Классный час "Эгоизм и альтруизм"
классный час (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas._egoizm_i_altruizm.docx | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект классного часа
«Эгоизм и альтруизм»
(2-3 класс)
Цель: сформировать у учащихся представление о понятиях «эгоизм», «альтруизм» (возникновение понятия, значение слов).
Задачи: углубить представление учащихся о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать учащихся к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое эгоизм и альтруизм. Слова незнакомые и непонятные, правда?
Очень хочется, чтобы после нашей беседы, вы задумались «Хорошо быть альтруистом или эгоистом? К чему это может привести? Эгоизм это порождение альтруизма или что-то иное? А кто я? Что мне ближе? Что бы я хотел в себе изменить?
Сегодня моя задача сформировать у вас понятия « альтруизм » и « эгоизм ». Выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий, попробовать поразмышлять, делать выводы.
Знакомы ли вы с такими произведениями, как «Цветик-семицветик», «Морозко» и «Фантазеры»?
Согласны ли вы с концовками этих произведений?
- «Цветик – семицветик» - девочка помогла мальчику, который хромал выздороветь.
- «Морозко» - из-за жадности и глупости мачехи погибла её невоспитанная и грубая дочка.
- «Фантазеры» - мальчики успокоили обиженную сестру Игоря мороженым, поделились с ней единственным пломбиром.
Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему?
Давайте обсудим русскую народную сказку «Морозко»…
Невзлюбила мачеха падчерицу за доброту, покорность и за это, послала на верную погибель, в лес замерзать, а та за свою доброту понравилась Морозко, так как слова грубого не сказала, хоть и испытывал Морозко её холодом. И вернулась она домой в золоте, серебре, в шубе да с дарами. Из жадности, глупости посылает мать родную дочь, избалованную, грубую в лес за богатством. Но Морозко за грубые слова заморозил мачехину дочь.
Как вы считаете, как спасла себя падчерица? ………
За что поплатилась мачехина дочка?.....
В рассказе Николая Носова «Фантазеры» два мальчика сидели на скамеечке и сочиняли небылицы, кто кого переврет. Стр. 154
И вот к ним подошел соседский мальчик Игорь, который осудил их за вранье. Мальчики предложили ему пофантазировать с ними, но он ничего не мог придумать. Стр. 156-157.
Как вы думаете, хорошо поступил Игорь?...
Давайте прочитаем отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Стр. 15.
Справедливо ли поступила девочка? ….
Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.
— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.
- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?
- Почему человек сначала посчитал его глупым?
- Почему он изменил своё мнение?
- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?
-Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки «Цветик-семицветик»?
-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?
Поступки детей можно назвать альтруистическими.
Слышали такое слово?
Какие слова синонимы подберете к слову АЛЬТРУИЗМ, АЛЬТРУИСТ?
Сострадание, сочувствие добродушие, терпимость, сопереживание, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь, жалость, ласка, долг, человеколюбие
Ребята, я прочитала интересные сведения: чтобы альтруист обязательно появился в одной семье, родителям надо родить не менее 16 детей . А чтобы альтруист обязательно появился в роду, в котором поколения семей имеют, допустим, только по 1 ребенку , — нужно, что бы прошло не менее 16 поколений.
Ученый Эфроимсон считал, что альтруизм индивида дает преимущество в выживании не ему самому, а его детям и ближайшим родственникам, поскольку он в первую очередь направлен на защиту их жизни.
Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.
Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.
А ведь движение милосердия имеет целую историю.
Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность. Меценатами так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.
В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.
А как вы думаете, заслуженно ли словосочетания «Сестра милосердия» и другие относят к устаревшим?.....
Нужно ли милосердие сегодня?........
Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?.......
А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам?.....
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?.....
А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?.....
Всегда ли нужно бездумно действовать?.....
А сейчас я скажу вам слова противоположные слову альтруизм:
Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, предательство, себялюбие.
И все эти слова объединены в одно очень емкое понятие – ЭГОИЗМ
Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».
Но есть ещё одно понятие – разумный эгоизм.
Обратимся в басням Крылова. Какие людские пороки высмеивал автор. … (жадность, глупость, легкомыслие, лесть)
А почему автор высмеивал эти пороки?.....(чтобы люди увидели их в себе и постарались исправить)
В жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь.
А вот такая жизненная ситуация. Послушайте и вспомните, были ли у вас подобные случаи и как вы поступили, только будьте честны перед собой:
Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?
Варианты ответов:
- Уйдете в свою комнату, и будете долго рыдать, чтобы мама услышала.
- Надуетесь и весь вечер не будете разговаривать с мамой.
- Начнете кричать, что так происходит всегда, когда вам хочется куда – то пойти.
- Станете утешать маму, сказав, что вовсе не огорчились, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.
После каждого варианта задать вопросы:
-Что при этом почувствовала мама?....
- Что почувствовали вы сами?.... (наверное, тоже самое и почувствует Костя?)
- Какие варианты поведения (4) характерны для эгоиста и для альтруиста? …. Почему?....
Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сыграть в игру «Волшебный цветок добра».
Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.
(подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко)
- А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя…. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.
Нарисуйте в своём воображении цветок добра…. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка.
ФОНОГРАММА: ЛЮБИМАЯ МЕЛОДИЯ
И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко. Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.
Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:
- Кому может быть нужна наша помощь? …..
- Кому не хватает нашей доброты и участия?.......
- Чем мы можем помочь другим людям?.........
- Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?.....
Спешите делать добрые дела, ребята!
Домашнее задание: Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома НАРИСОВАТЬ ЦВЕТОК, А В ЕГО ЛЕПЕСТКИ И ЛИСТОЧКИ записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части вашего волшебного цветка, а потом посмотрим, у кого какой цветок получится. А поможет вам в этом памятка жизненных правил:
Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно…
Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился…
У меня получилось … Я смог… Я попробую…
Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Просмотр мультфильма «Просто так».
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ
Сегодня я узнал… Было интересно…
Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я научился…
У меня получилось … Мне захотелось…
__________________________________________________________________
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ
Сегодня я узнал… Было интересно…
Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я научился…
_____________________________________________________________________
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ
Сегодня я узнал… Было интересно…
Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я научился…
У меня получилось … Мне захотелось…
________________________________________________________________
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ
Сегодня я узнал… Было интересно…
Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я научился…
У меня получилось … Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"
Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...
ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"
Конспект урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...
Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".
Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока: формирование у обучающихся представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт формирование личностных, метапредметных, предм...
урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".
Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями «эгоизм» и «альтруизм», определяет со...
Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"
Данная презентация содержит определения основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации к известным литературным...
Альтруизм и эгоизм
Урок на тему «Альтруизм и эгоизм» в виде слайдов из презентации...
Классный час: "Альтруизм и эгоизм"
цель: воспитание нравственности, морально ответственного поведения личности в жизни...