"Ученическое самоуправление"
статья на тему

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно - значимых целей.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного коллектива. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchenicheskoe_samoupravlenie_2.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно - значимых целей.

Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного коллектива.  И тут возникают вопросы:

Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?

 Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

  В начале своей работы я поставила следующие задачи: 

1. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей.

2. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков
коллективной и руководящей деятельности.

3. Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.

         

В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю  детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.

Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать, постепенно предоставляя всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.                                                                                                                                

Сейчас наш класс разбит на 5 групп, которые формировались детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.) Содержание деятельности групп определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для младших школьников. Всю деятельность мы разбили на 5 секторов: учебный, санитарный, хозяйственный, затейники  и экологи )                                                                                                                                                            Общее классное собрание выбирает командира класса путём голосования.

Командир  класса - правая рука учителя, контролирует выполнение поручений, помогает в организации деятельности групп.


Учебный сектор - проверяют дневники, состояние учебников, следит за классной библиотечкой, а также делает стенгазеты по предметам.

 Санитарный сектор - следит за тем, чтобы все учащиеся были в школьной форме, у всех был чистый и опрятный вид, следят за чистотой рук и порядком в столовой, проверяет сменную обувь.
                                                                                                                                                 
Хозяйственный сектор - контролирует работу дежурных, проверяет состояние классного помещения, мебели, добивается бережного отношения к собственности класса, следит за состоянием школьных принадлежностей.

Экологи - не только поливают цветы, но и ухаживают за ними ( рыхлят почву, пересаживают растения), заботятся о морской черепахе (моют аквариум, ухаживают за черепахой)

Затейники - их задача не только провести физкультминутку на уроке, но и организовать интересные игры на перемене. Они также, собирают информацию о спортивных достижениях учащихся и класса(«4а» в том году был чемпионом школы по шахматам в командном зачёте;4чел. имеют взрослые разряды; 3 чел.- юношеские разряды; Попов И. в областных соревнованиях по плаванью имеет 1,2,3 места Голованов С. имеет юношеский разряд по плаванью); помогают в организации праздников.

Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя)                                          

 - проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и  планирование работы, направленной  на ее достижение.
Самоуправление в классе способствует формированию самостоятельности, умению слушать и слышать, высказывать своё мнение и предлагать решения.                                                           Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. И если это удаётся, то он получает хорошего помощника в воспитательной работе, так как только развитый  коллектив может оказывать значительное воспитывающее воздействие на детей.  

  Для  учителя  это  сложный  труд,  потому  что  каждый  раз  я  учу  их с  уважением  выслушивать  мнение  других,  сочетать  свои  интересы  с  общими.  Мы  вместе  планируем,  обсуждаем и  даём  оценку  сделанному.  Каждый  ребёнок  стремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.

     

 Деятельность  ученического  самоуправления – это   не  только  отдельные  дела и  мероприятия,  но и  морально-психологический  климат  в  классе.

Каждый  ребёнок  должен  руководствоваться  нравственными  ценностями,  которые  утверждаются  в  классе,  на  основе  которых  он  делает  самостоятельный  нравственный выбор.  Одним из  первых  коллективных  дел  для  нас  стало  создание  ЗАКОНОВ  класса.  Содержание  законов  нашего  класса  определили  сами  ребята  в  процессе  обсуждения  в  группах  правил  поведения.

Мы  обсудили  предложенные  варианты.  Так  появились  законы  класса.

ЗАКОНЫ   КЛАССА.

- Быть  чутким  и   внимательным  к  своим  друзьям.

- Уважать  и  ценить  мнение  других.

- Прилежно   работать  над  расширением   своих   знаний.

- Достойно  и  культурно  вести  себя  в  школе  и  за  её  пределами.

- Проявлять  уважение  ко  взрослым.

- Заботиться  о  здоровье  и  безопасности  собственной  жизни  и  жизни  друзей.

- Говорить   всегда  правду,  иметь  мужество  сказать  о  своём   поступке,  а   не   перекладывать  вину  на  других.

- Заботиться  о   младших,   помогать  им,  защищать  тех,  кто  слабее  меня

- Бережно  относиться  к  вещам.

- Никогда  не  откладывать  на   завтра  то,  что  можно   сделать  сегодня.

На основе законов школьной жизни была создана «Памятка друзей»

•        Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.

•        Не дерись - это очень стыдно.

•        Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.

•        Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.

•        Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.

•        Не ябедничай - доносчику первый кнут.

•        Будь добрым и щедрым на помощь.

•        Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

       Наряду  с  законами   в  каждом  коллективе  формируются  свои традиции.

У нас традиционными стали:

•        День рождения каждого ученика в классе;

•        Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года);

•           Праздник Осени;

•        День Матери;

•        Новогодний огонек;

•        23 февраля с участием пап (готовят девочки и мамы)

•        8 марта с участием мам (готовят мальчики и папы)

•        Экскурсионные программы (походы в кино, музеи, театр - 1 раз в месяц).

       Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Каждую четверть в классе есть помощники - родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.


                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система ученического самоуправления

Система ученического самоуправления в отдельно взятой школе....

РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  2 КЛАССА  НА  ГОД...

Положение об ученическом самоуправлении

 Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...

Положение об ученическом самоуправлении.

Орган классного самоуправления «Совет Дела»  - является добровольно-независимой, самостоятельной организацией детей в возрасте 6-10 лет на основе общих интересов и взаимно согл...

Ученическое самоуправление.

Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является пер...

Ученическое самоуправление

   Для успешного формирования коллектива важное значение имеет правильная организация ученического самоуправления уже в начальной школе. Пояснительная записка раскрывает особенности с...

Модель ученического самоуправления в начальной школе.

О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...