Память сильнее времени
классный час (3 класс) на тему

Куклева Галина Федоровна

Мероприятие ,посвящённое ветерану Великой отечественной войны ,участнику Сталинградской битвы ,другу школы Мамошину Николаю Кондратьевичу.

Сценарий мероприятия о Сталинградской битве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_silnee_vremeni.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

Память сильнее времени.

Мероприятие посвящается ветерану ВОВ, участнику Сталинградской битвы , почётному гражданину города Нягани, другу учащихся 14 школы  Мамошину Николаю Кондратьевичу

(Выходят ведущие, мальчики и девочки.)

Ученица:
Кинохроника 43 года…
В кинозале грохочет, ревёт непогода,
Заметает окопы на дымной равнине,
И в снегах серебрится отсвеченный иней.
Предрассветная Волга. Обугленный берег.
С пулемётами люди бегут. Переправа…
В этих кадрах пристрастных, мгновенных
Только правда, суровая правда!
Кто они — летописцы тех подвигов ратных,
Здесь стоявшие насмерть у Волги?
Они подлинно знали, что их кинокадры
Документами станут эпохи.

Ученик :
69 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но ее отголоски слышны до сих пор. В нашей истории есть события, золотом горящие на скрижалях ее ратной славы. И одно из них — Сталинградская битва. Гигантское по масштабам сражение развернулось во второй половине 1942 года на берегах Волги. На отдельных этапах в нем с обеих сторон участвовало более двух миллионов человек, около 30 тысяч орудий, более двух тысяч самолетов и такое же количество танков.

Ученица:
За время Сталинградской битвы Вермахт потерял четверть своих сил, сосредоточенных на Восточном фронте. Его потери убитыми, пропавшими без вести и ранеными — составили около полутора миллионов солдат и офицеров. Взятие Сталинграда могло иметь для СССР катастрофические последствия. Оборонительные бои продолжались 57 дней и ночей. 28 июля нарком обороны Сталин издал приказ № 227, известный больше как «Ни шагу назад!». К началу решительного наступления немецкое командование заметно усилило 6-ю армию Паулюса.

Ученик :
Гитлер истерично требовал любой ценой взять волжскую цитадель. Командир батальона армии Паулюса Вельц впоследствии писал, что вспоминает это как страшный сон, «Утром пять немецких батальонов уходят в атаку и почти никто не возвращается. На следующее утро все повторяется снова…»

Ученица :
Подступы к Сталинграду действительно усеивали трупы солдат и остовы сгоревших танков. Не зря немцы прозвали путь к городу «Дорогой смерти».

(Выходят ученики 7-в класса.)
Сталинград — это боль, это муки,
В Сталинграде лишь плач матерей.
Вот берет мать дитя свое в руки
И несется сквозь пули быстрей.
Реки крови и свист пулеметов
Не забудет дитя никогда.
Горы трупов умерших солдат,
Крики помощи, но в никуда.
Серый дым разрушенных зданий,
Самолет подбитый летит.
Людям нечего есть, голодают,
Много раненых, но врач — дефицит.
Умирали от пуль, от гранаты,
Замерзали насмерть порой.
Гибли, гибли наши солдаты
В Сталинграде, под Курском, Москвой…
Мать с дитем кое-как выживала,
Все что есть, отдавала ему,
Еле-еле еду доставала,
Все ему, все ему одному.
Вот прошло много лет, но я помню
Горы трупов умерших солдат.
Моя мама бежала сквозь пули.
Ты сгубил ее, Сталинград!

Ученик:
Первые вражеские самолёты появились в Сталинграде около четырёх часов дня. Встретившись над городом, самолёты, пришедшие с востока и с запада, с севера и с юга, пошли на снижение, и казалось, они снижались оттого, что летнее небо провисло, осело от тяжести металла и взрывчатки, тянувшейся к земле.

Ученица:
Бомбы достигли земли и врезались в город, Дома умирали так же, как умирают люди.

Ученик:
Обнажились согнутые водопроводные трубы, железные балки, пряди проводов… Тысячи домов ослепли. Под ударами взрывных волн массивные трамвайные провода со звоном и скрежетом падали на землю, зеркальные стёкла витрин вытекали из рам. Трамваи, автомобили, автобусы, паровозы — всё это остановилось.

Ученица:
Известковая и кирпичная пыль густо поднялась в воздухе, туман встал над городом, пополз вниз по Волге.

Ученик:
…Здесь битва небывалая идёт.
На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще
И изрыгает бешенство огня.
И на ветру пронзительно скрежещет
Снарядом раздроблённая броня.
…Зелёные и синие ракеты
Густую ночь, как одеяло, рвут,
И танки, опрокинутые где-то,
Как раненые мамонты ревут.
С когтистыми распятиями свастик,
Они ползут сквозь брустверы и рвы.
На башнях, неуклюжих и горбастых,
Сплошная грязь, пучки сырой травы.
…А сколько их сюда нагнали, жадных
До нашей русской, золотой земли,
А сколько их гниёт в траншеях смрадных,
И слягут те, кто нынче не легли.
…Пусть вихрь сильней. И дождь наотмашь хлещет,
И над землёю сладковатый чад.
Над трупами, раздутыми зловеще,
Медлительные коршуны кричат.
Мы выживем. Хотя б во имя долга.
Мы вырвемся к широкой синеве.
Мы в даль войдём, как в Каспий входит Волга,
Отстаивая Волгу на Неве.
Да так, чтоб песня птицею плыла.
Не иволги малиновое горло —
Здесь нужен клёкот горного орла.

Ученица:
Стало разгораться пламя пожаров, вызванных десятками тысяч зажигательных бомб… В дыму, пыли, огне, среди грохота, потрясавшего небо, воду и землю, погибал огромный город, Ужасна была эта картина, и всё же ужаснее был меркнущий в смерти взгляд шестилетнего человека, задавленного железной балкой. Есть сила, которая может поднять из праха огромные города, но нет в мире силы, которая могла бы поднять лёгкие ресницы над глазами мёртвого ребёнка.

Ученик:
Человеческое страдание! Вспомнят ли о нём грядущие века? Оно не останется, как останутся камни огромных домов и слава генералов; оно — слёзы и шёпот, последние вздохи и хрипы умирающих, крик отчаяния и боли — всё исчезнет без следа вместе с дымом и пылью, которые ветер разнесёт над степью.

(Танец под песню Софии Ротару «Школьный вальс».)

Ученик:
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России —
И всю ее прикрыл собой!

Ученица:
В городе давно уже нет безопасных мест, но люди уже привыкли к отсутствию безопасности. Осаждающие стараются сделать из этого города ад. Да, здесь трудно жить, здесь небо горит над головой и земля содрогается под ногами. Опаленные трупы женщин и детей, сожженных фашистами на одном из пароходов, взывая к мести, лежат на прибрежном песке.

Ученица:
Немцы сбрасывают над городом листовки: «Сдавайтесь!» Листки немецкой бумаги превращаются в пепел еще на высоте в тысячу метров — город сжигает их своим гордым огнем. В Сталинграде нет крепостей, нет скал и пещер, он вытянулся узкой полосой на голой, открытой со всех сторон земле, и за спиной у него Волга. И все же растерзанный бомбами город вышел на бой, и десятки гитлеровских дивизий уперлись в него, как в скалу, скребут танками, долбят самолетами, подтачивают минами, тысячами солдатских трупов падают к его ногам, но город стоит, город сражается.

(Звучит старинная немецкая музыка. Дети расступаются, девушка — «немка», нарядно одетая, сидит за столом и читает письмо немецкого солдата. Она радостно улыбается, целует письмо.)

Немка (читает):
«Дорогая Клара. Утром я был потрясен прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидел я Волгу, спокойно и величаво текущую в своем русле. Итак, мы достигли желанной цели — Волга! Но Сталинград еще в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские уперлись на этом берегу? Это безумие…»

Ученик:
Клятва гвардейцев.
До Волги фашистскими толпами
Истоптан ковыль степной,
Но топчется враг возле города,
Стоит пред стальною стеной.
Она из отваги построена
И верных сердец солдат.
Не выдержат камни, но выстоит,
Но выдержит до конца,
До самых последних выстрелов
Железная воля бойца.
Захватчиков залпами меткими
Здесь каждый встречает дом.
Что с планами станет немецкими,
Могилы расскажут потом.
И мечется враг перед стенами,
Не знает, что его ждёт…
Покрытый кровавою пеною,
Он всё ещё рвётся вперед.
Высоким примером для воина
Стоит богатырь Сталинград.
Пусть крыши сметает снарядами
И рушатся этажи, —
Завалы теперь баррикадами
Бойницами будут служить!
Он всё на победу надеется —
Кричит, что взят Сталинград, —
Но клятва дана гвардейцами:
Отсюда — ни шагу назад!
Как бился ты в годы суровые,
В веках будут песни петь.
Если враг бросит полчища новые,-
Ты сможешь всех одолеть!

Ученица:
В роковые часы гибели огромного города свершалось нечто поистине великое — в крови и в раскалённом каменном тумане среди горячего пепла и дыма неистребимо жила и упрямо пробивалась сила советского человека, его любви, верности свободе. Именно эта неистребимая сила торжествовала над ужасным, но тщетным насилием поработителей. И с каждым днём среди развалин старого мирного города рос новый город — город войны. Снова выступающие расступаются, и мы видим девушку, сидящую за столом. Девушка-«немка» читает письмо немецкого солдата. Она всё ещё радостна и весела, кружиться под старинную музыку по сцене.

Немец (читает):
«В самом деле, какого чёрта эти русские всё ещё цепляются за какие-то клочки своей земли? Всё равно Сталинград — немецкий город и немцы никогда отсюда не уйдут. Пора понять. Что немцы приходят и никогда не уходят… Так сказал фюрер».

Ученик:
В городе на Волге
Как трудно было умирать
Солдатам, помнящим о долге,
В том самом городе на Волге —
Глаза навеки закрывать.
Как страшно было умирать:
Давно оставлена граница,
А огневая колесница
Войны ещё ни шагу вспять…
Как горько было умирать:
«Чем ты подкошена, Россия?
Чужою силой иль бессильем
Своим?» — им так хотелось знать.
А пуще им хотелось знать,
Солдатам, помнящим о долге,
Чем битва кончится на Волге,
Чтоб легче было умирать…
Волгоград — Сталинград, рядовой и комбат здесь лежат, невзирая на званья.
Молча люди стоят. Журавли пролетят, и курлыканье, как отпеванье.

(Звучит песня «Журавли».)

Ученицы:
Это письмо девушек Сталинграда к защитникам города: «В эти тяжёлые дни девушки Сталинграда с вами, любимые воины! Посмотрите назад — и вы увидите, что они в нескольких десятках, сотнях метров от передней линии обороны работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, в заводских цехах делают мины, снаряды, ремонтируют пушки и танки, а в решительный час выходят с оружием на линию огня отстаивать свой завод… Сталинград — это город нашей молодости. В расцвете сил и надежд его строила и украшала молодёжь всей страны. Дорогие воины! Защитники Сталинграда! Наше счастье и будущее, наша молодость — в ваших руках. Исполните вы свой долг перед Родиной, перед всем народом, и тогда об обожжённые камни нашего города враг разобьёт голову, ляжет костьми у ворот славного Сталинграда. Обнимаем вас, дорогие воины, и ждём победы над ненавистным врагом. 11 сентября 1942г.»

Ученица (в тёмной одежде, с тёмным платком на голове):
Дым на заре.
Милый, родной, если бой угас,
Если металл остыл,
В дальней стране в предвечерний час
Что вспоминаешь ты:
Стройку свою на крутой горе,
Гул разбитных голосов,
Лёгкий, отчётливый на заре
Контур сквозных лесов,
Вечер наш первый, зарю с грозой,
Сумерки без огня
Или толстушку с большой косой,
Прежнюю, ту, меня?
Я не сильна, не боец, не герой,
Но посмотрю назад:
Встал за спиной сорок второй,
Встал за спиной Сталинград.
Встал за спиной сомкнутый строй
Тех, что костьми легли.
Женщина я , не боец, не герой.
Но я войду в Берлин.
Так приказала мне жизнь и смерть,
Память моя и кровь.
Дым на заре, дым на заре,
Ненависть, гнев, любовь.

Ученик:
Враги поняли, что город живьём не взять. Тогда они решили убить его, доконать медленной пыткой. Они поднимали в воздух тысячи тонн бомб и бросали их на улицы и площади, где ещё недавно девушки продавали цветы, на бульвары и парки, где садовники берегли молодые деревья, на базары, где раньше шумно торговались хозяйки, на школы, больницы, жилые дома. Немцы опять перешли в наступление, но город восстал из пепла, чёрный, обугленный, он жил, он сражался. 16 ноября.

Немка (плачет, читая письмо):
«Дорогая Клара! Сегодня получил твое письмо. Ты надеешься, что до Рождества мы вернемся в Германию, и все уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение! Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград — это ад! Каждый божий день мы атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…»

Ученица:
Когда, изранена стократ,
Сама земля горела,
Когда фашисты в Сталинград
Рвались остервенело,
Дошел до рации, звеня,
Скупой приказ комбата:
— Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята!
Тот крик души, прорезав тьму,
В ушах стучал неистов.
Но не могли по своему
Стрелять артиллеристы.
А он никак не умолкал,
Покрыв пальбы раскаты,
Свой долг их выполнить он звал:
Огонь, огонь, солдаты!..
Он то молил их, как друзей,
И старых, и безусых,
То клял их силой сердца всей,
Как подлецов и трусов
Грозился, мертвый, их кляня,
Обиду помнить свято:
— Огонь давайте на меня,
Скорей огонь, ребята:
Не прерываясь, он гремел,
Хлестал в сердца и лица,
И долг солдатский повелел
Приказу подчиниться.
Над громом пушек вился он
В дыму — над батареей:
— Огонь! — Огонь! — Огонь! — Огонь!
Пылая, голос реял…
За грозным валом, в свой черед,
Подобна урагану,
Рванулась гвардия вперед
К Мамаеву кургану.
И на вершине лишь, скорбя,
Смогли увидеть люди,
Зачем он вызвал на себя
Огонь своих орудий!…
Закрыл дорогу он врагу,
Став огневою целью.
Все трупы, трупы на снегу-
Зеленые шинели…
И, вверх подняв
Свой мертвый взгляд,
В победу полный веры,
Среди врагов лежал комбат,
Один — в шинели серой.

(Опять выступающие расходятся в обе стороны и открывается вид на сидящую девушку – «немку».)

Немка (плачет читая письмо, постоянно вытирая платком слёзы):
«Русские снайперы и бронебойщики — несомненно, ученики Сталина. Они подстерегают нас днём и ночью. И не промахиваются… Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один-единственный дом! Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я не верю… Время перешло на сторону русских… Передай Николаусу, чтобы он не стремился в солдаты. Лучше днём и ночью работать и всю жизнь сидеть на сухом хлебе, чем это…в России».

(Немка роняет письмо, голову опускает на руку, падает головой на стол, плечи содрогаются от рыданий.)

Ученик:
И наконец долгожданное сообщение Совинформбюро 2 февраля 1943 года: «Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта закончили ликвидацию немецко-фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда. Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

Ученица:
Всё наземь, в снег: и ружья и знамёна.
Лишь только руки — к небу. От земли.
Я видел — за колонною колонна,—
Я видел, как тогда они брели.
Брели, окоченев и обессилев,
Пространство получив в конце концов.
Пурга, как возмущённый дух России,
Плевала им неистово в лицо!
Рвала на них платки и одеяла,
Гнала, свистя, с сугроба на сугроб,
Чтоб им, спесивым, «матка, яйки, сало!»
Ну что ж! Забыв о доле Бонапарта,
И «матка, млеко!» помнилось по гроб!
Они брели, не в силах даже губы
Сомкнуть, чтобы взмолиться: «О, майн гот!»
А из снегов безмолвно, словно трубы
Спалённых хат, глядел на них народ…
О, как дрожалось им, о, как дрожалось
От тех недвижных взглядов: не укор,
И не прощенье, — поздно! — и не жалость
Они читали в них, а приговор
Всему, что было брошено на карту,
Доверено единственно ружью…
Они теперь изведали свою!

Ученик:
На Мамаевом кургане тишина, за Мамаевым курганом тишина.
В том кургане похоронена война. В мирный берег тихо плещется волна.
Перед этою священной тишиной встала женщина с поникшей головой.
Что-то шепчет про себя седая мать. Все надеется сыночка увидать.
Заросли степной травой глухие рвы. Кто погиб, тот не поднимет головы.
Не придет, не скажет: «Мама! Я живой! Не печалься, дорогая, я с тобой!»

(Звучит песня «Молитва» в исполнении ученицы.)

Ученик:
…И наступила тишина. В дыму,
Бросая в снег скорее автоматы,
Выходят из руин по одному
И группами фашистские солдаты.
Заученно кричат они: «Капут!»
И кверху руки поднимают разом,
И длинной вереницею бредут,
Проходят мимо неуклюжим шагом.
А ветер улюлюкает, свистит
И шелестит лохмотьями мундиров,
И с ветром вверх тормашками летит
Бредовый миф о покоренье мира…
Кончалась ночь… Пора уже, пора!
Куранты бьют сквозь мрак и холод лютый.
Мы у костра под громкое «ура»
Рассвет встречаем праздничным салютом!

(Все участники выходят по одному со свечами.)

Учитель:
Победа! Кажется  весь смысл  жизни  вложен в это слово. Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После битвы на Волге началось массовое изгнание оккупантов из Советской страны. И люди помнят — смерть в Сталинграде наступала мгновенно. Скорбь длится годами. Солдаты отдали свои жизни во имя общего счастья! Поклон земле, суровой и прекрасной, что вечно будет людям дорога! Здесь виден новый город — светлый, ясный, степная ширь и Волги берега. Став на земле суровой и прекрасной, копнешь песок, а он не желтый весь, Не золотистый он, а темно-красный, как кровь героев, пролитая здесь.

Ведущий: в нашем городе жил дорогой нам человек, ветеран войны, почётный житель города, участник Сталинградской битвы Николай Кондратьевич Мамошин. Он  был  другом нашей школы. До последних дней своей жизни  встречал детей, рассказывал о событиях Великой отечественной войны, об интересных случаях из жизни во время Сталинградской битвы. Он учил детей добру, трудолюбию, дружбе, любви к Родине. Сегодня его с нами нет, но он всегда будет жить в нашей памяти.

Слады о Н.К.

(Минута молчания)

Ученик:
Второе февраля — Победа в Сталинградской битве!
Курган, скульптура Матери-Отчизны, тишина…
И как в немом и черно-белом, старом фильме
Печален шаг потомков… Сердце… и Душа…
Здесь не чеканят шаг. Здесь все открыто…
Идут и ветераны, Деды и Отцы…
И преклоняются к фамилиям убитых
За жизнь, что после… Матери…Сыны…
Звенят медали… Алые гвоздики —
На мрамор памяти от всех живых!
И русское, извечное Простите…
На склоне… в Храме Всех Святых…
Минута длится… в слезы верить…
И жизнь как Покаяние — длинна!
А подвиг ваш…конечно, не измерить.…

Все потому, что Родина… Одна!

(Ученица поет песню «Ты же выжил, солдат».

Ученики вручают ветеранам цветы.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя в начальной школе «Память сильнее времени» (70 ЛЕТ ПОБЕДЫ)

Задачи недели:1. Формирование представления у обучающихся о событиях Великой Отечественной Войны.2. Воспитание чувства гордости за своих земляков, чувства патриотизма.3. Воспитание гражданской и патри...

Проект "Память сильнее времени"

Боль войны – неподъемная кладь. И большая людская беда! Эту память у нас не отнять: Никому! Ни за что! Никогда!...

Внеурочное мероприятие "Память сильнее времени"

Внеурочное мероприятие "Память сильнее времени"...

Память.Виды памяти. Развиваем память

Урок психологии в 4 классе.Тема: «Память.Виды памяти. Развиваем память»Цель:Показать разные способы запоминания.Мотивировать детей на тренировку своей памяти.Задачи:Дать представления...

Воспитательный проект "Память сильнее времени"

    Проект   «Память сильнее времени» направлен на  воспитание гражданственности и патриотизма. Главной проблемой проекта является формирование личност...

Всероссийский творческий конкурс творческих работ "Память сильнее времени"

Всероссийский творческий конкурс творческих работ "Память сильнее времени"...

Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Лихачёв

Материалы по теме: Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Лихачёв...