Разработка мероприятия " Русь, Россия, Родина моя..."+презентация
классный час по теме

Купоносова Валентина Васильевна

Игра      «Русь, Россия, Родина моя…»,

посвященная государственной символике России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_meropriyatiya_rus_rossiya_rodina_moya.zip1.06 МБ

Предварительный просмотр:

Номинация

 «Сценарии проведения мероприятий патриотической направленности»

Игра      «Русь, Россия, Родина моя…»,

посвященная государственной символике России

Богучарский район

МКОУ «Варваровская ООШ»

Купоносова В. В.

учитель начальных классов


Цель:

- воспитание патриотизма и гражданственности среди детей;

- изучение обучающимися истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории;

 -расширение исторических знаний и представлений обучающихся по истории родного края;

- воспитывать чувство причастия к малой Родине, месту, где ты живешь;

- развитие  творческих  способностей  обучающихся.

Оборудование:  презентация.  

Комментарий к игре: за основу взят принцип игры «Умники и умницы».

Ход игры

  1. Вступительная часть

Звучит русская народная музыка.

Ведущий   Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

 А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

  • Это и великая страна с великой историей.
  • Это и тот клочок земли, где ты родился и рос.
  • Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков.
  • Где ты познал первые радости и неудачи.

Ученик    Что мы Родиной зовём?                    

                   Дом, где мы с тобой растём        

                   И березки у дороги,                            

                   По  которой мы идем.

                                           Что мы Родиной зовем?                                                                    

                                           Солнце в мире голубом

                                           И душистый, золотистый хлеб

                                           За праздничным столом.

                  Что мы Родиной зовем?

                  Край, где мы с тобой живем,

                  И рубиновые звезды-

                  Звезды мира над Кремлем.

Ведущий  Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

        Ребята, как  называется наша Родина? (ответы учеников)

        Россия или Российская Федерация.

Ученик   Великую землю,

                 Любимую землю,

                 Где мы родились и живём.

                 Мы Родиной светлой,

                 Мы Родиной милой,

                 Мы Родиной нашей зовём.

Ведущий  Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Ведущий Ребята! Сегодня  речь пойдет о государственной символике России. В любом современном государстве основные его символы существуют  в триединстве: герб, флаг, гимн. Подобное триединство сложилось в мировой  практике  и законодательно оформилось в 19 веке. Однако это  не означает, что государственных гербов или флагов не существовало до этого.

     В России период утверждения государственной символики был весьма длительным. При великом князе Иване III  средневековая Русь обрела  главную государственную эмблему, воплотившуюся  в виде двуглавого орла. При Петре великом закрепился за Россией  трехцветный флаг. Национальный гимн появился в эпоху Николая II.  Все эти символы отражали мировоззрение не только самодержцев и высшего сословия, но и всего российского общества.

                                              2. Постановка задачи

Ведущий  Сегодняшняя игра необычна тем, что  большая часть материала подготовлена вами. В школе проводился конкурс «Лучший вопрос для викторины «Русь, Россия, Родина моя…» Основное  содержание темы мы раскроем, участвуя в игре «Умники и умницы» и отвечая на ваши вопросы. А  в конце игры определим лучшего знатока.

Объясняю условия игры. Все вы являетесь теоретиками. Вам задают вопрос, кто правильно ответит,  получает орден  Шелкового умника  и становится   участником агона. Всего агонов будет 3, 4-й финальный.  Победит тот, кто в финале первым ответит на 2 вопроса.

  Мы живем в Воронежской  области. Наш край – наше богатство, мы должны изучать, знать  и любить историю своего края. Поэтому в игру будут включены вопросы  по краеведению.

                       Вопросы для выбора участников первого агона

  1. Что такое геральдика? ( Наука о гербах, часть истории.)  
  2. Что такое флаг? (Прикреплённое к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов.)
  3. Кто является автором слов современного гимна России? (С. Михалков)

Проводится мини- конкурс «Собери портфель первоклассника».  За 20 секунд  необходимо написать все, что туда следует положить.

Ареопаг определяет места, занятые участниками. Они выбирают дорожки.

Ведущий Напоминаю правила. На красной дорожке  нельзя ошибаться, неверно ответил на вопрос - возвращаешься к теоретикам.  На желтой дорожке возможна одна ошибка. Зеленая дорожка – возможны 2  ошибки. Но! Побеждает тот, кто первым ответит  на два вопроса.

                                   3. Ход игры «Умники и умницы»

1. Агон

1.(Красная дорожка) Где впервые появилось изображение российского герба? (Впервые изображение российского герба появилось на красной восковой печати великого князя Ивана III в 1497 г.)

1.(Желтая дорожка)  Назовите вспомогательную историческую дисциплину, изучающую историю гербов, правила их построения и использования?

(Геральдика.)

1.(Зеленая дорожка)  Назовите составные части герба? (Щит и внешняя часть.)

2.(Красная дорожка) Каково происхождение Двуглавого орла?

(Двуглавый орел  имеет древнее восточное происхождение. В России заимствован при Иване III из герба императора Священной Римской империи.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

2.(Желтая дорожка) Назовите  эмблемы Советского  герба. (Советские эмблемы: красная пятиконечная звезда – символ Красной гвардии, перекрещенные серп и молот – символ единства крестьян и рабочих.)                                                                                      

 2.(Зеленая дорожка) Очертание, какого старинного вооружения  напоминает герб? (Щит)

 3.(Желтая дорожка) Почему именно при Иване III в России возникли

потребности в государственных символах? (Время правления московского князя Ивана III была эпохой образования единого Российского государства. Единая держава требовала и единых символов.)

3.(Зеленая дорожка)  Когда был принят  современный герб РФ?

( В декабре 2000 г. Государственная  Дума приняла закон о государственной символике РФ – гербе, флаге, гимне.)

 4.(Зеленая дорожка) Кому могут принадлежать гербы? (Гербы могут принадлежать   государствам, городам, отдельным территориям,  группам людей (корпорациям), родам.)

                  Вопросы  для выбора участников 2 агона

1. Назовите дату появления российского Государственного герба? (1497 год.)

2. Как переводится слово герб? (Наследство.)

3. С какими традициями связано рождение гербов? (С рыцарскими традициями.)

 Для выбора дорожки проводится мини - конкурс. Кто интереснее и наиболее похоже изобразит рыцаря, несущего свой щит с гербом.

Ареопаг определяет победителей, выбираются дорожки.

2. Агон

1.(Красная дорожка) Какие  официальные российские флаги  вы знаете, кроме  государственного флага? (Андреевский флаг, штандарт президента РФ, Знамя Победы.)

1.(Желтая дорожка) Что вы знаете об Андреевском флаге? (Это  военный морской флаг    России, его поднимают  на военных кораблях.)

 1.(Зеленая дорожка) При каком императоре на грудь орла, вернулась       Андреевская цепь и при каком, она исчезла? (При Петре I - появилась, при Александре I – исчезла.)

2.(Красная дорожка) При каком императоре появляется точное описание герба в Своде законов Российской империи? (При Александре III, в 1892г.)

2.(Желтая дорожка) Опишите флаг СССР. (Красное полотнище с изображением вверху  у древка  золотых серпа и молота  и красной   пятиконечной  звезды обрамленной золотой каймой.)

2.(Зеленая дорожка) В каком году принят закон о государственном флаге?

 ( Декабрь 2000г.)

3. (Желтая дорожка)  Дайте описание  государственного флага РФ.

(Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных  полос: верхней – белого, средней - синего, нижней – красного цветов.)

3.(Зеленая дорожка) Что символизирует  голубая полоса на Андреевском флаге? (Природные богатства и водные просторы России.)

4.(Зеленая дорожка)  При каком императоре государственным флагом был черно – желто - белый флаг? (Перед коронацией новый император Александр III снова утвердил государственным флагом бело – сине - красный флаг.)

                          Вопросы для выбора участников 3 агона

1. Какой девиз был на гербе СССР? (Пролетарии всех стран, соединяйтесь!)

2. Что означает слово «флаг»? ( Оно голландского происхождения и означает  «корабельное знамя».)

 3.Что такое хоругвь?  (Церковное знамя.)

Для  участников 3 агона проводится мини-конкурс: написать правильно слова «Пролетариат», «Реконструкция». Ареопаг выбирает победителей, определяются дорожки.

3. Агон

1.(Красная дорожка)  Каково происхождение слова "гимн"? (Слово "гимн" происходит от греческого и означает - торжественная песнь.)

1.(Желтая дорожка) Каковы правила поведения граждан при исполнении Государственного гимна? (Государственный гимн – один из символов страны, поэтому его исполнение  сопровождается знаками  наивысшего уважения - присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.)

1.(Зеленая дорожка) Назовите автора слов современного российского гимна?  (Слова  С.В. Михалкова)

2.(Красная дорожка)  Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).

2.(Желтая дорожка)  Как назывался  первый  государственный  гимн России, созданный  в 1833г.? (Гимн назывался «Боже, Царя храни!»)

2.(Зеленая дорожка)  Какое музыкальное произведение стало государственным  гимном Советской России  после Октябрьской революции?

(После Октябрьской революции  «Интернационал»)

3.(Желтая дорожка) Когда в годы ВОВ в  СССР появился новый гимн?

( Новый государственный гимн впервые прозвучал  в ночь на 1 января 1944 г.)

3.(Зеленая дорожка) В 1993 – 2000 г. музыкальной основой гимна  России была мелодия  известного русского композитора. Как она называлась и кто ее автор? ( «Патриотическая песня» М. И. Глинки)

4.(Зеленая дорожка) Назовите президента РФ, утвердившего современный государственный гимн? (В.В. Путин)

Ведущий.  Велика Россия. Но для каждого из нас она начинается с родного края.

 Ученик                Удаль русская. Песня Кольцова.

           Буйный ветер дороги степной…

 Жил издревле светло и сурово

 Край воронежский, край мой родной.

  Доброй лаской сердце тронешь,

 Поразишь судьбой крутой, —

 Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,

 Мой талантливый, мой золотой!

  Предисловье Петровского флота

 И рожденье больших скоростей…

 Кони, кони, мечта о полетах —

 Пламя сильных и гордых страстей.

 Поднимаются юные всходы

 На урочищах древней земли,

 И стартуют твои самолёты —

 Реактивные кони твои!   (Н. Добронравов)

Ведущий   Уважение современников к богатым традициям Земли Воронежской, их гордость за великие свершения многих поколений ее жителей на долгом и плодотворном пути к дню сегодняшнему выражены в символах Воронежской  области.

Создание герба и флага области – доказательство того, что жива историческая память воронежцев  о богатом прошлом родного края.

4 агон

В четвертом агоне принимают участие победители трех первых агонов.

1.(Красная дорожка) Какие геральдические элементы находятся на гербе Воронежской области? (В червлёном поле выходящая справа сложенная из золотых крупных камней гора, на склоне которой - опрокинутый серебряный кувшин, изливающий серебряную воду. Щит увенчан золотой императорской короной. Щитодержатели - серебряные воздевшие крылья и простирающие их от щита орлы с червлёными языками, золотыми лапами и клювами. Подножие - положенные накрест два золотых пушечных ствола, из жерл которых исходит червлёное, окруженное серебряным дымом пламя. Снизу и по сторонам пушечные стволы окружены двумя золотыми дубовыми ветвями, соединенными черенками накрест под центром щита и расходящимися вниз и в стороны, и обвиты двумя лентами ордена Ленина.)

1.(Желтая  дорожка) Что означает белый (серебряный) кувшин на горе, изливающий белую воду? (Уникальный исторический символ Воронежа - отражает богатство и плодородие здешних земель.) 

1.(Зеленая дорожка) Что означает вода, льющаяся из кувшина? (Вода, льющаяся из кувшина, традиционно является аллегорическим символом истока, родника и реки – реки Воронеж.)

 2.(Красная дорожка) Год утверждения современного Воронежского герба? (1781г.)

2.(Желтая дорожка) Что изображено на флаге Воронежской области? (Флаг красного цвета, на котором изображена полноразмерная композиция официального областного герба: в нижнем левом углу полотнища от древка выходит желтая гора булыжников, по которой льется белая вода из опрокинутого на склоне кувшина.)

2.(Зеленая дорожка) Что изображено на гербе Богучарского района? (В лазоревом поле золотой кадуцей на положенных накрест таковом же цепе и бунчуке с серебряным хвостом и с золотым древком и наконечником; поверх всего - золотой пояс, обремененный стоящим черным хорьком с червлеными глазами и языком.)

3.(Желтая дорожка) Кем и когда утвержден герб Богучарского  района? (Герб Богучарского района утвержден решением Совета народных депутатов Богучарского муниципального района от 14 сентября 2006 год.)

 3.(Зеленая дорожка) Что изображено на флаге Богучарского района? (Прямоугольное полотнище, состоящее из трёх равных горизонтальных полос - двух голубых и между ними жёлтой; посередине жёлтой полосы чёрным, серым и красным цветами воспроизведено изображение хорька, на голубых полосах жёлтым, оранжевым и белым цветом с чёрными контурами воспроизведены кадуцей, цеп и бунчук из герба района.)

4.(Зеленая дорожка) Каким официальным органом Воронежской области принимаются геральдические символы? (Решение об утверждении официальной символики городского округа города Воронежа было принято Воронежской городской думой)

4. Награждение победителя

Победитель игры получает медаль и грамоту, на которой изображена государственная символика.

  5. Заключительный этап

Ведущий  Россия… Родина… Отечество…. Это край, где мы родились, где   мы живём. Это наш дом, это всё то, что нас окружает. Россия….  Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили  испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней  мы родились,  и всё в ней для нас родное.  А сейчас мы послушаем отрывок из гимна Российской Федерации, слова С. Михалкова, музыка  Александрова. 

Ученик    Мы будем о России говорить.
                 Да так, чтоб вслух стихи произносили,
                 Да так, чтоб захотелось повторить,
                 Сильнее всех имён сказать: Россия.

                                             

Литература:

1.  Е.В. Пчелов  «Государственные символы России –герб, флаг, гимн»

Москва «Русское слово» 2002г.

2. Б.Н. Серов Поурочные разработки по курсу «Государственная                                         символика    России»   Москва «Вако» 2004г.

3  Романовский В,К. Символы российской государственности.  Герб.                Флаг. Гимн.  Москва «Русское слово» 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Русь-Россия-Родина моя"

Наше Отечество, наша Родина-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, г...

Русь, Россия, Родина моя.

Воспитание патриотизма любви к Родине, её прошлому и настоящему, познакомить учащихся с традициями, обычаями русского народа, историей возникновения герба, флага, Гимна Российской Федерации....

"Русь, Россия, Родина - сердцу близкие слова".

С целью  воспитания  патриотических чувств, привития чувства гордости за страну, в которой мы живём, мною был подготовлен праздник "Русь, Россия, Родина - сердцу близкие слова". В ходе...

"Русь, Россия, Родина моя..."

политическая карта современной России, изображения ГЕРБОВ, ФЛАГА РОССИИ, текст ГИМНА РОССИИ, аудиозапись ГИМНА РОССИИ, портреты князя Ивана Ш, царя Алексея Михайловича, президента Владимира Пути...

Внеклассное мероприятие "Русь, Россия ,Родина - моя"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы по воспитанию патриотических чувств учащихся....

Внеклассное мероприятие "Русь, Россия, Родина моя..."

Проектная работа учащихся 4 класса. Внеклассное мероприятие охватывает несколько тем: История праздников 4 ноября и 7 ноября, тексты стихотворений о Родине, русских народных песен  и игр....

Русь, Россия, Родина моя! - Часть 1. Методическая разработка для педагогов дополнительного образования

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном ...