Cтатья "Ростки толерантности"
статья (1 класс) на тему
Статья "Ростки толерантности" ставит очень важную проблему- проблему поиска форм работы с детьми ограниченными возможностями здоровья и предлагает опыт работы по адаптации первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rostki_tolerantnosti.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростки толерантности.
Растить в себе человека можно,
только помогая другому быть человеком.
О.С.Газман
Первый год обучения довольно-таки сложный период для всех учащихся, вступивших на путь познания, тем более для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Казалось бы, в нашей коррекционной школе YII вида созданы все условия для эмоционального, интеллектуального, физического развития обучающихся: внедряются специальные образовательные стандарты и программы для создания комфортной инклюзивной среды, создаются индивидуальные учебные программы, позволяющие приспособить физическое окружение к потребностям нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. У первоклассника появляется новый круг общения, к услугам детей уютные класс и игровая, интерактивная доска почти в каждом кабинете, просторный спортзал.
Многие дети с увлечением посещают не один кружок дополнительного образования: ритмики, вышивания, ИЗО, музыки. С детьми систематически работают специалисты: психолог, дефектолог, логопеды. В группах продленного дня обучающиеся занимаются внеурочной деятельностью.
И все - же состояние тревоги, внутренний дискомфорт, страх продолжительное время не покидает новоиспеченного ученика. Подтверждение тому - данные тестирования специалистов: обучающемуся 1 класса чаще всего свойственны психоэмоциональная неустойчивость, внутренняя напряженность, перепады настроения.
Как снизить порог неуверенности ребенка? Кто поможет ему преодолеть сложившиеся стереотипы: в школе трудно, я один.
Вот тут-то и необходима особая, инклюзивная среда, которая чаще всего рождается в совместной деятельности ее субъектов: не только взрослых, но и детей. Ведь именно в детском возрасте формируются личностные качества, лежащие в основе толерантности: начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения, становится самоценным общение со сверстниками, появляется потребность в сотрудничестве с другими людьми, готовность к взаимопомощи и сочувствию.
Учащимся группы продленного дня 1 б класса повезло: с 1 сентября рядом с ними - вожатые, ученики 4 классов, посещающие дежурную группу продленного дня.
Первая экскурсия по школе, репетиции сказки «Теремок», подготовка к тихому часу, игры во время прогулок, перемен, входное тестирование по правилам дорожного движения – дела повседневного характера решаются быстрее, если рядом настоящий друг. Участие в проведении акций: «Безопасный переход», «Посадка и высадка из школьного автобуса»; совместная экскурсия в городскую пожарную часть, праздники «Посвящение в первоклассники», «Осенний калейдоскоп» - вот что не только сближает, но и рождает творческие идеи.
Кто- то нуждается в психологической помощи? У Муталибовой Пакизат, ученицы 4б класса, найдется тепла для своих питомцев, чтобы утешить, приласкать, подсказать.
Нужно навести порядок на рабочем месте? У Мирзоевой Азизы, ученица 4а класса, найдутся помощники, чтобы создать домашний уют и в классе, и в игровой.
Кому-то скучно? У Имановой Ламии, ученицы 4б класса, масса идей для творчества: можно сделать открытки, поделки, коллективное панно из ладошек, вырезать оригинальные снежинки. Результаты коллективной работы порадуют всех его участников: и организаторов, и исполнителей. Не случайно первоклассники уже приняли участие во многих конкурсах: стали победителями и лауреатами дистанционной всероссийской олимпиады «О безопасности знаю все», городского конкурса поделок на противопожарную тематику. А несколько ребят 1 б имеет не одну грамоту. Это Тимофеев Саша, Ткаченко Виктор, Лукина Юстина, Черкашин Максим (классный руководитель Сорокина Т.А.)
У кого- то проблемы с дисциплиной? У Имановой Самиры, ученицы 4б класса, – свои приемы работы с трудными детьми: доверительный разговор с обидчиком и жертвой очень скоро разрешит ситуацию. В качестве вожатого часто бывает в группе и Бердников Никита, ученик 4б класса. Он соберет вокруг себя самых задиристых мальчишек: поможет детям собрать конструктор, придумать новые условия известной уже игры, организует подвижные игры. Для него это ничего не стоит, ведь он их старший товарищ.
«Мы вас научим, мы вам поможем»,- именно с такими предложениями приходят наши вожатые в группу продленного дня, успевая при этом учиться ( все-таки выпускной класс). Будущие выпускники попутно изучают английский язык, для того чтобы инсценировать «Репку» на английском языке: постановка включает в себя не только содержание сказки, но и исполнение песен на иностранном языке, танцы.
Ну а 1 б класс, самых внимательных зрителей театрального представления, распирает от гордости: главные исполнители - их вожатые.
Особую благодарность хочется выразить воспитателю дежурной группы 4-х классов Яфаевой Л.Р., классным руководителям Слабышевой Л.А., Семухиной И.В. Много усилий прилагают педагоги для воспитания творческих, коммуникабельных и неравнодушных по отношению к ближнему личностей. Они понимают: чем раньше их дети приучатся к ответственности, тем больше терпимости к окружающим людям и доброты проявят в дальнейшем.
Не менее ценны эти встречи и для малышей: с первых шагов своей школьной жизни они переживают и осознают значение дружеского общения, взаимопомощи и взаимовыручки.
Да, адаптация первоклассников - процесс хотя и длительный, но и необходимый для формирования приоритетных ценностей ученика школы: его эмоционального благополучия, умения учиться, навыков сотрудничества. А успешность дальнейшего обучения, как показывает практика, будет напрямую зависеть от приобретенных навыков социального взаимодействия с педагогами, со сверстниками, взращенных в них ростков толерантности, благодаря простому человеческому общению- первоклассника с будущим выпускником начальной школы.
Хотелось бы, чтобы это стало доброй традицией нашего учреждения.
Тухтахулова Ф.Т.,воспитатель ГПД 1 б класса
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.
Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
. В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ...
Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему "О доброте и толерантности"
Урок милосердия и толерантности во 2 классе на тему: «О доброте и толерантности». Цели:Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, его происхождением, значением и актуальностью его фор...
16 ноября-День толерантности.Презентация ко дню толерантности.
Материал ко дню толерантности....
Статья «Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности»
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодаря усилиям ЮН...
Статья "Толерантность. Пути и средства воспитания толерантности"
В последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира, а 16 ноября объявлено Международным днём толерантности благодар...
Методическая разработка по формированию толерантности у младших школьников: игровой тренинг для младших школьников "Планета Толерантность"
В занятии дети учатся пониманию толерантности и интолерантности. Задача занятия - научить детей проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе б...