Урок Отечества
классный час (4 класс) на тему

Степанова Людмила Ивановна

Урок Отечества напрвлен на воспитания интереса  к истории, духовно-нравственных ценностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_otechestva.zip452.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №43»

РАЗРАБОТКА УРОКА

 Подготовила и провела

учитель начальных классов

Степанова Людмила Ивановна

г. Новокузнецк

Урок       Отечества

                                                            ( 4 класс)

Цель.  Познакомить учащихся с символами Российской Федерации, историей их возникновения, формировать представления об их функциональном назначении; развивать познавательные интересы; воспитывать любовь к Родине.

Оборудование. Символы  Российской Федерации (таблица), звукозапись гимна России, портреты русских царей, карта Российской Федерации, монеты, иллюстрации.

                                          Ход урока.

Учитель. Что такое Родина?

Учащиеся. Говорят о том, как они это понимают.

Ученик (читает наизусть стихотворение М.Линнамяги)

Родина - улица наша и дом,

Где ты играешь с любимым котом,

Где твой возлюбленный ящик с песком,

Луг, чтоб бежать босиком,

Речка за светлым леском,

Зимний денек со снежком,

Лед под блестящим коньком,

Садик и школа потом.

Учитель. Послушайте одну историю. Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг начались у него неприятности: поссорился с товарищами, на работе не ладится. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего на свою страну. По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути»,- решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились.…  Но только нерадостно на душе у Человека, будто что-то потерял важное без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет его изнутри. В общем, как говорят в народе «на душе кошки скребут».

-Давайте подумаем, когда так говорят?

-Почему же человек заскучал?

Учащиеся высказывают свои мысли.

   Верно, Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые ему были дороги.

-Кто знает, как называется это чувство?

Учащиеся. Это чувство называют ностальгия.

(Учащиеся читают значение этого слова по словарю В.Даля)

У. Ребята, а с чего начинается Родина для вас?

Дети отвечают.

Ученик. Читает стихотворение М.Исаковского «С чего начинается Родина?»

У.   (обращаясь к карте)  Россия – самая большая в мире страна. Здесь варят сталь, осваивают космос, выпускают автомобили, и другие предметы. В ней огромные города. А какие вы знаете? Назовите и покажите. Полноводные и могучие реки.

Самые  большие леса в России, четверть всех лесов мира. Огромные запасы природных ресурсов.

Самое большое озеро в  мире «Каспийское», а самое глубокое «Байкал». В России много всего самого, самого…

В сборнике В.И.Даля есть пословица: «Велика святорусская Земля, а везде солнышко».

-Как вы понимаете ее смысл?

Дети отвечают.

У.  В России проживает огромное число русских. Другие нации и народности, живущие в России, тоже корнями связаны с этой землей, с ее многолетней историей.

У любого государства есть символы, назовите символы России?

На доске плакат – герб, флаг Российской Федерации.

-Слово «герб» произошло от немецкого слова «эрбе», что обозначает «наследство». Когда-то древние рыцари носили на щите свои отличительные знаки. Лица их было не видно, но на щите знаки, по которым можно определить, кому он принадлежит. Потом этот символ стал символом объединенных между собой земель, а потом символом государства.

Рассмотрите герб.  

Скипетр (жезл)

Держава (золотой шар)

Корона (величие)

СИМВОЛЫ ВЛАСТИ ЦАРСКОЙ РОССИИ

ИВАН III ВЕЛИКИЙ

Ученик. Наш герб очень древний, появился он в 1497 году, ввел его великий князь всея Руси Иван Третий. Сначала это был герб Московского государства, потом – Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. На гербе изображен двуглавый орел на фоне российского флага. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. На груди изображение всадника, на фоне красного щита Георгий Победоносец, у него копье, которое помогло победить змея (врага). Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

У. Где же мы можем увидеть изображение герба?

Дети отвечают.

Учащиеся рассматривают современные российские монеты.

У. Что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник?

Ученики. Копейки.

У.  Почему они так называются? От какого слова произошло это название?

Ученики. От слова «копье».

У. У кого оно в руках? Да, это Георгий Победоносец, он с древних времен почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах.  

                         Вот какая замечательная история нашего герба! 25 декабря 2000года бывший президент России Владимир Путин подписал Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации». Этим законом установлено описание герба и порядок официального его использования.

Ученик. В статьях 3,5.6.7 указывается, что герб изображается на печатях, паспортах, документах, денежных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей. Государственный герб помещается на пограничных знаках и в пунктах пропуска через границу.

У. Теперь поговорим о гимне. Что означает это слово?

Ученики. Гимн-это торжественная песня. Государственный гимн используется при подъеме государственного флага, при официальных встречах представителей других государств.

У. Расскажите о правилах, которые нужно соблюдать при прослушивании гимна?

Ученики. Во время его прослушивания надо встать.

У. Слушаем гимн (звучит запись, дети встают и слушают).

-Прошу всех сесть.

У. Еще один из важнейших символов государства – флаг.

Флаг Российской Федерации

http://www.tsogu.ru/Newsitems/University/Headline.2009-02-06.2001/2009-02-06.4596269811/image

Пётр Первый

Ученик. Трехцветный флаг России был утвержден первым российским императором Петром  Первым. Триколор нашего флага обозначает: белый цвет считается выражением чистоты устремлений, синий - стремления к миру, красный – готовности не жалеть своей крови при защите Родины.

У.. Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится и к его флагу – ведь под ним совершено так много подвигов! В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность. Если враг сумеет захватить знамя, то воинская часть расформировывается, как опозоренная. И наоборот: когда политические демонстранты хотят выразить свое неодобрение действиями другого государства, они сжигают его флаг.

- Где вы могли видеть государственный флаг?

Дети отвечают.

У. Предлагаю каждому нарисовать флаг России (дети помещают готовые рисунки на доске).

У. Вот мы и прикоснулись к прошлому и настоящему нашего Отечества, частью которого является государственная символика.

Ученик (читает стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию»)

Берегите Россию-

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце

В позабытом селе…

Берегите Россию-

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию-

Нет России другой!

          Звучит песня «С чего начинается Родина?» (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера)

Список использованной литературы:

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М.:ЭКСМО, 2001
  2. Ривина Е.К Герб и флаг России.- М., 2002
  3. Сборник стихов о Родине – М.: Просвещение, 1990

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики (Б. П. Гейдман, И. Э. Мишарина 2 класс) Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через 10. День Защитника Отечества».

Я работаю в кадетской школе № 1780, которая носит название «Кадетский корпус памяти героев Сталинградской битвы».Методическая тема нашей школы: « Личностно-ориентированный подход в создани...

Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

Технологическая карта урока ОТЕЧЕСТВО

Технологическая карта урока №3  Общая частьПредмет ОРКСЭ. Основы светской этикиКласс 4Тема урока Любовь и уважение к Отечеству. Планируемые образовательные результатыПредметные Метапредметны...

К.Д. Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество».

Задачи урока: - актуализировать и расширить знания учащихся о Родине, России;- познакомить с рассказом К. Ушинского «Наше Отечество», пословицами о Родине;- формировать умение анализи...

Областной конкурс «Герои Отечества - наши земляки», посвященный Дню Героев Отечества

Сочинение на областной конкурс "Герои Отечества - наши земляки"...

Методическая разработка мероприятия, посвященного Дню Отечества. Встреча с военнослужащими "Сыны Отечества"

23 февраля – это День защитника Отечества. Это  особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали  в защите Родины. Это пра...

9 декабря – День героев Отечества. Герои Отечества - связь времён

Герои Специальной военной операции по защите Донбасса и Луганска, повторишие подвиги героев Великой Отечественной войны...