"Глазами всего не увидишь, зряче только сердце".
классный час на тему
Система классных часов, построенная в технологии этического диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 814.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце.
Цель: развитие нравственных личностных качеств, таких, как доброта, желание помогать другим людям, умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Задачи:
1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений.
3.Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, а также поступков сверстников и одноклассников.
4. воспитание таких социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Оборудование:
- Мультфильм песня- притча Светланы Копыловой "Окно" ( прилагается к разработке)
Окно
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную.
И тот, что у двери узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка.
-Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучался злобой и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
Однажды сосед у окна занемог,
что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать,
И вызвать сестру милосердья.
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза, закрывая усердно.
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда же он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,
Глухую высокую стену.
Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.
-Да он вас утешить старался.
1.Тема урока на доске " Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце" С. Экзюпери
2.Чёрное окно, состоящее из 6 частей, выполненное в технике граттаж
3.Карточки для детей
Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!
4. Пластмассовое сердечко с фонариком внутри.
- Этап на доске чёрное окон и цитата:
" Глазами всего не увидишь, зряче одно лишь сердце"
С. Экзюпери
Под музыку Моцара "Душа" (прилагается к разработке)
- Посмотрите на доску. Как вы понимаете эту фразу? О чём мы будем говорить?
-Эта фраза и будет темой нашего классного часа. Посмотрите на экран.
(Рассматриваем чёрное окно,если ребята обратят на него внимание:
-Что это?
-Почему окно чёрное?)
-Посмотрим на экран
- Притча окно до слов " И тот, что у двери узнать захотел, про жизнь за окошком другую"
Лежали в больнице в палате одной
Два тяжко больных человека.
Один у окошка лежал, а другой
У двери, где не было света.
Один постоянно в окошко глядел,
Другой лишь на краску дверную.
И тот, что у двери узнать захотел,
Про жизнь за окошком, другую.
-Поделиесь впечалениями?
-Где оказались люди? (в больнице)
-Кто обратил внимание, какие это были больные? (тяжко больные, по лицу один был добрым,а другой злым)
-Что это значит? (тяжелое заболевание, могут умереть)
-Подумайте, какое настроение было у этих людей? (тяжело, срашно, грусно)
-Как это передали авторы? (цветом, мульфильм чёрно-белый)
-Где лежали больные в палате? (у окна и у двери)
-Можно ли предположить, как будут развиваться события дальше?
3. Продолжение мульфильма до слов "И с внуком гуляет старушка"
С готовностью первый больной рассказал,
Что видно ему из окошка.
-Там тихая речка, дощатый причал,
И ходит по берегу кошка.
По синему небу плывут облака
Причудливые, как зверушки.
Сидят на причале там два рыбака,
И с внуком гуляет старушка.
-Можно ли сказать, что больной у окна чувсвовал настроение соседа, и хотел изменить это?
-Какие слова об этом говорят? (с готовностью…)
- О чём он рассказал?
-Какие это картины, для людей, лежащих в больнице? (светлые, радостные)
-Как это показал автор? (цветом, эти картины цветные.)
-Дейсвительно, тяжело больные люди, долгое время проводят в больничной палате, они видят только больничные стены, окрашенные в зелёный или жёлый цвет и больше ничего. Поэтому картины жизни за окном, красочные, яркие для них очень важны. Как же собыия развивались дальше. Ваши предположения?
-Давайе посморим.
4. До слов "тут несправедливость такая"
И так каждый день: то про сказочный лес
Рассказывал, то про влюбленных.
Другой же сосед перестал даже есть,
Считая себя обделенным.
Он мучался злобой и зависть росла,
Его постепенно съедая.
Не мог он понять, почему же была
Тут несправедливость такая.
-Как часто карины жизни за окном видел больной, лежащий у окна? (каждый день)
-Что же происходило с больным у двери? (злился)
-Что происходило с его злобой? (злоба росла)
-Как об этом говорится? (перестал даже есть)
-А как это показано? (экран закрашивается чёрным цветом)
- Как пониматете фразу "Злоба росла, его постепенно съедая"? (усиливалась, ни о чём больше не мог думать)
-Почему так происходило? (считал, что ему хуже, злился, был недоволен…)
- Как злоба может съесть? Когда так происходит?
-Каким он себя считал? (обделённым)
-На самом ли деле это так?
- Как вы думаете, почему автор использовал именно это слово? (хотел показать характер больного у двери)
-Какой у него характер?
-К чему может привести такая сильная злоба?
-Посмотрим, что же произошло дальше
5. До слов " И вызвать сестру милосердья""
Однажды сосед у окна занемог,
что не было сил разогнуться,
Он стал задыхаться и даже не мог
До кнопки своей дотянуться.
У двери сосед мог на кнопку нажать,
И вызвать сестру милосердья.
-Что произошло?
-Как авторы передали то, что больному было очень плохо? (показали красным цветом кнопку около кровати)
-для чего эта кнопка?
-Где обычно находится кнопка?
-Почему больной не смог дотянуться? (ему было очень плохо)
-Как будут развиваться события?
-Почему вы так думаете?
-Посмотрим.
6. До слов " …остался лежаить, глаза закрывая усердно"
Но он не нажал, а остался лежать,
Глаза, закрывая усердно.
-Поделитесь впечатлениями?
-Почему так поступил больной у окна?
-К чему это приведёт?
7. До слов " Увидел он вместо того что хотел"
На утро сестра милосердья пришла
Постель поменять за покойным.
Сосед попросил, и она помогла
Занять эту самую койку.
Когда же он в окно наконец посмотрел,
На шее задергалась вена.
Увидел он вместо того, что хотел,…
-Поделитесь впечалениями?
-Как посупил второй больной? (остался лежаь)
-Почему? (считал себя обиженным, обделённым)
-Что же произошло с больным у окна? (умер)
-Могли ли события развиваться по- другому?
-В каком случае?
-Можно ли сказать, что больной у двери был виноват в смерти соседа по палате?
-Почему он так поступил? (хотел лечь к окну)
-Что можно сказать об этом человеке по его поступку? (эгоист, жесокий, хотел для себя лучшего)
-Какой посупок об этом говорит?
-Что он попросил сделать, после смерти соседа? (переложить его к окну)
-Что же с ним произошло, когда он лёг у окна? (на шее задёргалась вена)
-Как вы думаете почему?
- Что же он мог увидеть?
-Проверим наши предположения, посмотрим дальше…
8. До слов "Глухую бетонную стену"
Глухую высокую стену.
-Что же он увидел? (он увидел стену)
-Как же так произошло, что первый больной видел совсем другое: тихую речку, старый причал, небо в кудрявых овечках? Ваши предположения?
-Посмотрим дальше, почему же больные видели разные картины.
9. До слов "Зачем же тогда"
Он был потрясен и сестре рассказал,
Про тихую чистую речку,
Про сказочный лес, про дощатый причал
И небо в кудрявых овечках.
-Ах, если бы он видел,- сказала сестра,
Всю жизнь он слепым оставался.
-Зачем же тогда?- тут больной прошептал.
-Что нового вы узнали о соседе у окна? (он был слепым)
-Как же так могло произойти, что он видел небо в кудрявых овечках и сказочный лес?
-Мог ли он видеть то, о чём рассказывает? (нет, он ничего не видел)
-Почему же он рассказывал про сказочный лес и про влюблённых?(хотел утешить второго больного)
- Что означает вопрос второго больного "Зачем же тогда ? Что он означает?
-Посмотрим.
10. До конца
-Да он вас утешить старался.
-Что же означал вопрос больного? (он хотел узнать, зачем больной у окна рассказывал о том, чего не видит)
- Какой ответ получил второй больной? (да он вас утешить старался)
-Поделитесь впечатлениями.
-Как вы думаете, как себя почувствовал второй больной?
-Осознал ли он себя виноватым?
-Почему?
-Изменилось ли что-нибудь в его сердце?
-Мог ли он что-либо изменить?
Просмотр мультфильма полностью
11. Возвращение к теме занятия
-Вернёмся к эпиграфу нашего классного часа, к кому он относится?
-Почему?
-Можно ли сказать, что оба больных были слепыми?
-Почему? (у одного не было зрения, а другой был слепой сердцем)
-Как вы думаете, что страшнее? Почему?
-Действительно, глазами всего не увидишь, есть мир ощущений, понимания, сострадания. Есть такое понятие милосердие.
-Как вы его понимаете? (милое сердце, доброе, понимающее, жалеющее)
-В словаре даётся такое объяснение: " Милосердие - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Сестра милосердия - женщина, ухаживающая за больными, ранеными."
12.Работа с карточками
На карточках у каждого ребёнка
Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… Сердце — самый точный индикатор наших самых искренних эмоций, а потому цените и берегите тех людей, которые вам его дарят!
-Вам есть, что сказать?
-как вы поняли это высказывание?
-Кто же в нашем фильме дарил своё сердце?
-Как вы думаете, ему было легко? Почему? (был слепой, тяжело болел)
-Как же он видел, с помощью чего? (души, сердца)
-Каким был этот человек? (добрым, милосердным, сострадаельным)
-А кто вам дари своё сердце?
-Можете ли вы дарить своим людям?
-В каких ситуациях?
13. Перенос ситуации на себя, с помощью пластмассового сердечка.
-Посмотрите, у меня в руках сердце. Оно есть у каждого человека?
-Конечно, ведь мы с вами живые и такой орган, как сердце есть у всех.
-Как вы думаете, а это сердце зрячее? Почему?
(Выключить свет, показать, что сердце не горит)
-Да оно живёт, перекачивает кровь. Но это сердце слепо, оно "не горит". А что это значит? (не сочувствуе, не переживает, не болит, не сострадает)
-Попробуем это сердце "зажечь". Как вы понимаете это выражение? (научить его любить, сопереживать, сочувствоваь, быть милосердным.
-Как же это сделать?
- Я хочу, чтобы нам в этом помог Мальчик –огонёк
Сказка Леоноры Константиновны Киселёвой "Мальчик –огонёк"
Чтение учителем
Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза - словом, всё, как у ребят.Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду - погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька. Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался - просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
- Что делать? Вспомнил Огонёк слова волшебницы: "Попадёшь в воду - погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька", вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вот и берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас. Лежат на песке чёрные угольки - погасший мальчик-Огонёк. Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло. И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.
-Поделитесь впечатлениями?
-Какой был Мальчик- Огонёк?
-Почему он бросился в воду, зная, что погибнет?
-Почему он не погиб?
-За что он был вознаграждён?
-Какое было у него сердце?
14.Работа в группах с чёрным окном (граттаж)
-Как называется притча, которую мы смотрели? Почему?
- А на самом ли деле дело в окне? (нет, это "слепая" душа, "слепое" сердце)
-Окно и у нас на доске. Какое оно?
-Просто ли это окно? (это "слепая душа", "слепое" сердце)
-Бывает ли у нас такое сердце, как это окно- чёрное, злое, слепое?
- Когда? (когда мы злимся, ругаемся, мстим)
-Можем ли мы что-нибудь изменить? Как? (реже злиться, понимать других, сочувствовать)
-Я вам предлагаю измениь наше чёрное окно и зделать наше сердце добрее, а душу - светлее.Вспомните больного у окна, Мальчика- Огонька, ваши добрые дела. Что нужно для того, чтобы так поступать, каким должен быть человек?( добрым, самооверженным, милосердным…)
-Мы не сможем зажечь наше сердце, сделать его зрячим, пока в душе будет такое чёрное окно. Какие черты помогут убрать эту черноту? (добро, любовь, сопереживание, сострадание, понимание, утешение, сочувствие, милосердие…)
Работа в группах
-Я вам предлагаю поработать в группах, разобрать это чёрное окно и сделать его радужным, светлым. Как нам это сделать?
-Я предлагаю написаь на этом окне те слова, которые могут помочь сделать душу светлее, а сердце добрее. Напишите по одному слову на вашей части окна, которое поможет убрать черноту и разжечь огонь в нашем сердце.
Дети работают в группах
-Обьясните, почему выбрали именно это слово.
Предсавитель от каждой группы объясняет, почему выбрали данное слово
-Посмотрие, какое радужное, составленное вместе окон у нас получилось.
Пока дети работают в группах, учитель незаметно зажигае фонарик внутри пластмассового сердечка
-А вот и наше сердце. Посмотрите. Что с ним произошло? (оно зажглось)
-Почему?
-Передайте это сердце соседу, если вам есть, что сказать, скажите, если нет – задумайтесь.
-Я хочу, чтобы наш классный час засавил вас задуматься. Может и в вашем сердце появился ещё один маленький огонёк, который дарит тепло и свет другим, как у Мальчика –Огонька, как у больного в притче.
-А закончить наш классный час я бы хотела стихотворением:
Если б сердце умело бы вслух говорить,
То оно научило б нас жить и любить,
Научило бы хрупкие чувства беречь,
Прервало навсегда слов жестоких картечь,
Научило б от нежности нас трепетать,
Научило бы ждать, доверять и прощать,
Генерировать счастье, и чувствовать боль,
Научило бы слышать и видеть душой.
Высекать научило б из взгляда огонь,
В час тяжелый протягивать людям ладонь,
Тьму собой освещать, где не видно ни зги…
… Но у многих, увы, вместо сердца — …
-Пусть стихотворение останется без концовки, каждый продолжит его для себя сам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Самого главного глазами не увидишь» структура урока обобщения знаний
Тема: «Самого главного глазами не увидишь». Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Цель урока: воспитание нравственности; научить детей видеть прекрасное в жизни; развитие способности логич...
«Марафон игр «Старты надежд: только вперед и только вместе»»
Паралимпийское занятие...
Литературное чтение "Что поэт увидел глазами – а что сердцем?"
Урок литературного чтения. Стихотворение латышского поэта Ояра Оттовича Вациетиса.Использованы технологии:- информационно-коммуникативные- личностно-ориентированные- развивающие ( технологии Г.Г...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."
Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...
Работа над проектом по теме: «Самого главного глазами не увидишь»
Цель проекта: Способствовать формированию у обучающихся представлений об окружающей нас природе, о важности её сохранения....
«Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...» (Ш. Амонашвили)
Деятельность по воспитанию (реализация программ воспитания и социализации обучающихся, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни)Деятельность в области воспитания выстраиваю...
Мастер-класс "От всего сердца"
Мастер-класс "От всего сердца"...