Духовно-нравственное воспитание младших школьников
статья (3 класс) на тему
Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya_nachalnykh_klassov_po_resheniyu_problemy_dukhovno.docx | 64.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя начальных классов по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в условиях взаимодействия с социумом. |
Главной идеей опыта является идея формирования духовно-нравственной культуры школьника в процессе интеграции деятельности учителя и социума. Опыт работы был представлен на муниципальном этапе Педагогического марафона "Учительство Подмосковья – воспитанию будущего поколения" и получил высокую оценку жюри. |
О Боже, ты даёшь для Родины моей тепло и урожай, дары святого неба. Но, хлебом золотя простор её полей, ей также, Господи, духовного дай хлеба. А.Н.Майков. |
г. Волоколамск |
2014-2015 учебный год |
О Боже, ты даёшь для Родины моей тепло и урожай, дары святого неба. Но, хлебом золотя простор её полей, ей также, Господи, духовного дай хлеба. А.Н.Майков.
Строки стихотворения русского поэта Аполлона Николаевича Майкова звучат сегодня очень актуально. В настоящее время общество переживает ценностный, духовно-нравственный кризис, который является причиной существенного падения нравственности подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного воспитания является первоочередной проблемой общества. На мой взгляд, сейчас России нужна модернизация человека, т.е. воспитание духовно-нравственной, ответственной, инициативной личности. 2014 год объявлен Годом культуры в России. Культура — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Сегодня позвольте представить вашему вниманию мой опыт работы по теме «Организация работы учителя начальных классов по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и развития школьников в условиях взаимодействия с социумом».
Духовная культура — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.
Нравственность - определяющий аспект культуры, ее форма, дающая
общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы, под нравственностью мы понимаем высокие основополагающие позиции.
Проблема духовно-нравственного воспитания определена как задача первостепенной важности и чрезвычайной значимости и в новом Федеральном государственном стандарте общего образования, и в «Концепции модернизации Российского образования». Особое место занимает эта проблема и в моей педагогической деятельности. Работу по духовно-нравственному воспитанию школьников я считаю задачей первостепенной важности.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.
Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Мне очень близки слова Д. Лихачева, который сказал: "Учительство - это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру"
В ходе реализации ведущей идеи я определила комплекс задач:
-воспитание базовых национальных ценностей через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;
-организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности, нравственности, толерантности.
Опыт построен на социально - педагогическом партнерстве субъектов школы с субъектами социализации: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, сельским советом поселения Чисменское. Это партнерство осуществляется на разных уровнях: класс – школа – семья – сельский округ – муниципальное образование.
Сегодняшние дети уже не те, что были 30 и даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей можно встретить переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение сочувствовать и нежелание задумываться о своих поступках. Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное воспитание детей, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, стандартах, учебниках – мы никакого результата не получим.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. Заложить этот фундамент в значительной мере может учитель.
Учитель – всегда немного волшебник. Ведь именно его называют инженером детских душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти, дирижёром мысли и чувств, судьёй первых поступков человека, садовником, выращивающим будущее России…
Считаю, что основой духовно-нравственного воспитания, прежде всего, является духовная культура той среды, в которой ребёнок живет, в которой происходит его становление и развитие - это духовная культура семьи, школы. Тот дух, который царит в семье и в школе, дух которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира маленького человека.
Жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. Заинтересованность, увлечённость детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.
Своё предназначение, как педагога, вижу в наставничестве, в воспитании духовно-нравственных начал, сохранении и приумножении чистых, светлых и прекрасных образов на пути к формированию индивидуальности и гармонии.
Сегодня невозможно разделить учебный и воспитательный процесс, говоря о нравственности и духовности. Всё начинается с урока, где происходит и обучение, и воспитание. Уроки были, есть и будут уроками нравственности, добра и красоты. Нравственно-эстетический потенциал литературного чтения, русского языка, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии очень высок, степень эмоционального воздействия на наших учеников исключительна, глубина нравственной проблематики неисчерпаема.
В школе с детьми проводится огромная внеклассная работа: это общешкольные мероприятия, которые стали традицией. К ним можно отнести праздник «Широкая масленица», праздник Пасхи, Новый год, Рождество, Святки, Крещение. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодое поколение сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Чтобы приобщить детей к народному творчеству, способствовать воспитанию духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развивать художественный вкус, организован клуб «Праздники и традиции на Руси», студия «Художественная мастерская»
Классные часы «красной нитью» проходят через это направление: «День Матери», «День пожилого человека», «Этих дней не смолкнет слава!», «Волоколамск – город воинской славы», «История русской Матрёшки», «Дружба – великое дело!» и многие другие.
Патриотическое воспитание является частью духовно-нравственного воспитания. В моём классе это представлено кружком «Юный патриот», где дети изучают и знакомятся с героическим прошлым своей Родины, своего родного края, знаменитыми людьми. Особую сопричастность испытывают, когда выступают перед ветеранами, дарят им подарки, сделанные своими руками.
Совместно с сельским Советом поселения Чисменское дети выступают на митингах, принимают участие в уборке территории возле памятника. Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает ещё и свои обязанности перед ней.
Любовь к Отечеству - это глубокое уважение к тем, кто отстоял независимость и мирное небо над головой, начиная со времён Сергия Радонежского, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны. О каждом событии подробно рассказываем детям, объясняем, и они воспринимают всё очень серьёзно и ответственно, сопереживая и обсуждая то, о чём услышали и увидели. (Видеофильм «Солдаты прошедших лет»)
Важной составляющей является в этом деле и личное участие детей в делах малой родины - своего села. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения невозможно без любви к своему Отечеству и родным местам.
Стараюсь воспитывать уважение к учителям, родителям, ветеранам войны и труда. Ко Дню матери готовим поздравления, пишем сочинения. Много добрых слов дети говорят в своих сочинениях о родных людях. Однако особую роль играет краеведение.
Краеведение – это тоже одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. Наша малая родина… Мы здесь родились, живем, учимся, работаем. Можно уехать за границу, сменить гражданство, но Родину, как мать, не выбирают, и заменить её никем нельзя. Она даётся один раз и навсегда.
Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся: любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам.
Ведущей задачей является воспитание патриотических чувств: любви к своему краю, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.
В летние дни мы с ребятами совершаем экскурсии по родному краю: посещаем музеи, памятники, исторические места. Всё это помогает нам в создании проектов, и, безусловно, способствует развитию духовно- нравственных начал у детей, развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм. Ребята с интересом работают над проектами. Так были созданы проекты: «Моя малая родина – поселение Чисменское», «Был похож наш древний город не на город, на деревню», «Подвиг у разъезда Дубосеково», «Исторические места моего края», «Монументы – живая история моего героического края», «Юные герои войны», «Герои прошлых лет» В торжественные дни 9 мая и 22 июня школьники обязательно приходят к памятнику у станции Чисмена, туда же приходят ветераны, и не прерывается связь времён…
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и проектах.
Учащиеся моего класса – очень активные ребята. Мы стараемся участвовать во многих конкурсах, наши работы высоко оценивают члены жюри. И происходит это не без участия родителей, которые помогают во всём классному руководителю и, конечно, своим детям. Творческие конкурсы. Вот где простор и фантазия. По моему глубокому убеждению, именно через творческое осмысление жизни дети постигают нравственные начала, приобретают крупинки добра, которые, несмотря ни на что, оставят в их душах след. Презентация «Наши творческие работы»
1.Муниципальный конкурс Агрохолдинга - «Авангард» 2012/2014гг.
«Нам жить и работать на этой земле», посвящённый Дню работников сельского хозяйства. Якунина Анжелика – 2 место
Сахно Никита- участник.
Менджул Татьяна – финалист конкурса рисунков – III место
2. Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ имени К.Г.Разумовского»
Конкурс рисунков на тему: «Россия сквозь века», посвящённого Году российской истории Менджул Татьяна – III место
3. Муниципальный конкурс творческих работ «Красота божьего мира»
Сахно Никита – III место, Якунина Анжелика – участник
4. Муниципальный конкурс творческих работ «Пасхальное яйцо – 2013»
Групповая работа в номинации «Пасхальная композиция» - I место
Рудакова Ульяна
Сахно Никита
Орлов Иван
Якунина Анжелика
5. Муниципальный конкурс творческих работ в номинации
«Новогодняя открытка – сувенир» в подарок ветеранам Великой Отечественной войны
Орлов Иван – II место
6. Конкурс проектов «Память. Лица» в номинации «Локальные войны», к 25-летию вывода советских войск из Афганистана
Менджул Татьяна – I место
7. Конкурс рисунков ко Дню труда «Профессия моих родителей»
Сахно Никита – I место
Грамота администрации Волоколамского муниципального района
8.Творческий конкурс «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского в истории и современной жизни России»
Якунина Анжелика - диплом победителя II степени
Участвуют дети и во всероссийских дистанционных конкурсах:
http://vot-zadachka.ru/index.php?article_id=171
1.Центр развития мышления и интеллекта
Всероссийский дистанционный конкурс прикладного творчества
«Богатыри былин и сказок»
Орлов Иван – диплом победителя III степени
2. Центр развития мышления и интеллекта
Всероссийский дистанционный конкурс прикладного творчества «Экология и человек»
Якунина Анжелика – диплом победителя I степени
Сахно Никита – диплом победителя III степени
Каждая работа ребёнка - есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.
В.Г. Белинский писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное» С этими словами великого критика нельзя не согласиться, потому что
Жизнь наша, как сама природа непроста:
С жестокостью соседствует в ней доброта,
Сраженье мудрость с глупостью ведёт,
Отвага рядом с трусостью идёт.
А справедливости стрела
С пороком счёты так и не свела,
За трудолюбием, как тень,
Из века в век плетётся лень.
От легкомыслия страдает постоянство,
А трезвости всегда мешает пьянство.
Всё в жизни так переплелось,
Что мудреца ещё такого не нашлось,
Который разобраться бы сумел,
Кто неподкупен и душою смел,
А кто за спины прятаться привык
И до поры скрывает истинный свой лик.
Именно поэтому во все времена люди задумывались над вопросом:
Каким же в этой жизни надо быть,
Чтоб званье Человека заслужить?
У русского народа есть две противоположные поговорки: «Моя хата с краю» и «Мне до всего есть дело»
Бесспорно, главная задача учителя помочь учащимся осознать, в чём истинное назначенье человека, каков смысл его жизни, как надо жить: спокойно, ни во что не вмешиваясь, оберегая себя от излишних волнений и тревог, или, наоборот, активно вторгаться в жизнь, пытаясь что – то в ней изменить, сделать её лучше. Трудность заключается в том, что мы живём сейчас в очень непростое время, когда даже нам, взрослым, бывает порою трудно разобраться в происходящем. А что говорить о тех, кто ещё только вступает в жизнь. Недаром так высок уровень преступности среди молодёжи: многим хочется иметь немедленно всё, что так навязчиво рекламируется с экранов телевизоров, но они забывают о том, что даром ничего не даётся, и надо немало приложить усилий, чтобы чего – то в жизни добиться.
Из страны детства все мы уходим в большую взрослую жизнь, насыщенную радостями и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем возрасте. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрым и милосердным к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающего мира, беречь её. Несомненно, можно бесконечно перечислять все нравственные качества, которые мы хотим видеть в наших детях, но главное, что эти качества мы – учителя - закладываем сегодня. Работа учителей начальных классов в этом направлении ведётся колоссальная.
Давайте жить, любить и удивляться,
Давайте верить, помнить и жалеть,
От счастья плакать, от души смеяться
Давайте жить, чтоб сердцем не стареть.
Давайте будем просто восхищаться
Полями, небом, серебром росы,
И если трудно, все же не сдаваться –
Идти вперед, не опуская головы.
Давайте будем искренны в общенье,
Честны в словах, поступках и делах,
Давайте верить, свято, без сомнений
Жить наяву, открыто, а не в снах!
Давайте будем честно признаваться
В своих ошибках, зависти и лжи,
Давайте жить, любить и восхищаться –
Расправьте крылья у своей Души!
В заключение мне хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке. Величие народа в том, что носит в сердце он своём».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.
Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...
«Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника на уроках кубановедения и ОПК».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального ...
Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС
Учителя начального звена нашей гимназии считают, что младший школьный возраст – это оптимальный период наиболее активного обучения. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспита...
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
«Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"
В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовном...
Статья « Воспитание духовно- нравственных качеств у младших школьников на уроках родного языка и литературы».
Уроки родного языка и литературы таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств....