виктор Васильевич без сознания лежал в траншее, куда перенесли его товарищи. Благодаря своим боевым друзьям, Виктор Васильевич остался жив. День Победы, этот незабываемый день, он встретил в госпитале, в котором лечился после тяжелого ранения. После войны Виктор Васильевич вернулся в родное село. И сейчас, находясь на пенсии, часто при встрече с нами вспоминает войну, своих однополчан, рассказывает о том, что видит во сне, как рвутся снаряды, умирают друзья, а он ничем не может им помочь. Он желает нам, молодым, никогда не узнать тех ужасов войны, что пережили они, участники Великой Отечественной войны. От нас сейчас зависит сохранить память о погибших.

Любовь к своей стране, гордость ее былою славою – основа основ возрождения нации, ее величия. Главное богатство – ее люди, «герои нашего времени». Это необходимо понять, принять, усвоить. Именно мы с вами – настоящее и будущее страны, именно нам с вами писать новую страницу ее истории, именно от нас с вами зависит, что скажут о нашем времени потомки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Самый классный классный руководитель"

В феврале 2011года в нашем городе проходил районный конкурс учителей "Самый классный классный руководитель". Интересно, местами сложно, но нужно. От СОШ №1 принимали участие два педагога начальной шко...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...

Портфолио классного руководителя. Конкурсные материалы на районный конкурс "Самый классный классный"

Результаты педагогической деятельности, формы работы классного руководителя, достижения класса и учащихся....

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...