Викторина «Из какой это сказки»
методическая разработка на тему

Аверкина Наталья Константиновна

Эту викторину по правовому воспитанию можно использовать для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_skazkam.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

t

 Викторина «Из какой это сказки» (по правовому воспитанию)  

Цели:

расширять кругозор детей, развивать их интеллектуальные способности: внимание, память, мышление, эрудицию; способствовать развитию творческих и артистических способностей, умение выступать перед аудиторией, воспитывать стремление к победе, дисциплину.

Оборудование: текст сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» (отрывок) для инсценировки, аудио запись песни «Буратино», запись «Голоса природы», нормативно -правовые документы, реквизиты для инсценировки, задания для конкурсов.

Ход:

1. Беседа «Права человека»

Дорогие ребята и гости! Сегодня в ходе нашей викторины «Из какой это сказки?» на правовую тематику вы сможете зарабатывать фишки и в конце подсчитав их количество занять соответствующие места. Наибольшее количество фишек обеспечит вам призовые места. Так что удачи! Думайте, размышляйте, отвечайте, получайте новые знания по правовому воспитанию школьников.

Известно, что с рождения каждый человек имеет права, которые прописаны в государственных документах таких как: - Конституция Российской Федерации.

  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  • Федеральный закон об образовании.
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
  • Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

А какие именно права имеет ребенок, мы узнаем из презентации, которую подготовил ученик нашего класса.

2. Просмотр презентации учащегося «Права ребенка» (Выступление учащегося) Спасибо большое, у тебя отлично получилось! Ребята запомнили из этой презентации «Какие права есть у детей?» название прав детей... но знаете ли вы, что когда-то таких прав не было...(приложение 1).

3. Беседа «Сказка ложь, да в ней намёк» ....в старину на Руси существовали сословия в обществе. Одни люди жили в достатке и богатстве, а другие в бедности и бесправии. Они вынуждены работать на самых тяжелых работах, ходить в самой плохой одежде, чтобы выжить. И у них не было никаких прав. Только право работать на господ. Но у этих бедняков были дети и семьи... и рассказывая своим детям сказки, они передавали через них все свои горестные страдания и наделяли героев сказок качествами характера и благами, которых сами не имели.

В одних сказках рассказывали, как добрый герой освободил всех жителей от злого духа, которого боялись. В других рассказывали о том, что богатырь побил сказочное чудовище, которое похищало девушек и детей. Хоть и считается сказка выдумкой, но в ней очень часто отражаются реальные события и преподносятся уроки доброты, честности, справедливости.

Давайте вместе подумаем и попробуем объяснить смысл слова « СКАЗКА?» Сказка - это... удивительные истории о добре или зле, о положительных и отрицательных героях, написанные автором или народом, в которых отражались особенности того времени, в которое они были написаны...

Что можно узнать и научиться из сказок?

  • о реальных и выдуманных событиях;
  • об уроках добра и зла;
  • об обычаях и нравах народов;
  • о сказочных персонажах;
  • получить хорошее настроение;

Звучит музыка («Буратино») Догадались, из какой сказки пришла к нам эта музыка? Ученик загадывает загадку:

-        С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? (ответы)

И автора помните? Попробуйте разобраться в этих буквах и на доске составить инициалы
автора        (дети составляют из разрезных букв - АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ) (Приложение 2)

4. Физ. минутка «Буратино» (проводят учащиеся)

- Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать ... и взять...

Внимание волшебство начинается!!!! Вокруг себя повернись и в сказке очутись        (звучит музыка

звуки природы-...) (Приложение 3).

5.        Инсценировка отрывка из сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
-Ребята, как вы думаете, почему Мальвина сердилась на Буратино?

  • Как надо вести себя за столом во время приёма пищи?
  • Как надо сидеть за партой?
  • Какие обязанности школьника вы знаете еще?
  • Каким правом не хотел пользоваться Буратино?
  • Что можно сделать, чтобы помочь Буратино исправиться? (ученики за правильные ответы и хорошее поведение получают фишки)

Голос Буратино из «чулана»:

  • Я буду соблюдать правила поведения за столом, и буду учиться....
  • Ладно, выходи и поиграй с нами (отвечает Мальвина)
  • Я буду стараться тоже в вашей викторине получить как можно больше фишек...

Вы помните, что не все герои были честны, добры ... послушайте внимательно предложения, описывающие события в сказке и...

6.        «Найди в тексте термины и понятия, которые используются во Всеобщей декларации прав
человека» (Приложение 4) - Схватив крысу Шушару за хвост, Буратино нарушил её право на
личную неприкосновенность.

  • Говорящий Сверчок посоветовал Буратино воспользоваться правом на получение бесплатного образования.
  • Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право наслаждаться искусством.
  • Напавшие на Буратино ночью кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять у него деньги и лишить, таким образом, принадлежащего его имущества.
  • Сыщики доберманы - пинчеры подвергли Буратино произвольному аресту, а дежурный бульдог приказал утопить его в пруду без установления судом виновности Буратино.
  • Буратино лишил черепаху Тортилу принадлежащего ей имущества, силой отняв у неё золотой ключик (не силой, а обманом)
  • Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну Дураков, они воспользовались правом уехать из своей страны и вернуться на родину (не было никакой Страны Дураков, выдумки героев, чтоб забрать у Буратино деньги)
  • Папа Карло жил очень бедно и не имел никакой защиты от безработицы. Молодцы справились и с этим заданием!

7. «Сказки водят хоровод»

А ведь есть и другие сказки, в которых тоже идет речь о тех или иных правах или их нарушениях....

-        Я знаю одну, но не скажу как называется...Попробуйте отгадать сначала загадку...

«Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит,

Добрый доктор ....Айболит» ( право на медицинский уход)

  • А я расскажу отрывок из этого произведения...(чтение отрывка из сказки К.И.Чуковского «Айболит»)
  • О каком праве идет речь?

Как вы понимаете значение этих слов?

-        А как можно помогать себе в течение дня, чтобы укреплять своё здоровье? (физ. минутки на уроках, прогулка, зарядка, уроки физ.культуры, закаливание, соблюдение правил личной гигиены....)

-Вы просто молодцы!

Но есть еще сказки....

«Девочка хорошая по лесу идет

И не знает девочка, где опасность ждёт...

За кустами светится пара злющих глаз..

Кто-то страшный встретится девочке сейчас...

Громко спросит девочку о её пути,

И обманет бабушку, чтобы в дом войти.

Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?

На загадку можете ответить вы теперь?» («Красная шапочка» Ш.Пьеро, право на жизнь)

«Отворили дверь ребята...

И., пропали все куда - то...

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти Маленькие дети?» («Волк и семеро козлят» русск. нар сказка, право на жизнь)

«Носик круглый пятачком

-        Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком...

Вместо туфелек копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи,

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки...» (« Три поросенка» Сергей Михалков, право на имущество и на личную неприкосновенность)

«Фруктово - огородная страна

-        В одной из сказок есть она,

А в ней герой - мальчонка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной.

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком,

Всем по сказке интересной

Мальчик - луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно

Он зовётся.... Чиполлино» («Чиполлино» ДжаниРодари, право на приемлемый уровень жизни, право на безопасные условия жизни)

« Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золочённой карете

 Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Кто я и как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернусь...» («Золушка» Шарль Пьеро, право на отдых, право на приемлемый уровень жизни, дети -не дешёвая рабочая сила)

Появилась девочка в чашечке цветка,

А была та девочка чуть больше ноготка,

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку - малышку. («Дюймовочка» Г.Х. Андерсен, право на воспитание в семейном окружении, свобода выбора)

8. Заполнение бланка «Права детей» (Приложение 5)

Мальвина: «Ребята, я так много интересного узнала сегодня! Хотела бы в нашей сказке всем её героям рассказать о правах и обязанностях детей и школьников, но переживаю, что забуду что -нибудь... Помогите мне все это сохранить и запомнить..»

- Не переживай, сейчас ребята напишут на бланках, какие права они запомнили... и эти бланки ты возьмёшь с собой. Этих бланков много! Так что хватит и лисе Алисе, и коту Базилио, и Карабасу-Барабасу...(дети заполняют бланки)

9. Подведение итогов.

А теперь сосчитайте свои фишки.... и получите заслуженные медали... В заключении мы споем и станцуем веселый танец с Буратино ( включается музыка и дети произвольно поют и танцуют)(Приложение 6).

Используемая литература: Для педагога:

  1. Антонов В.В. «Изучаем права человека», Москва
  2. Синова И.В. «Государственные праздники России», Санкт- Петербург 2006.
  3. Синова И.В. «Герб, гимн, флаг России», Санкт- Петербург, 2007.
  4. http://bookz.ru/authors/irina-dubrovskaa/prava-re_473.html
  5. http://www.detskiysad.ru/trud/644.htm 6. http://www.vita-press.ru/171.html

Для учащихся:

  1. Антонов В.В. «Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека»
  2. Шабельник Е.С., Е.Г.Каширцева «Ваши права» З.Шабельник Е.С. «Права ребёнка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "В гостях у сказки"

Викторина познакомит со сказками...

Викторина "Из каких сказок эти герои и предметы"

Материал для урока по обучению грамоте по теме : "Упражнения в чтении" Урок № 52...

Викторина по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"

Расширить знания учащихся о сказках. Развивать речь, память, интерес к чтению....

Викторина "В гостях у сказки". Литературные сказки. 1 класс.

Жанр литературной сказки рассмотрен на произведениях детских писателей: Чуковский К.И., Маршак С.Я., Э.Успенский, Носов Н.Н....

Классный час на тему: «Какие бывают сказки? Виды и жанры сказок.»

Этот материал можно использовать как теметически, так и на классном часу, клубном занятии на тему "Сказка"....

Викторина по русским народным сказкам "Сказки водят хоровод"

Викторина по русским народным сказкам....

Аукцион знаний «Какие бывают сказки».

Данное занятие проходит в форме аукциона, позволяет раскрыть творческие способности учащихся, прививает любовь к чтению сказок....