Викторина "5 загадок Вселенной"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Викторина для младших школьников « Пять загадок Вселенной»
Загадка первая «Солнце»
- Несколько миллионов лет после рождения энергия Солнца была неустойчивой. Когда температура достигла 10 млн. градусов, оно засияло с постоянной энергией, близкой к той, какую имеет сейчас.
Вопрос: В какой части Солнца вырабатывается энергия?
Ответ: В ядре.
- Земля, вращаясь вокруг своей оси, то отворачивается от Солнца, то поворачивается к нему.
Вопрос: Что происходит на закате: Земля отворачивается от Солнца или, наоборот, поворачивается к нему?
Ответ: Отворачивается от Солнца.
- Довольно часто на Солнце учёные рассматривают детали, сильно отличающиеся по яркости – пятна, факелы, протуберанцы. Именно наблюдения деталей перемещения позволило определить, что Солнце вращается вокруг своей оси, совершая полный оборот примерно за 4 недели.
Пятна и факелы появляются там, где резко усиливается магнитное поле Солнца.
Вопрос: Что такое протуберанцы?
Ответ: Протуберанцы – самые большие образования. Их высота достигает сотен тысяч километров. Развитие их связано с выбросом газов с поверхности Солнца.
- В районах Северного и Южного полюсов можно наблюдать удивительное природное явление – полярное сияние.
Вопрос: Как это явление связано с Солнцем?
Ответ: Временами в солнечной короне происходят взрывы, называемые вспышками. Они извергаются в космос потоками заряженных частиц. На Земле вспышки порождают полярные сияния и приводят к магнитным бурям, нарушающим приём радиоволн.
- Временами на Земле день внезапно сменяется ночью. Мы называем это солнечным затмением.
Вопрос: На всей Земле можно наблюдать полное солнечное затмение? Почему?
Ответ: Солнечные затмения объясняются прохождением Луны между Солнцем и Землёй. Луна отбрасывает тень и закрывает Солнце. Полное солнечное затмение наблюдается на небольшом участке Земли, т.к. тень, отбрасываемая Луной, очень мала.
Загадка вторая «Луна»
- Новолуние, нарождающаяся Луна, первая четверть, неполная Луна, полнолуние.
Вопрос: О чём идёт речь?
Ответ: Речь идёт о переменчивом облике Луны, который меняется день ото дня. И происходит это за 28 суток. За столько луна совершает полный оборот вокруг Земли.
- Первые наблюдения за Луной велись ещё 400 лет назад.
Вопрос: Назовите этого учёного.
Ответ: Это итальянский учёный Галилео Галилей, который наблюдал за Луной с помощью телескопа.
- Все вы слышали такое высказывание как «обратная сторона Луны».
Вопрос: А можем ли мы с Земли её увидеть?
Ответ: Луна совершает полный оборот вокруг своей оси за то же время, что и оборот вокруг Земли. Поэтому Луна всегда повёрнута к нам одной и той же стороной. Обратная сторона Луны нам не видна.
- 21 декабря 2010 года жители восточных районов нашей страны могли наблюдать лунное затмение.
Вопрос: Когда происходит лунное затмение?
Ответ: Лунное затмение случается во время полнолуния, когда Земля располагается между Луной и Солнцем и при этом её тень падает на Луну. Во время затмения Луна полностью не исчезает, а становится тёмно-красной.
- Луна – первое небесное тело, на которое опустились сначала исследовательские аппараты, затем и люди. В 1966 году космический аппарат «Луна-9» совершил первую управляемую с Земли посадку на Луне.
Вопрос: Кто первым из людей высадился на Луне?
Ответ: Американец Нил Армстронг 21 июля 1969 года.
Загадка третья «Звёзды»
- Именно изучением звёзд и занималась изначально наука астрономия (по-гречески «наука о законах движения звёзд»). Учёных, которые ведут наблюдения за звёздами, называют астрономами.
Вопрос: Какие приборы используются для наблюдения за звёздным небом?
Ответ: Сегодня астрономы используют в своей работе мощные телескопы. Некоторые из них находятся не на Земле, а в космосе. Они фотографируют звёзды и другие космические тела и посылают снимки на Землю. Самый известный космический телескоп – «Хаббл».
- Древние звездочёты считали звёзды прикреплёнными к небесной сфере, и лишь в конце 16 века итальянский учёный Джордано Бруно высказал гениальную догадку о том, что звёзды – это далёкие тела, подобные нашему Солнцу.
Вопрос: Что такое звёзды?
Ответ: Это огромные раскалённые газовые шары, расположенные на колоссальных расстояниях от нашей планеты. Ближайшая к Земле звезда – это Солнце.
3. Невооружённым глазом человек способен увидеть всего около 6000 звёзд.
Вопрос: Почему мы видим звёзды?
Ответ: Мы видим звёзды, потому что они светятся. А источник света и вообще энергии звёзд – термоядерные реакции.
- В настоящее время учёным известны многие миллиарды звёзд. Ими доказаны
этапы существования звезды: 1. Туманность 2. Сжатое газовое облако 3. Протозвезда 4. Звезда типа Солнца 5. Красный гигант 6. Сбрасывание внешних оболочек 6. Белый карлик
Вопрос: Что такое красный гигант и белый карлик?
Ответ: В результате процессов, происходящих в ядре звезды, а именно, когда водород заменяется гелием, потом гелий превращается в углерод, звезда распухает и превращается в красный гигант (примерно через миллиард лет это произойдёт и с Солнцем). Затем, когда кончается и новое топливо, красный гигант «схлопывается»: его ядро превращается в белый карлик. Одновременно атмосфера звезды расплывается в пространстве в виде расширяющейся газовой сферы.
4. Один Бритый Англичанин Финики Жевал, Как Морковь.
Вопрос: Расшифруйте эту смешную фразу.
Ответ: Эта фраза аналог всем известной фразе: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» И так же помогает запомнить цветовую классификацию звёзд. Дело в том, что звёзды делят на 7 классов по цвету: О, Б – голубые, А – белые, Ф – желтоватые, Ж – жёлтые, К – оранжевые, М – красные.. Этим классам соответствуют еще и определённые температуры существования звёзд. Звёзды классов О, Б, А называют горячими или ранними, классов Ф и Ж – солнечными, Ки М – холодными.
5. Невооружённым глазом на ночном небе видно немногое: лишь самые яркие звёзды.
Вопрос: Назовите самую яркую звезду обоих полушарий.
Ответ: Это звезда Сириус из созвездия Большого пса.
Загадка четвёртая «Созвездия»
- Воображаемые фигуры, которые образуют звёзды на ночном небосклоне, называют созвездиями. В наших широтах хорошо видны созвездия Северного полюса.
Вопрос: Назовите созвездия Северного полушария, расположенные вокруг Северного полюса.
Ответ: Большая и Малая Медведицы, Дракон, Кассиопея, Цефей, Жираф, Гончие Псы
- Северные околополярные созвездия в наших широтах никогда не заходят за горизонт. Они располагаются вокруг Полярной звезды – то выше неё, то ниже, в зависимости от сезона и времени наблюдений. Полярная звезда находится на самом кончике ручки ковша созвездия Малой Медведицы.
Вопрос: Как называется последняя яркая звезда ручки ковша созвездия Большой медведицы?
Ответ: Звезда Бенетнаш. Это белый гигант- одна из самых горячих звёзд.
- В переводе с арабского Бенетнаш «предводитель дочерей погребальных носилок».
Вопрос: О каких звёздах Большой Медведицы говорят переводы с арабского «конь», «всадник».
Ответ: Это звёзды Мицар и Алькор. По этим двум светилам можно проверять остроту зрения: без бинокля Коня и Всадника по отдельности различают только зоркие люди.
- Многие из созвездий носят имена животных или мифических героев Древней Греции.
Вопрос: В честь какого персонажа древнегреческой мифологии получило своё название созвездие Пегаса?
Ответ: В честь крылатого коня. Древние астрономы считали, что самая яркая звезда Андромеда входит в это созвездие.
- Северный полюс отмечен Полярной звездой, Южный лишён звёздных ориентиров. Найти его помогает созвездие, которое виднеется под задними копытами созвездия Центавра.
Вопрос: Это созвездие служило ориентиром морякам, находящимся южнее экватора.
Ответ: Это созвездие Южный Крест. По сообщениям античных авторов, созвездие можно было наблюдать в Европе, сейчас его видно только в Южном полушарии.
Загадка пятая «Освоение космоса»
- 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток» на борту с космонавтом Ю. А. Гагариным совершил первый полёт в космос.
Вопрос: Сколько времени проходил этот полёт?
Ответ: 108 минут.
- Современный космический корабль сконструирован так, чтобы на нём можно было работать в космосе. Наряду с понятием космического корабля существует понятие космического челнока.
Вопрос: Чем отличается космический корабль от космического челнока?
Ответ: Первые космические корабли могли использоваться лишь однократно, но затем появились многоразовые космические челноки, созданные в США – «Спейс Шаттлы». Челнок взлетает, как ракета, а приземляется, как самолёт, и его можно использовать снова и снова.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №177
Викторина для младших школьников
«Пять загадок Вселенной»
Выполнила: Окорокова Анна,
ученица 3 «Б» класса
Руководитель: Окорокова Е. А.
(8-913-466-53-15)
Новосибирск
2010
Заявка
на участие в городском конкурсе книгочеев «Звёздный зов неведомых миров», посвящённом 50-летию полёта Ю. А. Гагарина и Году российской космонавтики
ФИО руководителя | Образовательное учреждение | Фамилия, имя участника | Номинация |
Окорокова Елена Анатольевна | МБОУ СОШ №177 | Окорокова Анна | Литературно-игровая номинация «Путешествие по звёздным просторам» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока "Путешествие по Вселенной знаний". К фильму
Учитель начальных классов г.Жуковского МОУ Гимназии №1 Борисова В.В. Первый урок-путешествие в...
Презентация по теме"Вселенная"
Наиболее интересные факты о роджении и развитии вселенной представлены в красочной презентации....
Солнце. Вселенная. Мир глазами астронома
Данная презентация знакомит учащихся с наукой астрономией, с возникновением Вселенной, с планетами Солнечной системы...
Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе. Тема: "Вселенная, или Космос"
Презентация к уроку окружающего мира в первом классе по системе Л. В. Занкова Рассказывает о небесных телах солнечной системы....
Астрономия - наука о Вселенной
Мультимедийный урок. 4-й класс, УМК "Школа России"Знакомство учащихся со строением Вселенной, Солнечной системы.1 урок: Мир глазами астронома.2 уроу: Планеты Солнечной системы....
Мир Вселенной
Проект «Мир вселенной» предназначен для учащихся начального звена. Суть данного проекта - стимулировать интерес учащихся к поставленной проблеме и через проектную деятельность решить...
"Представление люде о вселенной"
Презентация для урока Окружающий мир...