Путешествие по стране Этикет
план-конспект занятия на тему

Кузнецова Юлия Викторовна

конспект занятия по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_strane_etiket.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №1

Путешествие по стране Этикет

конспект занятия по воспитательной работе

Автор: Кузнецова Юлия Викторовна

Липецк, 2014

Тема: Путешествие по стране Этикет

Тип занятия: комплексное.

Вид занятия: путешествие.

Цель:        формирование и закрепление умения вести себя в соответствии с правилами и рекомендациями речевого этикета.

Задачи:

  • сформировать опыт речевого этикетного поведения и закрепить  знания основных речевых этикетных формул, правил их использования в различных ситуациях общения;
  • развить внимание, воображение, творческое мышление, творческие способности, способность сопереживать (эмпатию);
  • способствовать формированию коммуникативных навыков общения, умению вести себя в соответствии с правилами и нормами этикета

Методы и приемы:        метод проблемного изложения (постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации, анализ полученного решения, игра).

Оборудование:        магнитофон и компакт-диск с фонограммами музыки; 1 мольберт и 10 магнитов; голубая и белая ткань для «водопада» и «ручейков»; стойка с надписью «Лаборатория этикетной экспертизы»; фломастеры.

Дидактический материал:        телеграмма-ребус из трех карточек; карточки со словами (этикет, этика, речевой этикет); карточки-капельки с этикетными выражениями и словами по количеству детей; карточки-волны с названиями речевых этикетных формул; 2 памятки исследователя.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Входит педагог в образе Мери Поппинс.

Педагог:        Здравствуйте, ребята!

Кто я?

Воспитательница, учительница, гувернантка!

Верно!

Я – Мери Поппинс!

Игра «Приветствие»

Педагог:                Я принесла для вас приветствия. Они интересные и необычные. Я буду приветствовать вас, а вы будете отвечать мне той же самой фразой и движением, но при этом очень важно не скупиться на улыбку.

  • Индейское приветствие: «О-о-о!» (стучит ладонью по рту)
  • Как инопланетяне: «Ку!» (хлопнуть ладонями по щекам и присесть).
  • Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и пожать ему руку!
  • Французское приветствие: нужно сказать «Бонжюр» и послать воздушный поцелуй!

Педагог:        Весело было? Девочки, возникают ли в вашей жизни ситуации, когда речевое приветствие является неприемлемым? (Ответы детей).

Педагог предлагает вниманию детей проблемную ситуацию.

Педагог:        Представьте себе, что вы находитесь в театре! Присядьте (дети с помощью пластики изображают)! Я опоздала. (Педагог как бы пробирается  по «рядам» в театре на свое место и громко приветствует знакомых.) Девочки, здравствуйте, Маша привет!

Педагог:        Что вы скажите о моем поведении в театре? (Дети дают оценку поведения и показывают приемлемые варианты.)

Педагог:        Что в данных ситуациях помогло поприветствовать друг друга? (Жесты, мимика, движение тела). Да, вы правы, именно эти невербальные средства общения, так же как и речь, помогают нам сказать, что мы видим партнера, рады встрече с ним, настроены на контакт и полны доброжелательности.

Игра-упражнение «Телеграф»

Слышатся звуки «телеграфа», а затем они останавливаются.

Педагог:        Что это такое, слышите?! Это заработал телеграф, происходит передача телеграммы, давайте ее примем. (Ребята садятся на стулья стоящие полукругом и кладут руки на колени сидящих рядом ребят.) Ребята, я начинаю принимать телеграмму, ваша задача передавать ее последовательно и без ошибки.

Педагог отбивает ладонью о колено ребенка ритм:

«Та-та, та-та-та!» (SOS!).  Дети передают его последовательно, по кругу, в одном направлении, но если они ошибаются, то прием телеграммы начинается заново.

Педагог: Телеграмма принята! Теперь нам ее надо прочесть.

  1. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

Игра-загадка «Прочти телеграмму»

Звучит мелодия спокойного характера.

Детям показывается телеграмма из трех частей (приложение 1), которую они должны самостоятельно прочесть.

Педагог:        Нам доставлена телеграмма, состоящая из трех частей. Некоторые слова в ней зашифрованы с помощью цифр и пиктограмм, обозначающих эмоциональное состояние. (Педагог, для ее быстрого прочтения, предлагает разбиться на 3 группы, присест за столы, и вручает «текст» телеграммы.) Имеется «ключ», в котором каждой цифре соответствует определенная буква. Вам, ребята предстоит произвести дешифровку: написать в телеграмме под цифрой соответствующую ей букву и прочесть ее выразительно, с интонацией, передающей соответствующее  настроение (эмоциональное состояние). А так же определить, кто из вас сможет более точно передать, донести до всех нас, информацию, которая  содержится в вашей части телеграммы.

Педагог предлагает детям во время прочтения телеграммы использовать как вербальные, так и невербальные средства общения.

Дети выполняют задание, а затем трое из них зачитывают телеграмму.

Педагог:        У кого первая часть телеграммы?

1-й участник (читает):        «Помогите! Мне страшно.  В страну «ЭТИКЕТ» злые посланники Снежной  королевы - Северные ветра, принесли холод и стужу.

Педагог:        У кого вторая часть телеграммы?

2-й участник (читает):        Жителями страны грустные и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила речевого этикета.

Педагог:        У кого третья часть телеграммы?

3-й участник (читает):        И только с вашей помощью, в страну вновь вернется веселье и радость, а жители  станут вежливыми!

Фея Этикет».

Педагог:        Необходимо принять решение. Как поступим? (Дети делают вывод.) 

Тема нашего занятия: Путешествие в страну Этикет. (Тема занятия педагогом пишется или вывешивается на мольберте)

Цель: опираясь на знания речевого этикета, оказать помощь жителям этой страны.

2. Беседа на повторение пройденного материала

Слова-карточки – приложение № 2.

Педагог:         Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

  • Есть даже специальная наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Как называется эта наука… (этика)? (От греческого слова «этос», что значит правильный, верный)

Слово «этика» выставляется педагогом  на мольберте.

  • Изучая ее, взрослые и дети знакомятся с этикетом. Что такое этикет? (свод правил грамотного поведения в обществе)?

Слово «этикет» выставляется педагогом  на мольберте.

  • Безусловно, любому человеку должны быть знакомы правила этикетного поведения, ведь мы живём среди людей, и наши слова, жесты и поступки тем или иным образом влияют на окружающих. Что все-таки является одним из основных средств общения между людьми (речь)?
  • Существует ли необходимость соблюдать какие-либо правила и рекомендации  в речевом поведении или ее нет? (Ответы детей.)
  • Да, действительно «Словом можно убить, словом можно спасти». Необходимо учиться тому, чтобы стать приятным собеседником. В этом поможет вам  речевой этикет. Что такое речевой этикет (свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении)?

Определение выставляется педагогом  на мольберте: «Речевой этикет - свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении».

Педагог предлагает прочесть это определение одной из девочек, а затем всем вместе и запомнить его.

  • По-настоящему грамотным в речевом поведении может считать себя тот, кто умеет пользоваться речевыми этикетными формулами и быть приятным собеседником.  

Педагог:        Каким образом, мы можем добраться до страны Этикет? (Ответы детей.) Да, вариантов много, но самый доступный для нас – воздушный шар. Осталось только проверить их, выяснить в каком они состоянии. Смогут ли донести нас до страны Этикет. Попрошу вас подойти ко мне (Дети приглашаются в круг).

Упражнение «Насос и воздушный шар»

Участники разбиваются на пары. Те, кто внутри круга исполняют роль «воздушного шара», из которого выпущен воздух. Вторые участники, которые стоят напротив, по хлопку, «накачивают» «воздушный шар» с помощью «насоса», ритмично наклоняясь вперед, произнося на выдохе звук «Ш-ш-ш». «Воздушный шар» постепенно наполняется воздухом, ее части выпрямляются. Вот «шар» надут! Дальнейшее наполнение воздухом опасно: он может лопнуть. Время окончания «надувания» участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения «воздушного шара». После этого, по хлопку, его «сдувают». Он сдувается со звуков «С-с-с» произносимом на выдохе. Затем участники меняются ролями.

Ребята выполняют задание.

Педагог:        Воздушные шары проверены, мы сможем на них полететь.

Упражнение «Переход в страну Этикет»

Педагог:        Возьмем воздушный шар в одну руку, а вторую положим на плечо стоящего впереди ребенка. Попутный теплый ветер нас унесет в страну Этикет. Как только я скажу: «Земля прощай!», - а вы мне ответите: «В добрый путь!», - взлетаем, легко и плавно летим за мной.

  • Земля прощай!

Девочки отвечают: В добрый путь!

Все ребята и педагог пластически изображают полет на воздушном шаре и оказываются в стране Этикет.

Слышится звук сильного ветра.

Ветер стихает.

Педагог:        Что происходит?! Приближается сильный ветер, постараемся удержать равновесие.        Приземляемся. Мы оказались в стране Этикет.

Звучит мелодия, отображающая звуки  «льда».

Педагог:        Мы избежали серьезной опасности, но этот Северный ветер заморозил ручьи в этой стране. Прочтите их названия (дети читают). Он вырвал из них вежливые слова и этикетно-речевые выражения. Теперь жители страны Этикет не могут использовать их в своей речи. Требуется наша помощь. И мы сделаем все возможное, что в наших силах.

Игра «Волшебные капельки»

«Ручьи» выложены из ткани радужного цвета и каждый несет название одной из речевых этикетных формул. Одни «капельки-выражения» находится в ручьях, а другие рядом. (Приложение №3)

Детям предлагается взять одну из « застывших» карточек-капелек с этикетными выражениями,

Педагог:

  • Прочтите этикетное выражение. К какой из групп речевых этикетных формул оно относится. (Дети выполняют задание).
  • Любое обращение, адресуемое нами кому-либо, может быть окрашено различными эмоциями, чувствами, настроением.  
  • Предлагаю вам выполнить простое и очень наглядное задание: показать, как умело вы используете речевую этикетную формулу в определенных ситуациях. При этом, не забываете ли вы о собеседнике, его самочувствии, настроении. Необходимо придумать предложения с этими словами и произнести их тепло и приветливо, обратившись при этом к одному из ребят по имени, а задача адресата, так же тепло и приветливо ответить.  

Затем педагог предлагает вернуть разлетевшиеся «капельки» в «ручейки»: «ПРИВЕТСТВИЕ», «ПРОЩАНИЕ», «ПРОСЬБА», «ИЗВИНЕНИЕ», «БЛАГОДАРНОСТЬ» (приложение 2). Педагог создает проблемную ситуацию:        кладет «карточку-капельку» в ручей, к которому она не относится. Девочки делают вывод: выявляют ошибку и доказывают верность своего решения.

Как только задание выполнено, ручьи «оживают».

Слышится журчание ручейков.

Педагог:        Наше путешествие продолжается. И дорога проходит сквозь волшебный лес.

Упражнение «Волшебный лес»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом.

Педагог: «Нам необходимо пройти сквозь заколдованный лес. Я буду

предупреждать вас о каком-либо препятствии, а вы вместе со мной постарайтесь его преодолеть. Итак, отправляемся в путь. Мы идем по земле. Раздвигаем ветви деревьев и вступаем в волшебный лес. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает ноги. А теперь у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. И снова все изменилось. Теперь мы идем по лесу и перепрыгиваем через лужи, ручьи. Проходим под еловыми, колючими ветками.  Пролезаем под упавшими во время половодья деревьями. И снова побежали по тропинке. У нас под ногами иголочки, шишки, сучки. Они щекочут и покалывают наши ноги».

Педагог:        Мы оказались с вами рядом с лабораторией, где проводится

«этикетная экспертиза». (Педагог обращает внимание на стойку с надписью «Лаборатория этикетной экспертизы» (приложение № 4))В этой лаборатории исследователи работают над какой-либо проблемой, возникшей пи общении у жителей страны.

Ролевая игра «Этикетная экспертиза» (приложение № 4)

Педагог:        Исследования показали, что у человека есть очень важное качество, помогающее устанавливать контакт с людьми. Именно его и потеряли жители страны Этикет. Оно, к сожалению, от рождения нам не дано, и его надо в себе воспитывать. Что это за качество, мы с вами и должны постараться выяснить, проведя «этикетную экспертизу». Я предлагаю вам разбиться на две группы, присесть за столы и выбрать ситуацию, в которой возникли трудности в общении. (Ребятам предлагается в работе воспользоваться «Памяткой исследователя»). Ваша задача: провести исследования, пользуясь памяткой, находящейся на ваших столах. Проанализируйте поведение участников диалога и представьте, что вы можете дать им совет по речевому этикету, в связи с найденными ошибками в их поведении. Подумайте, что вы скажите?

1-й рассказ

Ира пришла к Тане в гости. В клетке у нее сидела замечательная яркая птица. Таня показала ее своей подруге и радостно сообщила:

  • Посмотри Ира,  какого попугая мне подарила мама.
  • Ничего себе птичка. У меня такая же была. Даже лучше – сказала Ира, — Ты хоть ухаживать за ней умеешь? Тоже мне зоолог.

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в это день общаться с Таней.

2-й рассказ

За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

— Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя. – Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

— Ну, давай, Давай быстро рассказывай! – подскочила к Оле Наташа.

— Что случилось? Почему у тебя слезы? – закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса, все недоуменно пожали плечами.

(Дети зачитывают ситуации  и дают оценку речевого поведения собеседников).

Педагог:        Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют правильно

общаться со своими товарищами. У них нет определенного качества (Ответы детей.) Вы определили, описали его верно, хотя и называли по-разному. Это тактичность. Переверните памятку и прочтите это слово (приложение № 4). А теперь прочтем все вместе. Тот, кто обладает таким качеством – тактичностью, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати. Воспитывайте в себе тактичность.

Педагог:        Я предлагаю тест-игру, которая поможет убедить в том, что владеете речевым этикетом.

Тест-игра «Верно – не верно »

(1 хлопок – верно, 2 притопа ногами  – не верно.)

  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Во время беседы быть тактичным.
  • Не выслушивать своего собеседника.
  • Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
  • Перебить во время разговора взрослого или ребенка.
  • Поблагодарить за подарок…

Педагог:        Молодцы! Вы прошли тест на знание речевого этикета.

  1. Итог занятия.

Рефлексия:

Педагог:        Ребята, как вы думаете, достигнута ли цель нашего занятия? (Ответы ребят.)  Почему вы так считает, мне кажется, что нет?! (Ответы детей.) Появилось ли у вас желание применять правила речевого этикета в самостоятельной деятельности?

Педагог:        Хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения. И если хочется быть культурным, следуй этим правилам этикета всегда и везде.

Педагог:        На следующем занятии мы продолжим разговор о речевом этикете. И более конкретно поговорим о том, каким образом строят свой диалог собеседники во время телефонного разговора.

Звучат аплодисменты

Педагог:        Поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы не прощаемся, а просто говорим друг другу до свидание!

Педагог прощается с детьми.

Список использованной литературы

  1. Гааз, Э. Театр. Сценография или как мы играем. [Текст] / Э. Гааз, А. Левицкий. – М.: ВЦКТ //Я вхожу в мир искусств. – 2002. - № 6. - 160 с.
  2. Клюева, Н.В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
  3. Правила вежливости и светского этикета [Текст] / сос. Юрьев, Владимирский. – М.: Белый город, 2007. – 285 с.
  4. Программы дополнительного образования детей: Вып. 1: Развивающие игры и упражнения. [Текст] – М.: Советский спорт, 2002. – 116с.
  5. Шипицина, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка. Навыков общения со взрослыми и сверстниками. [Текст] / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. – «Детство Пресс». 2004. – 384с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

ТЕЛЕГРАММА


Помогите! Мне  

В страну «ЭТИКЕТ»  посланники 13  10  3  4  10  11  6 королевы Северные ветра, принесли холод 5 стужу.

Жители страны  и постоянно ссорятся, так как никто не соблюдает правила

12  3  14  3  1  11  2  11       этикета.

И только с вашей помощью, в страну вновь вернется и , а жители  станут

1  3  4  8  5  1  15  9  5!  

Фея Этикет.

В   Г   Е  Ж   И   Й   К   Л   М    Н    О     Р    С     Ч    Ы

1    2   3   4    5   6    7   8    9    10   11   12   13   14   15

В   Г   Е  Ж   И   Й   К   Л   М    Н    О     Р    С     Ч    Ы

1    2   3   4    5   6    7   8    9    10   11   12   13   14   15

В   Г   Е  Ж   И   Й   К   Л   М    Н    О     Р    С     Ч    Ы

1    2   3   4    5   6    7   8    9    10   11   12   13   14   15

Приложение № 2

         

   

Приложение № 2

Приложение № 3

здравствуйте  доброе утро  привет  

добрый день  добрый вечер  

рад вас видеть  приветствую вас  

салют  

пока

до свидания  доброго пути  счастливо  

до скорой встречи  будьте здоровы  всего хорошего  всего доброго

 пока

я приношу свои извинения  

не сердитесь, пожалуйста

 извините, пожалуйста  

 я прошу прощения  

я виноват перед вами

 простите

будьте любезны  если вам не трудно  я прошу тебя  

сделайте одолжение

 не могли бы вы  пожалуйста

спасибо  благодарю  

вы мне очень помогли


Приложение № 4

Ролевая игра «Этикетная экспертиза»

Раздел III Культура и этика речевого общения

Цель:        формирование и закрепление понятия о тактичности; развитие коммуникативных навыков общения.

Материал:        таблица с надписью «Этикетная экспертиза», 2 памятки исследователя, 2 карточки с проблемными ситуациями.

Ход проведения

Педагог:        Исследования показали, что у человека есть очень важное качество, помогающее устанавливать контакт с людьми. Именно его и потеряли жители страны Этикет. Оно, к сожалению, от рождения нам не дано, и его надо в себе воспитывать. Что это за качество, мы с вами и должны постараться выяснить, проведя «этикетную экспертизу». Я предлагаю вам разбиться на две группы, присесть за столы и выбрать ситуацию, в которой возникли трудности в общении. (Ребятам предлагается в работе воспользоваться «Памяткой исследователя»). Ваша задача: провести исследования, пользуясь памяткой, находящейся на ваших столах. Проанализируйте поведение участников диалога и представьте, что вы можете дать им совет по речевому этикету, в связи с найденными ошибками в их поведении. Подумайте, что вы скажите?

 (Дети зачитывают ситуации  и дают оценку речевого поведения собеседников).

Педагог:        Итак, герои этих маленьких рассказов не умеют правильно общаться со своими товарищами. У них нет определенного качества (Ответы детей.) Вы определили, описали его верно, хотя и называли по-разному. Это тактичность. Переверните памятку и прочтите это слово (приложение № 4). А теперь прочтем все вместе. Тот, кто обладает таким качеством – тактичностью, никогда не будет назойливым, не утомит того, с кем общается, не обидит, не пошутит некстати. Воспитывайте в себе тактичность.


Приложение № 4

ПАМЯТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

  1. Чтение текста предложенной ситуации.
  2. Анализ поведения участников диалога.
  3. Выявление этикетных ошибок в речевом поведении

и объяснение их причин.

  1. Рекомендации героям по речевому этикету.
  2. Выступление – защита (возможно распределение обязанностей).

ПАМЯТКА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

  1. Чтение текста предложенной ситуации.
  2. Анализ поведения участников диалога.
  3. Выявление этикетных ошибок в речевом поведении

и объяснение их причин.

  1. Рекомендации героям по речевому этикету.
  2. Выступление – защита (возможно распределение обязанностей).

1-й рассказ

Ира пришла к Тане в гости. В клетке у нее сидела замечательная яркая птица. Таня показала ее своей подруге и радостно сообщила:

  • Посмотри Ира, какого попугая мне подарила мама.
  • Ничего себе птичка. У меня такая же была. Даже лучше – сказала Ира, - Тоже мне зоолог. Ты хоть ухаживать за ней умеешь?

Таня загрустила и замолчала. Ира не смогла в это день общаться с Таней.

2-й рассказ

За пять минут до первого урока ученики сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

— Почему у тебя глаза на мокром месте? – громко закричала Катя. — Что у тебя случилось? Расскажи! Кто тебя обидел?

— Ну, давай, Давай быстро рассказывай! – подскочила к Оле Наташа.

— Что случилось? Почему у тебя слезы? – закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса, все недоуменно пожали плечами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

Путешествие по стране этикета.

Программа для проведения кружка в 1 классе общеобразовательной школы....

Путешествие по стране этикета

Программа внеурочной деятельности, расчитанная на 4 года (1-4 классы)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикета 1-4 класс"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов "Путешествие по стране этикета"...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по стране этикет" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности  по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов...

"Путешествие в страну Этикета"

Сценарий внеклассного мероприятия....

Путешествие в страну Этикет

Занятие по этической грамматике можно проводить и как классный час, и как внеурочное занятие, либо в группе продленного дня. В основе конспекта разработка учителя начальных классов, заимствованная с ф...