Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В царстве Логики" для 1 класса
рабочая программа (1 класс)

Полежака Лариса Николаевна

Рабочая программа «В царстве Логики» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций. В основе построения данного курса лежит идея развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, что соответствует современным представлениям о целях школьного образования.В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 52

Приморского района Санкт-Петербурга

РАЗРАБОТАНА И ПРИНЯТА

Педагогическим советом

ГБОУ гимназии № 52 Приморского района

Санкт-Петербурга

Протокол   от  30.08.2019   № 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ гимназии № 52

_______________________ И.В. Гузаева

Приказ от  30.08.2019   № 75

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«В царстве логики»

для 1-х классов

Направление: интеллектуальное

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Полежака Л. Н.,

учитель начальных классов

ГБОУ гимназии № 52

Приморского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2019 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Рабочая программа внеурочной деятельности «В царстве логики» для 1-го класса составлена на основе следующих нормативных документов:        

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373; (для 1-4 кл.)
  • Авторская программа по внеурочной деятельности «В царстве логики»;
  • Образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназия№52 Приморского района Санкт-Петербурга.

2. Общая характеристика курса

Рабочая программа по внеурочной деятельности «В царстве логики» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе построения данного курса лежит идея развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, что соответствует современным представлениям о целях школьного образования. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Целесообразность и оригинальность курса состоит в том, что своевременное, системное введение в игровой форме элементарных приемов логики уже в начальных классах содействует структуризации учебного материала базовых дисциплин при его усвоении, созданию общих моделей мыслительной деятельности, значительному расширению кругозора, увеличению объема памяти, обобщению чувственного опыта и развитию абстрактного мышления учащихся.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Поэтому курс «В царстве Логики», развивающий логическое мышление, формирующий соответствующий стиль мышления, является важным и актуальным.Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

3. Цель курса:

развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся;

формирование логического мышления посредством освоения основ мыслительных операций.

Задачи, решаемые при реализации данной программы:

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие     закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

освоение эвристических приёмов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,  

развитие познавательной деятельности и самостоятельности учащихся;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информаций в ходе свободного общения на занятиях.

4. Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 35 мин.

5. Планируемые результаты 

Обучающиеся научатся:

элементам логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.);

проводить классификацию, определяя существенные признаки; систематизировать изученный материал с помощью схем, таблиц;

самостоятельной логики мышления, которая позволит  детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений; самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

 

Обучающиеся научатся и приобретут:

культуру мышления, способность четкости, последовательности, доказательности рассуждения, эффективности и убедительности речи;

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке

других участников группы и педагога, делать выбор;

определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

учиться высказывать свое предположение (версию);

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

умения определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

овладеют правилами рационального рассуждения и аргументации;

анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и  несущественных);

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

проводить выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

осуществлять подведение под понятие, выведение следствий;

устанавливать  причинно-следственные связи;

строить логическую цепь рассуждений;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

повысить творческую активность и самостоятельность;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием дополнительной литературы, ресурсов библиотек и сети интернет.

6. Основными формами деятельности учащихся на занятиях курса являются:

занятия в игровой форме;

игра – путешествие; логические игры;

практические занятия; наблюдения, обобщение, выводы;

исследовательская деятельность; презентации, конкурсы;

самостоятельная работа (индивидуальная, в паре,  групповая);

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества во внеурочной деятельности являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах, группах; проблемное обучение.

Результатом освоения курса «В царстве логики» может стать участие в предметных олимпиадах по математике и метапредметных олимпиадах.

7. Методическое обеспечение программы:

Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника// Начальная школа плюс до и после, 2010, № 9. - 15с. 

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1-4 класс. .: Дрофа», 2011.

Воровщиков С.Г., Гладин Н.В., Орлова Е.В. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников. М.: «5 за знания», 2011 – 215 с.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:

пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223

с. – (Стандарты второго поколения).

Лавриненко Т.А. Как научить детей решать задачи. - Саратов: Лицей, 2010.-64с. 

Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления.

Волгоград. 2004г.

Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.

Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В.

Языканова Изд..: Экзамен, 2012. 1 класс

Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

Интернет-ресурсы:

https://www.liveinternet.ru/users/natalieism/post234350871 Методическое пособие 1 класс.

http://math-on-line.com/develop-memory.html — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/logika/ 

https://logiclike.com/math-logic/1-klass/logicheskie-zadachi Логические задачи для 1 класса 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа по курсу «В царстве Логики» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.

В результате освоения программы курса у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

Содержание программы включает:

знакомство с понятиями «логика», «логическое мышление», «логическая задача»;

овладение элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.);

умение выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений;

формирование у детей устойчивого желания самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

В курсе для 1 класса включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления о логике как науке; о понятии, его признаках и свойствах; навыках основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности, рассуждать т. д.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс

Раздел

Количество

часов

1.

Введение. Логика – как наука.

Путешествие «В царстве логики»

2

2.

Понятие и его признаки. Виды понятий.

Путь к Запоминайке. Тренировка зрительной памяти.

9

3.

Определение понятий.

Игра в загадки. Общие и существенные признаки.

3

4.

Логически – поисковые задачи.

5

5.

Приемы сравнения. Выделение существенных признаков предметов. Игры и упражнения на сравнение предметов.

4

6.

Прием анализа и синтеза. Обобщение. В гостях у Смекалки.

3

7.

Классификация предметов и явлений.

Приемы классификации.

5

8.

Обобщающие занятия. Проверь себя. Конкурс эрудитов.

2

Итого:

33

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

       на 2019-2020 учебный год

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание и форма проведения

Способы выявления образовательных результатов

1.

Вводное занятие.

В царстве Логики.

1

Занятие – путешествие в царство Логики. Знакомство с «её жителями».

Игры на развитие памяти, внимания, воображения.

2.

Логическая мозаика.

1

«Мозаика» логических заданий. Работа в командах  знатоков. Задание на развитие внимания и памяти. В заданиях сначала используются четыре рисунка, затем их количество увеличивается.

Игры на внимание.

3.

Понятие и его признаки.

1

Занятие – игра. Знакомство с понятием и его признаками.

Игры «Угадай-ка» «Кто какой?», «Ассоциация», «Фантазёры» и другие.

4.

Содержание и объем понятий. Родовое и видовое понятие.

1

Игровая деятельность «Где чей домик?»,  «Четвёртый лишний», «Представление».

Викторина «Назови, придумай, дорисуй».

5.

Родовое и видовое понятие.

1

Игровая деятельность «Где чей домик?», работа в группах.

Игра-конкурс «Загадка для друзей».

6.

Виды понятий.

1

 Знакомство с видами понятий в игровой форме. Игра «Понятие» с мячом. Создание проблемной ситуации. Проектно - исследовательская деятельность.

Упражнения «Ассоциация», «Фантазёры» и другие

Защита творческих работ

7.

Общие, конкретные, единичные понятия.

1

8.

Сборные понятия.

1

9.

Определение понятий.

1

10.

Абстрактные понятия.

1

11.

Калейдоскоп понятий.

Обобщающее занятие.

1

Игровая деятельность «Следствие ведут знатоки», «Угадай-ка».

Игра-конкурс «Загадка для друзей».

12.

Определение понятий.

Логический калейдоскоп.

1

Работа в парах и группах.

Упражнение «Узнай. Дорисуй».

Игры на развитие памяти, внимания, воображения.    

13.

Признаки предметов. Цвет. Знакомство с радугой.

1

Задание на развитие внимания и памяти.  Сказка о радуге.

Логические упражнения на поиск недостающих в ряду фигур.  Логическая задача. «Веселая переменка».

Игры на внимание.

14.

Игра в загадки. Общие и существенные признаки.

1

Коллективная работа.

Узнавание предметов по заданным признакам.

Игра-конкурс «Загадка для друзей».

15.

Путь к Запоминайке. Тренировка зрительной памяти.

1

Игра «Внимание». Логически – поисковые задачи.  

Игры на внимание.

16.

Логически– поисковые задачи.  

1

Работа в парах и группах.

Решение логически- поисковых задач. Упражнение «Узнай. Дорисуй».

Конкурсная программа.

17.

Понятие столько, сколько. Тренировка зрительной памяти.

1

Задание на развитие внимания и памяти. Логическая задача. «Веселая переменка».

Игры на внимание, решение логических задач.

18.

Понятие старший, младший. Решение задач от царевны Логики.

1

Коллективная работа. Решение логических задач. «Веселая переменка».

Выставка творческих работ.

19.

Признаки предметов. Форма. Аппликация из геометрических фигур.

1

Групповая практическая работа. Аппликация из геометрических фигур.

20.

Приемы сравнения. Выделение признаков предметов.

1

Зарядка на внимание. Упражнения на определение формы, цвета, вкуса (яблока, лимона и др.)

Игра «Передай предмет»

21.

Сравнение фигур по форме, размеру и цвету. Узнавание предметов по заданным признакам.

1

Логические упражнения на поиск недостающих в ряду фигур. Практическая работа. Упражнение на формирование умения передавать форму фигуры, соблюдая пропорции между элементами фигуры.

Игры на внимание, решение логических задач.

22.

Прием сравнения. Существенные и несущественные свойства.

1

Игры и упражнения на сравнение предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Упражнения на определение лишнего предмета.

Викторина «Назови, придумай, дорисуй».

23.

Правила сравнения. Игры и упражнения на сравнение предметов.

1

Зарядка на внимание. Игра «Найди  лишний предмет» Практическая работа. Вырежи  картинки животных. Раздели животных на группы.

24.

В гостях у Смекалки. Прием анализа и синтеза. Решение логических заданий.

1

 Игра «Внимание», «Узнай. Дорисуй».  Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза. Логические задачи. «Веселая переменка». Графический диктант «Машина»

25.

Прием обобщения.

1

Зарядка на внимание. Логические упражнения на поиск недостающих в ряду фигур. На примере конкретных выражений обучение умению делать обобщение, вывод.

Игры на внимание, решение логических задач.

26.

В гостях у Смекалки. Прием анализа и синтеза. Обобщение.

1

27.

Классификация предметов и явлений.

1

Упражнения по разбитию множества предметов на классы. Задачи-смекалки.

28.

Упражнения, направленные на формирование умения давать словесную характеристику классов в готовой классификации.

1

Игра «Отгадай-ка».

Анализ отношений понятий.  Графический диктант. Котёнок. «Веселая переменка». Логические задачи.

29.

Деление объектов на классы по заданному основанию.

1

Групповая деятельность. Деление объектов на классы по заданному основанию.

30.

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

1

Коллективная работа. Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

Коллективная работа.

31.

Упражнения, направленные на формирование умения выбирать основание для классификации.

Проверка результатов классификации.

1

Зарядка на внимание. Анализ отношений понятий. Групповая деятельность. Деление объектов на классы по самостоятельно выбранному основанию.

Проверка результатов классификации.

32.

Обобщающие занятия. Проверь себя.

В гостях у Смекалки.

1

Игра «Спрятанное слово».

Задачи-смекалки. Анаграммы. Конкурсная программа, игра «Верно - неверно»

Конкурсная программа «Верно - неверно»

33.

Проверь себя. Конкурс эрудитов.

1

Работа в группах. Способность выделять существенное.

Сравнение. Обобщение. Классификация. Анаграмма. Логические задачи.

Конкурсная программа

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Здоровячок" (2 класс)

                     Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Здоровячок» составлена в соответствии с требованиями Федерального го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности 1-4 класс...