Методическая разработка конкурсной программы "Мы родом из тундры"
методическая разработка на тему

Салиндер Елена Николаевна

Мероприятие направлено на развитие творческих способностей воспитанников, воспитание чувства прекрасного, любви и гордости за свой край, к своей семье. Формирование умения ценить культуру и традиции народов Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_semey.docx177.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Районный  заочный конкурс

методических  разработок  «Урок года - 2014»

«Мы родом из тундры»

(Методическая разработка конкурсной программы)

J:\фото 1\DSC_0721.JPG

        

Автор:  Салиндер Е.Н., воспитатель

2013г.

Методическая разработка конкурсной программы по теме

«Мы родом из тундры»

Салиндер Елена Николаевна, воспитатель,

МКУОШИ «Салемальская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

Участники:

Родители и дети Салемальской школы-интернат:

- семья Езанги  (Мария Николаевна, Снежана, Руслан);

 - семья Вылко  (Лидия Паридевна, Миля, Александр);

 -семья Мазыркиных  (Софья Григорьевна, Снежана, Ирина);

-семья Лар (Ирина Анатольевна, Анастасия, Олег).

Оборудование и реквизиты:  музыка народов Севера; национальная одежда, люлька,  мультимедийное оборудование (диск с презентацией), листы А-4, фломастеры.

Цель:

- Формировать национальное  самосознание;

-  Воспитывать   чувства прекрасного, любовь и гордость к родному краю, к своей семье, умение ценить культуру и традиции народов Севера.

Задачи:

- развитие творческих способностей воспитанников;

- самоопределение личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям;

- формирование системного представления о Северном крае;

- расширение кругозора, обогащение жизненного опыта детей;  

-  развитие речи, познавательной  активности, творческого потенциала воспитанников.

Ход мероприятия:

Вед:          В семейном кругу мы с вами растем

 Основа основ – родительский дом.

         В семейном кругу все корни твои,

         И в жизнь ты входишь из семьи.

         В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Х.Владимир, предшк.класс:

Дороже нет родного края.
Где отчий дом,
 семья, друзья.
Его я славлю, воспеваю -
Ведь это родина моя
!

     Вед:    Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости, родители. Сегодня мы приглашаем вас на фестиваль-конкурс «Мы родом из тундры». Семьи наши будут соревноваться в смекалке, быстроте, в представлении самых красивых нарядов, оригинальных блюд и т.д.  Итак, встречайте наших участников бурными аплодисментами.  

(выход семей)

Вед:  Оценивать наших конкурсантов будет наше уважаемое, неподкупное жюри по 5-ти бальной системе

( представление жюри)

Вед:  Давайте познакомимся. Наш первый конкурс - «Маня еркарава» «Что в фамилии моей?». Конкурсанты  представят презентации о своих семьях, расскажут о себе.

(Показ презентаций о семьях)

 Вед: Спасибо, команды, все справились с заданием, мы узнали много интересного о вас.

Сшила я ягушку, сшила не спеша,

До чего ж нарядна одежда у меня…

  Так может сказать о себе каждая мастерица. К любому празднику, знаменательному событию в тундре все мы основательно готовимся. Вы к празднику шьете красивые национальные одежды, украшаете их ярким сукном, орнаментами. Сейчас мы проверим, как же все таки  вы украшаете свои наряды? Ведь ни одна женская ягушка не обходится без красивого орнамента, а у каждого орнамента свое название. Эти названия женщины Ямала берут у природы.

Аукцион. «Хуркариˮ сомбой мадавы теневаваˮ»- «Кто больше  назовет национальных орнаментов».

Вед: Молодцы, хорошо знаете орнаменты.  Слово предоставляется жюри для оценивания  двух конкурсов.

Вед: А теперь, команды, пожалуйста, отгадайте загадки.

    «Хобцоко» - Бытовые загадки:

1. Ӈопой сивня пакалты, няхар явна тарпангу.- По одному отверстию войдет, по трем местам выйдет (Человек в малице)

2. Хубтахана толангуда, пэвсюма няна толангуда. – Утром сосчитает, вечером сосчитает (Застежки у ягушки)

3.Вэсако пыя лабцей, пухуця пыя савак. – У старика нос плоский, у старухи нос острый (Узоры на мужских и женских кисах)

5.Пухуця пыя халнерта. – У старухи нос рябой (Наперсток)

6.тынзянда нюдерць нероко яхаком яндаха маторпи. – Таща аркан, лесную речку вперед-назад переходит.(Игла с ниткой)

Вед: А еще мы  знаем, что жительницы тундры прекрасные мастерицы:

Опять,  как будто струны, в поздний час

Оленьи жилы в чуме зазвучали…

Недаром мастерицами у нас

Зовут издревле ненок на Ямале.

Умелая рука под звон пурги

Почти не останавливает бега;

Тягучи будут жилы и легки,

Нежнее свежевыпавшего снега.

Конкурс   «Паской҆ ной паны»

 Семьям предлагается разукрасить готовый шаблон орнаментом. Чья ягушка самая нарядная?  Об этом мы узнаем только у жюри. А пока наши мастерицы работают, мы с вами отдохнем:

                  Песня «Налтоко» в исполнении Арины Пуйко

Вед: Уважаемые конкурсанты, представьте свои работы жюри, они по праву оценят ваши работы.

Вед: Ребята, скажите, без чего не обходится любой праздник?  Я вам подскажу:

Дети всюду на земле

 В тундре, в городе, в селе

 Летом, зимнею порой

День проводят за … игрой.

Правильно, без игр не проходит не одно мероприятие. Мы с вами тоже поиграем, померяемся силой.

Игра «Перетягивание палки» 

(играют дети из зала в национальных костюмах, родители-папы)

Вед: Молодцы, ребята. А теперь следующий  конкурс.  Как красива девушка в тундре в длинных  накосниках !  Какая у нее грация, походка.  Приглашаем из зала девушек для участия:  вам сделают настоящую прическу девушки - тундровички.

Конкурс «Ямб҆ ӈэбт»- «Длинная коса»

 А пока наши мастерицы работают,  приглашаем вас посмотреть танец юных мастериц.

Танец «Юные мастерицы»

Вед:  Наши конкурсанты готовятся к следующему конкурсу, а я вам предлагаю отгадать  загадки:

 В ночь беззвёздную до чума
Кто добраться вам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(Олень)

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты)

По речной глади
Деревянная уточка скользит,
Крыльями о воду бьёт,
А взлететь не может.
(Лодка)

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, - прячет.
А в чум попадёт – плачет.
(Снег) 

Она, как снег, от солнца прячется.
А мышки – от неё.
(Сова)

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.
(Новорождённый оленёнок)

Волшебник на железе
Посредине чума сидит –
И угостить может,
И укусить может.
(Огонь очага)

Летом - серая, зимой белая. (Куропатка)

Летом - меховые, зимой берестяные. (Рога оленя)

Вед: У каждого человека есть его личная песня, которую ему напевала мама с первых дней жизни. Эта песня сопровождает человека всю его жизнь. Наши конкурсанты - мамы исполнят колыбельные песни для своих детей.

Конкурс  «Нюкубц сёˮ» - «Колыбельная песня»

(Родители исполняют колыбельные песни)

Вед: Ну что, ребята, проголодались?    Давайте подкрепимся!

Народная мудрость гласит:

"Рыба не хлеб, но сыт ею будешь, про голод забудешь".

Наши конкурсанты предложат свои блюда, которые приготовили  для вас.

Конкурс «Ӈамнялада ӈаварˮ» - «Любимое блюдо моей семьи»

Вед: Будьте добры, уважаемые конкурсанты, представьте жюри свои блюда, а они, в свою очередь, вынесут свой вердикт.

Вед: А теперь наш последний конкурс  «Ембдяроˮ манэлабтангуваˮ» – «Показ самой красивой одежды».  Каждая семья продемонстрирует  красивый наряд, который вы по достоинству должны оценить. Итак, встречайте.

Выход маленьких конкурсантов в красивых национальных верхних праздничных одеждах

(родители коротко рассказывают о нарядах детей).

Вед: Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.  Они объявят нам победителей. Но помните – главное не победа, а  участие!

(Распределение мест, награждение)

Вед:   Вот и подошел к концу наш праздник.

Семейная радость
Счастливые лица!
Желаю всем семьям
Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый
Звучит детский смех,
Добрый и радостный
Праздник для всех!

Любовь процветает
Кругом по Земле!..
Мир вашему дому

И в каждой семье!

Вед:  Уважаемые участники, всем спасибо за участие! Дорогие родители, мы   всегда рады видеть вас рядом с вашими детьми. Спасибо вам!

Литература:

  1.  Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН,  2003 г.
  2. Журавель Н. М. Краеведение Ямало – Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
  3. Северные родники / Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
  4. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
  5. Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
  6. Ямал – наш дом, один на всех.  «Тинейджер». Детская газета в газете «Правда Севера», март 2003 г.
  7. Аромштам М.,Чему нам учиться  у  ненецких детей, или  этнопедагогика  для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
  8. Борко Т.И., Галкин В.Т. Культура народов Ямала.
  9. Соловар В.Н., Моронко С.Д. Хантыйские народные загадки. Ханты – Мансийск, изд – во «Н.И.К.» 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Конкурсная программа Бабки-Ёжки" для школьного лагеря

конкуры для проведения в школьном лагере интересного мероприятия: частушечный конкурс, весёлые спортивные состязания, конкурс на лучший костюм, меню для гостей, на лучшее знание сказок...

Методическая разработка конкурсной программы к 8 марта "Супершкольница"

В разработке представлены стихи, конкурсы для девочек. Мальчики - члены жюри....

Методическая разработка конкурсной программы "Не все стрельцу яблочко"

Методическая разработка конкурсной программы "Не все стрельцу яблочко"...

методическая разработка урока окружающего мира "Зона тундры" 4 класс

методическая разработка урока окружающего мира 4 класс...

Методическая разработка конкурсно-игровая программа "Новогодняя карусель"

Методическая разработка конкурсно-игровая программа "Новогодняя карусель"...

Методическая разработка урока "Ценность рода и семьи"

Урок по ОРКСЭ посвящен обобщению темы "Ценность рода и семьи" в 4 классе. На уроке учащиеся представляют защиту своих проектов по данной теме....

Методическая разработка конкурсного мероприятия "Ученик года"

Разработка содержит материалы 2 тура конкурса "Ученик года", который проводится в гимназии ежегодно....