"Ученическое самоуправление"
статья на тему
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно - значимых целей.
Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchenicheskoe_samoupravlenie_2.docx | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности детского коллектива, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решения для достижения общественно - значимых целей.
Всякий раз мы, учителя, испытываем затруднения, когда вновь берём 1 класс и пытаемся вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного коллектива. И тут возникают вопросы:
Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе? Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.
В начале своей работы я поставила следующие задачи:
1. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого учащегося с учётом его возможностей.
2. Развитие навыков лидерского поведения, организаторских знаний, умений, навыков
коллективной и руководящей деятельности.
3. Развитие навыков и способов конструктивного общения со сверстниками и взрослыми.
В первом классе сначала используется простейшая форма самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать, постепенно предоставляя всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Сейчас наш класс разбит на 5 групп, которые формировались детьми по желанию (дружба, общие интересы и т.д.) Содержание деятельности групп определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для младших школьников. Всю деятельность мы разбили на 5 секторов: учебный, санитарный, хозяйственный, затейники и экологи ) Общее классное собрание выбирает командира класса путём голосования.
Командир класса - правая рука учителя, контролирует выполнение поручений, помогает в организации деятельности групп.
Учебный сектор - проверяют дневники, состояние учебников, следит за классной библиотечкой, а также делает стенгазеты по предметам.
Санитарный сектор - следит за тем, чтобы все учащиеся были в школьной форме, у всех был чистый и опрятный вид, следят за чистотой рук и порядком в столовой, проверяет сменную обувь.
Хозяйственный сектор - контролирует работу дежурных, проверяет состояние классного помещения, мебели, добивается бережного отношения к собственности класса, следит за состоянием школьных принадлежностей.
Экологи - не только поливают цветы, но и ухаживают за ними ( рыхлят почву, пересаживают растения), заботятся о морской черепахе (моют аквариум, ухаживают за черепахой)
Затейники - их задача не только провести физкультминутку на уроке, но и организовать интересные игры на перемене. Они также, собирают информацию о спортивных достижениях учащихся и класса(«4а» в том году был чемпионом школы по шахматам в командном зачёте;4чел. имеют взрослые разряды; 3 чел.- юношеские разряды; Попов И. в областных соревнованиях по плаванью имеет 1,2,3 места Голованов С. имеет юношеский разряд по плаванью); помогают в организации праздников.
Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя)
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленной на неделю цели;
- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.
Самоуправление в классе способствует формированию самостоятельности, умению слушать и слышать, высказывать своё мнение и предлагать решения. Эффективность работы классного руководителя во многом зависит от того, насколько организованное детское сообщество он может создать из класса. И если это удаётся, то он получает хорошего помощника в воспитательной работе, так как только развитый коллектив может оказывать значительное воспитывающее воздействие на детей.
Для учителя это сложный труд, потому что каждый раз я учу их с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими. Мы вместе планируем, обсуждаем и даём оценку сделанному. Каждый ребёнок стремится поучаствовать в ежедневной работе, направленной на выполнение задуманного.
Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе.
Каждый ребёнок должен руководствоваться нравственными ценностями, которые утверждаются в классе, на основе которых он делает самостоятельный нравственный выбор. Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в группах правил поведения.
Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.
ЗАКОНЫ КЛАССА.
- Быть чутким и внимательным к своим друзьям.
- Уважать и ценить мнение других.
- Прилежно работать над расширением своих знаний.
- Достойно и культурно вести себя в школе и за её пределами.
- Проявлять уважение ко взрослым.
- Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни друзей.
- Говорить всегда правду, иметь мужество сказать о своём поступке, а не перекладывать вину на других.
- Заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее меня
- Бережно относиться к вещам.
- Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
На основе законов школьной жизни была создана «Памятка друзей»
• Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
• Не дерись - это очень стыдно.
• Играй честно, не подводи и не обманывай своих товарищей.
• Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
• Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
• Не ябедничай - доносчику первый кнут.
• Будь добрым и щедрым на помощь.
• Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.
Наряду с законами в каждом коллективе формируются свои традиции.
У нас традиционными стали:
• День рождения каждого ученика в классе;
• Праздники успеха (перед новым годом и в конце учебного года);
• Праздник Осени;
• День Матери;
• Новогодний огонек;
• 23 февраля с участием пап (готовят девочки и мамы)
• 8 марта с участием мам (готовят мальчики и папы)
• Экскурсионные программы (походы в кино, музеи, театр - 1 раз в месяц).
Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Каждую четверть в классе есть помощники - родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система ученического самоуправления
Система ученического самоуправления в отдельно взятой школе....
РАБОТА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ПЛАН РАБОТЫ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 2 КЛАССА НА ГОД...
Положение об ученическом самоуправлении
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права...
Положение об ученическом самоуправлении.
Орган классного самоуправления «Совет Дела» - является добровольно-независимой, самостоятельной организацией детей в возрасте 6-10 лет на основе общих интересов и взаимно согл...
Ученическое самоуправление.
Класс представляет собой постоянное формирование детей. Деятельность классного коллектива определяется задачами, стоящими перед обществом, с учётом возрастных особенностей учащихся. Класс является пер...
Ученическое самоуправление
Для успешного формирования коллектива важное значение имеет правильная организация ученического самоуправления уже в начальной школе. Пояснительная записка раскрывает особенности с...
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...