Методическая разработка для обучающихся начальных классов. Название: «Символика нашей страны».
классный час (1 класс) по теме
Материал участвовал в Областном конкурсе методических разработок педагогов образовательных учреждений Вологодской области к Всероссийскому уроку Конституции Российской Федерации 1 сентября 2013 года, посвященному 20-летию принятия Конституции Российской Федерации. Номинация: Методические разработки для обучающихся начальных классов. Название: «Символика нашей страны»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya.zip | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс методических разработок педагогов образовательных учреждений Вологодской области к Всероссийскому уроку Конституции Российской Федерации 1 сентября 2013 года, посвященному 20-летию принятия Конституции Российской Федерации.
Номинация: Методические разработки для обучающихся начальных классов.
Название: «Символика нашей страны»
Сведения об авторе:
Кузнецова Оксана Леонидовна, Бюджетное образовательное учреждение Сямженского муниципального района «Коробицынская основная общеобразовательная школа», учитель обществознания.
Цель мероприятия:
- способствовать формированию основ знаний школьников о символах Российского государства и Конституции, как главном законе России; формированию уважительного и ответственного отношения к законам и символам России.
Материалы и реквизит:
- Мультимедийное оборудование;
- Изображение флага, герба и текст и запись гимна;
- Конституция Российской Федерации;
- карточки с элементами герба и флага для игры;
- Выдержки из устава школы, содержащие права и обязанности обучающихся;
- Видеофрагмент «Основной закон нашей Родины».
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня вы все пришли в школу.
Нарядные, парадные, такие ненаглядные.
Причесанные с бантиками девочки сидят.
И мальчики отличные, такие симпатичные,
Такие аккуратные на нас сейчас глядят.
Учитель: А почему вы такие нарядные, какой сегодня праздник? (1 сентября, День Знаний)
Учитель: Приходя каждый год 1 сентября в школу, вы, наверное, задаете себе вопросы:
- А как правильно себя вести в школе?
- Что можно делать, а что нельзя?
- Какие у меня права в школе?
- Как вообще себя правильно вести?
Учитель: Эти же вопросы волновали людей и тысячу лет назад. Ведь, если бы каждый делал только то, что ему хочется, жизнь бы превратилась в полную неразбериху. И люди договорились жить по правилам. - Почему в школе установлены определенные правила?
- Скажите, а нужны ли какие-то особые правила для классов? Давайте запишем их на большом листе, который затем вывесим на видное место, чтобы вы и другие ученики не забывали о правилах. Мы с вами придумали правила поведения классного сообщества, но есть правила, которые регулируют жизнь и деятельность целого народа.
Учитель: Школьные правила служат той же цели, что и законы в обществе, а именно интересам защиты прав человека.
Демонстрация обучающимся видеофрагмента «Основной закон нашей Родины». После просмотра видеофрагмента задать вопросы:
- Какие из правил, которые вы соблюдаете в течение дня, являются официальными, а какие неофициальными? - Кем они установлены? - Кто обеспечивает их соблюдение?
Учитель: Для того чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться, нужны правила и законы. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат.
Самые главные правила, которые установили для себя граждане нашей с вами страны, записаны в Конституции Российской Федерации. Конституция – это главный основной закон нашего государства, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан. В этом году 1 сентября не только День Знаний, но и день рождения Конституции Российской Федерации – 12 декабря ей уже будет 20 лет.
Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие - добавили, третьи - переписали по-другому.
Потом состоялся референдум. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство граждан согласно.
Так, 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.
Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря - является государственным праздником, красным днем календаря.
Учитель:
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон.
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок.
И не страшен нам упадок.
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Значит Родину свою!
Учитель: - В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование ... ».
- Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте их:
1.Право на учебу.
2. Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав
- В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
- Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Сохранять и беречь природу.
5. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа. Мы с вами их обязательно выучим, и будем соблюдать.
Учитель: Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. (Показать изображения или оформленный стенд «Государственная символика России»).
- А вы знаете, с чего начинается Конституция?
- На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна России, который звучит по радио.
Учитель: - Прослушаем гимн нашей страны.
Учитель: - В каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Назовите цвета флага нашей страны.
Флаг России выглядит так: Белый цвет – Отечество, мир и чистота совести, синий цвет – небо, верность и правда, красный цвет - огонь и отвага.
Во все времена цвету придавали особый смысл.
Цвета Государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи - нарядные сарафаны и другую одежду (можно показать картинки с изображениями национальных костюмов). Цвета нашей символики часто встречаются в природе и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение: белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит, символизирует высокое и чистое.
Государственный флаг России утвержден 22 августа 1991 года.
Учитель: - Следующий символ нашей страны – герб.
- Опишите Государственный герб России.
Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало. Герб важно суметь грамотно прочесть.
Вначале называют цвет фона (щита), затем - изображение, при этом первым называют изображение, находящееся в центре (двуглавый орел).
На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, силы, мудрости.
Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость.
Учитель: Но современное толкование изображенных на нем символов трактуется так: Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага.
Учитель: - Как вы думаете, зачем нужен герб?
- Зачем нужен флаг?
- Где можно увидеть изображение герба и флага России? На каких предметах?
Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трехцветный флаг и Государственный герб РФ - двуглавого орла. Герб также мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность важных документов.
Учитель: Символика российского государства складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся и что уважают народы страны, государство и общество. Двуглавый орел является символом России уже более пятисот лет, а бело-сине-красному флагу - более трехсот лет.
Учитель: Символы государства - это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением.
Игра «Собери герб и флаг»
Учитель: На столах у себя вы видите карточки. Попробуйте из них составить герб и флаг Российской Федерации. Работаем в парах! Когда будете готовы, возьмитесь за руки, поднимите их вверх и скажите: «Мы готовы!»
Рефлексия: Упражнение «Ваш новый компьютер». На большом листе ватмана (можно на доске) разными цветами нарисованы контуры монитора, процессора, клавиатуры и мышки. Каждому обучающемуся предоставляются стикеры 4 цветов, в соответствии с цветами, которыми нарисованы контуры. Участникам предлагается написать на стикерах и наклеить на соответствующие контуры. На изображении «монитора» размещаются листочки с информацией о том, что обучающийся увидел. Контур «клавиатуры» должен содержать информацию о том, чему каждый участник научился. «Процессор» — что понял, а «мышка» — эмоции. Учитель зачитывает, что получилось.
Поздравляю вас с Днем Конституции!
И желаю, чтоб нашу страну,
Обошли стороной революции,
Чтоб она не познала войну,
Пусть живет, процветает Великая,
Наша Родина, гордость и честь,
Неприятели пусть многоликие
Позабудут коварство и лесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Про кошек и собак".
Дидактический материал для учащихся начальных классов.Урок проводится во втором классе по предмету "Окружающий мир".Презентация помогает детям расширить знания по уходу за домашними животными-кошками ...
Методическая разработка праздника для начальных классов.
Сценарий может помочь педагогам при подготовке к новогодним праздникам....
Методическая разработка для учителей начальных классов по русскому языку "Тесты"
Данные тесты рекомендуются для использования учителями начальных классов на уроках русского языка для повторения изученного материала по темам "Имя прилагательное, имя существительное"...
Методическая разработка для учителей начальных классов «Конструктор современного урока»
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...
методическая разработка ВД для начальных классов "Увлекательное чтение"
Методическая разработка внеурочной деятельности для учащихся начальной школы по духовно-нравственному направлению "Увлекательное чтение"...
Методическая разработка для учащихся начальных классов "Креатив - бой
Методическая разработка "Креатив бой для учащихся начальных классов"...
Методическая разработка урока в 3 классе по теме «Наши питомцы»
Методическая разработка урока в 3 классе по теме «Наши питомцы»...