Моделирование воспитательной системы класса
статья (3 класс) на тему

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом мес­те - родители и педагоги. (А.С.Макаренко)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaet_vse.docx89.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУСОШ №1

Моделирование воспитательной системы класса.

Камышова Н.П.

08.11.2013


Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. (Слайд №2)

А. С. Макаренко  

     Одним из важнейших направлений модернизации начального общего образования  в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка, его личностного самоопределения.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и зависят от методов и средств воспитания, от условий, в которых они живут – положение ребенка в семье, в школе, круг его интересов и дел. Но ребенок умеет не только чувствовать, но и думать, размышлять, анализировать. Надо научить своих воспитанников в любой ситуации находить правильный путь: этичный по отношению к себе самому и к окружающим. Другими словами находиться в гармонии со своей совестью и нравственными нормами жизни и морали.

Надо стремиться к тому, чтобы душа учеников вдохновлялась на добрые дела, стремления и желания, через самопознание, самоанализ и самореализацию. В каждодневном общении со своими учениками необходимо учитывать не только индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка, но и его социум, условия его воспитания.

       Так и в классе – каждый ребенок – это индивидуальность со своими особенностями, потенциалом, жизненным опытом. Для достижения поставленных воспитательных задач, от учащихся потребуется мобилизация и кооперация действий, в результате чего каждый почувствует себя частью коллектива – русского народа – человечества, при этом, не теряя своей индивидуальность, развивая свои способности, физический, интеллектуальный и духовный потенциал.

Именно поэтому наша параллель 3 классов  разработала воспитательную систему «Преображение», направленная на духовно-нравственное развитие младших школьников.

Целью воспитательной системы «Преображение» является развитие нравственных и  духовных качеств личности, способной строить свою жизнь на Истине, Любви, Добре и Красоте.   (Слайд №3)

Это является стержнем гуманной личности, обладающей качествами, развитие которых и будет задачами данной воспитательной системы: (Слайд №4)

  • способность любить людей, уметь понимать их и принимать их точку зрения, желать им добра;
  • умение жить в коллективе, по его законам, одновременно ощущая свою важность и нужность;
  • трудолюбие, уважение своего и чужого труда;
  • любовь к своей родине, ее истории, к своему народу, его традициям, культуре;
  • бережное отношение к природе, ее богатствам;
  • забота о своем физическом и душевном здоровье, ведение здорового образа жизни.

       

Формирование такой личности должно проходить целенаправленно в единстве разума, души и тела. Ценностно-ориентировочная деятельность является приоритетным направлением воспитательной системы «Преображение».

         Достичь цели возможно лишь опираясь на следующие принципы и подходы:

  • личностно-ориентировнный подход (уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям)
  • принцип соуправления (совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход)
  • природосообразность воспитания (надо принимать ребенка таким, каков он есть)
  • принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность)
  •  принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнерства,

уважения, доверия)

  •  деятельностный подход  (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками)
  • культуросообразность воспитания
  • эстетизация среды жизнедеятельности и развития.

Воспитательная работа в рамках системы  включает:

-проектную и исследовательскую деятельность;

-организацию экскурсий ;

-праздники, викторины, конкурсы;

-кружки и секции.

Направления жизнедеятельности классного сообщества

                                                                                                                                                                                                                             

                                 

                                                 

          

               

                 

                                   


Ученическое  самоуправление 

    Первоклассники  в течение первого полугодия  проходят адаптацию, у них происходит сложный процесс включения в учебную деятельность, переосмысления своего статуса как учеников. В 1 классе ученики дежурят по классу,  привлекаются к  выполнению небольших поручений классного руководителя. Они знакомятся с законами школьной и классной жизни и находятся под наблюдением учителя, который отслеживает процесс формирования таких универсальных учебных действий, как регулятивных, коммуникативных, познавательных и личностных, необходимых при  организации самоуправления и жизнедеятельности классного коллектива. Таким образом, в первом классе происходит подготовка к введению самоуправления во втором классе.

Наиболее продуктивной формой самоуправления, соответствующей цели  воспитательной системы, считаю ЧТП (чередование творческих поручений) Начиная со второго класса, распределение обязанностей происходит по результатам анкетирования и голосования (с возможностью самовыдвижения). Один раз в четверть происходит смена актива класса с предварительным анализом его работы (заседание Клуба Активистов).

Такая форма работы позволяет каждому ребенку проявить себя в разных ролях. Он может раскрыть скрытые доселе таланты, заняться самовоспитанием, поднять свою самооценку, учиться учитывать мнение товарищей и оценку со стороны.

Этапы построения воспитательной системы   ( Слайд №6)

Воспитательная система реализуется в четыре этапа: 

1-й этап – "Кто я - кто мы?!"

Цели –создание  условий для адаптации обучающихся в новом коллективе, определение общей  цели, близких и дальних перспектив  деятельности.

Задачи этапа:

  • удовлетворить потребности обучающихся и их родителей в информации:

 – о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;

 – о требованиях и педагогической позиции учителя;

  • изучить личностные особенности обучающихся и их родителей.

2-й этап – "Какой я - какие мы?!"

Цель - обеспечение организационного единства класса.

Задачи этапа:

  • вести работу по сплочению  детского коллектива;
  • организовать  совместную деятельность в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
  • вовлечь каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
  • организовать работу актива класса.

3-й этап – "Почему я - почему мы?!"

Цель - формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа:

  • изучать степень комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
  • обеспечить взаимозависимые результаты деятельности и усилия каждого члена коллектива;
  • обеспечить разнохарактерной деятельностью, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

4-й этап – "Это я - это мы!"

Цель этапа - формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.

 Задачи этапа:

  • обучить ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
  • создать ситуации, позволяющие проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
  • поддерживать  всевозможную инициативу отдельных учащихся, микрогрупп.

 Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

Поэтому, построение воспитательной системы в классе является объективной необходимостью. Необходимостью  уделять   внимание формированию классного коллектива, укреплению межгрупповых связей и отношений, взаимодействию и взаимообогащению общешкольного и классных сообществ детей и взрослых. Это и способствует появлению такого феномена, как воспитательная система класса.

Но проблема в том, чтобы  найти наиболее эффективные формы и методы для осуществления системного образования и воспитания в начальных классах. Для решения этой проблемы педагог ставит цель воспитательной системы - поэтапное создание условий для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Строить воспитательную систему нужно, опираясь на следующие виды деятельности:

 - познавательную,

 -  игровую,

 - спортивную,

 - творческую,

 - коммуникативную,

 - досуговую.

         

    Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали).

Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: выбору актива класса (завуч, главный дежурный, главный редактор);

созданию законов класса;

распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг, правовед)

стилист  отвечает за внешний вид кабинета

редактор отвечает за ведение классного дневника

цветовод отвечает за уход и посадку цветов

физорг отвечает за организацию участников классных и школьных спортивных соревнований

главный дежурный отвечает за порядок и организацию игр на перемене.

Не должны оставаться в стороне и родители. Ведь они обладают знаниями о своих детях, которыми не располагает классный руководитель. Родители заинтересованы в положительных изменениях личности своего ребенка, поэтому могут внести свой вклад в моделирование и построение воспитательной системы

   Очень важно при этом помнить об этике поведения учителя. Эта  работа требует осторожности, деликатности и учета особенностей каждой конкретной семьи.

 Формы    работы  с  родителями:

        - родительские собрания;

        - индивидуальные консультации ;

        - посещение на  дому;

         -тематические консультации;

        - родительские чтения;

        - проведение совместных праздников;

       - общешкольные родительские собрания  

 При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями:

                                                                                                           (Слайд №5)                   Направление I. «Моя семья»
Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »: 
-Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
- Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей.
-Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми.
Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »: 
- тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап.
- Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день Победы и др.)
- Походы выходного дня, экскурсии.

Направление II. «Моё Отечество». 
Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. 
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество»
-Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
- Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
- Формирование гуманистического мировоззрения.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»: 
- Тематические классные часы.
- Встречи с представителями правоохранительных органов.
- Посещение воинской части.
- Конкурсы, праздники по правовой тематике.

Направление III. «Мой образ жизни» 
Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений.
Задачи работы классного руководителя в направлении
«Мой образ жизни»:
 
-Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
- Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.

-Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
- Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
- Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

Формы работы с классным коллективом в направлении
«Мой образ жизни»:
 
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Спецкурсы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.

- Интерактивные игры, тематические классные часы
- Самопрезентация и самопредставление
- Праздники, конкурсы, ролевые игры.  
- Изучение нравственного наследия мира.

Направление IV. «Моё здоровье» Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»: 
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного
здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению
-физического и психического здоровья.

Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»: 
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады,
-марафоны, турниры;
- встречи  с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по
спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы;
- беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.;
- психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам
сохранения здоровья учащихся.

Направление V. « Моя учёба» 
Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»: 
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
-Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»:

-   внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- интеллектуальные марафоны внутри класса;
- интеллектуальные бои;
- школы интеллектуального развития.

Направление VI. « Мой досуг» 
Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»: 
-Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
- Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
- Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»: 
- празднование памятных дат в жизни учащихся; - празднование памятных дат календаря; -посещение театров, музеев, выставок; -театрализованные представления.;
- фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера.

Работа с детьми «группы риска»

  Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми,  перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным.
При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы:
-  Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения?
- Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика?
-  Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть
самостоятельно?
-  Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей?
-  Какую помощь может оказать общественность?
-  Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка?
-  Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей?

 Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»:

       посещение семей;

       индивидуальные беседы  с детьми и родителями;

       педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение);

       привлечение к беседам социального педагога,  участкового инспектора, администрацию школы;

            привлечение  учащихся к посещению объединений дополнительного образования.

При составлении плана воспитательной работы на учебный год   провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

        

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

   

         (Слайд№7)

Ожидаемые результаты: 

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;

-соблюдение народных традиций, любовь к фольклору и  народным песням;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;  

-представление о семье как  о высшей ценности гражданского общества.

Ожидаемые результаты.

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

--нравственный (ценностно-ориентировочный) потенциал: восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как “семья”, “природа”, “школа”, “учитель”, “Родина”, “дружба со сверстниками”, “уважение к старшим”, потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;

--познавательный потенциал: прилежание в учебном труде, устойчивый познавательный  интерес ;

--коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;

--художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

--физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, ловким и закаленным;

--трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду, осознание его полезности в обществе,  знакомство с распространенными профессиями.

--родители становятся полноправными участниками образовательного процесса

Во 2 классе был проведён кл. час «Семья и семейные ценности»,  прошёл час – размышление «Учимся быть добрыми». Очень интересно подготовили и провели ученики всех 2-х классов праздник «ДЕНЬ МАТЕРИ» для родителей.

Со 2 класса ведётся поисковая работа по двум темам:

  1. «Что ты расскажешь людям о своём городе».
  2. «Люди, которых я не имею право забывать».

Направление  «Нравственность».

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

 Задачи:

 формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;

воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

 1. День памяти юного героя антифашиста.

 2. Проект «Они защищали Родину»:

 3.Работа над изучением «Книги памяти»;

4.Конкурс рисунков, газет, плакатов;

5.Выпуск газеты;

6.Организовываем уроки памяти,

 Провожу  беседы:

«Школа вежливости»

«О доброте и отзывчивости»

«Ты не один на свете»

 

   Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса

В  данном  методическом  материале  расписаны  воспитательные  мероприятия  и  основные  направления  работы  по  построению  воспитательной  системы  класса  по  месяцам....

Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом ...

Моделирования воспитательной системы класса в рамках ФГОС

Моделирование воспитательной системы с учащимися - это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями......

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

«Основные направления деятельности классного коллектива в процессе моделирования воспитательной системы.» (выступление из опыта работы на заседании педагогического совета)

laquo;Мир окружающей ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума».В. Су...

Родительское собрание «Моделирование воспитательной системы класса»

Данное родительское собрание – первое родительское собрание в 1 классе. Оно проводится в интерактивной форме, где предусматривается работа в микрогруппах и дальнейшее коллективное обсуждение воп...

Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических осо...