Классный час «Толерантность – путь к милосердию» для учащихся начальных классов
классный час (2 класс) на тему
Классный час «Толерантность – путь к милосердию» для учащихся начальных классов
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_tolerrantnost.docx | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Толерантность – путь к милосердию»
для учащихся начальных классов
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательная:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Ход классного часа
1. Организационный момент
2.Введение в тему.
- Сегодня мы начнем нашу встречу с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия.
Притча называется «Ладная семья»
- Слушайте внимательно
Жила – была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете : «Ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух до самого владыки страны. И он решил проверить, правду молвят люди. Прибыл он в село , и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. удивился владыка. Решил узнать. Как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, был не очень силен в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа :сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится , за ухом и спросил: - И все? – Да, - ответил старик, - это и есть снова жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
( любовь, терпение, прощение)
- Как вы думаете, о чем будем беседовать на занятии?
( О дружбе, доброте, терпении , любви, об уважении к друг другу.)
- Все то, о чем вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить , назвать одним словом «Толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
- Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться с этим словом. Это слово иноязычное. Толерантность – слово латинского происхождения и означает терпение, терпимость. Дать определение довольно таки трудно из-за того, что в разных странах понимают его по- разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Прочитаем и ответим на вопрос: « Что общего в этих определениях?»
В Англии: толерантность – это готовность быть терпеливым, снисходительным.
В Испании толерантность – это способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения.
В Китае – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
В Арабских странах толерантность – это прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
В России – способность терпеть что – либо или кого – то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего – то, кого – либо), т.е. допускать, принимать существование чего – либо, кого – либо, считаться с мнениями других, быть снисходительным к кому – либо, чему – либо.
- что же общего в этих определениях? (ответы детей)
- У них общее понятие – терпение, принятие другого человека таким, какой он есть.
- А как вы понимаете выражение быть терпеливым, терпимыми к друг другу?
4) Стихи детей .
- Послушаем выступления наших учащихся
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
Толерантность – это мир и дружба.
Об этом знать каждому нужно!
Будь толерантен всегда и во всем.
И любое дело будет тебе нипочем.
Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
5)Работа в парах.
- Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность , совершая добрые поступки, становится лучше, чище , светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.
- Сейчас мы вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах таблицы. Качества, которые помогают жить в мире и согласии оставляем, а те которые мешают – зачеркиваем.
УМНЫЙ | ГЛУПЫЙ | ЗЛОЙ | ЧУТКИЙ | ВНИМАТЕЛЬНЫЙ |
СМЕЛЫЙ | ЧЕСТНЫЙ | ВРУН | ОТЗЫВЧИВЫЙ | ЖАДНЫЙ |
ГРУБЫЙ | ДОБРЫЙ | ЯБЕДА | НАСМЕШНИК | СПРАВЕДЛИВЫЙ |
ТЕРПЕЛИВЫЙ | НАДЁЖНЫЙ | ВЕРНЫЙ | РЕШИТЕЛЬНЫЙ | ЖАДНЫЙ |
- Итак, толерантная личность обладает следующими качествами….
( на доске вывешивается солнышко, постепенно добавляются лучики, на которых написаны выбранные детьми качества толерантной личности)
6) Обсуждение ситуаций
- Подумайте , все ли мы обладаем качествами толерантной личности
-Почему?
- Все ли мы можем выслушать спокойно друг друга, поддержать в трудную минуту?
- Из-за чего между вами возникают конфликты, ссоры?
- Предлагаю вам ситуации. Давайте обсудим , как можно решить данную проблему , избежав ссоры.
Ситуации.
• В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «Дурачок, не будем с ним дружить.» Твои действия.
• Твой друг одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить её. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь ты?
• Твой одноклассник взял у тебя игру и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?
• Вы играете с игрушкой , а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили ли вы играть или нет. Как поступите в этой ситуации?
- Я хочу вам предложить один совет, который научит вас как правильно вести себя в конфликтной ситуации.( чтение стихотворения)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и уже
Начала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.
И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко…
7) Сценка о гадком утенке (участвуют заранее подготовленные дети), беседа
- А сейчас я хочу вас пригласить на птичий двор из сказки Г. Х. Андерсена
- Ну-ну, шевелите лапками! - сказала она утятам. - Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех. Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскут. Как красиво! Это высшее отличие, какого только может удостоиться утка. Это значит, что ее не хотят потерять, - по этому лоскуту ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вовнутрь! Благовоспитанный утенок должен выворачивать лапки наружу, как отец и мать. Вот так! Смотрите! Теперь наклоните голову и скажите: "Кряк!"
Так они и сделали. Но другие утки оглядели их и сказали громко:
- Ну вот, еще целая орава! Как будто нас мало было? А один-то какой безобразный! Уж его-то мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в затылок.
- Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал!
- Положим, но он такой большой и странный! - ответила чужая утка. - Ему надо задать хорошенько.
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. - Все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
- Это никак невозможно, ваша милость! - ответила утка-мать. - Он некрасив, но у него доброе сердце. А плавает он не хуже, смею даже сказать - лучше других. Я думаю, со временем он выровняется и станет поменьше. Он слишком долго пролежал в яйце, оттого и не совсем удался.
И она почесала у него в затылке и огладила перышки.
- К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Я думаю, он окрепнет и пробьет себе дорогу.
- Остальные утята очень, очень милы! - сказала старая утка. - Ну, будьте как дома!
Вот утята и устроились как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и дразнили решительно все - и утки и куры.
Беседа по содержанию
- Толерантно ли относились к гадкому утенку на птичьем дворе?
- А был ли кто – нибудь , кто проявил качества толерантности к утенку?
- А как бы вы поступили?
- Ребята, а был ли кто – нибудь из вас в такой ситуации?
- А сейчас посмотрите друг на друга и скажите, у всех вас одинаковые глаза, волосы, прически, характер, привычки?
- Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты,
добрые и злые, полные и худые, лысые и с косичками, умные и не
очень.
- Бывает так, что что-то в других людях вам кажется непонятным и смешным? А если стали бы смеяться над вашим внешним видом как бы вы себя чувствовали? Правильно вам было бы неуютно и обидно.
Все мы должны уважать и понимать друг друга, быть благосклонными, то есть быть толерантными.
Учащийся читает стихотворение.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!
8) Психоразгрузка (Проверяем толерантность).
- А сейчас мы проверим, насколько толерантны ребята нашего класса У вас листочки, карандаши красного и синего цветов. Вам предлагаются ситуации с 2-мя вариантами ответов. Если вы согласны с 1 вариантом, рисуете красный кружок, если согласны со 2 вариантом – рисуете синий кружок.
Ситуации.
1)Младший брат сломал игрушку:
- ты его постараешься успокоить
- ты ударишь его
2)Ты поссорился со своей сестрой:
- находишь выход
-обижаешься и мстишь
3)Ты недоволен собой:
-людей без недостатков не бывает
- ты все сваливаешь на других
4) Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими:
- идешь гулять
- устраиваешь истерику
5) Саша плохо одет:
- это неважно
- я подсмеиваюсь над ним
- Ребятки, встаньте, у кого из вас получилось больше красных кружков. Это значит, что вы толерантны.
9)Заключительная часть
- Ребята, посмотрите на наше солнышко, какими же качествами должен обладать толерантный человек? ( ответы детей)
- Что мы должны делать, чтобы стать толерантными?( ответы детей)
- Будьте терпимее друг к другу. Добро сильнее злобы и грубости.
- Каждый человек нуждается в понимании, сочувствии, душевной теплоте.
- Помоги, утешь и поддержи - и мир станет чуточку добрее.
- Оставайся самим собой, умей видеть свои ошибки.
- Принимай людей такими , каковы они есть.
- Уважай чувства и интересы других людей.
- Будь добрым, милосердным, отзывчивым; помогай в беде; проявляйте сострадание
- Ребята , а сейчас в конце нашего занятия давайте подарим друг другу улыбку
Исполнение песни «Улыбка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"
Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....
Классный час "Толерантность – путь к миру".
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ3 класс БУчитель: Соловьева Н.н.24.01.12 г.Тема: Толерантность – путь к миру.Цель:знакомство учащихся с понятием «толера...
«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»
Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...
Презентация к классному часу "Наш герой!" Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагарин.
Презентация к классному часу "Наш герой!" Презентация предназначена для учащихся начальных классов, способствующая расширению кругозора и общему развитию детей. Человек и космос. Ю.А.Гагари...
Классный час "Толерантность - путь к миру!"и презентация для учащихся 2 класса.
Классный час знакомит учащихся с понятием "толерантность", его значением и актуальностью формирования как нравственного качества личности....
Классный час "Толерантность - путь к миру" 4 класс
Конспект классного часа для 4 классников на тему о толерантности,который развивает нравственные качества личности каждого ученика....
Доклад на тему: «Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»
Докладна тему:«Особенности внимания и пути его коррекции, у учащихся начальных классов коррекционной школы»...