Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе
статья на тему
Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой опыт, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_urochnykh_i_vneurochnykh_zanyatiy_v_pedagogicheskom_protsesse.docx | 48.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном заседании круглого стола
учителя Комоловой Анастасии Алексеевны
Тема: «Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в учебном процессе»
Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе
«Личность не воспитывается по частям, но
создается синтетически всей суммой влияний,
которым она подвергается»
А.С.Макаренко.
Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реальность такова, что сегодня возникла необходимость актуализировать накопленный педагогической наукой опыт, позволяющий осуществить взаимосвязь школьного и внешкольного образования, а также разработать теоретические основы интеграции урочных и внеурочных занятий школьников, создать на их базе новые методики и технологии обучения и воспитания детей и молодежи.
В настоящее время общеобразовательная школа уже не может качественно решить проблему образования и воспитания детей и молодежи самостоятельно, автономно, изолированно от внешкольной среды. Вместе с тем существующие педагогические теории не обеспечивают в полной мере решение данной проблемы, не позволяют четко выявить механизм интеграции данных видов занятий и раскрыть технологичность интеграции таковых.
Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса.
Теоретические положения о целостности учебно-воспитательного процесса, единстве обучения и воспитания школьников создают необходимые предпосылки для практического осуществления взаимосвязи урочной и внеурочной работы школьников.
Традиционно считается, что педагогический (учебно-воспитательный) процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. В действительности обучение, воспитание и развитие детей. Из 76 учащихся 1 классов 62 человека посещают различные кружки ( танцевальные, спортивные, хореографические и др.), из них 35 человек посещают несколько заведений.
Педагогический (учебно-воспитательный) процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместной творческой жизнедеятельности педагогов и школьников, обеспечивающий условия для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно-внеурочных занятий, а также обеспечивающий реализацию потребностей общества и государства в образованной и культурной личности.
Совместную творческую жизнедеятельность участников педагогического процесса можно определить как систему активной творческой жизни педагогов и школьников, направленную на целесообразное производство и воспроизводство объектов материальной и духовной культуры, на освоение учащимися отношений с природно-социальным миром и с собой. Данная деятельность осуществляется ее участниками вариативно при непосредственном или опосредованном взаимодействии педагогов и детей.
Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного контингента школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе.
К урочным занятиям можно отнести занятия, проводимые по нормативным учебным программам, а также большинство факультативных занятий по учебным предметам. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-позновательной деятельности учащихся.
В нашем учебном заведении взаимосвязь урочной и внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе обеспечивается тремя основными связями: взаимодействия, организации и управления. Первые обеспечивают взаимодействие урочных и внеурочных занятий в педагогическом процессе; вторые - организацию системы урочно-внеурочной работы; третьи - управление данной системой.
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной (от общих правил НОТ до алгоритмов решения определенных типов учебных задач).
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам. Для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так. И вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения. На наших занятияхя, мы используем все типы информации.
Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе характеризуется различными видами их взаимодействия. Можно выделить внутрипредметное и межпредметное взаимодействие урочной и внеурочной работы.
Под внутрипредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие данных видов занятий (различных их форм) по одному и тому же учебному предмету.
Под межпредметным взаимодействием урочных и внеурочных занятий следует понимать взаимодействие различных форм данных видов занятий по двум и более учебным предметам.
Каждый учебный предмет многофункционален, имеет многоцелевое назначение, но в каждом учебном предмете есть ведущая функция — та, ради которой он введен в учебный план. Всю начатую работу на уроках мы продолжаем во внеурочной деятельности. И кружки выбирали исходя из этой цели.
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность |
Математика | Информатика |
Физическая культура | Посещение бассейна «Тонус» г.о. Новокуйбышевск Динамическая пауза Ритмика |
Музыка | «Светлячок» (муз. занятие) |
Литературное чтение | Посещение районной библиотеки «Час Книги» |
Окружающий мир | «Разговор о правильном питании», «Мир и природа», «Мы живём в России», Этикет «Берегиня» кружок в ЦВР |
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь урочных и внеурочных занятий в учебном процессе»
Глобальные социальные изменения, происходящие в последние годы, требуют пересмотра традиционного подхода к образованию и воспитанию учащихся средних общеобразовательных школ. Реаль...
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
Представлена презентация на тему Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
Доклад на тему: «Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образовательных результатов».
Описание связи урочной и внеурочной деятельности...
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
В статье раскрываются аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности....
Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности
В статье раскрываются аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности....
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования"
Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности – условие повышения качества образования" : рассматриваются вопросы связи материала изучае...
Развитие музыкальных способностей младших школьников в процессе хорового пения на урочных и внеурочных занятиях в общеобразовательной школе
В статье повествуется о возможностях развитие музыкальных способностях (ладового и ритмического слуха) у младших школьников в общеобразовательной школе. Представлено поурочное планирование для и...