Классный час "Правда и ложь"
классный час (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
План-конспект
классного часа «Правда и ложь»
в 3 классе.
Классный час «Правда и ложь» знакомит учащихся с понятиями «правда» и «ложь»; совершенствует навыки культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы. Воспитывает такие нравственные качества, как «честность», «справедливость».
Классный час «Правда и ложь».
Участники: учащиеся 3 – го класса и классный руководитель.
Цели:
1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»;
2) содействовать совершенствованию навыков культуры общения через речевые упражнения, поговорки, пословицы;
3) способствовать формированию таких нравственных качеств, как «честность», «справедливость»;
4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за свои поступки, достоин уважения.
Подготовительная работа.
1) Дети пишут сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».
2) Заполняются анкеты для учащихся.
Оформление:
1) плакаты с пословицами «Красива ложь, да от правды не уйдёшь», «Правда в огне не горит и в воде не тонет», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;
2) таблички со словами: правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия.
Ход проведения.
- Организационный момент.
- Вступительное слово классного руководителя:
- Начинаем наш классный час. Сегодня мы поговорим о правде и лжи. Послушайте сказку. (Учитель читает сказку «Правда и Ложь»).
- Какой вы представляете себе Правду и какой Ложь? (Дети рисуют словесный портрет).
3. Обсуждение понятий «правда», «ложь».
- Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).
- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?
- На доске таблички со словами. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).
-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»?
(Истина, честность).
- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»?
(Неправда, враньё, обман).
- Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта).
Чтение стихотворения Н.В.Лободиной «Эх!»
- Эх, вздыхали рыбаки, -
Это разве судаки?
Раньше вытащишь, бывало,
Хвост, бывало, в полруки.
- Эх, - вздыхали судаки, -
Раньше были червяки…
Червяком одним бывало,
Наедалось полреки.
- Эх, - вздыхали червяки, -
Раньше врали рыбаки!
Мы послушать их, бывало,
Сами лезли на крючки!
4. Анализ анкет.
- А теперь посмотрим, как вы ответили на вопросы анкеты?
Вопросы:
1) Что, значит, быть честным? (Никого никогда не обманывать, говорить только правду. Значит, не лгать, не врать).
2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Правду, так как ложь и бывает сладкая, но всегда наказуема. Правду, потому что она всего сильней).
3) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? (Лиса, Баба Яга и др.).
4) Как в сказках называется ложь и какое наказание следует, если говорить неправду? (К.Коллоди «Приключения Пиноккио» - растёт нос; Н.Носов «Приключения Незнайки …»- мальчики превращались в ослов).
5. Ситуации из школьной жизни.
- Поговорим о ситуациях из школьной жизни.
Как вы поступаете, если:
- получили двойку;
- потеряли сменную обувь;
- опоздали на урок;
- гуляли, не успели до прихода мамы убрать в комнате?
- разбили красивую вазу?
- А с вами были ситуации, когда вы пользовались обманом?
6.Чтение домашних сочинений - миниатюр.
Дети читают сочинения – миниатюры на тему «Случай, когда тебе помогла правда и подвела ложь».
7. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже».
- Почему отец сказал такие слова?
- Как бы вы поступили на месте мальчика?
8. Обсуждение, анализ пословиц.
1.Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи, которые написаны на плакатах.
2.- Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую фразу? Когда человек может прибегнуть к такому?
9. Чтение рассказа В.Осеевой «Что легче».
- Какая пословица подходит к этому рассказу? («Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»).
10. Чтение рассказа В.Осеевой «Ябеда».
- Часто ребят, которые говорят учителю о плохом поступке какого – то ученика, называют «ябедой». И порой это бывает несправедливо. Послушайте рассказ, который так и называется «Ябеда».
Учитель читает рассказ «Ябеда».
- А вы как считаете, ребята? Справедливо ли обозвали Васю ябедой? Как вы бы поступили на месте Саши, который разбил горшок?
- Какому человеку на свете легче жить: честному или лживому?
11. Итог классного часа.
- Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной.
Ученик читает стихотворение.
На свете так бывает,
Порой не разберёшь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Чтоб только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
Правду говорить!
12. Рефлексия.
Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли
по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.
Используемая литература:
1.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.:Просвещение,1990
2.С.И.Ожегов «Словарь русского языка», изд-во «Русский язык», Москва,1989
3.Журнал «Начальная школа» №10,2000
4.И.В. Персидская. Классные часы в 1 – 4 классах, изд – во «Учитель»,Волгоград, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час во 2 классе на тему "Правда и ложь".
Классный час формирует у детей нравственные качества - честность и справедливость....
2012 г. Классный час "Правда и ложь"
Классный час, посвященный понятиям "правда" и "ложь"...
Классный час "Правда и ложь"
Классный час формирует у учащихся нравственные понятия "правда", "ложь", совершествует навыки общения....
Классный час "Правда и ложь"
Цель классного часа :формировать нравственные качества – честность, справедливость, выяснить, что обозначает понятие «обман», его морально-этические стороны, каковы могут быть его последствия...
Классный час "Правда и ложь"
На классном часе "Правда и ложь" дети вместе с Лунтиком отправились в страну "Познай - ка " , чтобы разобраться с понятиями - правда и ложь. С помощью стихотворений, рассказов, пословиц они выясняли з...
Классный час "Правда и ложь"
Нравственное воспитание...
Классный час "Правда - ложь"
Цель: сформировать у детей четкое представление о правде и лжи.Задачи:Воспитательные:ü Воспитывать нравственные качества: честность, справедливость; учить детей всегда говорить правду.Образовате...