Устный журнал "Земля - наш дом родной"
классный час (3 класс) на тему

Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией "Наши соседи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Устный журнал по экологии127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Земля – наш дом родной»

(На доске плакат со словами из произведения М. М. Пришвина)

Учитель. Посмотрите на доску и прочитайте слова, которые написаны.

Откуда взяты эти строчки? Из какого произведения? Правильно, и не случайно эпиграфом к нашему классному часу выбраны эти строки из произведения  М. М. Пришвина. Ведь именно он , великий русский писатель неоднократно говорит нам, что долг каждого человека – охранять природу, охранять нашу планету Земля.

Тема нашего сегодняшнего классного часа «Земля – наш дом родной». И проведём мы его в необычной форме, в форме устного журнала.

Ведущий 1. Земля, какая она? Все говорят «земля», а каждый видит и понимает своё. Для космонавта среди звёзд – она голубая планета. Для моряка – она берег. Для геолога – это твердь, хранящая в себе полезные ископаемые.

Ведущий 2. Земля принимает  в себя все дожди, снега и туманы, мохнатые семена и гладкие зёрна. Земля рождает прозрачные ручьи и потоки, миллионы стеблей и колосьев, носит на себе облака и их тени; пускает птиц в небеса, быстроногое зверьё по лесам.

Ведущий 1. Что же такое наша Земля?

Ведущий 2. Солнце, лес, дыханье пашен

                     Сад в цвету, где молкнут пчёлы.

                     И наш дом, и огни нашей школы.

Ведущий 1. Великую Землю, любимую Землю,

                     Где мы родились и живём

                     Мы Родиной светлой,

                     Мы Родиной милой,

                     Мы Родиной нашей зовём.

Песня «Мы Землю эту Родиной зовём»

Дети.

1. Привет тебе, мой край родной,

    С твоими тёмными лесами,

    С твоей великою рекой

    И неоглядными полями.

2. Смотри, как роща зеленеет,

    Палящим солнцем облита,

    А в ней такою негой веет

  От каждой ветки и листа!

Ведущий. Да, Земля – наша Родина, наш огромный дом. И твой, и мой. А кто же ещё рядом с нами живёт на этой чудесной планете? Откроем 1 страницу нашего устного журнала. Она называется «Наши соседи». Кто же живёт с нами рядом на Земле?

Дети.

1. Каждый где-нибудь живёт:

   Рыба – в море, в норке – крот,

   Заяц – в поле, мышь – в соломе,

   Я – в большом кирпичном доме.

2. Пёс Волчок в моём дворе,

    В деревянной конуре.

    Кошка Мурка – на диване,

    Зебры – в Африке, в саванне,

    В тёплых джунглях бегемот.

    Кто же на Земле ещё живёт?

3. Под берёзкой на пригорке

    Старый ёж устроил норку,

    А под листьями лежат

    Двое маленьких ежат.

4. Белка спряталась в дупло,

    В нём и сухо, и тепло.

    Запасла грибов и ягод

    Столько, что не съесть и за год.

5. Под корягой, в буреломе,

    Спит медведь, как будто в доме.

    Положил он лапу в рот

    И, как маленький, сосёт.

    Кто же на Земле ещё живёт?

6. Вот ромашки долговязые

    С кашкой шепчутся,

    А вот

    Незабудки синеглазые

    Затевают хоровод.

7. Поглядите, поглядите,

    Что за красный огонёк?

    Это дикая гвоздика

    Новый празднует денёк

8. Фиалки, ландыши для нас

   Родимый край в садах припас.

   Но мы их рвать не будем –

   Пускай цветут на радость людям.

9. Много трав растёт полезных

   На Земле страны родной

   Может справиться с болезнью

   Мята, пижма, зверобой.

10. Если я сорву цветок,

      Если ты сорвёшь цветок,

      Если все: и я, и ты,

      Если мы сорвём цветы –

      Опустеют все поляны

      И не будет красоты.

      Кто же на Земле ещё живёт?

11. Птицы часто нам встречаются

                                               в природе:

      На дорогах, и в пустынях,

                                               и в садах.

     Если надо, птицы плавают и ходят,

     А не надо, то летают в облаках.

12. Птиц по щёлканью и свисту различают,

      Их по голосу и свисту узнают.

      И поют они,

      Когда им не мешают.

     Ну, а если им мешают, не поют.

13. Давайте улыбнёмся!

      Как хорошо вокруг!

      Природа – наш хороший,

      Наш добрый верный друг.

      Для нас лесной кузнечик

      Споёт среди травы,

      А ветер нам сыграет

      На клавишах листвы.

Ведущий. Века живут рядом человек и животный мир. И друг другу помогает, друг у друга учатся. Иногда люди перенимают кое-какие привычки у животных. И тогда говорят: «Болтливый, как сорока», «неуклюжий, как медведь», и т. д.

Учитель: А теперь попробуйте продолжить предложения сами:

«Трусливый, как…»

«Колючий, как…»

«Злой, как…»

«Хитрый, как…»

Учитель: У вас на столах – листочки с заданием. Зачеркните одинаковые буквы в каждой строке. Прочитайте слова, которые у вас получились. (Красная книга)

Так называется следующая страница нашего устного журнала.

Дети.

Здравствуйте, друзья!

Здравствуй, природа!

Здравствуйте, леса и реки, моря и озёра, поля и горы.

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны и волки!

Ведущий.

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим – люди уничтожили их.

Дети.

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы плавают в реке,

И считанные восковые зёрна

Неслышно зреют в малом колоске.

Неужто люди лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.

Учитель: А почему они считанные? Как вы понимает значение этого слова? Почему они стали такими?

Да, с годами люди поняли, что необходимо охранять природу. В последние годы на Земле ежегодно исчезает  от 1 до десятка видов растений и животных. С целью сохранения природы была создана Красная книга. Красная книга –не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

У нас в Мордовии есть своя Красная книга, куда занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. Мы о них уже говорили ранее. Давайте вспомним, какие растения и животные занесены в Красную книгу Мордовии.

С целью сохранения богатства, которое подарила нам природа, создаются национальные парки, заказники и заповедники. У нас в Мордовии есть 1 заповедник. Кто помнит, как он называется и где он находится?

Дети.

1. Охраняется «Красною книгой»

    Сотни разных животных и птиц,

    Чтобы выжил простор многоликий,

    Ради света грядущих зарниц.

    Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

    Чтобы не были души пусты,

    Охраняются птицы,

    Охраняются звери,

    Охраняются даже цветы.

2. Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Ведущий.

Да, каждый из нас, живущих на планете Земля, должен нести ответственность за сокровища природы.

Дети.

1. И, конечно, тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним, что имеем,

Не щадим, не жалеем,

Ни за что не в ответе,

Словно самую малость

Нам на это планете

Жить и править осталось.

2. Что же мы натворили с природой?

Как теперь ей смотреть в глаза?

В тёмные отравленные воды,

В пахнущие смертью небеса.

Ты прости нас, бедный колонок,

Изгнанный, затравленный, убитый

На планете, Богом позабыто,

Мир от преступлений изнемог.

Ведущий.

Чтоб могли леса цвести,

И сады, и реки

Всё живое береги ,

Ты на этом свете.

Всё живое на Земле хочет жить, и помочь этому можем только мы.

Следующая страница нашего журнала «Экологические проблемы»

(Сценка)

 

 Картина 1.

Порядок.

Облетели мы планету,

Рейд-проверочка у нас

Залетели и на эту

В этот день и в этот час.

Чистота.

Всё везде почти в порядке:

Кратеры, вулканы, грядки.

Аккуратность, что молчишь?

И в платочек лишь сопишь?

Аккуратность.

Да простыла я немножко,

Только глянула в окошко,

Но всё это не беда, дорогая чистота,

Ну-ка смело ближе к делу!

Ты, Порядок, начинай,

Раз пришёл, так проверяй.

Порядок.

Вон разлёгся тот сеньор,

Красный весь, как помидор,

Но не от стыда, а так,

Он на солнышке размяк.

Аккуратность.

Кто же этот джентльмен?

Порядок.

Выясним, один момент!

(Свистит в свисток)

Министр экологии.

Как вы смели, не пойму,

Отчего и почему

Разбудить меня напрасно.

Неужели вам не ясно,

Что работаю я сутки

И свободной нет минутки?

Мыслю я и день, и ночь

Нашей как Земле помочь.

Я – министр экологии,

Мне мешают очень многие,

Вот и вы мне помешали,

Мысли все опять пропали.

Чистота.

Мыслить можно бесконечно,

Но Земля – она не вечна.

Чтоб природу охранять,

Надо делом подтверждать.

Министр экологии.

Я и подтверждаю,

Я и охраняю,

Вон везде висят плакаты

С моей подписью и датой!

Порядок.

Значит, на Земле ажур?

Полный, так сказать, ля мур?

В чистоте всё и опрятно,

Элегантно, аккуратно?

Министр.

В общем-то почти.

И всё же

Говорите осторожно.

Здесь хозяйничает сэр

По прозванию Мусэр.

(Раздаётся шум, треск, грохот)

Ой, беда, беда, беда

Он со свитою идёт сюда!

Лучше всем уйти отсюда,

Как бы не было нам худо.

Мусэр.

Я – сэр Мусэр знаменитый,

Я весел и богат

И обо мне повсюду говорят.

Моя одежда в золоте, ботинки в серебре,

Мои владенья в каждом доме и дворе!

Все, кто мусор повсюду бросает,

Здоровья и радости мне прибавляет

Как не любить таких ребят:

Повсюду мусор, как я рад!

Чистота.

А мы мусор убираем!

Мы бумажек не бросаем!

Порядок.

Нам по душе чистота!

У нас во дворе – красота!

Аккуратность.

Мы с чистотой и порядком дружим,

А мусор нам совсем не нужен!

Порядок.

Мы сейчас его разденем

И ничуть не пожалеем.

Ну-ка, сэр Мусэр, держись,

Лучше снами не борись!

(Раздевают его, снимая куски бумаги)

Мусэр.

Ой! Не трогайте меня!

Где же вы, мои друзья?

Ни подмоги, ни поддержки –

Потерял своё богатство –

Как мне быть? Куда податься?

(Убегает)

Чистота.

Бумага – не мусор, положим в мешок,

Пусть людям послужит она новый срок.

Из макулатуры получатся новые книги и тетради.

Аккуратность.

Для яблочных огрызков местечко мы найдём –

Отходы пищевые на огород снесём!

Всё это перегниёт и превратится в хорошую землю, чернозём.

Порядок.

Мы вырастим в этих стаканах рассаду!

Игрушки для детского сделаем сада:

Матрёшку, лошадку, забавную хрюшку –

Отличные выйдут ребятам игрушки.

Чистота.

В природе нет мусора,

Нет отходов.

Давайте учиться, друзья,

У природы.

(Раздаётся стук в дверь, входит секретарь)

Картина 2.

Министр.

Я же просил не беспокоить,

Ведь я – министр важных дел.

А все бумажки прочитать

Я, к  сожаленью, не успел.

Секретарь.

Лесник в приёмной ожидает,

Приёма ждёт который день.

И как не стыдно беспокоить?

И как только ему не лень?

Министр.

Ах, да, лесник… вот его рапорт.

Опять безделица небось.

Я и вникать в него не буду,

И так всё склеится, авось.

(Входит лесник)

Министр.

Я долго думал и считал.

И счёл вас нужным известить:

Чтоб площадь пастбищ увеличить,

Решил я речку осушить.

Я слышал, волки нанесли

Большой урон овечек стаду.

Теперь за голову волка

Охотнику я дам награду.

Чтоб поле хлебное засеять,

За речкой вырублю лесок,

А чтоб дорогу проложить,

Насыпать на лугу щебёнку и песок.

Лесник.

Раз лес шумит и шепчет речка,

И жаворонок на лугу поёт,

То, значит, жить им вместе нужно,

Всё без гармонии умрёт.

Осушим речку – погибнет рыба,

Лес вырубим – уйдёт зверьё,

Отстрелим волка – расплодится

Грызун – потравщик и ворьё.

Лес, луг, зверьё , жуки и речка –

Единая наша семья.

И без нее нам жить нельзя.

Министр.

Ты что ж, один жучков жалеешь?

А я по-твоему здесь так?

Уволен ты, и без тебя

Мы обмозгуем, что и как.

Картина 3.

Суд над министром.

Лев.

Сегодня судим мы министра.

Он мнит себя царём природы.

Судьёй сегодня буду я.

Я – царь зверей и прерий,

Защитником собака будет,

Она пока что верит людям.

А обвинитель будет Тур.

Давно убит уж Тур последний,

Но справедливому суду

Уж очень важно Тура мненье.

Тур.

Я обвиняю человека,

Мне отвратительны их нравы.

Решать вопросы чьей-то жизни…

Кто дал ему такое право?

Мне трудно говорить, я умер.

Но, раз моё вам важно мненье,

Пускай живые говорят –

Свидетели обвиненья.

Мать-и- мачеха.

Я – мать – и-мачеха – лечебная трава,

Лечу я всех, кто кашляет ужасно,

От голода весной спасаю пчёл.

Но рвут меня и мнут напрасно.

Росла я повсеместно и рано зацветала,

Теперь должна скрываться,

Ужасно я устала.

Цапля.

Я – серая цапля, живу на болоте,

Питаюсь лягушками, как вся моя родня.

Но речка засохла, исчезли комарики,

Лягушкам нет корма, погибла семья.

Собака.

Позвольте! Знаю я министра

С собачьих самых детских лет.

Всё это время, пока живу я у него,

Не знаю бед.

В защиту общества природы

Сдаёт он взносы точно в срок.

Быть может, мы его простим,

А он запомнит наш урок.

Лев.

Постой, защитница, ну неужели

Все сказать успели?

А безмолвные стихии?

Воздух.

Я - воздух. Я много терплю от министров,

Меня отравляют меня без конца,

Озоновый слой не очистится быстро

И не продохнуть от тротила, свинца.

Почва.

Я -  почва, закормленная пестицидами,

Селитрой залита, забита отвалом.

Четвёртая часть плодородья погибла.

Надеюсь, что зло не пройдёт это даром.

Вода.

Вода голубая, а ныне

Коктейль сточных вод, удобрений, мазута.

Нет рек и озёр, есть сплошные болота.

И некому отвечать почему-то.

Собака.

А, может быть, не было умысла злого?

Давайте дадим подсудимому слово.

Министр.

Мне раньше казалось:

Без всяких усилий

Сумею природою я управлять.

Но оказалось, что это наука,

Нельзя дилетантов сюда допускать.

Признаюсь, всю жизнь я заведовал складом,

А об экологии я не слыхал.

Теперь-то я понял – на пенсию надо,

Пусть место министра займёт профессионал.

Порядок.

О, Господи, доколе же, доколе

Страдать Земле, замученной людьми?

Кислотные дожди над хлебным полем

Секут колосья страшными плетьми.

Вверх брюхом рыба в реках и озёрах,

Тяжёлый смог над крышами домов,

И гибнут дети. И ни в чём опоры,

И явь страшнее самых страшных снов.

Лесник.

Мы на планете вместе живём.

Эта планета – наш общий дом.

Быстрые реки и синее море,

Лес и поляны, и дальние горы.

Дом для зайчонка,

Дом для оленя,

Дом для дельфина,

Кита и тюленя.

Как Солнце на небе,

Земля у нас одна.

Мы общей жизни зёрна,

Одной страны родня.

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это, люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас!

Ведущий.

Давайте беречь природу, дарить друг другу поляны, небо, море. Не будем уничтожать красоту вокруг себя.

Учитель.

А сейчас послушайте наказ-клятву. Если вы согласны стать защитниками природы, повторяйте за мной:

Чтоб могли леса цвести

И сады, и реки,

Всё живое сберегу

Я на этом свете.

Песня «Природу бережём»

    Классный час

 в 3 б классе на тему

«Земля – наш дом родной»

 

   Учитель:

Каменская С. Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал по кубановедению "Люблю тебя, мой край родной!"

Этот материал поможет провести урок кубановедения в интересной для детей форме....

Устный журнал "Земля - наш дом родной"

Внеклассное мероприятие по экологии с презентацией "Наши соседи"...

Конспект урока "Устная история родного края."

Конспект урока "Устная история родного края."...

Устный журнал " От "Родничка" к "Истокам"

Устный журнал "От "Родничка " к "Истокам"" проводится в пятых классах в начале учебного года. по плану работы СДОО "Содружество"....

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Методический материал к учебным занятиям по дополнительной общеразвивающей программе "В глубину родной культуры"

В данной разработке содержитя материал по детскому фольклору, представлены тексты потешек, пестушек, загадок, скороговорок и т.д....

Классный час. Устный журнал. Наши любимые поэты о красоте родной Брянщины»

Устный журнал. Наши любимые поэты о красоте природы Брянщины»....