ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССАХ И ГРУППАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья по теме

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово казак овеяно многими историческими легендами. На сегодняшний день мы являемся свидетелями возрождения российского казачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Марианна Эдуардовна Хашба

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССАХ И ГРУППАХ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 58

Крымский район

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово казак овеяно многими историческими легендами. На сегодняшний день мы являемся свидетелями возрождения российского казачества.

Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 года № 539-КЗ « О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае» дал возможность организовывать подготовку, повышении квалификации руководителей казачьих обществ по вопросам несения государственной и иной службы, возрождению и сохранению исторических культурных и духовных традиций казачества, повышению престижности военной службы.

В Кубанском казачьем войске военно-патриотическое воспитание осуществляется в соответствии с исторически сложившимися формами его проявления в процессе духовного, культурного, нравственного, физического, гражданско-патриотического воспитания, а также военно-прикладной подготовки и дополнительного общеобразовательного обучения по основам военной службы, которые обеспечивают преемственность поколений.

Дети – это будущее нашей малой родины, они должны знать историю, культуру и традиции кубанского казачества, с этой целью  в нашей школе были открыты: кадетский класс казачьей направленности «Юный спасатель» в 2006 году,  в 2007 году казачий класс. В 2009-2010 учебном году в школе открылись сразу  три класса казачьей направленности.  Особое внимание в них мы уделяем внеурочной деятельности. Неизменным помощником в организации работы с классами, подготовки и проведении мероприятий, является преподаватель ОБЖ Пономарев Иван Иванович. Истоками выбранного направления в этих классах была работа школьных клубов «Поиск» - руководитель Людмила Андреевна Письменская, и «Ровесник» - руководитель Пономарев Иван Иванович. В основу были положены нормативные документы: законы, приказы, положения Краснодарского края и Крымского района о возрождении и создании кадетско-казачьих классов. Классные руководители основывают свои воспитательные задачи, создавая особую творческую атмосферу, для максимального развития воспитанников. Основные цели кадетско-казачьих классов интеллектуальное, нравственное, физическое развитие, адаптация к жизни в обществе, подготовка воспитанников к служению Отечеству. Так как в 9, 11-ом классах за основу была взята программа «Юный спасатель», занятия проводились с учетом:

-углубления и расширения эколого-краеведческих знаний;

-формирования первичных навыков и умений адаптации в условиях природной среды, а так же при техногенных авариях;

-развития морально-этических и волевых качеств;

-повышения уровня физической подготовленности;

-формирование чувства ответственности за жизнь окружающих и своей;

С прошлого учебного  года в казачьи классы были введены обязательные дисциплины:

1. Кубановедение

2. Оcновы Православной культуры

3. История казачества

4. Военно-строевая подготовка

5. Традиции казачества (фольклорный и декоративно-прикладной кружки)

Мои воспитанники, по решению родительского собрания, стали казачатами со  второго класса и сразу стали принимать активное участие в жизни станицы. Наш класс совместно с родителями взял шефство над братскими могилами героев ВОВ, регулярно в течении учебного года и летних каникул проводим субботники. Юные казачата участвуют во всех значимых мероприятиях. C целью формирования у учащихся ЗОЖ  регулярно проводим открытые классные часы, составляем с ребятами  режим дня младшего школьника, говорим о правильном сбалансированном питании, учимся заботится о глазах, формируем правильную осанку. На основе этих занятий даются творческие задания, в которых ребята составляют собственную программу ЗОЖ: индивидуальный режим дня, программу питания и комплекс физических упражнений для разных систем органов, исходя из индивидуальных особенностей организма.  Так же  стараюсь вовлечь каждого учащегося в активную творческую деятельность: казачата всем классом ходят на кружок декоративно прикладного искусства, участвуют в школьных и районных выставках, викторинах, олимпиадах, театрализованных представлениях. В походах изучается природа родного края. На практике знакомимся с растениями, выделяя лекарственные и ядовитые. Очень важен экологический аспект – ребята хорошо знают о взаимодействиях в живой природе, ценности каждого представителя флоры и фауны. Проводили акцию « Первоцвет», в ходе которой объясняли ровесникам и взрослым, почему нельзя уничтожать первые весенние цветы. Казачата могут дать оценку богатствам земли Кубанской – что она даёт людям и как сохранить её. Ловкость и смекалку учащиеся проявляют при прохождении полосы препятствий, переправы через овраги, умеют собирать и разбирать палатку, вязать верёвочную лестницу, правильно разжечь костёр и самостоятельно приготовить пищу.  Результатом моей внеурочной деятельности можно считать то, что ребят объединяет одна общая цель, класс работает как единое целое. Каждый учащийся стремиться сплотить класс. Ребята стремятся общаться друг с другом. Во время внеклассной работы казачата трудятся коллективно. Для нашего  класса стали стабильными показатели уровня воспитанности учащихся, не допускается снижение показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность», нет детей с низким уровнем воспитанности. Юные казачата занимают активную жизненную позицию, принимают участие в классных и общешкольных мероприятиях. Не остаются в стороне от классных дел и родители. Они принимают активное участие в жизни класса, помогают в организации и проведении экскурсий, школьных КТД, участвуют в спортивных соревнованиях. Родители на собраниях не раз отмечали, что им нравится казачья направленность класса и богатая внеурочная деятельность.

Рассказывать о внеурочной работе казачьих классов можно много. Яркими и запоминающимися проходят встречи с ветеранами ВОВ, работниками тыла, детьми военной поры, чеченских событий в школьном музее. Учащиеся из этих классов прошли курс «молодого бойца» и принимали присягу на верность Родине в Крымске, на параде в городе Краснодаре, посвященном «Дню реабилитации кубанского казачества». Казачата активно принимают участие в почетном карауле к знаменательным датам – 9 мая – день Победы, 26 апреля Всемирный день земли, день памяти трагедии на Чернобыльской АЭС. Активно сотрудничают с отрядом ПАСО, с ОГПС города Крымска, получая навыки тушения пожара и спасательных работ. Походы в лес включают не только романтику приключений, ребята очищают родники и лес, разворачивают полосу препятствий, изучают приемы подъема и спуска по горным склонам. Три года подряд ребята нашей школы участвовали в сплавах по реке Кубань – «Кубань – ТРОФИ». Летом 2008 года казачата участвовали в двухнедельном походе по Голубой линии, а в 2009 совершили поход в Абинский район Дольмены Мандала.

Вся работа с казачьими классами в этом направлении способствовала воспитанию у учащихся гражданских качеств личности, таких, как любовь к Родине, чувство долга, ответственности, интерес к военной истории Отечества, к жизни страны в прошлом и на данном этапе, интерес к военной профессии, по крупицам складывается чувство ответственности за судьбы своей родины.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

1. ФИО (полностью) -

Хашба Марианна Эдуардовна

2. Учёная степень -

3. Учёное звание -

4. Должность -

Учитель начальных классов

5. Район и полное наименование организации, учреждения (место работы) -

Крымский район

станица Варениковская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 58

6. Название статьи -

Внеурочная деятельность  школьников в классах и группах казачьей направленности

7.Контактные данные для сведения Оргкомитета (почтовый индекс и адрес, домашний и мобильный телефоны,е-mail)

353370 станица Варенковская

улица Луначарского,165

8.918.0553819

iojik58@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

«Особенности учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности». «Внеурочная деятельность школьников в классах и группах казачьей направленности».

Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание и все большее распространение в...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 классов по спортивно-оздоровительному направлению «Шахматы»

Рабочая программа по шахматам составлена для учащихся 1 классов МБОУ СОШ №6 города Югорска, разработана на основе авторской программы «Шахматы - школе», под редакцией И. Г. Сухина, рекомен...

Внедрение новых форм военно-патриотических мероприятий во внеурочную деятельность школьников младших классов в условиях ФГОС.

В условиях напряженной геополитической обстановки в современном мире одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности учащихся, так как это основы жизн...

Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Бабушкин сундучок» общекультурное направление Веденеевой Светланы Анатольевны

Авторская пронрамма составлена для учеников 2 класса, внеурочная деятельность.Цельработы-авторская пронрамма внеурочной деятельности в начальных классах соответствует требованиям ФГОС НОО.Тема актуаль...

Авторская программа внеурочной деятельности для 2А класса «Азбука вежливости» социальное направление Веденеевой Светланы Анатольевны

Авторская программа внеурочной деятельности для 2 класса создана со всеми требования ФГОС НОО.Работа может быть использована в практической  профессиальной деятельности другими учителями начальны...

Программа внеурочной деятельности для 2А класса «Я - исследователь» общеинтеллектуальное направление Веденеевой Светланы Анатольевны

Авторская программа внеурочной деятельности "Я-исследователь"общеинтелектуального направления соответствует требованиям ФГОС НОО....