Психология родительского собрания
учебно-методический материал на тему

Кушнерева Надежда Васильевна

Содерит рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        Российская Федерация

Брянская область

Выгоничский район

МБОУ Хмелевская ООШ

Психология родительского собрания

                                       Составитель:

Кушнерёва Надежда Васильевна

Легко ли провести родительское собрание?

            Опытные учителя говорят, что ничего особенного  и трудного  в этом нет. Подумаешь, проблема – провести собрание. Менее опытные коллеги переживают перед каждым собранием, особенно если знают, что среди родителей есть парочка скандалистов или любителей поговорить ни о чём. А вот в приватной беседе все без исключения учителя честно говорят о том. Что не слишком – то любят проводить собрания, потому что  это требует хорошей подготовки и отнимать зачастую немало нервов. Учитель должен обладать умением работать с взрослой аудиторией, ему не помешает и актёрское мастерство, и умение побеждать.

Нужно ли проводить родительское собрание?

         Точнее, нужно ли проводить его именно сейчас? Прежде чем вписать  в детские дневники объявления о собрании, задайте себе такой вопрос. Например, вы знаете, что среди родителей зреет недовольство чем –то, что связано с учебным процессом. Каковы обычно могут быть, действия учителя в этом случае? Правильно, собрать родительское собрание. Но если собрать и без того разъярённых пап и мам на одной территории, получить можно лишь ещё больший скандал и недовольство. Выход? Приглашать родителей по одному.  Во – первых, так можно дать возможность высказаться каждому. Во –вторых, в личной беседе есть шанс получить гораздо больше информации, чем на общем сборе. И наконец, в – третьих, родители,  которые на собрании «заражают»друг друга агрессией и недовольством, будут разделены. По  одному как – то неловко бывает вести себя так, как иногда родители ведут себя на собрании.  Единственный минус такого процесса – это большее количество затраченного времени. Но результат чаще всего, того стоит. Вы не дадите разгореться конфликту, соберёте информацию, сумеете убедить родителей.

                  Как учителю организовать беседу  с родителями.

1.Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.

2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.

 3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнёра.

4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.

5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.

6. Нужно выяснить, что родитель думает  по поводу своего ребёнка и как он его воспринимает.

7. Если родитель предлагает свой план действий, «нужно его принять и сделать всё возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.

8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать  обиду и отчуждённость.

9. Пусть любое решение  станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.

10. Постарайтесь « прочувствовать  больные струнки» родителей и не задевайте их.

11.  Воспринимайте всё, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.

В какой день лучше проводить родительское собрание?

          Давайте проанализируем, когда  лучше провести родительское собрание. Многие думают, что этот день – пятница. Они объясняют, что в пятницу родители уже никуда не спешат, расслаблены и, значит, могут уже спокойно воспринимать информацию. Но ведь пятница – это конец рабочей недели. Именно в этот вечер мы бываем наиболее уставшими, и у нас уже нет настроя ни на что серьёзное. Всё, о чём думается, - это спокойный вечер в кругу семьи или кафе, свобода и отдых. Родительское же собрание воспринимается как помеха, негатив. Так что не назначайте собрание на пятничный вечер, если не хотите, чтобы информация, которую вы готовили, пропала или получили негативный отзыв о своей работе.    

         Понедельник – тоже не лучший день для проведения родительского собрания. И именно потому, что понедельник не зря считается днём тяжёлым. После выходных, как правило, у работающих мам и пап случается день врабатываемости, когда работы много, а вот желания работать – не очень. Приходится пересиливать себя, заставлять делать то, чего не хочется делать. И тут родительское собрание может стать последней каплей. На него так же не хочется идти, так же приходится пересиливать себя. Результат – вялый или разражённый родитель.

      Отличные дни для собраний – вторник и четверг. Не начало и не конец недели, уже вработались, но ещё не устали. Не плоха и среда, но, как середина недели, она явно проигрывает вторнику и четвергу. Кстати,  четверг психологически воспринимается как день, который приближает нас к выходным. Но работоспособность в этот день ещё не падает, чего не скажешь о пятнице.

Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

  1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  2. Дать родителям почувствовать  Ваше уважение и понимание к ним.
  3. Дать понимание, что у школы и семьи – одни проблемы, одни задачи, одни дети.
  4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
  5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  6.  Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребёнка.

Классному руководителю на заметку.

- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе

- Тема собрания  разрабатывается с учётом возрастных особенностей детей.

- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.

Сколько длится нормальное родительское собрание?

    Да, да, это очень важно, сколько времени будет длиться родительское собрание. А почему? Да потому, что все родители или их большинство приходят на собрание после рабочего дня, вечером. Это означает, что они очень устали, им трудно воспринимать информацию и ещё труднее сдерживать, не вступать в конфликты. Слишком затянутое родительское собрание вызывает чувство раздражения, желание поспорить и сказать что- то резкое и неприятное . Временные рамки  - около 60 минут, то есть час. Отличный результат – чуть больше часа, но менее полутора часов. Всё остальное  время будет потрачено впустую, ибо  родительское собрание будет рассеянным и информация не запомнится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник родительских собраний для педагогов-психологов и классных руководителей (1- 5 класс)

          Представьте себе врача, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдет, если он наугад будет назначать лекарс...

выступление психолога на родительском собрании в 1 классе

Выступая перед родительской аудиторией необходимо задействовать все репрезентативные системы восприятия информации: родители должны не только Вас слушать, необходимо иметь наглядную информацию, а еще ...

Общешкольное родительское собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».

Общешкольное родительское  собрание первоклассников по теме «Содержание деятельности педагога-психолога в начальной школе».Цель выступления – познакомить родителей с содержанием деятельност...

Родительское собрание с психологом

Родительское собрание Выступление педагога-психолога«Готовность детей к обучению в школ».Цель выступления педагога психолога на родительском собрании:знакомство родителей с видами психологической гото...

Родительские собрания для психолога

Разработки родительских собраний, которые могут быть использованы в работе психолога и классного руководителя...

Родительское собрание совместно с психологом

Родительское собрание для любого класса, психологические приёмы, вид воспитания и т.д....