Дети и война.
методическая разработка (4 класс) на тему

Хайнацкая Людмила Ивановна

Сценарий праздника ко Дню Победы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_voyna._khaynatskaya.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Дети войны. Последние свидетели.

 У каждого из нас своя судьба, но подвиг общий - это подвиг всего нашего поколения.  Дети войны, детство которых закончилось 22 июня 1941 года.

Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Мы сегодня узнаем, как жили:

  • Дети в тылу.
  • Дети в блокадном Ленинграде;
  • Дети под оккупацией у немцев;
  • Дети в концлагерях;

Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Слайд Папа был рядом.

Слайд Мама была рядом.

Слайд Мы играли на улицах Ленинграда.

Слайд У нас было веселое детство.

Слайд И мы не знали, что нас ждет…

Слайд Война! 22 июня 1941 года.

(Звучит мелодия песни «Священная война».)

 Ведущий. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью. Стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Война была везде: и на огненном фронте, и в глубоком тылу. В деревне, и в городе.

 Совершенно справедливо сказал когда-то маршал Жуков: «Тыл - это половина победы!». Тот самый тыл, который обеспечивал фронт свинцом, углем, зимней одеждой, военными займами, хлебом, мясом.

Уч. Дети войны. Ведь это они, 9-15-летние, заготавливали дрова, собирали наравне с взрослыми урожай и даже перегоревшие лампочки сдавали в «ремонт», чтобы продлить им жизнь. Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды. 

Уч. Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых. 

Уч. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков.

Уч. В годы войны только на Пермском моторном заводе работало 7 тысяч подростков в возрасте от 11 до 16 лет. Дети стояли за станками наравне с взрослыми рабочими.


Уч. Не только на заводах ребята помогали старшим. Девочки ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, писали письма, устраивали концерты. 

Послушайте воспоминания карельских детей войны, трудившихся в тылу( из книги Светланы Зааловой «Маленький солдат»). 
1 секретарь: Вашу дочь награждают медалью,— сказали маме по телефону.
Мама: Лину? — мама растерянно присела на стул.— Какой медалью?
1 секретарь:  «За боевые заслуги». По ходатайству раненых и медицинского персонала госпиталя. Ждем вас с дочерью в Доме Красной Армии.
Лина: «Мама, что я такого сделала? За что медаль? Ведь ее дают бойцам и командирам, тем, кто на фронте воевал».
— Воевать, Лина, можно не только на фронте, Ты даже не подозреваешь, что тоже воюешь за нашу победу. Так что медаль тебе за дело. Идем, примеряем выходное платьице. (Подвела дочку к зеркалу, приложила платье). Немножко мало стало, выросла ты за зиму, повзрослела. Ничего, я чуть-чуть в швах отпущу.
Автор: В зале Дома Красной Армии было полно народу. Лина с мамой с трудом отыскали два свободных места. Лина прижалась к маминой руке. Сначала на сцену выходили взрослые бойцы и командиры, им вручали награды. Зал аплодировал. Вдруг Лина услышала свое имя:
1 секретарь:  Медаль «За боевые заслуги» вручается пионерке Лине Орловой.
Автор: Лина встала и пошла через зал. Когда первый секретарь Карельского областного комитета партии член Военного совета Карельского фронта Геннадий Николаевич Куприянов вручал Лине медаль, он тихо, чтобы слышала одна Лина, спросил:
1 секретарь: Зазнаваться не будешь?
Лина: Нет. Еще лучше работать буду.
Автор: Сейчас Лина Михайловна Орлова живет в Воронеже. Работает в одном из научно-исследовательских институтов. Она — кандидат технических наук, металловед.

Стих. 

Зачем ты, война, у мальчишек детство украла '

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

И вот неподкупной зимою военного года.

Когда занимался над Камой холодный рассвет.

Собрал самых лучших рабочих директор завода,

А было рабочим - всего по четырнадцать лет.

В усталые лица глядело суровое время.

Но каждый в себе довоенное детство нашёл,

Как только рабочую премию - банку варенья -

Пред ними, мальчишками, кто - то поставил на стол.

И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,

Среди подступившей внезапно к сердцам тишины,

Повеяло чем - то давно позабытым, домашним,

Как будто бы не было больше на свете войны.

Ах, банка варенья, простое и верное средство

Напомнить о том, что, как жизнь у людей не горька.

Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,

И синее небо, и запах простого цветка!

Уч. В тылу школьники учились и работали. Многие 12-летние дети шли на завод, чтобы наравне со взрослыми делать снаряды для пушек. Они убирали хлопок на полях Узбекистана на материал для парашютов.

 Уч. Девочки вязали для солдат вещи, а потом собирали на фронт посылки. Что дети могли положить туда? Носки, шарфы, рукавицы, чтобы солдатам было тепло, мыло и крепкий табак, и обязательно писали письмо, в котором желали победы над врагом.

 Уч. «Все для фронта, все для победы!» — это стало главной задачей тружеников тыла. Вместо ушедших на войну отцов к заводским станкам становились их жены и дети, старики пенсионеры. Люди работали круглосуточно. Они производили снаряды, патроны, боевую технику – танки, самолеты, артиллерийские орудия. Послушайте рассказ о маленьком токаре:

Автор : Не спится мальчишке, он думал всю ночь:

Мальчишка :  Ну как же, ну чем же мне фронту помочь?

Автор: А утром на зорьке мальчишка встает,

Знакомой дорогой идет на завод. И к мастеру:

Мальчишка:  Дядя! Меня научи! Я буду для фронта снаряды точить!

Автор: Станок был послушен, мальчишка – умел.

И бойко станок под руками запел.

Мальчишка спешит, не теряет минут…

Снаряды для фронта машины везут.

И в сорок первом, и в сорок пятом шли в бой они,

А рядышком порой шагал парнишка,

Сверстник наш, наверно.

Еще мальчишка, но уже герой!

Уч. Дети изо всех сил помогали взрослым во всех делах: выращивали зеленый лук для госпиталей, участвовали в сборе вещей для Советской Армии, сборе лекарственных растений для госпиталей и фронта, в сельскохозяйственных работах. Тысячи тонн черного и цветного металлолома собрали пионеры и школьники в дни Отечественной войны. Одно слово “фронт” вдохновляет ребят. В школьных мастерских с большой любовью и тщательно они изготовляют различные детали для мин, другого орудия.

Исценировка фрагмента военной жизни (диалог мальчиков, вернувшихся после трудовой вахты домой):

- Смена закончилась. Сейчас упаду от усталости. Мишка, пойдём, попьём чайку горячего. Сегодня нас отпустили пораньше, значит, поспим больше. Да, оставайся у меня. Мама придёт с заводской смены только к полуночи, да и дорога к фабрике от нас короче.

- А ты, Женька, молодец. Первый из ребят получил разряд. Стал настоящим механиком швейных машин.

- Ладно, Мишка, не завидуй. И ты получишь. Представляешь, завтра мы получим настоящую военную одежду, ватники.

- Вот здорово! Сразу почувствуем себя настоящими взрослыми.

- Конечно, я и на фронт ещё сбегу.

Ведущий: По призыву школьницы Ады Занегиной по стране шел сбор денег на строительство танка «Малютка». Она написала редактору газеты.

На сцену выходит ученица начальной школы. В руках у неё карандаш и листок бумаги

Ученица: « Я, Ада Занегина, мне 6 лет. Пишу по печатному. Я хочу домой. Я знаю, что надо разбить Гитлера, и тогда поедем домой. Я собрала деньги на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Наш танк разобьет Гитлера и мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Уч.: Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого был танкист-орденоносец Екатерина Петлюк.

  Ведущий: Вот послушайте воспоминания о своём детстве теперь уже взрослых людей.

Ученица: В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.  

Уч. Жили очень плохо, не было хлеба, еда в основном была из травы, все время голодали. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.

Уч. Лукашевич Анна Николаевна в свои 17 лет она работала в колхозе. «Работать было тяжело, больше времени находилась в поле, в лесу - на работе. Даже пить и умываться  приходилось из лужи. Жилось очень трудно.

 Ведущий. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети.

Дети в блокадном Ленинграде.

Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. Дети могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Когда началась блокада, в Ленинграде, помимо взрослого населения, оставалось 400 тысяч детей. Юным ленинградцам пришлось нести свою долю тягот и бедствий блокадного Ленинграда. Блокадные мальчики и девочки были достойными помощниками взрослым. Они занимались расчисткой чердаков, тушили «зажигалки» и пожары, ухаживали за ранеными, выращивали овощи и картофель, работали на заводах и фабриках.

 ведущий. «Ленинградские дети»  - это звучало как пароль. В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали. 

Девочка. Я к ним подойду. Одеялом укрою, 
О чем-то скажу, но они не услышат. 
Спрошу, не ответят… 
А в комнате трое, 
Нас в комнате трое, но двое не дышат. 
Я знаю не встанут. Я все понимаю… 
Зачем же я хлеб на три части ломаю? 

1 ведущий. Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 

Мальчик. Девчонка руку протянула 
И головой упала на край стола. 
Сначала думали: уснула, 
А оказалось, умерла. 
Никто не обронил ни слова, 
Лишь хрипло сквозь метельный стон 
Учитель выдавил, 
Что снова занятья после похорон. 
Под шелестом опущенных знамен 
Лежат бок о бок дети и солдаты. 
На пискаревских плитах нет имен, 
На пискаревских плитах только даты. 
Год сорок первый… 
Год сорок второй… 
Полгорода лежит в земле сырой. 

Девочка, закутанная в шарфы, платки, выходит на передний план, собирает дрова. 
Девочка. Закончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досточки в разбомбленных домах. Мама мне не разрешала, и было очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричал. Ну, иногда где-то щепку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревочку – носила я веревочку с собой – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила… 
Во время слов девочки вперед выходит бабушка, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу. 
Бабушка. Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтоб фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодные умрем. 
Бабушка гладит девочку по голове и осторожно разламывает кусочек хлеба и отщипывает от него. Девочка прижимается на миг к бабушке, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям. 
Девочка. И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой рукой и прижимая их к груди) 

Историческая справка (Вспоминают о своем детстве народный артист Александр Лазарев и сестры Дерюжины.)

Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений.

Песня: «А заты алые…..»

Дети под оккупацией у немцев 

Сценка

 Появляются мальчик и девочка, прячутся.

Девочка (плачет): Мне холодно, я кушать хочу!

Мальчик. Тише, тише, Дашенька, не плачь, немцы услышат, нас повесят!

Женщина, (увидев детей) Ой, деточки, маленькие, голодные! Не бойтесь, деточки, выходите! Немцев нет, я одна, тетя Мария меня зовут, выходите, милые, выходите, деточки!

Мальчик. Не обижайте нас, тётечка.

Девочка. Тётечка, дайте хлебушка, мы замёрзли.

Мальчик. Можно мы у вас переночуем? Мы не будем шалить, нам бы хлебушка или картошечки, мы кушать хотим.

Женщина. Деточки, голубятки, родные, вместе будем жить. Ой, как ты на моего сыночка похож. (плачет) Васенька, родной мой, сыночек единственный, желанный, убили немцы, убили изверги единственного сыночка моего...

Девочка. Тётечка, мне холодно, я кушать хочу... Мальчик. Тётечка, меня Ваня зовут.

Женщина. Да, да маленькие, я вас накормлю, вымою, вместе жить будем. Я одна совсем, теперь вы у меня, пойдёмте, у меня всё есть, и молочко, и картошка. Бог даст! А там и наши придут, выживем, выстоим! Скоро Победа!

Уч. Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.

 Ведущий. Невозможно простому человеку, не видевшему войны, того, что видели дети, оказавшиеся в оккупации. 

Девочка. Мы жались к матерям. Немцы убивали не всех разделили: детей –в одну сторону, а родителей –в другую. Мы думали, что родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотела жить без мамы… Я плакала и меня к ней пропустили. Мама закричала: «Это не моя дочь!  Не моя…» Куда-то меня оттащили. Как я это пережила, до сих пор не понимаю! 

Мальчик. Я видел, как ночью пошел под откос немецкий эшелон, а утром положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге…. 

Девочка. Я видела, как у матерей забирали детей и бросали….. 

Уч.Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах.

 Уч. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

Читается стихотворение о варварстве немецких оккупантов.

Варварство. Автор: Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами.
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки! 
...
………………………………….
Я не забуду никогда, вовеки!

На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.

Дети в концлагерях.

 Ведущий. Самые обездоленные дети войны – маленькие узники фашистских концлагерей. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу. 
Из воспоминаний очевидцев. В Саласписском лагере военнопленных тысячи людей находились прямо под открытым небом. Когда мороз сковал землю, люди стали прятаться в вырытых в земле ямах, тесно прижимаясь друг к другу. Многие умирали от голода…

Видео

Уч. Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от мам.

Уч. Дети, начиная с грудного возраста, содержались отдельно. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки..

Уч. Массовую смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли подопытных использовались малолетние узники Саласпилса.

 Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью.

Уч.На основании материалов расследования, свидетельских показаний, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей.


  Ведущий: Вот послушайте воспоминания о своём детстве теперь уже взрослых людей.

Уч.«Мы жили в бараке, на улицу нас не пускали. Маленькая Аня постоянно плакала и просила хлеба, но у меня нечего было ей дать. Через несколько дней нас вместе с другими детьми повели в больницу. Там был немецкий врач, посреди комнаты стоял стол с разными инструментами.

Потом нас построили в ряд и сказали, что сейчас осмотрит врач. Что делал он, не было видно, но потом одна девочка очень громко закричала. Врач стал топать ногой и кричать на нее. Подойдя ближе, было видно, как врач этой девочке вколол иглу. Когда подошла моя очередь, врач вырвал у меня Аню и уложил меня на стол. Он держал иглу и вколол ее мне в руку».

Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году. 

Звучит фрагмент песни «Саласпилс». 

Ведущий: Дети войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду.

Уч. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Лёня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули их юные сердца. В те дни рано взрослели мальчишки и девчонки, ваши ровесники: они не играли в войну, они жили по её суровым законам.

Дети пионеры – герои.

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

  • Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;
  • Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
  • Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;
  • Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;
  • Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы».
  • Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

Юные герои. Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с взрослыми. О них сложены песни, написаны книги, их именами названы улицы, корабли… Сколько им было от роду? Двенадцать – четырнадцать. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась на рассвете…И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы так поступить?» - и, ответив самому себе искренно и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

Ведущий.  Дети Великой Отечественной войны - это зеленные, ещё не окрепшие побеги на древке Знамени Победы, водружённого над Рейхстагом»

  

Не забывайте, прошу вас, того поколенья,

Тех, кто тогда воевал

Кто насмерть с врагами в войну ту сражался.

 Отчизну родную отстоял.

 

Не забывайте, прошу вас, того поколенья

Тех, кто на фронт не попал.

Тех, кто работал для фронта в три смены,

Трудом он в тылу ту победу ковал.

 

Не забывайте, прошу вас, того поколенья

Чьё детство украла война.

Всё горе и беды со взрослыми вместе

Из чаши одной хлебнули сполна.

 

Минуло вот уже 69,

Но в памяти война опять всплывает.

 Ведь кто увидел всё это тогда.

Уж никогда о том не забывает.

 

Храните мир повсюду, люди!

Храните вы покой Земли родной!

Пусть вечно мир на всей планете будет!

Разрывы бомб не нарушают наш покой.

 

Чтоб раньше срока не вдовствовали мамы,

И не взрослели дети очень рано,

И юность вечно счастлива была,

И чтоб нигде, и никому, и никогда

Не впилась бы память, как и нам, война.

 

Желаю вам здоровья, мира, счастья,

Под мирным небом вечно жить.

Поменьше в жизни дней ненастных

И дружбой крепкою всюду дорожить.

(3. Семёнова)

Скоро наступит великий праздник всего нашего народа — годовщина Великой Победы. Дорогие, ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чьё детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им во имя этого светлого дня — Дня Победы!

Песня: «День Победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Дети и война"

Материалы классного часа можно использовать при введении учащихся в исследовательскую деятельность "Детство, опалённое войной"...

Классный час "Дети и война"

Данное мероприятие посвящено помяти детям, погибшим на войне....

Литературно-музыкальная композиция, посвященная детям войны. “Несовместимы дети и война”

1. Помочь учащимся прочувствовать горе людей в годы ВОВ, осознать трагизм этих ужасных страниц истории, запечатленных в русском сознании и культуре: поэтических и прозаических произведениях, музыке, с...

"Дети и война" Материалы для проведения классных часов по Великой Отечественной войне.

Задачи:1. Убедить ребят в необходимости помнить и знать историю своей страны. 2. Рассказать, какой вклад в победу над фашизмом внесли "маленькие солдаты" - сверстники нынешних ребят, Стремиться "...

Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной войне на тему: «Дети на войне», 1-2 класс

Рассказать детям 6-7 лет о войне иногда довольно сложно. Данная разработка представляет собой классный час о Великой Отечественной войне -  своего рода "урок мужества". Классный час требует опред...

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...