Портфолио ученика, как условие его личностного роста.
классный час на тему

Сильченкова Светлана Сергеевна

В  статье  описывается  работа  над  составлением  портфолио  детьми  начальной  школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио  школьника  как  средство  мотивации личностного развития.                                                                        Одна из основных задач обучения и воспитания в начальной  школе  - выявление и развитие индивидуальных творческих способностей  ребёнка.   В  2004 году рабочая группа при Министерстве образования и науки РФ представила концепцию «портфолио достижений ученика в средней школе», которая «поможет проследить развитие ребёнка, обнаружить в нём склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты».   Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.                                                                                                    Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося; историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Внимание концентрируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный путь, то, каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы. Начиная  работу  над  составлением  портфолио   я обозначила   основные  цели  и задачи  как:                                                                                                                     - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;                                                                           - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, создание условий для его самореализации  и самоактуализации  в  различных областях школьной и внешкольной жизни;                                                                             - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;                                                                                              - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;                                           - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;                                                                                                                                 - приобретение навыков  саморефлексии,  формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);                                               - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.                                                                                Совместно с родителями  я приготовила  своим первоклассникам   файловые папки  с вкладышами   для  размещения  листов  формата  А4.   Первый раздел  портфолио  представлял собой знакомство  с  ребёнком, позволяющее  составить  представление  о  его  индивидуальных  особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. Первыми  рубриками  были: «Моё  имя», «Моя  семья», «Моё  село», «Моя  улица», «Мой  друг», «Мои  увлечения», «Мой  портрет», «Моя  школа», «Мои  любимые школьные  предметы» и  др.  В папку достижений ребята  помещали свои лучшие  работы  из  первых «Прописей»,  рисуночные тесты  «Я в школе», «Что меня радует», «Что меня огорчает» и  др.                                                          Непременной  составляющей  портфолио  являлись отзывы  о  прочитанных  книгах, интересные  сведения  о  писателях, графики  роста  скорости  чтения. Наша внеклассная  жизнь  насыщенна  и  разнообразна.  Значительную  её часть  составляют  праздники . Это  традиционные  «Осенний  бал»,  новогодние  спектакли  и  концерты,  конкурсы  для  мальчиков  и  пап  к 23 февраля,  концерт  для  мам, посвящённый  8Марта, спортивные соревнования «Весёлые  старты», игры по станциям, праздники, посвящённые  окончанию  учебного  года.  По  окончании  праздника  ребята  оформляли  отзыв  о  нём,  включающий  самоанализ  участия  в  празднике  или  конкурсе.                                                                                                      Стараюсь  не  оставлять  без  внимания  творческие  успехи  учеников , награждая  их  почётными  грамотами, вручая  благодарности, которые  занимают  достойное  место  в  папках  достижений.                                   Практика  показывает, что  уже  в  начальных  классах  с  помощью  заинтересованных  родителей  ученики  способны  осуществлять  первый  опыт  исследовательских  работ  на  темы:  «Живые  очистители  воздуха», «Вся  правда  о  велосипеде», «В  лесу  родилась ёлочка…», «Почему  нельзя  сжигать  осеннюю  листву»,  «Мой  город – Ярцево» ,  которые  могут  занять  достойное  место  в  портфолио.                                                                        Многие  ученики   достигают  значительных  успехов, занимаясь  на  факультативах  и  в  кружках  как  в  стенах  школы, так  и  в  учреждениях  дополнительного  образования,  что  также  не  должно  оставаться  без  внимания. Отдельной  рубрикой  может  стать  раздел «Работы, которыми  я  горжусь»  в  виде  текстов, рисунков, фотографий.                                         Таким  образом, в портфолио  ученика  начальной  школы  могут  присутствовать  следующие  основные  разделы: «Познакомьтесь  со  мной», «Моё  имя», «Мой  портрет»,»Моя  семья», «Мои  друзья», «Моя  школа», «Мои  учителя», «Мои любимые  предметы», «Общественная  жизнь»                         ( поручения, обязанности ученика в классе, благодарности, поощрения), «Мир моих  увлечений» ( в том числе  кружки, посещаемые ребёнком), «Мои достижения» ( собираются   грамоты,  благодарности, дипломы, благодарственные  письма,  сертификаты, полученные  в  конкретном  учебном  году), «Наши  праздники» ( творческие отчёты  с  фотографиями,  рисунками  о  конкурсах,  праздниках,  играх  по  станциям), «Книги, которые  я  прочитал» (отзывы  о  прочитанных  книгах), анкеты,  тесты, «Оценка  и  самооценка  моей  деятельности  за  год» - отзывы  о  ребёнке  классного  руководителя,  учителей – предметников,  педагогов  дополнительного  образования, их  рекомендации, осмысление  самим  ребёнком  своего  духовного,  интеллектуального  и  творческого  роста.                                Большая   часть  работ, помещаемых   в  папку  достижений,  рождается  в  классе,  в  совместной  деятельности  с  учителем , а  отзывы, фоторепортажи  и  т. п.   выполняются  дома  с  помощью  заинтересованных  родителей. В  первом  классе, когда  ребёнок  начинает  работать  над  составлением  портфолио, без  помощи  родителей  ему не  обойтись,  однако  помощь  эта  должна  минимизироваться  по  мере  взросления. При  этом  с  самого   начала  важно  построить  работу  таким  образом, чтобы  ребёнок  сам  прикладывал  определённые  усилия  к  формированию  портфолио,  поскольку  в  процессе  работы  неизбежно  происходит  процесс  осмысления  своих   достижений,  формирование  личного  отношения  к  полученным  результатам  и  осознание  своих  возможностей.                    Таким  образом,  представляется  крайне  важным  с  первых  лет  пребывания  ребёнка  в  школе  приучать  его  к  систематической  работе  по  сбору  папки  личных  достижений – ведь  она  является «технологией  всматривания  в  себя,  которая  понадобится  ребёнку  на   протяжении  всей  его  жизни» .            (Т. Новикова, А. Прутченков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Портфолио ученика"

Информация для родителей по значению, составлению портфлио для школьников...

Портфолио ученика начальной школы

Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....

Материал к созданию портфолио ученика

В папке некоторые материалы для создания портфолио ученика: карта развития техники чтения, листы для размещения показателей оценки качества, статья о портфолио....

Портфолио ученика начальных классов

Структура портфолио ученика начальных классов, работа с родителями...

Положение о портфолио ученика начальной школы

Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....

Электронное портфолио ученика

Успех крайне важен для положительного отношения ребенка к самому себе Помогите своим ученикам выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. Детям легче настроиться на успех и обрести адекват...

Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.

1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...