Программа работы с детьми "группы риска"
методическая разработка на тему
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-deti_gruppy_riska-.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Новоярковская СОШ» Каменского района
Алтайского края
ПРОГРАММА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Ермаковой Татьяны Владимировны
с. Новоярки
2014
Работа с детьми «группы риска».
В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.
Основная концептуальная идея программы воспитательной работы школы "Проблемные дети и семьи" заключается в том, что предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта |
|
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми |
|
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей |
|
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют |
|
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими |
|
Основными направлениями работы школы с "трудными" учащимися являются:
1. Изучение проблемных детей.
2. Составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми.
3. Организация помощи педагогически запущенным детям.
Прежде всего классному руководителю следует выявить всех проблемных детей в классе и завести на них и их семьи карту. Для более детального знакомства с такими учащимися необходимо:
- определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми, семьями учеников, результатами их деятельности);
- установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
- изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
- установить: входят ли педагогически запущенные дети в другие группы, компании, объединения; направленность этих групп, характер их влияния на конкретного ученика;
- ознакомиться с положением ребенка в семье;
- изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива;
- выявить ошибки в постановке задач, выборе методов и форм воспитания.
Для облегчения работы всего педагогического коллектива предлагается составить диагностическую карту "трудного" ребенка. Для этого понадобится:
- составление карточек с указанием: фамилии, имени, отчества, года рождения, класса, состояния здоровья, успеваемости, характера, поведения, общественной активности, состава семьи, педагогической обстановки и эмоциональных отношений в ней, семейных проблем;
- проведение анкетирования с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;
- установление характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, причин отставания, проявления волевых качеств;
- определение коллективного отношения к окружающим, к себе, к своей семье, к группировкам микрорайона;
- изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.
В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют играть со сверстниками, общаться с ними, управлять собой, трудиться сообща, старательно выполнять работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе, и обратить внимание на сложность усвоения нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношений с семьей, затруднения в учебной деятельности и выполнении домашних заданий.
Классный руководитель должен:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Воспитательная работа с учащимися
- Работа с коллективом учащихся.
- Деятельность, направленная на выявление педагогически запущенных детей через коллективные творческие дела, классное самоуправление и т. д.
- Индивидуальная работа со слабоуспевающими.
Организация помощи педагогически запущенным детям
Направления работы, мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный |
1. Организация педагогической помощи | ||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Постоянно | Администрация, учителя-предметники |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Снятие "синдрома неудачника". | По расписанию | Учителя-предметники |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | Классный руководитель, старший вожатый, зам. директора по ВР |
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". | В течение года | Классный руководитель, психолог |
1.6. Оказание медицинской помощи родителям педагогически запущенных детей и учащимся из неблагополучных семей | В течение года | Классный руководитель, психолог, администрация |
2. Организация медицинской помощи | ||
2.1. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера. | Систематически | Фельдшер, родители |
2.2. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года по планам классных рукоководителей | Классные руководители, фельдшер, психолог |
2.3. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации | В начале года | Классный руководитель, врач |
3. Организация психологической помощи | ||
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог |
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог |
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. | Систематически | Психолог, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей |
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. | Систематически | Психолог |
3.5. Организация работы психологического тренинга "Толерантность" для детей из неблагополучных семей | 1 раз в неделю | Психологи школы и наркодиспансера |
4. Организация свободного времени | ||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. | В течение года | Классный руководитель |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | Сентябрь – октябрь | Классные руководители, старший вожатый, одители |
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. | Сентябрь | Библиотекарь |
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года | Классные руководители |
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общественных и классных делах. | В течение года | Классный руководитель, старший вожатый |
4.6. Организация сезонных оздоровительных досуговых школьных лагерей и групп продленного дня | Сентябрь, ноябрь, январь, март, июнь | Классный руководитель, начальник лагеря,администрация,старший вожатый |
План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями
Наименование мероприятий | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка | По мере выявления | Классный руководитель, психолог, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, ОДН |
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей | В течение года | Администрация, классный руководитель, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
4. Собеседование с классными руководителями 1–4 классов по профилактике правонарушений | 1 раз в полгода | Администрация |
5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков | Сентябрь – октябрь | Руководитель методического объединения (далее – МО), зам. директора по ВР |
6. Заседания Совета по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Администрация, КОС, отдел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (далее – ОППН) |
7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Администрация, классные руководители |
8. Психологический тренинг "Толерантность" | 1 раз в неделю | Психологи школы и наркодиспансера |
9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей | По мере необходимости | Классные руководители, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми |
10. Изучение положения подростка в коллективе | По мере необходимости | Классные руководители, психолог |
11. Консультации для детей и родителей | Систематически | Администрация, психолог, врач |
12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | КОС, ОДН, администрация |
13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | Систематически | Администрация, Центр медико-психолого-педагогического сопровождения детей, психолог |
14. Единый день отказа от курения | Ноябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР |
15. Единый день профилактики правонарушений | Декабрь | Администрация, классные руководители |
16. Единый день борьбы с наркотиками "За здоровый быт и трезвые традиции" | Март | Администрация, классные руководители |
17. Всемирный день здоровья | Апрель | Администрация, классные руководители |
Для повышения качества воспитательной деятельности по профилактике правонарушений и целенаправленного ее развития необходимо методическое обеспечение программ воспитания. Работа в этом направлении также должна проводиться в соответствии с планами.
План подготовки методического обеспечения для работы с педагогически запущенными детьми
Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственные |
1. Работа МО классных руководителей | В течение года | Зам. директора по ВР, руководитель МО |
2. Заседания творческой группы по работе с семьей "Взаимодействие семьи и школы" | 1 раз в четверть | Руководитель творческой группы |
3. Подготовка выпуска методических рекомендаций по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями | Апрель | Зам. директора по ВР, инспектор по работе с педагогически запущенными детьми, руководитель МО |
4. Работа с правоохранительными органами, КОС, ОППН | В течение года | Администрация |
5. Подготовка выставок книг по данной проблематике | 1 раз в четверть | Библиотекарь |
6. Разработка положения о постановке на внутришкольный учет и снятии с учета | Октябрь | Зам. директора по ВР |
7. Составление плана работы школы по профилактике курения и наркомании | Декабрь | Заместители директора по ВР и УВР |
8. Создание Штаба по беспризорности и безнадзорности | Сентябрь | Администрация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Работа с "группой риска"
Доклад на родительское собрание "Работа с "группой риска".В нем даны методические рекомендации как работать с детьми девиантного поведения....
Программа работы с низко и высоко-мотивированными детьми,1 класс по программе "Планета знаний"
Рабочая программа для ликвидации пробелов у учащихся в обучении математики, русского языка, литературного чтения, создание условий для успешного индивидуального развития ребенка. Программа для поддерж...
Программа работы с детьми группы риска
Представляю вам прогамму работы с детьми группы риска.В которой изложены основные положения и действи япо работе с данной категорией детей. Программа расчитана на один год...
Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.
Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук", Программа работы с родителями на 2023-2027 уч.гг.
Программа Воспитательной работы "Школа Вежливых наук" 2023-2027 уч.гг.Программа работы с родителями "Содружество" 2023-2027 уч.гг.Страничка Экскурсии и праздники | О...
Сценарий игровой программы «Это опасно - не рискуй напрасно»
Игровая программа по основам безопасности в жизни...
Программа «Обучая, развиваем» (Программа работы с одаренными детьми в начальной школе)
Программа направлена на выявление способностей младших школьников по различным направлениям....