"Глазами всего не увидишь, зряче только сердце".
классный час на тему

Костромина Ирина Викторовна

Система классных часов, построенная  в технологии этического диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx814.93 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце.

Цель: развитие  нравственных  личностных  качеств,  таких,  как  доброта,  желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.

Задачи:

1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.

2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.

3.Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.

 4. воспитание  таких социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.

Оборудование:

  1. Мультфильм  песня- притча Светланы Копыловой "Окно" ( прилагается к разработке)

Окно

Лежали в больнице в палате одной                                                                                                      

Два тяжко больных человека.

Один у окошка лежал, а другой

У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

И тот, что у двери узнать захотел,

Про жизнь за окошком, другую.

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

-Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

И так каждый день: то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучался злобой и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

Однажды сосед у окна занемог,

что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза, закрывая усердно.

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда же он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,

Глухую высокую стену.

Он был потрясен и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.

-Да он вас утешить старался.

           

1.Тема урока на доске        " Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце"    С. Экзюпери

2.Чёрное окно, состоящее из 6 частей, выполненное в технике граттаж    

L:\DCIM\100OLYMP\P2120494.JPG

3.Карточки для детей

Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!

 

L:\DCIM\100OLYMP\P2100486.JPG

4. Пластмассовое сердечко с фонариком внутри. 

  1. Этап на доске чёрное окон и цитата:

                     " Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце"

                                                                                                                         С. Экзюпери

Под музыку Моцара "Душа" (прилагается к разработке)

- Посмотрите на доску. Как вы понимаете эту фразу? О чём мы будем говорить?

-Эта фраза и будет темой нашего классного часа. Посмотрите на экран.

              (Рассматриваем чёрное окно,если ребята обратят на него внимание:

-Что это?

-Почему окно чёрное?)    

-Посмотрим на экран  

  1. Притча окно до слов " И тот, что у двери узнать захотел, про жизнь за окошком другую"

Лежали в больнице в палате одной                                                                                                      

       Два тяжко больных человека.

       Один у окошка лежал, а другой

       У двери, где не было света.

Один постоянно в окошко глядел,

Другой лишь на краску дверную.

        И тот, что у двери узнать захотел,

        Про жизнь за окошком, другую.

-Поделиесь впечалениями?

-Где оказались люди? (в больнице)

-Кто обратил внимание, какие это были больные? (тяжко больные, по лицу один был добрым,а другой злым)

-Что это значит? (тяжелое заболевание, могут  умереть)

-Подумайте, какое настроение было у  этих людей? (тяжело, срашно, грусно)

-Как это передали авторы? (цветом, мульфильм чёрно-белый)

-Где лежали больные в палате? (у окна и у двери)

-Можно ли предположить, как будут развиваться  события дальше?

   3. Продолжение мульфильма до слов "И с внуком гуляет старушка"

С готовностью первый больной рассказал,

Что видно ему из окошка.

-Там тихая речка, дощатый причал,

И ходит по берегу кошка.

По синему небу плывут облака

Причудливые, как зверушки.

Сидят на причале там два рыбака,

И с внуком гуляет старушка.

-Можно ли сказать, что больной у окна чувсвовал настроение соседа, и хотел изменить  это?

-Какие слова об  этом говорят? (с готовностью…)

- О чём он рассказал?

-Какие это картины, для людей, лежащих в больнице? (светлые, радостные)

-Как это показал автор? (цветом, эти картины цветные.)

-Дейсвительно, тяжело больные люди, долгое время проводят в больничной палате, они видят только больничные стены, окрашенные в зелёный или жёлый цвет и больше ничего. Поэтому картины жизни за окном, красочные, яркие для них очень важны.  Как же собыия развивались дальше. Ваши предположения?

-Давайе посморим.

  4. До слов "тут несправедливость такая"

И так каждый день: то про сказочный лес

Рассказывал, то про влюбленных.

Другой же сосед перестал даже есть,

Считая себя обделенным.

Он мучался злобой и зависть росла,

Его постепенно съедая.

Не мог он понять, почему же была

Тут несправедливость такая.

-Как часто карины  жизни за окном видел больной, лежащий у окна? (каждый день)

-Что же происходило с больным у двери? (злился)

-Что происходило с его злобой? (злоба росла)

-Как  об  этом  говорится? (перестал даже есть)

-А как это показано? (экран закрашивается чёрным цветом)

- Как пониматете фразу "Злоба росла, его постепенно съедая"? (усиливалась, ни о чём больше не мог думать)

-Почему так происходило? (считал, что ему хуже, злился, был недоволен…)

- Как злоба может съесть? Когда так происходит?

-Каким он себя считал? (обделённым)

-На самом ли деле это так?

- Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (хотел показать характер больного у двери)

-Какой у него характер?

 -К чему может привести такая сильная злоба?

 -Посмотрим, что же произошло дальше

           5. До слов " И вызвать сестру милосердья""

Однажды сосед у окна занемог,

что не было сил разогнуться,

Он стал задыхаться и даже не мог

До кнопки своей дотянуться.

У двери сосед мог на кнопку нажать,

И вызвать сестру милосердья.

-Что произошло?

-Как авторы передали то, что больному было очень плохо? (показали красным цветом кнопку около кровати)

-для чего эта кнопка?

-Где обычно  находится кнопка?

-Почему больной не смог дотянуться? (ему было очень плохо)

-Как будут развиваться события?

-Почему вы так думаете?

-Посмотрим.

        6. До слов " …остался лежаить, глаза закрывая усердно"

Но он не нажал, а остался лежать,

Глаза, закрывая усердно.

-Поделитесь впечатлениями?

-Почему так поступил больной у окна?

-К чему это приведёт?

           7. До слов " Увидел он вместо того что хотел"

На утро сестра милосердья пришла

Постель поменять за покойным.

Сосед попросил, и она помогла

Занять эту самую койку.

Когда же он в окно наконец посмотрел,

На шее задергалась вена.

Увидел он вместо того, что хотел,…

-Поделитесь впечалениями?

-Как посупил второй больной? (остался лежаь)

-Почему? (считал себя обиженным, обделённым)

-Что же произошло с больным у окна? (умер)

-Могли ли события развиваться по- другому?

-В каком случае?

-Можно ли сказать, что больной у двери был виноват в смерти соседа по палате?

-Почему он так поступил? (хотел лечь к окну)

-Что можно сказать об  этом  человеке по его поступку? (эгоист, жесокий, хотел для себя лучшего)

-Какой посупок об этом говорит?

-Что он попросил сделать, после смерти соседа? (переложить его к окну)

-Что же с ним произошло, когда он лёг у окна? (на шее задёргалась вена)

-Как вы думаете почему?

- Что же он мог увидеть?

-Проверим наши предположения, посмотрим дальше…

    8. До слов  "Глухую бетонную стену"

Глухую высокую стену.

-Что же  он увидел? (он увидел стену)

-Как же так произошло, что  первый больной видел совсем другое: тихую речку, старый причал, небо в кудрявых овечках? Ваши предположения?

-Посмотрим дальше, почему же больные видели разные картины.

    9. До слов "Зачем же  тогда"

Он был потрясен и сестре рассказал,

Про тихую чистую речку,

Про сказочный лес, про дощатый причал

И небо в кудрявых овечках.

-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,

Всю жизнь он слепым оставался.

-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.

-Что нового вы узнали о соседе у окна? (он был слепым)

-Как же так могло произойти, что он видел небо в кудрявых овечках и сказочный лес?

-Мог ли он видеть то, о чём рассказывает? (нет, он ничего не видел)

-Почему же   он рассказывал про сказочный лес и про  влюблённых?(хотел утешить второго больного)

 - Что означает вопрос второго больного "Зачем же  тогда ? Что он означает?

-Посмотрим.

          10. До конца

-Да он вас утешить старался.

           

-Что же означал вопрос больного? (он хотел узнать, зачем больной у окна рассказывал о том, чего не видит)

- Какой ответ получил второй больной? (да он вас утешить старался)

-Поделитесь впечатлениями.

-Как вы думаете, как себя почувствовал второй больной?

-Осознал ли он себя виноватым?

-Почему?

-Изменилось ли что-нибудь в его сердце?

-Мог ли он что-либо изменить?

Просмотр мультфильма полностью

    11. Возвращение к теме занятия

-Вернёмся к эпиграфу нашего классного часа, к кому он относится?

-Почему?

-Можно ли сказать, что оба больных были слепыми?

-Почему? (у одного не было  зрения, а другой был слепой сердцем)

-Как вы думаете, что страшнее?  Почему?

-Действительно, глазами всего не увидишь, есть мир ощущений, понимания, сострадания. Есть такое понятие милосердие. 

-Как вы его понимаете? (милое сердце, доброе, понимающее, жалеющее)

-В словаре даётся такое объяснение: " Милосердие - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.  Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными."

               12.Работа с карточками

На карточках у каждого ребёнка

Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!

-Вам есть, что сказать?

-как вы поняли это высказывание?

-Кто же в нашем фильме дарил своё сердце?

-Как вы думаете, ему было легко? Почему? (был слепой, тяжело болел)

-Как же он видел, с помощью чего? (души, сердца)

-Каким   был  этот человек? (добрым, милосердным, сострадаельным)

-А кто вам дари своё сердце?

-Можете ли вы дарить своим людям?

-В каких ситуациях?

         13.  Перенос ситуации на себя, с помощью пластмассового сердечка.

-Посмотрите, у меня в руках сердце. Оно есть у каждого человека?

-Конечно, ведь мы с вами живые и такой орган, как сердце есть у всех.

-Как вы думаете, а это сердце зрячее? Почему?

                                      (Выключить свет, показать, что сердце не горит)

-Да оно живёт, перекачивает кровь. Но это сердце слепо, оно "не горит". А что это значит? (не сочувствуе, не переживает, не болит, не сострадает)

-Попробуем это сердце "зажечь". Как вы понимаете это выражение? (научить его любить, сопереживать, сочувствоваь, быть милосердным.

-Как же это сделать?

- Я хочу, чтобы нам в этом помог Мальчик –огонёк

              Сказка Леоноры Константиновны Киселёвой "Мальчик –огонёк"

Чтение учителем

        Жил на свете  маленький  горячий  Огонёк.  И  очень  ему  хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие  руки,  две  крепкие ноги, два зорких глаза - словом, всё, как у ребят.Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом),  но сказала, что от всех ребят  Огонёк  будет  тем  отличаться,  что  если попадёт в воду - погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк.  Бегал  он быстро,  прыгал  высоко,  а  когда   делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были  они  вместе,  только  на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.

Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался - просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка,  голова  едва  видна  над  водой, волны через лицо перекатываются.

- Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы: "Попадёшь в воду - погаснешь,  и не будет тогда ни мальчика, ни  Огонька",  вспомнил  и...  бросился  в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и  ноги  перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он.  Вот  и  берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас. Лежат на песке чёрные угольки - погасший мальчик-Огонёк. Всё это с высокого неба видело Солнце.  Ясное,  справедливое.  Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий  луч,  направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло. И пусть мальчишкой он не стал, но  сделался  уже  не  Огоньком,  а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.

-Поделитесь впечатлениями?

-Какой был Мальчик- Огонёк?

-Почему он бросился в воду, зная, что погибнет?

-Почему он не погиб?

-За что он был вознаграждён?

-Какое было у него сердце?

        14.Работа в группах  с чёрным окном (граттаж)

-Как называется  притча, которую мы смотрели? Почему?

- А на самом ли деле дело в окне? (нет, это "слепая" душа, "слепое" сердце)

-Окно и у нас на доске.  Какое оно?

-Просто ли это окно? (это "слепая душа", "слепое" сердце)

-Бывает ли у нас такое сердце, как это окно- чёрное, злое, слепое?

-  Когда? (когда мы злимся, ругаемся, мстим)

-Можем ли мы что-нибудь изменить? Как? (реже злиться, понимать других, сочувствовать)

-Я вам предлагаю измениь наше чёрное окно и зделать наше сердце добрее, а душу - светлее.Вспомните больного у окна, Мальчика- Огонька, ваши добрые дела. Что нужно для того, чтобы так поступать, каким должен быть человек?( добрым, самооверженным, милосердным…)

-Мы не сможем  зажечь наше сердце, сделать  его зрячим, пока в душе будет такое чёрное окно. Какие черты помогут убрать эту черноту? (добро, любовь, сопереживание, сострадание, понимание, утешение, сочувствие, милосердие…)

Работа в группах

-Я вам предлагаю  поработать в группах, разобрать это чёрное окно и сделать его радужным, светлым. Как нам это сделать?

-Я предлагаю написаь на этом окне те слова,  которые могут  помочь сделать душу светлее, а сердце добрее. Напишите по одному слову на вашей части окна, которое поможет убрать черноту и разжечь огонь в нашем сердце.

Дети работают в группах

-Обьясните, почему выбрали именно это слово.

Предсавитель от каждой группы объясняет, почему выбрали данное словоL:\DCIM\100OLYMP\P2100472.JPG

-Посмотрие, какое радужное, составленное вместе окон у нас получилось.

Пока дети работают в группах, учитель незаметно зажигае фонарик внутри пластмассового  сердечка

-А вот и наше сердце. Посмотрите. Что с ним произошло? (оно зажглось)

-Почему?

 -Передайте это сердце соседу, если вам есть, что сказать, скажите, если нет – задумайтесь.

-Я хочу, чтобы наш классный час засавил вас задуматься. Может и в вашем сердце появился ещё один маленький огонёк, который дарит тепло и свет другим,  как у Мальчика –Огонька, как у больного в притче.

-А закончить  наш классный час я бы хотела стихотворением:

Если б сердце умело бы вслух говорить,
То оно научило б нас жить и любить,
Научило бы хрупкие чувства беречь,
Прервало навсегда слов жестоких картечь,
Научило б от нежности нас трепетать,
Научило бы ждать, доверять и прощать,
Генерировать счастье, и чувствовать боль,
Научило бы слышать и видеть душой.
Высекать научило б из взгляда огонь,
В час тяжелый протягивать людям ладонь,
Тьму собой освещать, где не видно ни зги…
… Но у многих, увы, вместо сердца —  …

-Пусть  стихотворение останется без концовки, каждый продолжит его для себя сам.

L:\DCIM\100OLYMP\P2100483.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самого главного глазами не увидишь» структура урока обобщения знаний

Тема: «Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Цель урока: воспитание нравственности; научить детей видеть прекрасное в жизни; развитие способности логич...

Литературное чтение "Что поэт увидел глазами – а что сердцем?"

Урок литературного чтения.  Стихотворение латышского поэта Ояра Оттовича Вациетиса.Использованы технологии:- информационно-коммуникативные- личностно-ориентированные- развивающие ( технологии Г.Г...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

Работа над проектом по теме: «Самого главного глазами не увидишь»

Цель проекта: Способствовать формированию у обучающихся представлений об окружающей нас природе,  о важности её сохранения....

«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)

Деятельность по воспитанию (реализация программ воспитания и социализации обучающихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)Деятельность в области воспитания выстраиваю...

Мастер-класс "От всего сердца"

Мастер-класс "От всего сердца"...