Классный час "Эгоизм и альтруизм"
классный час (2 класс) на тему

Кислякова Ирина Васильевна
Цель:  сформировать у учащихся представление о понятиях «эгоизм», «альтруизм» (возникновение понятия, значение слов).

 

Задачи: углубить представление учащихся о дружбе; форми­ровать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать учащихся к анализу собственных поступков; прививать навыки тер­пимости и корректности в общении с друзьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas._egoizm_i_altruizm.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

«Эгоизм и альтруизм»

(2-3 класс)

Цель:  сформировать у учащихся представление о понятиях «эгоизм», «альтруизм» (возникновение понятия, значение слов).

Задачи: углубить представление учащихся о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать учащихся к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.

Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!

Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое эгоизм и альтруизм. Слова незнакомые и непонятные, правда?

Очень хочется, чтобы после нашей беседы, вы   задумались  «Хорошо   быть альтруистом или эгоистом? К чему это может привести?  Эгоизм  это порождение  альтруизма  или что-то иное? А кто я? Что мне ближе? Что бы я хотел в себе изменить?

Сегодня моя задача сформировать у вас  понятия « альтруизм »  и  « эгоизм ». Выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий, попробовать поразмышлять, делать выводы.

Знакомы ли вы с такими произведениями, как «Цветик-семицветик», «Морозко» и «Фантазеры»?  

Согласны ли вы с концовками этих произведений?

  • «Цветик – семицветик» - девочка помогла мальчику, который хромал выздороветь.
  • «Морозко» - из-за жадности и глупости мачехи погибла её невоспитанная и грубая дочка.
  • «Фантазеры» - мальчики успокоили  обиженную сестру Игоря мороженым, поделились с ней единственным пломбиром.

Справедливы ли они на ваш взгляд? Почему?

Давайте обсудим русскую народную  сказку «Морозко»…

         Невзлюбила мачеха падчерицу за доброту, покорность и   за это, послала   на верную погибель, в лес замерзать, а та   за свою доброту понравилась Морозко, так как слова грубого не сказала, хоть и испытывал Морозко её холодом. И вернулась она домой  в золоте, серебре, в шубе да с дарами. Из жадности, глупости посылает мать родную дочь, избалованную, грубую в лес за богатством. Но Морозко за грубые слова заморозил мачехину дочь.

Как вы считаете,  как спасла себя падчерица? ………

За что поплатилась мачехина дочка?.....

В рассказе Николая Носова «Фантазеры» два мальчика сидели на скамеечке и сочиняли небылицы, кто кого  переврет. Стр. 154

 И вот к ним подошел  соседский мальчик Игорь, который осудил их за вранье. Мальчики предложили ему пофантазировать с ними, но он ничего не мог придумать. Стр. 156-157.

Как вы думаете, хорошо поступил Игорь?...

 Давайте прочитаем отрывок из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик».  Стр. 15.

Справедливо ли поступила девочка? ….

Послушайте притчу. Ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.

 Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.  Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.  Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. 

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. 

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

 Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. 

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду.  И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. 

- Какое впечатление оставила в вашей душе притча?

- Почему человек сначала посчитал его глупым?

- Почему он изменил своё мнение?

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика?

-Что общего в поступках мальчика  из притчи и девочки из сказки «Цветик-семицветик»?

-Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?

Поступки  детей можно назвать альтруистическими.

Слышали такое слово?

Какие слова синонимы  подберете к слову АЛЬТРУИЗМ, АЛЬТРУИСТ?

 Сострадание,  сочувствие добродушие,   терпимость, сопереживание, отзывчивость, милосердие, жизнерадостность, понимание, самопожертвование, забота, доброта, любовь, жалость, ласка, долг, человеколюбие

 Ребята, я прочитала интересные сведения: чтобы альтруист обязательно появился в одной семье, родителям надо родить не менее 16  детей . А чтобы альтруист обязательно появился в роду, в котором поколения семей имеют, допустим, только по 1  ребенку , — нужно, что бы прошло не менее 16 поколений.

Ученый Эфроимсон считал, что  альтруизм  индивида дает преимущество в выживании не ему самому, а его  детям   и  ближайшим родственникам, поскольку он в первую очередь направлен на защиту их жизни.

Я услышала очень хорошее слово  МИЛОСЕРДИЕ.

Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.

А ведь движение милосердия имеет целую историю.

 Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси  князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных.   В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге  Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично.  Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.   Меценатами так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.

 В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.

 А как вы думаете,  заслуженно ли словосочетания «Сестра милосердия» и другие относят к устаревшим?.....

Нужно ли милосердие сегодня?........

Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?.......

А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам?.....

А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?.....

А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?.....

Всегда ли нужно бездумно действовать?.....

 А сейчас я скажу вам  слова противоположные слову альтруизм:

Равнодушие, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность, предательство, себялюбие.

И все эти слова объединены в одно очень емкое понятие – ЭГОИЗМ    

 Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».

Но есть ещё одно понятие – разумный эгоизм.

Обратимся в басням Крылова. Какие людские пороки высмеивал автор. … (жадность,   глупость, легкомыслие,  лесть)  

А почему автор высмеивал эти пороки?.....(чтобы люди увидели их в себе и постарались исправить)

В жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь.

А вот такая жизненная ситуация. Послушайте и вспомните, были ли у вас подобные случаи и как вы поступили, только будьте честны перед собой:

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Варианты ответов:

  1. Уйдете  в свою комнату, и будете долго рыдать, чтобы мама услышала.
  2. Надуетесь и весь вечер не будете разговаривать с мамой.
  3. Начнете кричать, что так происходит всегда, когда вам хочется куда – то пойти.
  4. Станете утешать маму, сказав, что вовсе не огорчились, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

После каждого варианта задать вопросы:

-Что при этом почувствовала мама?....

- Что почувствовали вы сами?.... (наверное, тоже самое и почувствует Костя?)

- Какие варианты поведения (4)  характерны для эгоиста и для альтруиста? ….   Почему?....

Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сыграть в игру «Волшебный цветок добра».

Станьте в круг, вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

               (подхожу к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко)        

        - А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя…. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит  в вас, доставляет вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастёт только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

        Нарисуйте в своём воображении цветок добра…. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка.

ФОНОГРАММА: ЛЮБИМАЯ МЕЛОДИЯ

И вам хочется её послушать. Мысленно поместите своё добро и хорошее настроение своего цветка внутрь себя, в свое сердечко.  Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.  

        Ребята, а теперь откройте глаза. Давайте с вами подумаем и зададим себе вопросы:

- Кому может быть нужна наша помощь? …..

- Кому не хватает нашей доброты и участия?.......

- Чем мы можем помочь другим людям?.........

- Что вы сделаете доброго в первую очередь, когда придёте домой?.....

        Спешите делать добрые дела, ребята!

Домашнее задание:   Чтобы проросли ваши зёрнышки, необходимо дома НАРИСОВАТЬ ЦВЕТОК, А В ЕГО ЛЕПЕСТКИ И ЛИСТОЧКИ записать добрые дела, которые вы совершите до следующего урока. С каждым хорошим поступком дорисовывайте части вашего волшебного цветка, а потом посмотрим,  у кого какой цветок получится.  А поможет вам в этом памятка жизненных правил:

Сегодня я узнал…              Было интересно…              Было трудно…

Я выполнял задания…              Я понял, что…              Теперь я могу…

      Я почувствовал, что…              Я приобрел…              Я научился…

     У меня получилось …              Я смог…              Я попробую…

      Меня удивило…              Урок дал мне для жизни…        Мне захотелось…

 Просмотр мультфильма «Просто так».

        ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ

Сегодня я узнал…                               Было интересно…              

Я понял, что…                                       Теперь я могу…      

Я почувствовал, что…                                Я научился…

   У меня получилось …                                Мне захотелось…

__________________________________________________________________

       ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ

Сегодня я узнал…                               Было интересно…              

Я понял, что…                                       Теперь я могу…      

Я почувствовал, что…                                Я научился…

_____________________________________________________________________

         ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ

Сегодня я узнал…                               Было интересно…              

Я понял, что…                                       Теперь я могу…      

Я почувствовал, что…                                Я научился…

   У меня получилось …                                Мне захотелось…

________________________________________________________________

        ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ

Сегодня я узнал…                               Было интересно…              

Я понял, что…                                       Теперь я могу…      

Я почувствовал, что…                                Я научился…

   У меня получилось …                                Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...

ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Конспект урока по предмету  "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  со...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Альтруизм и эгоизм

Урок на тему  «Альтруизм и эгоизм»  в виде слайдов из презентации...

Классный час: "Альтруизм и эгоизм"

цель: воспитание нравственности, морально ответственного поведения личности  в жизни...