Выращивание грибов Вешенка в домашних условиях
проект (4 класс) на тему
Выращивание грибов Вешенка в домашних условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_griby.doc | 101 КБ |
prilozhenie.doc | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 32
Секция: Зеленая планета
Исследовательская работа
Тема: «Выращивание грибов вешенка в домашних условиях».
Автор работы:
Кулагин Артем Владимирович,
ученик 4 «Б» класса МОСШ № 32
Научный руководитель:
Контаева Дина Александровна,
учитель высшей категории,
учитель начальных классов.
г. НИЖНЕВАРТОВСК
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………….........................3
1. Теоретическая часть………………………………………………………………………..…..5
1.1. История культивирования грибов вешенка……………………………………………..…5
1.2. Методы культивирования грибов вешенка………………………………………………….
1.3. Преимущество вешенки перед другими культивируемыми грибами……………………
2. Основные этапы исследовательской работы по выращиванию грибов вешенка………………………………………..
2.1. Изучение научной литературы…………………………………
2.2. Подготовка питательной среды и посадка посевного материала……
2.3. Выращивание грибов. Наблюдение. …………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………….
Введение
Знакомство с грибами у каждого человека начинается с раннего детства. В детском саду я узнал, что это растение и учился отличать от других растений. Эта тема меня заинтересовала. Чтобы больше знать и иметь правильные представления о грибах много читал дополнительной литературы. Из книг я узнал, что грибы известны людям с незапямятных времён. Первые изображения грибов исследователи находят среди прочих наскальных рисунков. Известный учёный 1 века нашей эры Плиний Старший делит грибы на съедобные и ядовитые. Племена славян, жившие в лесах на территории нашей страны, также с глубокой древности были знакомы со съедобными грибами. Я задумался: «Если в грибах есть все полезные вещества, почему их мы не едим каждый день?»
Люди давно пытаются сделать грибы такой же сельскохозяйственной культурой как зерновые культуры, овощи, фрукты. Людей привлекали, прежде всего, вкусовые свойства грибов. Сушёные грибы по количеству белков заметно превосходят говядину, крупу, хлеб. По питательности они превосходят яйца, колбасу, бульон из них втрое калорийнее мясного. Недаром грибы в народе называют издавна «лесным хлебом», «растительным мясом». Лесные виды грибов имеют более высокую питательность, чем культивируемые, но и у них есть недостатки. Дикорастущих грибов с каждым годом становится всё меньше и меньше, особенно вблизи больших городов. Их нельзя собирать около автомобильных дорог, так как они накапливают яды. Даже опытные грибники иногда ошибаются при сборе, что очень опасно для здоровья. Люди решили выращивать грибы сами, потому что:
- их можно выращивать круглый год;
- получать экологически-чистый продукт.
Мне тоже захотелось вырастить грибы в домашних условиях. Из книги «Искусственное выращивание съедобных грибов», авторы которой Е. С. Раптунович и Н. И Фёдоров я узнал, что в домашних условиях можно выращивать 22 вида грибов. Гриб вешенка вызвал у меня больший интерес. Вешенка очень вкусна и питательна. Она содержит все необходимые организму человека вещества (белки, жиры, минеральные соли, витамины), имеет низкую калорийность, но даже в небольшом количестве вызывают чувство сытости. Белок вешенки лучше усваивается, чем белок других съедобных грибов. Сушёные грибы находятся на втором месте после кураги по содержанию калия, по фосфору сопоставимы с рыбой. Вешенка обладает и лечебными свойствами. Повышает иммунитет у человека. Она высокоурожайна, не требует больших материальных затрат, её можно выращивать в городской квартире.
Перед собой я поставила вопросы:
- Какая необходима среда и посевной материал для выращивания грибов вешенки?
- Какие условия необходимы для получения плодов?
- Понять какие ошибки нельзя допускать при выращивании.
Больше месяца я выращивал грибы, поливал, проветривал. Результатом наблюдения стал данный проект.
Тема выбранного мной исследовательского проекта «Выращивание грибов вешенка в домашних условиях».
Цель проекта: вырастить грибы вешенка в домашних условиях.
Перед собой я поставил следующие задачи:
- Изучить научную литературу, касающуюся технологии выращиванию грибов вешенка.
- Выбрать оптимальные условия выращивания грибов вешенка в домашних условиях.
- Исследовать влияние разных условий на рост грибов.
- Отслеживать результаты исследований и провести анализ полученных результатов.
Гипотеза исследовательского проекта: предположим, что гриб вешенка можно вырастить в городской квартире, если строго соблюдать технологию выращивания.
Объектом исследования стал гриб вешенка.
Местом для проведения исследования была выбрана городская квартира.
Методы исследования:
- частично-поисковый и практический метод при самостоятельном выращивании грибов вешенки вне естественных для них условий в городской квартире.
- наблюдение;
- анализ информационного материала, сравнивая его с результатами своих наблюдений.
В работе была использована научная литература, дающая описание видов вешенки, её преимущества перед другими грибами, описана технология выращивания грибов вешенки, а также ошибки, часто встречающиеся при данной работе, предложены различные методы культивирования вешенки обыкновенной.
- Теоретическая часть.
Из словаря С.И. Ожегова, 1991 мы узнаем, что гриб это особый организм не образующий цветков и семян и размножающийся спорами. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями. Сейчас ученые насчитывают более 100 тысяч видов грибов. Они содержат большое количество полезных ради человеческого организма веществ. Их используют в пищевой промышленности и медицине.
1.1. История культивирования грибов вешенка.
В природе вешенка встречается осенью в лесах и парках, обычно на пнях и стволах усыхающих или усохших деревьев - ивы, тополя, клёна и других пород. Растет большими группами как бы подвешенными к субстрату поэтому и называют вешенка.
Первые попытки по выращиванию вешенки были предприняты в середине 60-х годов в Венгрии, а в 1971 году в Нидерландах начала работать первая ферма по выращиванию этого гриба. Это произошло тогда, когда научились выращивать грибницу в условиях лаборатории и использовать её, как посадочный материал. Грибами стали заниматься в специальных помещениях, где определенная температура и влажность и где можно управлять и ростом и развитием. Сегодня крупные предприятия по выращиванию этого съедобного гриба есть и в Италии, Франции, Испании, Швейцарии, России и других странах. Есть такое предприятие и у нас в городе Нижневартовске.
1.2. Методы культивирования грибов вешенки.
- Экстенсивный.
Для выращивания грибов вешенки экстенсивным методом используют низкосортную древесину тех пород, на которых этот гриб растёт в природе (тополе, ольхе, дубе, липе, клёне, черёмухе, рябине, яблоне, ели). Длинные брёвна распиливают на бруски длиной 30-40 см. и в течение недели вымачивают. Влажность древесины должна быть 80-90%. Вносят грибницу в бруски. Существует много разных способов внесения грибницы.
1.Бруски после замачивания устанавливают друг на друга в несколько рядов и на торец каждого насыпают 100-150г. Грибницы, оборачивают полиэтиленом и посыпают влажными опилками или соломой.
2.В бруске просверливают отверстие, в которое вносят мицелий, сверху отверстие затыкают мхом или заклеивают клейкой лентой.
3.Отпиливают диск толщиной 1,5-2см, на торец помещают грибницу, а диск пробивают гвоздями.
После внесения грибницы бруски устанавливают в помещении с температурой 15-20оС и периодически обрызгивают водой. Для создания благоприятного климата бруски накрывают плёнкой или закапывают в землю на 2\3.
Сбор урожая носит сезонный характер, но не требует больших капиталовложений и затрат электроэнергии.
- Интенсивный.
Для выращивания вешенки этим методом необходимы специальные помещения, различный субстрат (солома пшеницы, стержни кукурузных початков, хлопковые отходы, лузга подсолнечника).
- Солому необходимо измельчить, так как длинные соломины хуже обрабатываются, между ними образуются пустоты, которые мицелий должен преодолеть.
- Измельчённый субстрат необходимо замочить в воде, отжать.
- Влажный субстрат подвергается термической обработке.
- После того, как субстрат остынет, в него вносят грибницу, заполняют им мешки, проделывают в мешках отверстия, встряхивают мешки и вешают на специальные конструкции.
Процесс производства плодовых тел может происходить в течение всего года и пословица «В январе по грибы, да с большой корзиной?» явно устарела. Урожайность при интенсивном способе более высокая и стабильная, благодаря созданию оптимальных условий для роста грибницы и плодоношения. Используются разнообразные субстраты, более короткий технологический цикл.
1.3. Преимущество вешенки. перед другими культивируемыми грибами.
Вешенка очень технологична. Имеет высокую скорость роста и значительную конкурентоспособность по отношению к постороннему микроклимату. Используется более широкий круг растительного субстрата. Было установлено, что этот гриб растет на отходах сельского хозяйства (соломе, зерне, шелухе от семечек и т. д.) и лесоперерабатывающей промышленности. Её можно выращивать в домашних условиях.
2. Основные этапы исследовательской работы по выращиванию грибов вешенка.
После того, как определены преимущества грибов вешенки я приступил к выращиванию этого гриба.
В ходе исследования мною были проведены следующие виды работ:
2.1. Изучение научной литературы, касающейся технологии выращивания вешенки в домашних условиях.
Мною были прочитаны следующие книги:
- «Грибы на подоконнике»,
- «Культивирование съедобных грибов»,
- «Грибной огород - и здоровье, и доход».
Ответы на главные вопросы я нашёл в книгах:
- «Грибы. Руководство по разведению»,
- «Выращивание вешенки».
2.2. Выбор, подготовка питательной среды и посадка посевного материала.
На этом этапе мною был выбран субстрат - пшеничная солома, лузга подсолнечника и древесные опилки. Закуплена грибница (мицелий) и необходимое оборудование: 2 полиэтиленовых мешка, градусник, опрыскиватель.
Начал работу.
- Разрезал солому на кусочки до 5 см. К соломе добавил лузгу подсолнечника.
- Полученную смесь поместил в кастрюлю и прокипятил 15 минут.
- Затем укрыл полотенцем и оставил остывать обеззараженный материал.
- Охлаждённую до комнатной температуры смесь перемешал с грибницей
- Плотно набил полученной смесью 2 полиэтиленовых пакета, завязал их.
- Чтобы проверить, что влияет на быстрый рост грибов, я поместил пакеты в разные условия:
- один мешок поставил в ванную комнату, где температура воздуха 17-20оС;
- второй мешок поставил в шкаф на кухне, где температура 20-25оС.
2.3. Выращивание грибов. Наблюдение.
Спустя 4 дня сделал в мешке 10 прорезей, через которые после стали прорастать грибы. Первые две недели следил за температурой. Каждый день опрыскивал мешки 1-2 раза в день водой. В это время в мешках разрастался мицелий. В первом мешке через две недели появились небольшие гроздья маленьких грибов. Во втором мешке через 19 дней. После того когда проросли первые гроздья я поместил первый мешок к балконной двери, где температура 14-16 градусов и поливал его 3 раза. А второй мешок содержимым я поставил к отопительной батарее, где температура воздуха 20-25 градусов и опрыскивал его 2 раза. Первые плодовые тела появились в первом мешке через 10 дней, а во втором через 18. Собрали грибы из первого мешка через 10 дней, а во втором через 14.
№п/п | Стадии выращивания гриба | Дата | |
при t 17-20оС | при t 20-25оС | ||
1 | Посев мицелия | 11.12.09 | 11.12.09 |
2 | Прорастание мицелия | 11.12.09 – 25.12.09 | 11.12.09 – 30.12.09 |
при t 14-16оС | при t 20-25оС | ||
3 | Появление первых плодовых тел | 1.01.10 | 12.01.10 |
4 | Первый сбор | 15.01.10 | 25.01.10 |
5 | Массовый сбор | 25.01.10 | 5.02.10 |
Вывод: в ходе эксперимента я увидел:
1) рост грибов в помещении с температурой 14-16 оС был очень быстрым, а в помещении с температурой 20-25 оС замедляется. Значит, на рост грибов вешенки сильно влияет температура. Она должна быть в пределах 14-16 оС.
2.) на скорый рост и развитие гриба вешенка большое влияние оказывает влажность.
Заключение.
В ходе исследования я ставил вопрос: «Можно ли вырастить грибы в домашних условиях?» Я постарался в своём исследовании доказать, что грибы вешенка можно вырастить в домашних условиях, если строго соблюдать технологию выращивания. Я доказал, что на скорый рост и развитие гриба вешенка большое влияние оказывает влажность воздуха и температура. Температура воздуха должна быть 14-16 оС, а влажность 85-95%.
Проект вызывал интерес, потому, что:
- В ходе проекта я узнал о необычных свойствах грибов вешенка:
- Приобрёл навык естественнонаучного исследования;
- Узнал о технологии выращивания грибов вешенка в разных условиях;
- Сам получил экологически-чистый продукт.
Перспектива проекта: мне очень хочется вырастить грибы на древесном субстрате.
.
Литература.
- Дараков. О. Б. Грибной огород - и здоровье, и доход. Справочник. - М.; Топикал «Ресурс», 1994, - 192с.
- Морозов А. И. Грибы. Руководство по разведению.- Д.; Сталкер, 2000, - 304 с.
- Морозов С. И., Кравчук С.Б. Грибы на подоконнике.- Донецк: Донбасс, 1992,-78 с.
- Раптунович Е.С., Фёдоров Н, И. Искусственное выращивание съедобных грибов. -Минск: Высшая школа, 1994, - 206с.
.
Предварительный просмотр:
Приложение
Словарь.
- Грибница (мицелий) - вегетативное тело грибов, состоящее из разветвлённых тончайших нитей.
- Плодовые тела - часть гриба, выполняющая функцию спорообразования, у большинства съедобных грибов имеет вид шляпки на ножке.
- Субстрат - питательная среда для размножения грибов.
Рекомендации по выращиванию грибов вешенки в домашних условиях.
В ходе исследования литературы я выбрал несколько советов по выращиванию грибов вешенки в домашних условиях. Для выращивания грибов в домашних условиях необходимо строго соблюдать технологию выращивания.
1. Лучший субстрат для выращивания - солома злаков. Она должна быть свежей, золотистого цвета, не прелой, без запаха плесени.
2. Субстрат необходимо измельчать до 5-10 см. и замочить, термически обработать, с целью уничтожения конкурентов вешенки.
3. Чтобы определить влажность субстрата нужно сжать его в руке. Если между пальцами проступает капельки воды, такой субстрат готов для посадки грибницы.
4. Посевной мицелий, если он до этого хранился в холодильнике, за день до посадки выгрузить в помещение с комнатной температурой для того, чтобы произошло выравнивание температуры мицелия и субстрата.
5. Строго следить за температурой. Оптимальная температура для роста 20 градусов, влажность 75-90%
6. Если появятся зелёные, ярко- оранжевые, чёрные пятна или неприятных запах, значит, имеется бактериальное заражение, что замедляет рост. Лучше из помещения убрать.
7. Вешенка требует проветривания, но сквозняки для неё вредны.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проектной работы.Выращивание пшеницы в домашних условиях.
Презентация проектной работы....
Выращивание дубов в домашних условиях. Проектная работа во 2 классе.
Проектная работа рассчитана на целый учебный год: от посадки желудей в сентябре в горшки в классе до высадки растений в мае на улице( территория детского сада).В работе собран весь научный и пра...
Исследовательская работа "Выращивание грибов вешенка в домашних условиях"
Работа - победитель муниципального конкурса...
Исследовательская работа «Выращивание лимонов в домашних условиях»
Родина лимонов - Индия. Лимон - это вечно зеленое растение с темно-зелеными листьями и с белыми цветами. Зрелые плоды лимона окрашены в ярко- желтый цвет. Плоды отличаются вкусовыми и целебными качест...
Исследовательская работа "Выращивание кристаллов соли в домашних условиях"
В исследовательской работе «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях» подтверждается гипотеза о возможности выращивания кристалллов поваренной соли в домашних условиях. Эксперимент ...
Исследовательская работа по теме "Выращивание кристаллов в домашних условиях"
Цель проекта: научиться выращивать кристаллы медного и железного купороса в домашних условиях...
Выращивание экзотических растений в домашних условиях
Цель работы: исследование возможности выращивания экзотических фруктов в домашних условиях.Задачи:1) Изучить литературу по данной теме2) Отобрать материал для проведения эксперимента3) Про...