Методические разработки классного часа.
методическая разработка на тему
День космонавтики.
Мы дружбой едины.
Блокадный Ленинград.
День народного единства.
Конституция РФ.
Огонь наш друг, наш враг.
Помощь природе.
Правила дорожного движения.
Рождество-семейный праздник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_kosmonavtiki.pptx | 2.25 МБ |
klassnyy_chas_na_temu_my_druzhboy_edinoy_silny.docx | 18.97 КБ |
klassnyy_chas_na_temu.docx | 26.05 КБ |
klassnyy_chas_edinstvo.docx | 21.21 КБ |
ogon_nash_drug_nash_vrag.doc | 69.5 КБ |
pomoshch_prirode.doc | 58 КБ |
prav.dor_.dv_.doc | 58.5 КБ |
prezentatsiya.ppt | 559 КБ |
prezentatsiya.ppt | 552.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аптечка Приемный передатчик Парашют Кислородный баллон Вода Звездная карта небосклона Продукты
1. Кислородный баллон 2. Звёздная карта небосклона 3. Продукты 4. Вода 5. Аптечка 6. Приемный передатчик 7. Парашют
За этот полёт космонавт получил звание Героя Советского Союза.
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Мы дружбой единой сильны»
Цель: расширять представления учащихся о дружбе различных народностей в Казахстане, о единстве народа: воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Люблю моё отечество,
Пою моё Отечество -
Надежду человечества
И славу человечества.
Ведь ярче нет содружества
Его народов пламенных,
Как нет сильнее мужества
Рядов под этим знаменем.
Учитель: Порознь, поодиночке не одолеть того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто взялся за дело вместе, целый дом готов!
Соединяет людей дружба, и вместе они живут счастливо. Много есть примеров дружбы. А самый великий пример – дружба народов страны.
Если спросить у представителей разных национальностей, что для них самое главное, то каждый из них ответит – ДРУЖБА. И пускай это слово скажут на разных языках мира , всё равно оно имеет один важный смысл: что весь народ – это народ друзей! - Это единение народа!
Прослушайте стихотворение Р. Парве «Песня о дружбе»:
С волжских берегов, с далёкой Лены, с быстрой Ангары и невских вод Вам привет сердечный неизменно каждый русский из России шлёт.
Там где пальмы словно великаны, руки мы друзьям далёким жмём.… В пастухе седом из Казахстана мы родного брата узнаём.
Девушка Эстонии, с тобою говорит подруга с южных гор: Мы идём дорогою одною, пусть звучит сильнее слитный хор.
Так растёт под солнцем мирной жизни братская единая семья, И цветёт великая Отчизна – Родина счастливая моя!
- В этот знаменательный, звёздный день почтальон принёс нам письма и телеграмму с весточками из разных стран. Догадайтесь, из каких земель письма!
Телеграмма: Пять конвертов – пять вестей, пять листочков – пять гостей с разных мест родной земли вам сегодня принесли.
1 письмо: Пишет девочка одна… «Вижу море из окна. Здесь у нас что ни сад – всюду сладкий виноград! Мандарины тоже рвём…. Очень весело живём!» (Грузия)
2 письмо: А другая написала: «Здесь арыки и каналы, и урюк растёт в саду. Я сорву и в рот кладу. И ещё на поле хлопок – набери хоть сто коробок – с белой ватой в середине …. И большие очень дыни». (Узбекистан)
3 письмо: Третья пишет мне вот так: «В огороде вырос мак… Кавуна я захочу – можно сбегать на бахчу, А у нас кавуны вот такой толщины! Вот такой ширины! (Украина)
4 письмо: «Здесь у нас рябина есть - сколько хочешь можно съесть! Можно ягодки рябинные нанизать на нитки длинные; будут бусы хоть куда, можно в два и в три ряда» (Белоруссия).
5 письмо: «Наша ягодка морошка тоже сладкая немножко; А олени мох едят, если кушать захотят, нынче яблони и пчёл в тундре дедушка развёл. Лет должно быть через 6 будем яблоки мы есть!» (Северяне)
- Ребята, скажите, люди таких национальностей живут в Казахстане? – А почему? Чем славили свои страны дети? Можно сказать, что всё это есть в Казахстане? – Почему?
- Вот видите, ребята, благодаря союзу, дружбе народов и национальностей становится богаче страна, лучше развивается. Представители разных народов вносят свою лепту в развитие государства, в культуру. Дружбой народы сильны!
Всегда в учёбе и труде поможет дружба нам, ребята!
А нашей Родине везде – расти, цвести и жить богато!
Вы знаете ребята что дружить мы учимся с детства. Поэтому сейчас прочтём с вами стихотворение «Союз разноцветных галстуков» Л. Кондрашенко.
Учитель: Встало солнце на ноги, Все: На ноги. Учитель: Над землёю радуги, Все: Радуги. Учитель: По земле шагают дети в ряд, словно ленты радуги, галстуки горят. Это символ радостный дружбы всех ребят. Что для жизни нужно? Все: Солнце! Учитель: Что для братства нужно? Все: Дружба! Учитель: Что для дружбы нужно? Все: Сердце! Учитель: Что для сердца нужно? Все: Счастье! Учитель: Что для счастья нужно? Все: МИР!!! Учитель: Цель у нас прекрасная, Все: Прекрасная! Учитель: К ней дорога ясная, Все: Ясная. Учитель: Мы шагаем в ногу – казах и белорус, швед и аргентинец, русский и француз – разноцветных галстуков Солнечный союз! Радостные, смелые, Все: Смелые! Учитель: Всё для мира сделаем, Все: Сделаем. Учитель: Всю планету нашу будем украшать, мирными делами счастье добывать. Все: И дружить клянёмся мы, и не воевать!
Учитель: О дружбе много пословиц придумал народ.
На доске: «Без друга на сердце вьюга», «Дружба и братство сильнее богатства», «Дружба крепка не лестью, а правдой и честью», «Нет друга – ищи, а нашёл – так береги!», «Новых друзей наживай, а старых – не теряй», «Жить – дружбой дорожить!».
- Какая из них вам больше нравится? - Почему?
Учитель: В подарок я вам приготовила песню «Все дети на планете» слова С. Богомазова, музыка Д. Львова-Компанейца.
Все исполняют песню.
средняя школа № 2 имени М. Горького
Предварительный просмотр:
Классный час на тему "Блокадный Ленинград" в 4-м классе
Обучающие:
- формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
- создавать ситуацию для самовыражения ребенка;
Воспитывающие:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;
- продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
- воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
Оборудование:
- выставка книг о Великой Отечественной войне,
- видеоматериалы,
- аудиозаписи песен "Священная война", "Седьмая симфонии" Д. Шостаковича,
- кадры кинохроники,
- метроном,
- портрет Т. Савичевой.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! На уроках истории мы с вами изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте, выразим наши чувства, соберем "Корзину чувств". Перед вами на столах лежат листочки бумаги, возьмите в руки ручки и напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Заполните корзину. (дети прикрепляют в корзину слова и читают их).
Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".
Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград".
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России.
Как вы думаете почему? Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбежки, артобстрел - все это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!
Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Звучит запись песни "Священная война"
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.
Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."
"Будет мир. Вам не снится мир?"
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь.
Умирали - и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
(Е. Рывина "Ночь".)
Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок как мог...
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
Стук метронома. Пауза.
Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. По Ленинградскому радио транслировали равномерный, четкий, как приказ, стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. У всех закопченные лица; электричества не было, в квартирах горели коптилки - баночки с горючей жидкостью, в которые вставлялся маленький фитилек. И у учительницы скапливалась в морщинах черная копоть. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. (Дистрофия - тяжелая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постепенно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, остановившимся взглядом.)
А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Ю.Воронов.)
Стук метронома. Пауза.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой на доске.)Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей. (Выходят девочки. В руках у каждой из них лист ватмана с увеличенной копией странички из Таниной записной книжки, хранящейся в Музее истории Санкт-Петербурга. Они по очереди читают записи Тани) "Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.". "Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г." "Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г." "дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.". "дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.". "Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.". "Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Все семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечет.
Иона,
Буквально
По два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы
Умерли. И снова:
Умерли,
И добавляет
Все.
За окном -
Весеннее дыханье,
А она
Сиротски
Занесла
В свой дневник:
"Осталась одна Таня",
Даже не поставила числа.
Потом вытащила из сундука картонную коробку, открыла ее. В ней лежали дорогие памятные вещи. Сюда же Таня положила свой дневник, несколько фотографий и писем.
Она уходила из дома, где прошло ее детство, уходила навсегда. Через несколько дней ее определили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в ее честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.
В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Однажды на завод "Полиграфмаш", где изготовляли тогда пулеметы, пришел известный художник А. Ф. Пахомов - автор серии рисунков "Ленинград в дни блокады" Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего. К удивлению художника, его подвели к станку, у которого стоял на подставке... мальчишка. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет три нормы в день, работая по 15 часов. В знак глубокого уважения товарищи по работе называют его по имени- отчеству Василь Васильевич.
Посмотрите, ребята, кадры кинохроники, в которых вы увидите блокадный Ленинград. (Кинохроника). Стук метронома. Пауза.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".
О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.
По безлюдным проспектам
Оглушительно звонко
Громыхала на дьявольской смеси трехтонка.
Леденистый брезент покрывал ее кузов -
Драгоценные тонны замечательных грузов.
Молчаливый водитель, примерзший к баранке,
Вез на фронт концентраты, хлеба вез он буханки,
Вез он сало и масло, вез консервы и водку.
И махорку он вез, проклиная погодку.
Рядом с ним лейтенант прятал нос в рукавицу.
Был он худ. Был похож на голодную птицу.
И казалось ему, что водителя нету,
Что забрел грузовик на другую планету.
Вдруг навстречу лучам -
Синим, трепетным фарам-
Дом из мрака шагнул, покорежен пожаром.
А сквозь эти лучи снег летел, как сквозь сито,
Снег летел как мука - Плавно, медленно сыто...
- Стоп! - сказал лейтенант.
- Погодите, водитель.
Я, - сказал лейтенант, -здешний все-таки житель.
- И шофер осадил перед домом машину,
И пронзительный ветер ворвался в кабину.
И вбежал лейтенант по знакомым ступеням.
И вошел. И сынишка прижался к коленям.
Воробьиные ребрышки.... Бледные губки...
Старичок семилетний в потрепанной шубке....
- Как живешь, мальчуган?
Отвечай без обмана!...
И достал лейтенант свой паек из кармана.
Хлеба черствый кусок дал он сыну:
- Пожуй- ка, - и шагнул он туда, где дымила "буржуйка".
Там - поверх одеяла распухшие руки,
Там жену он увидел после долгой разлуки.
Там, боясь разрыдаться, взял за бедные плечи
И в глаза заглянул, что мерцали, как свечи.
Но не знал лейтенант семилетнего сына.
Был мальчишка в отца - настоящий мужчина!
И, когда замигал догоревший огарок,
Маме в руку вложил он отцовский подарок.
А когда лейтенант вновь садился в трехтонку:
- Приезжай!- закричал ему мальчик вдогонку.
И опять сквозь лучи снег летел, как сквозь сито,
Он летел, как мука - плавно, медленно, сыто...
Грузовик отмахал уже многие версты.
Освещали ракеты неба черного купол.
Тот же самый кусок - ненадкушенный, Черствый -
Лейтенант в том же самом кармане нащупал.
Потому что жена не могла быть иною
И кусок этот снова ему положила.
Потому что была настоящей женою.
Потому что ждала. Потому что любила.
Грузовик по местам проносился горбатым,
И внимал лейтенант орудийным раскатам,
И ворчал, что глаза снегом застит слепящим,
Потому что солдатом он был настоящим.
(В. Лифшиц "Баллада о черством куске")
Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта и моряков Балтийского флота, отстоявших город на Неве, а также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".
Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды! Среди них был и четырнадцатилетний Юра Воронов, в будущем известный журналист и поэт. В его книге Блокада" есть такие стихи:
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?..
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом -
Паспорта.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! Воинов - ленинградцев и волховчан - разделяло 15 километров болотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. Над болотистой местностью возвышались песчаные холмы с установленными на них артиллерийскими батареями. Вокруг холмов фашисты врыли в землю танки. За валами из деревьев и земли засели автоматчики. Политые водой валы стали ледяными. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепления противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала и у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землей. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волковского фронтов при активной поддержке Балтийского Флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди...
В. Рождественский
Мне кажется: Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые, только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мертвые молчат.
Мы их не слышим, Мы не видим их,
Но мертвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, Будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?
Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! Звучит финал Седьмой симфонии" д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.
- Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду.
- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?
Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего урока?
Предварительный просмотр:
Методическая разработка классного часа
«4 ноября – день народного единства»
Цель:
- Создание у обучающихся представления о значимости Дня народного единства для истории нашего государства.
- Подведение обучающихся к выводу о том, что день народного единства призван осуществить связь времён, увидеть историю Родины как единое целое.
- Максимальное использование материала классного часа для привития уважения к историческому прошлому своей Родины и ко всем, кто стремился к благу России.
План проведения.
- Главный государственный праздник советского времени.
- Праздник обновлённой России.
- 4 ноября в церковном календаре.
- 4 ноября в политической истории России.
Краткая историческая справка. С 2005 года Россия отмечает новый праздник - День народного единства. 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трёх чтениях поправки в федеральный закон « О днях воинской славы ». На основе данного закона 4 ноября считается Днем народного единства. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай- город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
- Главный государственный праздник советского времени.
Государственные праздники посвящаются особым событиям в истории государства. Как правило, в эти дни совершаются особые церемонии, проводятся торжественные мероприятия, украшаются улицы городов и сёл. Праздники носят политический характер. Но самое главное заключается в том, что государственные праздники являются символом единства народа.
В советский период нашей истории главным государственным праздником был день Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября). Однако события, приведшие в девяностые годы двадцатого века к изменению политического устройства страны, сделали невозможным однозначную трактовку этого праздника. Это, безусловно, важное для значительной части российских граждан событие отечественной истории, утратило характер праздника.
Государство сделало попытку придать празднику иной характер: с 1996 г. день 7 ноября был назван Днём согласия и примирения, но, спустя почти 80 лет, когда основные участники тех событий ушли из жизни, возникает вопрос: имеем ли мы право примирять белых и красных, большевиков и их политических противников? Время для таких решений упущено. Поправлять историю потомки не имеют ни права, ни возможностей. Да, 7 ноября перестал быть праздником.
- Праздник обновлённой России.
Однако в истории нашей страны было немало событий трагических, когда в междоусобицах сражались друг против друга представители одного народа. Это мятежи, народные восстания, дворцовые перевороты, гражданские войны. Это трагическая реальность нашей истории, к которой можно добавить и межнациональные конфликты.
Люди должны задуматься над тем, что разрешать сложные противоречия оружием – ужасно! Поэтому поиск согласия и примирения должен стать частью национальной жизни российского народа. Сама постановка вопроса о введении праздника, затрагивающая идею единения народа российского, заслуживает одобрения. История народов знает такие дни, когда люди складывали оружие и предавались мирным делам: это Олимпийские игры в древней Греции, Православная Церковь накануне Великого поста установила день примирения – Прощёное воскресение. Но этот день является частью религиозной жизни только православных верующих нашей страны. Новый праздник должен носить политический характер, учитывать многонациональный характер России.
29 декабря 2004 года Государственная Дума объявила 4 ноября Днём народного единства. Это название не отрицает согласие и примирение соотечественников, но оно шире и более универсально.
Нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и повелел собрать ''казну'' на военные нужды и ''очищать'' Московское государство. Минин понял, что сам Господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам пожертвовать всем ради освобождения земли Русской. Городской совет внял призыву и начал собирать средства. Командовать ополчением вызвался князь Дмитрий Пожарский.
3) 4 ноября в церковном календаре.
В 1612 году 22 октября (4 ноября по новому стилю) произошло избавление Москвы от поляков. В это тяжёлое время копия (список) иконы Казанской Божией Матери находилась у руководителя ополчения князя Д.М. Пожарского. Верующий народ связывал освобождение столицы от врага с молитвами перед этим чудотворным образом. В тот же год царь Михаил Фёдорович учредил два праздника в Москве Казанской иконе. Один - 8 (21) июля – день обретения иконы. Другой - 22 октября (4 ноября) - день очищения Москвы от польских интервентов. Первоначально это были городские праздники в Москве и в Казани. В эти праздничные дни в столице совершался крестный ход из Успенского собора Кремля.
21 октября 1649 года во время всенощной на праздник Казанской иконы царь Алексей Михайлович получил известие о рождении сына Дмитрия. Обрадованный царь установил праздновать 22 октября как праздник всей России. В календаре Русской Православной Церкви до сих пор этот день отмечается как празднование иконы Казанской Божией Матери.
4) 4 ноября в политической истории России.
Чтобы разобраться в этом, надо понять другое значение этого дня в историческом процессе. Конец XVI и начало XVII вв. вошли в русскую историю как смутное время.
(интерактивная историческая справка)
Столкновение политических партий, ослабление государства, гражданская война, интервенция поляков и шведов. Даже у вождей народного ополчения не было полного единства в борьбе с интервентами. В это тяжёлое для страны время необходимо было преодолеть раздоры. Из Троицкого монастыря исходили призывы, воодушевлявшие войска. Авраамий Палицын примирял вождей ополчения, улаживая их конфликты. Победа 22 октября (4 ноября) в известной мере стала возможна как результат преодоления раздоров. Освобождение столицы дало мощный толчок как в борьбе с захватчиками, так и окончательного преодоления смуты в стране.
Сохранился документ, свидетельствующий о поддержке народами Поволжья освободительной борьбы с интервентами. В тяжёлое для Москвы и всей России время Казанский митрополит обращается к народам Поволжья с просьбой о помощи. И они – мусульмане и язычники - отвечают на призыв православного владыки и приходят на помощь русским ополченцам.
«Митрополит, мы и всякие люди Казанского государства согласились с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими, с горными и луговыми татарами и луговою черемисою на том, что нам быть всем в совете и соединении, за Московское и Казанское государство стоять».
Преодоление смуты конца XVI – начала XVII в.в. было нелёгким процессом. Реальным показателем преодоления этого зла было постепенное, но твёрдое усиление единства народа, выразившееся в избрании Земским собором новой династии, возрождением хозяйственной жизни, подъёмом культуры. Россиянами стали осознавать себя не только русские люди. Свидетельством тому является факт, что «в утверждённой Земским собором 1613 г. грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Фёдоровича Романова стояли подписи семи татарских мурз, от имени мусульман России высказавшихся за возрождение единого Российского государства».
В этом сложном и небыстром процессе 4 ноября 1612 года занимает особое место. Освобождение столицы - очень важный символ в борьбе за народное единство, за освобождение страны от иноземцев, в формировании национального самосознания народа: чувства единства, осознания своего права на свободу и независимость, любовь к Родине.
Сегодня наша страна переживает период тяжелых испытаний. Необъявленной террористической войне в России может противостоять только сильное, единое в своих устремлениях государство. Наша история богата славными датами, среди которых победа народного ополчения во главе с гражданином Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским стала не только ратным подвигом во имя свободы, но и его будущей мощи и величия. Праздник 4 ноября проникнут идеей согласия и устремленности к единству, которая способна и в наше время сплотить россиян.
Предварительный просмотр:
Классный час по теме:
«Огонь – наш друг,
наш враг».
Цель:
- Закрепить навыки безопасного поведения при пожаре дома, в школе.
- Довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем.
Воспитательные цели:
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование:
- Мультимедиа, карточки со словами.
Понятийный материал:
- Экологическая катастрофа.
Ход занятия
- Организационный момент.
У: Сегодня мы с вами поговорим об очень важной проблеме.
О какой, давайте мы попробуем отгадать.
Слайд 1
Загадка: Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.
Д: Огонь.
У: Правильно. Мы сегодня будем говорить об огне. (на доске открывается слово «Огонь»). Слайд 2
Я, предлагаю сейчас вам отправится в прошлое и посмотреть, откуда появился огонь. (на слайде изображение добычи огня в древние времена. Учитель рассказывает детям о том, как человек учился добывать огонь).
Слайд 3-4
Огонь в жизни человека (беседа учителя с классом по картинкам).
У: Выводы:
- Скажите, а нужен ли человеку огонь? Для чего? (Ответы детей)
- Кем в нашей жизни является огонь, если он помогает нам, приходит на помощь? (другом, помощником).
Учитель открывает на доске слово «Наш друг».
Слайд 5-7
У: Давайте посмотрим, каким важным остаётся огонь для нас и в наше время.
(Проводится работа с текстом и картинками на слайдах).
У: Скажите, ребята, а какой огонь на земле самый главный? Без него невозможна жизнь на земле.
Слайд 8-10
Загадка (на слайде): Вот это да! Вот это чудо!
Огонь берется ниоткуда!
Он помогает людям жить!
Д: Солнце.
(Работа со слайдами. Чтение текста).
Слайд 11
У: Ну всегда ли огонь бывает таким добрым? Что произойдет, если с ним обращаться неосторожно? Будет ли он тогда для нас другом?
Д: Нет. Он станет врагом.
Учитель открывает на доске слово «Наш враг».
Слайд 12
У: Тема нашего занятия открыта полностью. (На доске тема: «Огонь наш друг, наш враг») И мы продолжим с вами разговор о том, какую опасность несет в себе огонь-враг. Какие правила обращения с огнем нужно знать, чтобы не случилась беда.
Слайд 13
У: Огонь не любит, когда с ним обращаются небрежно, неаккуратно. (работа по слайду. Чтение текста.)
Слайд 14
У: Что может стать причиной пожара в природе?
Д: Спичка, костер, сигарета.
У: Верно, всего лишь небрежно брошенная сигарета, или незатушенный костер может стать причиной пожара. Вспомним какие правила нужно соблюдать в природе. (ответы детей).
У: Скажите, ребята, какое чувство вызывает у вас слово пожар?
Д: Тревогу, опасность.
У: Действительно. Пожар-это опасность для здоровья и жизни человека.
Слайд 15
От крохотного пламени может сгореть целый дом, а то и улица.
Слайд 16
(Работа по слайду. Чтение текста. Беседа с учащимися).
У: Ребята, огонь наносит непоправимый ущерб всему окружающему. Очень часто мы это называем экологической катастрофой.
(На доске вывешивается словарь) Экологическая катастрофа – разрушение всего живого, уничтожение животного и растительного мира.
Но самое страшное на пожаре гибнут люди, а среди них и дети.
Слайд 17
(Проводится работа по тексту на слайде).
У: Послушайте заметку из сельской газеты о пожарах, которые произошли в течение трех месяцев в нашем районе. (Чтение заметки)
Видите, ребята, совсем рядом с нами случаются пожары и причины их: неосторожное обращение с огнем.
Слайд 18
Загадки по теме.
У: Отгадайте, о каком предмете идет речь.
- В деревянном домике
Проживают гномики
Уж такие добряки – раздают всем огоньки. (спички)
- Идет пароход –
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (утюг)
- Стоит столб,
Горит свет,
А углей нет. (свеча)
- Шкаф большой
Дверцы маленькие,
Кладут белое,
Вынимают черное. (печь)
У: Ребята, скажите, когда эти предметы не помогают человеку, а несут ему беду, могут стать причиной пожара в доме.
Д: Если неправильно, неосторожно обращаться с ними.
У: Подскажите мне правила пользования этими вещами. (ответы детей).
Молодцы. Давайте поможем героям следующих картинок избежать беды.
Слайд 19
- Дети называют правило: «Играть со спичками нельзя.»
Слайд 20
- Дети называют правило: «Сушить вещи на обогревательных приборах нельзя».
Слайд 21
- «Правило выключения электроприборов».
Слайд 22
- «Правило пользования газовой плитой».
Слайд 23
- «Правила пользования печью».
Слайд 24
- «Правила поведения на новогодней елке».
Слайд 25
- Правило «Огонь - опасная игра».
У: Ребята, а если вдруг вы заметили огонь в школе? Ваши действия?
Д: Сказать взрослым. Срочно покинуть помещение.
Слайд 26
У: А если случился пожар дома?
Д: Покинуть помещение, позвать на помощь, позвонить пожарным.
У: А по какому номеру нужно звонить в пожарную часть? (Ответы детей. Чтение текста на слайде).
У: Что нужно сказать, набрав номер?
Д: Пожар и адрес.
Слайд 27
У: Как называется профессия человека, который поможет усмирить разбушевавшийся огонь.
Д: Пожарный.
У: Давайте посмотрим, что же это за профессия такая?
Слайд 28-44
(Просмотр слайдов и беседа по ним).
У: А какие вы знаете профессии связанные с огнем? (ответы детей)
Игра «Угадай профессию».
Слайд 45-50
(Дети по картинкам называют профессию человека).
- Минутка отдыха.
Слайд 51-53
Учитель начинает строчку стихотворения, а дети должны продолжить её.
(Стихотворение о правилах обращения с огнем.)
У: Я прочитаю вам рассказ о мальчике. Внимательно послушайте.
Слайд 54
Дима вернулся из школы домой. Мамы ещё не было. Он решил разжечь печь сам. Но дрова не загорелись. «Сырые, наверное. Не горят. Сейчас я их бензинчиком.». Дима сбегал в сарай и принес в банке бензин. Плеснул на дрова. Затем поднес спичку. «Ой, ой. Взорвалось! Пожар.». Дима в ужасе стал бегать по комнате, а затем с испугу спрятался под стол.
У: Назовите ошибки, которые допустил Дима.
Д:
- Взял спички;
- Разжигал печку сам;
- Использовал бензин;
- Не позвал на помощь;
- Не позвонил 01;
- Не покинул помещение.
У: Давайте с вами подведем итог занятия. О чем мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали? (ответы детей)
Слайд 55
У: Повторим правила поведения при возникновении пожара.
- Попытаться потушить, если возможно;
- Позвать на помощь;
- Позвонить 01;
- Немедленно покинуть помещение;
- Если дым, прикрыть нос, рот влажной тряпкой.
А в заключение я предлагаю вам просмотреть фильм. Скоро вы все отправитесь на каникулы и, чтобы с вами дома не случилась беда, внимательно смотрите и запоминайте к чему могут привести детские шалости. (просмотр фильма)
У: Я хочу, чтобы все ваши поступки были правильными, а вы всегда были веселыми и здоровыми.
Предварительный просмотр:
Лекция-беседа для учащихся начальной школы
“Как я лично могу помочь природе”
Здравствуйте, ребята, сегодня мы хотим рассказать вам о том, что такое экология, об экологических проблемах, о том, как эти проблемы можно решать, и о том, как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем.
Итак, вы, наверное, слышали слово “экология”. Как вы думаете, что такое экология? (Дети отвечают)
Все, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья, цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа. Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом, дружно. Так, деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев находят и поедают жучков-червячков. Животные тоже не могут жить без воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев, которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе зависят друг от друга. Так вот, ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем, водой, воздухом.
А еще экология изучает, как человек влияет на природу.
А как человек может влиять на природу? Он может влиять хорошо, т.е. помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить, уничтожать ее. Приведите примеры, как человек помогает природе. (Дети отвечают). Правильно, человек сажает деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц. А как человек может вредить природе? (Дети отвечают). Да, конечно, человек может вырубать деревья, уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами, выхлопными газами автомобилей.
Вот именно поэтому возникают экологические проблемы.
Человек рубит деревья: погибают сами деревья, погибают птицы и насекомые, белки, которые жили на деревьях, высыхают ручейки, которые текли у подножия деревьев, умирают рыбки, которые жили в этих ручейках. Таким образом возникает экологическая проблема: как сохранить леса и их обитателей?
Человек обогревает дома: сжигает уголь, дрова, идет дым, дымят фабричные и заводские трубы, выбрасывают газы выхлопные трубы автомобилей. Некоторые из этих газов очень ядовиты. От них погибают деревья, болеют животные и люди. Возникает другая экологическая проблема: как сохранить воздух чистым?
Мы, люди, загрязняем и уничтожаем природу, и почти каждый школьник, зная или не зная того, тоже загрязняет природу.
Как же мы загрязняем природу?
Наверняка, кто-то из вас выкидывал полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты. Можно ли это делать? Конечно, нельзя. А почему? Во-первых, это просто некрасиво, а во-вторых, это губит природу.
ОПЫТ №1
Вы видите огонек. Он живой, он танцует, пляшет, дышит воздухом. А теперь этот живой огонек закроем пластиковым пакетом или бутылкой. Что случилось с огоньком? Он умер. Ему не хватило воздуха для дыхания. Точно так же от нехватки воздуха могут погибнуть травинки, цветочки, насекомые. Вы знаете, что летом в нашем поселке люди делают теплицы и парники, накрывая каркасы полиэтиленовыми пленками. В парниках тепло, и растения растут быстро. Каждое утро хозяйки открывают двери теплиц и снимают с парников пленку. Если же хозяйка забудет это сделать, то растения в парниках и теплицах погибнут от нехватки воздуха и чрезмерной жары. Также гибнет все живое под разбросанными пакетами и бутылками.
Вы, наверное, замечали на лужах масляные пятна. Откуда они? Часто люди проливают в лужи, канавы бензин, керосин, техническое масло. А бывает, что бензин, керосин, техническое масло, нефть попадают в воды рек, морей и океанов. Чем же вредны эти радужные масляные пятна?
ОПЫТ № 2
В нашей банке плавает рыбка. Она дышит воздухом, который растворен в воде. Но вот мы налили в банку слой бензина. Что же произошло с нашей рыбкой? Она еще немножко поплавала и умерла. Почему? Дело в том, что бензин, керосин или нефть не пропускают воздух, и рыбке стало нечем дышать, она задохнулась. Кроме того, вода со слоем бензина может даже гореть. Обычная, чистая вода горит? Нет. А такая вода горит. Вот именно поэтому нельзя разливать бензин, керосин, масло и нефть, ведь живущие в лужах червячки, живущие в канавах лягушки могут погибнуть. А знаете ли вы, что в канавах иногда живут рыбы, например, туда могут заплывать щуки. Они тоже могут задохнуться от нехватки воздуха.
Скажите, вы любите конфеты, а шоколад, а жевачки? А куда вы выбрасываете фантики? А лимонад из баночек вы пили? А куда вы дели баночку? Многие школьники выбрасывают фантики, бутылки, баночки прямо на улицу, в кусты, в канавы, под деревья. Некоторые думают, что деревья тоже мусорят, ведь они тоже сбрасывают свои листочки на землю, поэтому, думают они, и человеку можно мусорить. Правы ли эти ребята? Нет, эти ребята ошибаются. Так делать нельзя. Осенью в листве фантики и бутылки-баночки незаметны, зато весной… Вспомните, какая грязь бывает весной на улице. Листья от деревьев сгнивают, бумага слегка желтеет, а вот с баночками и бутылочками ничего не происходит.
ОПЫТ №3
Возьмем сухой листик, попробуем его раскрошить, получается легкая, незаметная пыль, которую тут же разнесет ветер. А теперь попробуем раскрошить листок бумаги. Он только помялся, но не превратился в пыль. А с баночкой и бутылочкой вообще ничего не стало. Теперь попробуем намочить листок дерева, бумагу и баночку. Что получается? Листок намок и легко рвется, листок туалетной бумаги тоже легко порвать, а вот обычная бумага не рвется так легко. Пленка же и баночка только намокли, и порвать их или сломать мы не сможем.
Вот так же и в природе — только листочки и туалетная бумага быстро сгниют и исчезнут, а для того, чтобы сгнила и исчезла бумага, полиэтиленовая пленка или бутылка понадобятся годы. Так, бумага разлагается за 3 — 4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6 — 10 лет, полиэтиленовая пленка разложится через 60 — 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 2 года сгниет бумага. Когда вы окончите школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие и долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.
ОПЫТ №4
О битое стекло можно порезаться — вот так, кому же это приятно? (Показывается химический эксперимент: ионы железа (111) взаимодействуют с роданид-ионами). Мы смазываем руку дезинфицирующим раствором (хлорид железа (111)) и затем разрезаем ее ножом (нож смазан роданидом калия). |
ОПЫТ №5
Давайте возьмем полиэтиленовый пакет и попробуем сжечь его кусочек. А над дымом от этого костра подержим белую тряпочку. Посмотрите на тряпочку. Она закоптилась. А какой неприятный запах! Это значит, что при горении выделяются вредные вещества. Эта копоть и сажа оседают на деревьях, затрудняя дыхание зеленым листочкам, попадая в легкие животных и людей, приводя к тяжелым отравлениям и заболеваниям.
Что же все-таки делать с мусором?
Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке.
Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Также пищевые отходы можно и нужно отдавать козочкам, коровам, поросятам. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. От этого можно получить двойную пользу. При брожении пищевых отходов образуется газ – метан. Его можно использовать в обыкновенной газовой плите для приготовления пищи. А остатки (перегной) являются прекрасным удобрением для полей.
Бумагу необходимо собирать и сдавать в макулатуру. Зачем? Опять-таки двойная польза. Вам — деньги за макулатуру. А самое важное, что из макулатуры на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Из одного дерева делают 15 учебников. Сдав в макулатуру 5 кг бумаги, вы спасете дерево! Бутылки нужно сдавать в пункты приема стеклотары. Вы получите за это деньги, а рабочие отвезут бутылки на завод, вымоют и снова будут продавать в них лимонад.
Металлические банки сдают в металлолом и из них выплавляют новый металл.
Но если все-таки у вас остался какой-либо мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его обработают, закопают и он уже не нанесет огромного вреда природе. Ученые работают над созданием систем переработки и вторичного использования мусора. Простые люди им помогают. Например, в Кировском районе города Санкт-Петербурга проводится эксперимент. Во дворах, в специально отведенных местах стоят не мусорные контейнеры, а разноцветные бачки. Для каждого вида мусора стоит бачок определенного цвета. Желтый — для пищевых отходов, зеленый — для битого стекла и т.д. Такие бачки везут не на помойки, а на перерабатывающие заводы.
Давайте повторим, что делают с отходами? Куда везут желтые бачки с пищевыми отходами? На фермы и перерабатывающие комбинаты. А зеленые с битым стеклом? На стеклоплавильные фабрики. А синие с металлоломом? На сталелитейные заводы. А красные с полиэтиленовыми пакетами? На нефтеперерабатывающие комбинаты. А коричневые бачки с бумагой отвозят на бумажные фабрики, например, в Антропшино. Именно туда школьный грузовик отвозит макулатуру. И, как знать, может быть, тетрадка, что у вас в руках, сделана из пачки старых газет.
Таким образом, выбрасывая мусор, мы совершаем две огромные ошибки. Мы наносим вред здоровью, природе и ее красоте. Мы теряем все больше и больше ресурсов, а они на земле не безграничны.
Так давайте же беречь природу!
И пусть каждый начнет именно с себя!
Предварительный просмотр:
Классный час
"Правила дорожного движения помни всегда,
чтоб не случилась с тобою беда!"
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Способствовать развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности, создание атмосферы взаимовыручки.
Задачи:
• Образовательные:
активизация интереса к предмету через игровую деятельность;
формирование умений применять полученные знания в нестандартной ситуации;
формирование умений выбирать рациональные способы выполнения работы;
закрепление правил дорожного движения;
формирование умений коллективной работы.
• Воспитательные:
воспитать систему взглядов на окружающий мир;
воспитать способность следовать нормам поведения;
воспитать нормы социального поведения детей;
воспитать уважительное отношение к предмету.
• Развивающие:
развитие речи, мышления, памяти;
развитие сенсорной и эмоционально-волевой сфер личности;
развитие навыков определения опасных дорожных зон и ситуаций;
развитие умственной деятельности, способности наблюдать, делать выводы, проверять результаты.
Ход мероприятия
1.Организационный момент.
Разминка.
Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Слово учителя.
В нашей стране множество дорог. В любое время года и в любую погоду по ним мчат автомобили, автобусы. Трамваи, троллейбусы, несутся мотоциклы, катят велосипедисты, идут пешеходы.
Ещё с давних времён люди мечтали о скоростях. У многих сбылись мечты. Машин становятся всё больше и больше. Но автомобиль наградил человека не только удобствами – он может стать причиной несчастий.
Растёт поток машин, на улицах становятся небезопасно. Но опасность подстерегает только тех, кто не знает правил движения, не умеет правильно вести себя на улице, не соблюдает дисциплины.
А для тех, кто хорошо изучил правила уличного движения, кто вежлив и внимателен, улица совсем не страшна.
Правила движения – законы улиц и дорог. Их обязан знать и выполнять каждый. Каждому из нас приходится переходить улицу или дорогу. Мы пользуемся общественным транспортом, некоторые из вас являются водителями велосипедов – всё это делает нас участниками дорожного движения. Каждый должен знать правила и соблюдать их. Поэтому мы сегодня закрепим наши знания в целях профилактики детского – дорожного травматизма, именно в начале учебного года.
2. « ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ…» (из истории дорожного движения)- «В старину улицы в городах и загородные дороги были едиными и для тех, кто ехал, и для тех, кто шёл пешком. Это приводило к неразберихе, а нередко и к несчастным случаям. Несмотря на различные строгости, вплоть до царских указов, чтобы едущие соблюдали осторожность и не давили лошадьми идущих пешком, количество несчастных случаев не уменьшалось. Только тогда стали строить в городах специальные дорожки, которые назвали французским словом – тротуар, что в переводе означает «дорога для пешеходов». А чтобы на тротуар не заезжали экипажи или сани, его приподняли над проезжей частью.»
« Уже позже, с появлением большого количества автомашин, для наведения порядка движения по проезжей части дороги люди стали делать на ней дорожную разметку. Зная её обозначения, водитель или пешеход могут правильно ориентироваться в дорожной обстановке и не попасть в беду.»
3 ученик. « У любого перекрёстка
Нас встречает светофор
И заводит очень быстро
С пешеходом разговор:
Свет зелёный – проходи!
Жёлтый – лучше подожди!
Если свет зажегся красный-
Значит,
Двигаться опасно!
Стой!
Пускай пройдет трамвай.
Наберись и уважай
Правила движения. ( Я. Пишумов)
Всем нам известен светофор. А знаете ли вы, как он появился?
…Своё происхождение светофоры ведут от семафоров, которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен в Лондоне. С помощью лебедки поднималась стрела с зелёным или красным диском. Чтобы не было столкновений, люди придумали промежуточный желтый свет. А в нашей стране светофор был установлен в 1929 году в Москве. Первыми светофорами управлял регулировщик.»
Учитель: Не заметить и не понять сигналы светофора просто невозможно.
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Наши верные цвета…(красный, жёлтый, зелёный)
1) «Тест»
1. Кто из сказочных героев правильно перешел бы улицу?
Мальвина
Буратино
Незнайка
Винни - Пух
2. На какой дороге машина лучше тормозит?
На мокрой
На обледенелой
С ямками
На сухой
3. Когда загорелся зеленый свет светофора, что ты будешь делать?
Посмотришь, нет ли поблизости быстроидущего транспорта
Пропустишь всех старушек и даму с собачкой
Побежишь со всех ног
Останешься стоять на месте
4. С какого возраста можно ездить на велосипеде по проезжей части?
С самого рождения
С 14 лет
Когда получишь права
Когда выйдешь на пенсию
5. Как правильно перейти дорогу, выйдя из автобуса?
Обойти автобус спереди
Обойти автобус сзади
Перепрыгнуть
Пролезть под автобусом
2) «Дорожные знаки»
1. На дороге дружно в ряд
Полоски белые лежат
Для тебя есть, крошка… (пешеходная дорожка)
2. Я хочу спросить про знак
Нарисован он вот так:
В треугольнике , ребята
Со всех ног бегут куда-то. («Осторожно, дети!)
3. Шли из школы мы домой
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри- велосипед,
Ничего другого нет. (Велосипедистам проезд запрещен)
4.Этот мостик над дорогой
Служит нам большой подмогой
Через улицу ведет
Нас … (надземный переход)
5. В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что-то роет ,строит что-то,
Здесь … ( дорожные работы).
3) «Дорисуй дорожный знак»
1. (перекресток со светофором )
2. (пункт первой медицинской помощи)
3. (движение без остановки запрещено)
4. (въезд запрещен)
5. (остановка запрещена)
4. Игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
5. ВИКТОРИНА. «Знание правил дорожного движения».
а) В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз? (красный, желтый, зелёный)
б) Что обозначает красный свет светофора? (стоп)
в) Что обозначает желтый свет светофора? ( внимание)
г) Что обозначает зелёный свет светофора? (иди)
д) Человек , совершающий пешком движение по улице.(пешеход)
е) Проезжая часть дороги с твердым покрытием.(шоссе)
ё) С какого возраста дети могут ездить на велосипеде по шоссе? (с 14 лет)
ж) Номер телефона скорой помощи.(03)
з) Обозначенное место для перехода проезжей части улицы.(переход)
и) Определите, что это за знак, что он значит? В каких случаях ставится?(показать учащимся знаки «Въезд запрещен», «Движение на велосипедах запрещено», « Скользкая дорога», « Велосипедная дорожка», «Пункт питания», « Больница».)
6. Автомульти
Вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.
На чём ехал Емеля к царю во дворец?
(На печке)
Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда?
(Велосипед)
Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?
(Вареньем)
Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину?
(Велосипед)
Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки?
(В карету)
На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре – самолёте)
Личный транспорт Бабы – Яги?
(Ступа)
На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?
(Поезд)
На чём летал Барон Мюнхгаузен?
(На ядре)
На чём катался Кай? (На санках)
Учитель:
Верю, что настанет день,
Когда любой прохожий
Будет показывать детям
Только пример хороший!!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рождество Христово – один из самых красивых и торжественных христианских праздников. В этот день повсюду стоят украшенные ели, символизируя евангельское древо, горят свечи. Во многих странах в рождественские ночи дети выходят на улицы с пением песен-колядок. Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17-го января).
Первая настоящая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году… Первоначально на открытках чаще всего изображались Иисус Христос в яслях или летящий ангел со звездой в руках. Затем в оформлении стали использоваться мотивы старых традиционных для Британии рождественских обычаев: малиновка, ветки вечной зелени, веточка вереска, перевитая лентами. Чуть более 100 лет назад в России появились свои почтовые иллюстрированные карточки. В их создании участвовали русские художники: Николай Рерих, Иван Билибин, Константин Маковасов и многие другие. На открытках появились русские тройки, снежные зимы, детишки с колядками, купола храмов. Очень часто на открытках присутствовали рождественская елка или еловые ветки. Зелень этого дерева - символ Рождества, вечно обновляющейся жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа " Слава Победы"
Цель: воспитание у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества....
Методическая разработка классного часа на тему "Все профессии важны"
Цель: 1) обобщить знания о профессиях,2) воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий3) показать важность труда...
Методическая разработка классного часа "Вот вырасту и в космос полечу!"
Классный час посвящен 50-летию первого полета человека в космос. Цель: формирование представлений учащихся о космосе; развитие интереса к профессии космонавта. Часть материала представлена в игр...
Методическая разработка классного часа "День знаний" в 4 класс.
Методическая разработка классного часа "День знаний" поможет провести учителям начальных классов День знаний первого сентября. Занимательные игры, загадки, шутки сделают праздник весё...
" Добрые традиции семьи" (методическая разработка классного часа)
Что такое традиции. Какие бывают традиции,...
Методическая разработка классного часа «МИЛОСЕРДИЕ» (духовно-нравственная проблематика классного часа в младшей школе)
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....