Мастер- класс "Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"
методическая разработка (2 класс) на тему
Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.docx | 37.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.
Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».
Мастер- класс
"Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"
Подготовила
воспитатель ГПД
1 категории
МОУ Шатковская СОШ №1
Журкина Екатерина Ивановна
2013 год
Р. П. Шатки
Цели занятия
- Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
- Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.
- Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для учащихся
- модели для раскрашивания
- гуашь
- кисти
- баночка для воды
- лист бумаги
- салфетка
- палитра
Оборудование для учителя
- образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
- плакаты «Городецкая роспись»
- презентации «Городецкая роспись»
Планируемые результаты.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;
- иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок городецкой росписи.
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками;
- работать индивидуально;
- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная
Методы:
1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2.Наглядный метод
3. Применение ИКТ (презентация)
Ход занятия
Этап занятия | Результат | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I. Организационный момент (1 мин.) | Создание эмоционального настроя Самооценка готовности к занятию | Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наше занятие. Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы. Садитесь. | (С)Ученик: Есть на Волге город древний По названью – Городец. Славиться по всей России своей росписью, творец. Распускаются букеты, ярко красками горя. Чудо птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. | Регулятивные(правильность выбора учебных принадлежностей) Настрой на занятие. Самооценка готовности к занятию. |
II. Целеполагание (1 мин.) | Определение цели занятия | Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса Прекрасная (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.) | (С) Ученик: Городецкая роспись. Как ее нам не знать! Здесь и жаркие кони, молодецкая стать. | Познавательные (развитие способности смыслового восприятия текста) Регулятивные (в сотрудничестве с воспитателем ставить творческие и учебные задачи) |
III. Введение в тему (3 мин.) | Проявление интереса к теме | (С) Воспитатель: Какие красивые изделия показала нам Василиса. Что же на них изображено? Воспитатель: Красота. Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос. Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
| (С) Ученик: Желтый вечер, черный конь, | Познавательные (ознакомление с многообразием сюжетов в росписи) Личностные (развитие эстетических чувств, духовно-нравственное развитие детей по средством формирования особого отношения к росписи). Коммуникативные (формирование собственного мнения ) Рассуждают о многообразии и красоте изделий. |
IV. Техника выполнения городецкой росписи.(3 мин.) | Правильность выполнения задания | (С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная роспись. Мы будем расписывать наши изделия, используя цветочную роспись. (С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа: 1)подмалёвок, 2).оттенки, 3) оживка. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков. (С)Последовательность изображения цветка – купавки. Купавка - традиционный городецкий цветок. Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки. (С)Последовательность изображения цветка – розы. Городецкая роза. Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.
|
| Регулятивные (развитие умения принимать и сохранять информацию, планируя свои действия в соответствии с ней) Коммуникативные (задавать существенные вопросы) |
V.Физкультминутка (1 мин.) | Солнце вышло из-за тучки, | |||
VI. Творческая практическая деятельность учащихся.(14 мин.) | Применение новых знаний | Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов. | Рисуют узор | Регулятивные (работа по образцу) Личностные (составление своего узора) Коммуникативные (общение с соседом по парте) |
VII. Рефлексия (итог урока). (3 мин.) | Оценка | - Приглашаю всех прикрепить свои работы на выставке. -Вы молодцы хорошо сегодня потрудились. -С каким народным промыслом мы сегодня познакомились? -Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать? Рефлексия – Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью? – Кто считает, что работу не успел завершить? – Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами? | Ученик: Рисовали мы цветы Небывалой красоты Красоте той нет конца- Это все из Городца! (С)Ученик: Не в лесу и не в поле,
| Коммуникативные (умение выражать свои мысли) Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы) |
Муниципальное образовательное учреждение Шатковская средняя общеобразовательная школа №1.
Районное методическое объединение воспитателей группы продленного дня по теме:
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе художественной деятельности».
Мастер- класс
"Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"
Подготовила
воспитатель ГПД
1 категории
МОУ Шатковская СОШ №1
Журкина Екатерина Ивановна
2013 год
Р. П. Шатки
В. Встали ровно, прозвенел звонок.
Начинаем наше занятие.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь.
В Нижегородской области, где и мы с вами живём, есть небольшой городок, который славиться по всей нашей огромной стране. Что это за город нам расскажет Гурьева Маша.
С)Ученик:
Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славиться по всей России своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Воспитатель: Сегодня мы окунемся в сказку, в которую нас зовет красота городецкой росписи. Попробуем сами составить узор из основных элементов росписи. А поможет нам туда отправиться Василиса (музыка, заходит девочка в русском народном костюме с образцами изделий гор.рос.)
Здравствуй Василиса! Проходи, поведай нам, что ты знаешь о городецкой росписи.
(С) Василиса:
Городецкая роспись. Как ее нам не знать!
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
|
Красивые узоры показала нам Василиса . Расскажи подробнее что же на них изображено? (Показывает на доске)
Василиса: Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Воспитатель: Действительно чудо – роспись! Мы приглашаем и тебя поучиться с нами составлять узор из элементов гор.рос.
Давайте посмотрим отрывок из фильма о возникновении гор.рос. (Включаю отрывок)
Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном. Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.
(С) Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “конь”, сюжетная роспись.
Мы будем расписывать наши модели, используя цветочную роспись. Цветы (С) в городецкой росписи имеют своё название ромашка, розан, купавка, роза. Выполняются они на основе круга, у ромашки и розана сердцевина в центре, у купавки и розы сердцевина сбоку и лепестки похожи на скобки. Формы листьев похожи на тыквенные семечки, а вот прожилки в них самые разнообразные. Это и штриховка и капли.
Словарная работа:
(С) Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа:
1)подмалёвка, 2). тенёвка, 3) оживка.
Подмалевка - круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом — научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиваться. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.
Теневка (оттенок) - нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Оживка (разживка) - тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Объясняю и показываю
Вы попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и расписать в технике городецкой росписи макет разделочной доски, чаши и подноса. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.
Городецкая роспись начинается с подмалевка широкой кистью, плавным движением руки мы рисуем круги. Там, где мы нарисовали круги, позднее появятся цветы, поэтому сразу определяемся какого цвета они будут.
(С) Купавка - традиционный городецкий цветок.
Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.
(С) Городецкая роза.
Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.
Физкультминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
После того, как краски подмалевка подсохнут можно начинать тенёвку. Теневкой называют более подробную прорисовку силуэта темной краской. Так появляются сердцевины и лепестки цветов, прожилки листьев в виде капель и травинок. Тенёвка подчеркивает основные цвета изображений, оттеняет их. Розовый цвет цветка оттеняет красный цвет лепестков, голубой темно – синим.
Завершающий этап городецкой росписи – оживка. Оживка выполняется тонкой кисть белилами (белой гуашью). Рисунок под кистью с белилами словно оживает. Появляются тонкие усики, решетки, маленькие точки, спиральки, капельки и травинки. Белая краска подчеркивает образы доводя их до совершенства. Оживка требует от мастера максимального старания т. к. небрежно выполненная оживка может испортить всю работу.
Посмотрим , что у вас получилось? Выбираю работы на выставку.
Приглашаю всех прикрепить свои работы на выставке.
Ученик: Рисовали мы цветы
Небывалой красоты
Красоте той нет конца-
Это все из Городца!
(С)Ученик: Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты.
-Вы молодцы хорошо сегодня потрудились.
-С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
-Какие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?
Рефлексия
– Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?
– Кто считает, что работу не успел завершить?
– Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по городецкой росписи.
Городецкая роспись (этапы рисования)...
Конспект клубного часа "Сказочные узоры городецкой росписи" с мультимедийной презентацией
Клубный час разработан с целью познакомить учащихся с историей развития Городецкой росписи и произведениями промысла. Воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре. Развивать творчес...
Урок по изобразительному искусству в 3 классе "Красота городецкой росписи"
Урок изобразительного искусства проводится с целью расширения развития познавательной активности детей, стремления своими руками создавать красоту....
презентация мотив "Птица" в Городецкой росписи
презентация мотив "Птица" в Городецкой росписи...
Рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников "Искусство городецкой росписи"
Вниманию практикующих педагогов предлагается авторская рабочая программа общекультурного направления внеурочной деятельности "Искусство городецкой росписи" для реализации в общеобразовател...
Технологическая карта урока технологии "Доска в технике Городецкой росписи" 2 класс, УМК - "Перспектива"
Цель деятельности учителя:освоение технологии изготовления аппликации с элементами Городецкой росписи на предметах быта.Задачи урока:Дидактические:1) знакомство с историей возникновения Городецкой рос...