Классный час "День памяти жертв политических репрессий"
классный час (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие "День памяти жертв политических репрессий"
Цель: воспитать у обучающихся уважение к историческому прошлому своего народа через сопереживания к судьбам конкретных людей
Основные задачи:
- углубить знания учащихся о сложной и противоречивой судьбе страны ХХ века;
- периоде политических репрессий;
- показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через «маховик» репрессий.
Слайд 1
Слайд 2 «Тюремное окно»
- Всем,
кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!
Слайд 3 «Война»,
Ведущий 1: Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в XX веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.
Ведущий 2: Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, унижены и уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа. Тысячи инженеров, сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных партийцев, миллионы крестьян, оказавшиеся жертвами раскулачивания, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине.
Слайд 4«Архивные документы», звучит мелодия Шопена «Ми минор»
Ведущий 1: Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.
Слайд 5 «Горящая свечка»
(Звучит реквием. Минута молчания)
Слайд 6 «Монумент» В2: Сегодня День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто – ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя- святой долг государства.
Слайд «Цветы»
Ведущий 2: О массовых репрессиях 30-х годов написано немало. Напечатаны многие лагерные мемуары, рукописи бывших заключённых Колымы и ГУЛАГа, стали доступны документы из архивов НКВД. Но самые бесстрастные свидетели на суде истории – письма узников лагерей.
Слайд 7 «Письма репрессированных»
Из-за кулис на фоне музыки ученик читает выдержки из писем заключённых.
5 мая 1938 год
«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка! Вчера нас привезли в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка, это неизвестно. На каких работах придется быть, это тоже еще неизвестно…»
8 июля 1938год
«.. Пишу из пересыльного пункта Устьвымлага. Сюда привезли позавчера, отсюда увезут дальше, в Желдорлаг. Кажется, это будет последний этап нашего следования к месту нашего заключения.… Вся душа моя, весь дух мой – это только Вы, мои дорогие. Не забывайте своего несчастного папочку.… Будьте здоровы.
Сильно, сильно целую вас. Ваш отец».
11 сентября 1938 год. «…Сегодня меня направляют на лечение на 42 пункт, а оттуда в Княж- Погост, очевидно, в стационарную больницу. Пока совсем неважно у меня. Весь я отёк и опух, ходить не могу, задыхаюсь. Но надеюсь, что всё это временное явление и при хорошем лечении в больнице быстро все пройдет и я смогу работать. Будьте здоровы. Сильно, сильно целую Вас. Ваш отец».
Слайд 8«Отверженные заявления о помиловании»
Ведущий 1:Многие из этих людей подавали заявление о помиловании, но им было отказано!
Ведущий 2: Крупнейшие лагеря, в которых отбывали наказания заключенные, находились на Соловках и на Колыме. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.
Ведущий 1: С получением оперативного приказа № 00486 от 15 августа 1937 года по стране начались аресты жен изменников Родины. Этот приказ давал неограниченные возможности для произвола. Аресту подлежали не только жены, но и члены их семей.
Слайд «Плачущие жены»
(Голос за кадром)
Слайд 9«Письмо»
Отца арестовали в ночь с 26 на 27 января 1937 года. Настали дни недоуменного молчания и страха. Каждую ночь увозили кого-то из соседей. Двор наш опустел, никакой ребятни. В дом к нам перестали ходить. Ни мама, ни мы с братом не
верили в виновность отца. В марте маму вызвал директор и предложил уйти с работы по собственному желанию. Нам стало совсем не на что жить. В ночь с 20 на 21 августа арестовали маму. При аресте ей сказали, что ничего брать с собой не надо. Так что в тюрьме она оказалась в одном летнем платье, а в лагере ходила босая. Добрые люди поделились с ней своей одеждой, когда она еле живая шла по В течение двух лет она не знала, где ее дети, что с ними. Мама будет сидеть в углу камеры, глядеть на постоянно горящую лампочку и молчать. Меня с братом отправили в детский дом.
Слайд 10 “Репрессированные нашего города”, звучит мелодия Клаудермана
Дети предвоенных и военных лет, они были вырваны из привычной жизни, испытали голод и холод, разлуку с родственниками, у многих из них практически не сохранились фотографии, письма- все то, что хранит память о семье. Но несправедливость и жестокость времени не сломили и не озлобили их. Они достойно идут по жизни, подавая пример беззаветной преданности России и веры в лучшее будущее.
Ведущий 2: Историю не исправить, единственное, что остается – это восстановить справедливость и законность, чтобы ни одно событие, ни одна дата, ни одна судьба не были забыты.
В СССР Русланову знали и любили все! Любили и за редчайший по тембру и красоте голос, и за истинно русскую, даже в чем-то разудалую стать. И вдруг — гром среди ясного неба! Сначала пошли слухи. Потом, когда стали сдирать афиши с ее именем, заговорили в открытую: Русланову арестовали! Как? За что? Почему?
Самое странное, что даже сегодня, спустя шестьдесят с лишним лет, мало кому известно — что же тогда произошло? Ведь в любой среде она была абсолютно своя — своей считали Русланову шахтеры и полярники, моряки и летчики, рабочие и крестьяне. А что творилось во время войны в частях и подразделениях Красной Армии! Мало того, что, готовясь к встрече с ней, и стар и млад начинал чиститься, бриться и пришивать свежие подворотнички, а некоторые подразделения допускались на концерт Руслановой только в порядке поощрения: возьмете высоту, у которой топчетесь целую неделю, на концерт пойдете, не возьмете — сидите в окопах. И брали эти треклятые высоты! И, оставшиеся в живых, не сняв бинтов, спешили на встречу с Руслановой. Когда поползли слухи о том, что Русланову арестовали, не верил никто. Но когда ее голос перестал звучать по радио, а из магазинов исчезли пластинки, даже самые верные поклонники боязливо примолкли. А это была обычная по тем временам история, и сотрудники МГБ выполняли исходивший из самых высоких инстанций приказ…
Ахматова Анна. Расстрелян муж, репрессирован сын. Не печатали. Не покинула Россию Анна Ахматова. Она не была в тюрьме, но семнадцать месяцев ничего не знала о единственном сыне, триста дней и ночей провела в очереди в тюрьму.
Цветаева Марина. Поэтесса, прозаик, переводчик. Репрессированы муж и дочь. Покончила жизнь самоубийством.
Условия содержания заключенных в лагерях привели к большим человеческим жертвам. Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома. Происходили дичайшие истории, например «Когда были арестованы бывший нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не подошел к ней, не приласкал, не накормил, не дал приют». Люди просто боялись.
.Ведущий 2. Сколько их было, невинно убиенных, заживо похороненных в ГУЛАГах, забытых из страха порою даже родными? Вдумайтесь в такую цифру. В 1934 году в состав Союза писателей входило 2500 человек. А репрессировано было 2000! Почему? За что?
Сейчас по решению правительства во всех регионах создается книга Памяти жертв политических репрессий. И в этой масштабной и гигантской работе важно не потерять ни одного свидетельства той трагической и героической страницы нашей истории.
Слайд 11«Цветы»
Об одном прошу тех, кто живет в это время: не забудьте!
Не забудьте ни добрых ни злых. Придет время, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Нужно чтоб все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои чаяния и надежды, и поэтому муки самого незаметного из них были не меньше, чем муки того, чье имя войдет в историю. Пусть эти люди будут близки нам, как друзья, как родные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-521705-1415642124.jpg)
Классный час, посвященный ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДТП
Проводится в конце ноября. Рекомендуется для 2-7 классов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/21/picture-127098-1350807970.jpg)
Классный час. 3 сентября - День памяти жертв терроризма. Беслан.
В этой презентации рассказывается о террористическом акте в Беслане....
Классный час "Всемирный День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий"
Цели:провести анализ и показать причины дорожно-транспортных происшествий;воспитание навыков сознательного и дисциплинированного поведения на улице, дороге, в общественном транспорте.Содержание: на пр...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/02/picture-29229.jpg)
Классный час, посвященный Дню памяти жертв ДТП «Во имя жизни и безопасности»
Цель: Формирование у учащихся ценности жизни и ответственности за свою жизнь и здоровье, усиление дисциплины на дороге, развитие внимательности и способности предугадывать развитие событий на дроге.Кл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-470410-1415696208.jpg)
Виртуальный музей «Жертвы политических репрессий» Куйтунского района
Жертвы политических репрессий Куйтунского района...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/11/picture-470410-1415696208.jpg)
Виртуальный музей «Забвению не подлежит…» - Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий
Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий«Забвению не подлежит…»Факты из истории Куйтунского района, только правда, основанная на документах...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-491081-1478369867.jpg)
Мы не можем забыть! Урок мужества, посвящённый Дню памяти жертв политических репрессий
Актуальность данной методической разработки состоит в том, что в нашем обществе происходит постепенная утрата традиционно патриотического воспитания. И поэтому особенно хочется обратить внимание на од...