Социальный проект "Кормушка"
проект (1 класс) на тему

Масленникова Екатерина Николаевна

    В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией  на земле. Одна из причин такого положения  - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Было выяснено, что дети путают перелетных и зимующих птиц. Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР  внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть, где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась  тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«КОРМУШКА»

Авторы:

1-Ж  класс

МБУ школа № 91 г.о. Тольятти

Руководитель:

Масленникова  Екатерина  Николаевна

Тольятти  2012   год

       

Содержание

  1. Обоснование значимости.                                                

Цели и задачи                    

2. Исследовательская часть.  

  1. Этапы реализации проекта.

  1. Ожидаемые результаты.

      5. Дальнейшее развитие проекта

     6.   Практическая часть проекта

     7.  Литература.                            

     8.   Приложение.                          

Обоснование значимости

    В настоящее время экологическое образование в школе становится все более приоритетным. Это связано с тяжелой ситуацией  на земле. Одна из причин такого положения  - экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Поэтому международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе. Экологическое образование не ограничивается только уроком. Оно имеет продолжение и во внеклассной и внешкольной работе. Было выяснено, что дети путают перелетных и зимующих птиц. Птицы – особый мир живых существ, такой знакомый и одновременно загадочный даже для посвященных, мир одинаково необходимый и человеку, и дикой природе. Птиц называют властелинами воздуха. В красную книгу РСФСР  внесено 107 видов. Птицы поселяются рядом с человеком только с выгодой для себя: есть, где построиться, достаточно корма, врагов немного или вовсе нет. Так появилась  тема для изучения и наблюдения за зимующими птицами. Какие птицы нашего края остаются с человеком на зиму? Чем они питаются? Нужна ли им помощь человека? Какие кормушки можно сделать для птиц?

      В ходе реализации проекта должны быть выполнены следующие мероприятия:

- знакомство и изучение зимующих птиц нашей местности по картинкам, на экскурсии в природу;

- наблюдение за повадками, где живут, что кушают, как выводят птенцов;

- каждый ученик 1 класса должен принести 1 кормушку.

Цель проекта: оказать подкормку зимующим птицам и развивать у детей экологически ответственного поведения.

Задачи проекта:

  1. Организация детей 1 класса для оказания помощи зимующим птицам.
  2. Изучение зимующих птиц
  3. Развитие познавательного интереса и наблюдения.
  4. Воспитание чувства бережного отношения к природе.

Основополагающий вопрос:

- Что необходимо сделать мне, чтобы помочь птицам в зимнее время?

 Учебные вопросы:

  1. Я и природа.
  2. Чем и как я могу помочь?
  3. Какие птицы остаются зимовать в нашей области,  и чем они питаются?
  4. Какие кормушки необходимы птицам для питания?

Исследовательская часть

1.   Изучение  по книгам и журналам, таблицам и справочникам зимующих птиц нашего края, когда выводят птенцов.

2.   Изучение зимующих птиц, которые прилетают в нашу птичью столовую: как выглядят, как называются эти птицы, что любят кушать, в какую погоду прилетает птиц больше, а в какую погоду не прилетают совсем.

3.  Изучить какие бывают кормушки для птиц, какие кормушки нужно сделать для наших птиц.

4. Найти и выучить стихотворения о зимующих птицах.

Этапы реализации проекта

Этапы

Практическая часть проекта

I. «Ознакомительный»

    октябрь-ноябрь

 

В классе и на родительском собрании кл.руководитель рассказывает о самом проекте и его основных его этапах, о планировании и задачах работы на этапах, кто будет принимать участие, и кто будет сотрудничать во время работы над предлагаемыми заданиями.

1. Знакомство с зимующими птицами нашей местности.

- рассказ учителя о птицах, чем они питаются, что птицы подразделяются на перелётных и зимующих;

- изучение зимующих птиц по таблице с рисунками

«Зимующие птицы» для начальных классов;

- экскурсия в городскую библиотеку, где идёт знакомство с птицами, обитающими на территории нашей области и нашего города, знакомство с «Красной книгой»;

- конкурсы стихов о птицах, конкурсы загадок о птицах, викторины.

2. Экскурсия в природу, узнавание зимующих птиц нашей местности.

- наблюдали  за птицами, узнавали  их в природе;

II. «Практический»

  ноябрь-декабрь

- конкурс рисунков «Помоги птицам зимой»

-аппликация «Снегирь на ветке рябины», «Голуби»

1. Изучение разных видов кормушек.

- узнали  у учителя технологии, какие кормушки можно сделать для зимующих птиц.

2. Изготовление кормушек.

- сделали дома кормушки

III. «Этап защиты»

  декабрь - март

Данный этап проводится в форме экологической акции «Помоги птицам зимой» все участники проекта выходят на территорию школы и все вместе развешивают кормушки, которые были приготовлены на втором этапе и заполняют их кормом.

1. Подкормка птиц, наблюдение и изучение.

- регулярная проверка кормушек, чистка их от снега, насыпание корма;

- наблюдение,  какие птицы прилетают к нашим кормушкам, что они любят кушать;

- ведение  дневников  наблюдений.

2. Оформление отчета по выполнению проекта «Кормушка» в свободной форме с фотографиями и рисунками.

- сфотографировались со своими кормушками, рисунками, аппликациями;

- оформили отчет по выполнению проекта «Кормушка»;

 

3. Выступление с защитой проекта «Кормушка» перед учащимися 2-4 классов.

- в художественной литературе нашли стихи о зимующих птицах, выучили  их;

- выступили перед учащимися 1-4 классов.

                                     

Ожидаемые результаты.

- овладение учащимися знаниями о зимующих птицах, о кормушках;

- овладение умением изготовления кормушек для птиц;

- овладение умением наблюдения за зимующими птицами и терпению;

- овладение умением выступать перед своими товарищами.

Защита социального проекта учащимися 1 класса.

Предоставление отчета о проделанной работе в свободной форме с фотографиями, рисунками и проектной работой.

Дальнейшее развитие проекта

Проект продолжит работу: ребята будут подкармливать птиц в течение зимы.

Птицы, живущие в нашей местности.

1. Сорока.  Сороку привела к людям не сытая жизнь зимой. Скорее всего сороку из леса выжила лесная куница. Она часто выводит детенышей в крепких сорочьих постройках, таскает у сороки яйца из гнезда и птенцов.

2. Синица согласилась жить рядом с человеком постоянно, безвылетно. Ей нравится беззаботная жизнь возле полных кормушек. Она согласна жить не только в дуплах, но и в дырах фонарных столбов, щели в стенах домов.

3. Воробей - коренной житель, научился зимой проникать в теплые помещения.

4. Ворона – одна из самых умных и самых осторожных птиц, издавна оценила пользу от соседства с человеком. Научилась выводить потомство даже во дворах многоэтажных домов. Вороны твердо придерживаются заповеди «Своих не бить!».

5. Поползень – домосед, он безвылазно живет в родном лесу. Лучший дом – нежилое дупло дятла. Вход в дупло он обмазывает глиной под свой рост, чтобы скворцы не отняли. Делает запасы на зиму в большом количестве. Все засунет под кору так, чтобы зимой снегом не засыпало. Он не летает с дерева на дерево, а бегает по ним вниз головой.

6. Дятел – лесной лекарь и санитар леса. Живет он в старом лесу, где  есть деревья, в которых можно выдолбить дупло, вывести птенцов и прокормиться. В непогоду дятел лучше поголодает, но зато будет сидеть в сухом теплом дупле с утра до вечера. На самом деле дятлы хорошие строители.

7. Свиристели – кочевники, таежные обитатели, они день деньской перезваниваются серебряными трельками, ощипывают промороженные ягоды рябины над головами прохожих, а на ночь улетают в ближайший лес.

8. Дрозды – рябинники прилетают на угощение рябиной ещё раньше свиристелей. Дрозды – редко зимующая птица.

9. Сойка. Певчие состязания соек в зимнем лесу могут не только доставить удовольствие, но и рассмешить неожиданным сочетанием звуков. Представьте, с заснеженной сосны вдруг почти без пауз раздается позвякивание колодезной цепи, мяуканье озябшего кота, куриное кудахтанье, визгливый лай собачонки, обрываемый сердитым бормотанием индюка, за которым следует приятное щебетание. А свой собственный крик у сойки  груб, резок, будто её живьем ощипывают.

10. Чиж одна из маленьких наших птиц, кочевник. Живет в хвойных и смешанных лесах. Питаются семенами березы, ольхи.

11. Щегол величиной с воробья, кочевник, голос звонкий «пить-пили-пить». В зимнее время кормятся семенами высоких сорных растений. Которые высятся над снегом.

12. Клёст немного крупнее воробья, кочевник.  Надклювье и подклювье перекрещиваются на конце. Питается семенами ели и сосны. Широко кочуют по хвойным лесам. Выводит птенцов зимой.

                                                    Литература

  1. Л.Л. Семаго. Птицы России. Москва « Советская Россия», 1992.

  1. В.Д. Ильичев, В.Т. Бутьев, В.М. Константинов. Птицы Самарской области.  Москва «Наука», 1987.

  1. Л.А. Воронковицкая, А.А. Михеева. Книга для чтения. 4 класс. Ленинград «Прсвещение», 1989.

  1. Энциклопедия «Жизнь животных», том 6 «Птицы». Под редакцией профессора В.Д. Ильичева, профессора А.В. Михеева. Москва «Просвещение», 1986.

1 класс 2012 г.    Сценарий  проекта «Покормите птиц зимой»

Ведущий: Идет волшебница – зима!             8. Я бы мог ещё так много

                 Пришла, рассыпалась, клоками        Про лесных сказать певцов,

                 Повисла на суках дубов,                    Как средь стужи и морозов

                 Легла волнистыми коврами               Вывел клёст своих птенцов.

                 Среди полей, вокруг холмов,        1. Как с утра и до заката

                 Брега с недвижною рекою                 На репьях гостят щеглы.

                 Сравняла пухлой пеленою.                И торопятся куда-то

                 Блеснул мороз. И рады мы                 Ярко-красные щеглы.

                 Проказам матушки – зимы.           Ведущий: Зимняя пора – трудное

  1. Улетели птичьи стаи,                            время для пернатых. Много их

Лес в сугробах до ветвей.                      гибнет от бескормицы. Птицы

Вот тогда мы и дождались                    перемещаются ближе к жилью

Наших северных гостей.                        человека. Ребята нашего класса

  1. Зимний лес не спит, не дремлет,          постарались организовать

Серебром унизан весь,                           подкормку.

Не покинув эту землю,                          2. Подойдут для кормушки  и

Много птиц осталось здесь.                      пакеты из-под сока. Надо

  1. СОС! СОС! СОС!                                      вырезать только 2 отверстия,

Спасите! На помощь!                                Насыпать корм и подвесить к

Кто послал эту телеграмму?                     дереву. Синицам и поползням

    Ведущий:  Птицы. Чтобы им помочь,           такая кормушка понравится.

           надо знать, какие птицы зимуют у          Они не боятся, что кормушка

           нас.                                                              качается.

  1. Чуть живой. Не чирикает даже.            3. Можно использовать бутылки.

Замерзает совсем воробей.                        Между сучьями закрепить

Как заметит подводу с поклажей,             кормовой столик с бортиками,

Из – под крыши бросается к ней!             а бутылку наполнить кормом

И дрожит он над зёрнышком бедным,      и почти вплотную подвесить к

И летит к чердаку своему.                           нему.

А гляди, не становится вредным            4. Воробьи питаются крошками

Оттого, что так трудно ему...                      хлеба, крупой, различными

  1. Кто там ловко и упорно                              семенами.

Лазит острым клювом вниз?                    5. Синицы- кусочками несоле-

Это поползень проворный                            ного сала, мясом, творогом.

Перед стайкою синиц.                               6.Щеглы–семенами репейника,

  1. У опушки в старых ёлках                             подсолнечника.

От зари и до зари                                       7. Свиристели –сочными

Разговор ведут чечётки,                               плодами рябины, калины,

Громко вторят снегири.                                бузины, шиповника.

  1. Пёстрый дятел крикнет громко,               8. Мы кормушки смастерили.

Разогнав лесную тишь.                                 Мы столовую открыли.

А на вырубках, на липках                             Воробей, снегирь-сосед,

Отзовётся бойкий чиж.                                 Прилетайте на обед,                      

Ведущий: ( рассказ об исследовательской деятельности проекта)

Все: Приучите птиц в мороз

        К вашему окну.

       Чтоб без песен не пришлось

        Нам встречать весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...