Работа с семьёй как основное направление профилактической работы.
статья на тему
Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_semyoy_kak_osnovnoe_napravlenie.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с семьёй как основное направление
профилактической работы.
Воспитывает всё: люди, вещи,
явления, но, прежде всего
и больше всего, - люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.
А.С. Макаренко.
Становление и развитие человека начинается в семье – первой общественной среде. Это то - социальное окружение, в котором человек усваивает основные нравственные ценности, получает первичные знания и обретает новые умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом выходит в мир. Как показывает практика, большинство семей крепкие и дружные. Но в последнее время появились другие семьи, образ жизни которых отрицательно сказывается на здоровье, поведении, воспитании детей. Педагогическая неграмотность многих родителей, низкий уровень их ответственности за воспитание подрастающего поколения являются в наши дни одними из основных причин появления девиаций в поведении детей, нарушения их прав, развития внутрисемейных конфликтов. Во многих семьях мелкие конфликты возникают практически каждый день, что ведёт к снижению внутрисемейных и вне семейных отношений. Конфликтные отношения между родителями, а часто и вражда не только усугубляют межличностные отношения в семье, но и негативно влияют на формирование доброты, милосердия, внутренней культуры детей. Обеспокоенные поисками средств к существованию, обеспечением хотя бы минимального достатка, родители сокращают время, которое отводится на общение с детьми. В итоге дети перестают играть в жизни семьи первостепенную роль, улучшение материального положения становится для многих родителей самоцелью. Опыт социально – педагогической деятельности свидетельствует о том, что в настоящее время нельзя заниматься только детьми, не оказывая социально – педагогического влияния на всю семью, сельский социум, не включая их в отрытую воспитательную систему, основополагающим компонентом которой является школа как центр социально – педагогической работы на селе. Социально – педагогическая деятельность школы сельской местности это совмещение нескольких функций в одном лице. С одной стороны школа компенсирует недостаток услуг со стороны различных учреждений, выполняя посредническую функцию во взаимодействии человека с государственными структурами, а с другой – выполняет возложенную на неё воспитательную, профилактическую и коррекционную работу. Одновременно социально – педагогическая деятельность школы направлена на защиту интересов конкретного ребёнка и законных прав каждой семьи. Работая с семьёй, мы всегда учитываем, что между её членами существуют идеологические, правовые, экономические, нравственные и религиозные отношения, которые основываются на чувствах любви, привязанности и заботы. Педагогический опыт показывает, что радикальные меры не всегда приносят ожидаемый результат, могут не ликвидировать проблему, а усугубить её. Коррекционное воздействие на семейные отношения возможны при: - сотрудничестве родителей со школой и другими организациями; - обоюдном осознании проблем семьи; - авторитете учебного заведения для семьи; - обращении родителей за помощью к педагогам; - участии родителей в различных общественно – педагогических мероприятиях; - посещении родителями лекций, бесед, консультаций в рамках педагогического всеобуча. Цель классного руководителя, чтобы родители посещали родительские собрания, участвовали в жизни школы. Формы проводимых мной собраний – нетрадиционные. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания. Но не всегда между семьёй и учебным заведением существует взаимопонимание. Если семья безразлично или негативно относится к советам или рекомендациям педагогов и всякое педагогическое влияние расценивает как акт ущемления семейных интересов, в таких случаях в своей работе с такими семьями школа учитывает и использует чувство родительской любви, родительского долга в воспитании ребёнка, желание родителей, чтобы ребёнок был не хуже других. Работа с семьёй по разным причинам вызывает определённые трудности. В случае если родители не хотят идти на контакт со специалистами, которые хотят оказать им поддержку и помощь, основная работа проводится при посещении семьи на дому и при посещении родителями учреждения образования. Важно расположить к себе родителей, завоевать к себе их доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогами своими мыслями, сомнениями. Родители же, в большинстве своём, не имеющие профессиональных навыков обучения и воспитания, выполняющие в своей жизни множество функций – рабочих, семейных, личностных и др. – и подчас несущие на своих плечах груз множества проблем, нуждаются в поддержке в первую очередь со стороны педагогического коллектива школы. В социально – педагогической деятельности школы выделяются следующие шаги помощи и поддержки семьи: 1. Развитие границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия ( лекции, собрании, беседы) развивать неформальные способы взаимодействия с семьёй, семей между собой ( встречи для обсуждения каких – либо вопросов). 2.Развитие уверенности родителей в успехе. Позитивная поддержка – возможность упрочить уверенность в успехе в данной работе. Такую поддержку даёт взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми. 3. Использование новых путей для решения проблем семьи (радио, телевидение, газеты; использовать людей, хорошо знающих семью; развивать контакты с семьями, имеющими опыт решения данных проблем и т.д.) 4. Привлечение семьи для участия в организации и проведении любых форм деятельности (конкурсы, экскурсии, трудовая деятельность, спортивные соревнования и т.д.) 5. Организация поддержки семьи, как педагогами, так и семьями – совместная работа требует навыков и от специалистов и от родителей. 6. Предупреждение эмоционального «выгорания» родителей. 7. Руководители ОВР, учителя, психолог, педагог социальный и другие верят в потенциал семьи. Только веря, мы способны помочь семьям в преодолении проблем. Оказывая семьям помощь, поддержку, надо учитывать социально – педагогическую дифференциацию семей по их дееспособности и характеру проблем. При работе с семьёй, обращать внимание на: - межличностные отношения в семье; - изучение свойства личности и психологического состояния родителей и ребёнка; - организацию семейных советов по поиску выхода из сложившейся ситуации; - проведение мероприятий по восстановлению семейного статуса семьи; - организацию семейных вечеров и праздников; - проведение совместных экспедиций, походов и т.д. - организацию диспутов, экспресс – интервью, родительских конференций, лекций, бесед, цель которых – разъяснительное влияние и обучение правильному построению взаимоотношений с ребёнком. В заключение еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что именно ошибки семейного воспитания приводят подростка к асоциальному поведению, и, чтобы совершение этих ошибок свести к минимуму, нужно знать, что:
Социально – педагогическая работа в сельском социуме успешна лишь тогда, когда её осуществляют профессионалы, в первую очередь, специалисты социально – педагогической и психологической службы учреждения образования. Создав устойчивую сеть социальной поддержки для семьи, используя своевременно внешние и внутренние ресурсы, можно получить положительный результат в оптимизации внутрисемейных отношений. |
Памятка для родителей
Уважаемые мамы и папы! Прислушайтесь к советам своих детей!
- Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход.
Это позволит мне определить свое место в жизни. - Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.
- Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
- Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
- Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
- Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить - это подорвет мою веру в вас.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня по мелочам. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
- Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы, постоянно говоря: "Вот я в твоем возрасте..."Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
9. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я с вами буду торговаться и, поверьте, - я окажусь с прибылью.
- Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки - смертный грех. Я имею право делать ошибки, исправлять их и извлекать из них уроки. Но если вы будете меня убеждать, что я ни на что не годен, то в будущем я буду бояться что-то делать самостоятельно.
- Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я, как и вы, учусь на собственном опыте.
- Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время. Поговорите со мной об этом позже, когда пройдет эмоциональный всплеск.
- Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо большее внимание на замечание, если вы скажете мне все спокойно, с глазу на глаз.
- Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подрывают мою веру в это.
- Если я вижу, что вы любите больше брата или сестру, я вам не буду жаловаться. Я буду просто нападать на того, кому вы больше уделяете внимания и любви. В этом я вижу справедливость.
- Мне уже сейчас интересен противоположный пол. Если вы это будете игнорировать и не объясните, как мне поступать и что делать со своими чувствами, то мне об этом расскажут мои сверстники и старшие ребята. Будет ли вам от этого спокойно?
- Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я перестану задавать их вам и буду искать информацию где-то на стороне.
- Я чувствую, когда вам тяжело. Не прячьтесь от меня. Дайте мне возможность пережить это вместе с вами. Если вы доверяете мне - я буду доверять вам.
- Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее, как мы его проводим, а не сколько.
- Не полагайтесь на силу в отношении со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.
- Будьте внимательны, когда в моей жизни наступает период большей ориентации на сверстников и старших ребят. В это время их мнение может быть важнее вашего. В этот период я отношусь к вам критически и сравниваю ваши слова с поступками.
- Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
- Не ждите, что я буду таким, как вы, или таким, как вы хотите. Помогите мне стать не вами, а собой.
- Не вымещайте на мне свои обиды.
- Не относитесь к моим проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будьте уверены, мне она тяжела не меньше, чем вам, а может быть и больше, поскольку у меня нет опыта.
- Не унижайте! Иначе я затаю такую обиду, которую не смогу простить вам никогда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с семьёй ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дети, имеющие проблемы в развитии, — сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. Как подчеркивают психологи и с...
Обновление содержания работы с семьёй
Общей целью образования является воспитание личности, соответствующей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которой направлены усилия школы и государства. Эта цель может быть дос...
Выступление "Система работы с семьёй"
Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей "Система работы с родителями"...
Обобщение опыта работы Проект по работе с семьёй "Наша дружная семья-школа, родители и я!"
Сегодня учитель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании детей, а это означает равенство сторон, их взаимное уважение и заинтересованность в успешном сотрудничестве, что неизбежно в...
Основные направления социально – психологической работы с семьёй, имеющей ребёнка с ОВЗ.
В последнее время огромное внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). «Особый ребёнок» - так мягко называют педагоги детей, нуждающихся в особых условиях жизнед...
Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).
Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка высокие духовные и нр...
Комментарии
Работа с семьёй
Воспитание детей – огромный труд, который, прежде всего, ложится на плечи родителей, ибо, сколько бы ни ссылались на детские учреждения (детские сады, школы), большую часть времени ребёнок находится в семье. Однако работая с семьёй нами педагогами сил потрачено немало.