Роль личности учителя в воспитании школьников
статья на тему
Каким должен быть учитель в современном мире? Личность учителя-мощный фактор формирования личности ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_lichnosti_uchitelya_v_vospitanii_shkolnikov.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль личности учителя в воспитании школьников»
Выступление на педсовете 29 октября 2012г.
Учитель начальных классов:
ДавиденкоТ.Г.
Школа »Ирида» г. Москва
Роль личности учителя в воспитании школьников.
Школа, в переводе с латинского скале, означает скалистую лестницу, ступеньки которой ведут вверх.
Образование - это не только учебный процесс овладения знаниями, но и процесс становления, совершенствования, восхождения души. А с греческого она (школа) трактуется как дом радости.
Солнечным светом, обаянием должна быть пронизана педагогическая деятельность учителя. Испокон веков учителя востребованы в любом обществе, ведь именно мы не только учим детей, но и формируем их как личности.
У каждого ребенка свое предназначение, своя миссия. Задача учителя - дать им развиваться.
Дарить ребенку чувство его, ребенка, значимости, ощущение того, что кто-то о тебе думает, хочет сделать приятное, желает счастье. Получают ли они это в школе? Не всегда.
Главное в деятельности учителя - уважать, любить и понимать своих учеников, помня, что ребенок - не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который нужно зажечь.
Отношение педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление ^развитие личности школьника. Отношение «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом.
Нашему обществу сегодня нужны люди, каждый из которых мог бы сказать: «Я хочу быть счастливым человеком, но самый верный путь, если я так буду поступать, чтобы все остальные были счастливы. Тогда я буду счастлив.»
Это высокое нравственное начало особенно важно теперь, когда мы испытываем дефицит доброты, сочувствия, сострадания. Приведенные слова о личном счастье, коллективе и обществе принадлежат выдающемуся педагогу А.С. Макаренко. Это был один из тех необыкновенно одаренных социально активных людей, в которых всегда
нуждается общество. Кристально чистый, энергичный, деятельный - он был таким задолго до того, как о его искусстве воспитания человека узнал весь мир.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже при нормальных, стабильных стадиях развития общества возникают различные проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблемы сегодняшнего дня (дефицит внимания родителей к детям, вечная их занятость на работе, смещение ценностей, когда TV правит миром и умами наших детей) делают процесс воспитания еще более трудным.
Школа берет на себя основную функцию воспитания. Учитель более, чем кто-либо другой призван направлять формирование и развитие каждого из своих питомцев.
В глазах ребят ему необходимо не только быть правдивым, искренним, но и проявлять себя борцом за нравственные идеалы против негативных проявлений окружающей жизни.
Г1о сравнению с представителями других профессий учителя находятся в особой ситуации. Личность учителя - мощный фактор формирования личности ученика. Учитель, выполняя социальный заказ общества - формирование социально активной, всесторонне и гармонично развитой личности, должен обладать высокими профессиональными умениями, быть высоко моральной личностью. Решение сложных задач обучения и воспитания школьников в решающей степени зависит от учителя. Воспитываем мы, прежде всего не теми или иными методами и приемами, а влиянием собственной личности, индивидуальности.
Известно, что с самого рождения человек воспринимает окружающую действительность не на основе собственного опыта, которым он фактически не обладает в младенчестве, а под влиянием взрослых (родителей, воспитателей, школьных учителей).
У каждого из нас был свой первый учитель, тот, который тем или иным способом повлиял на формирование нашей личности, на наш процесс совершенствования.
Первый учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: «...и душа, и одежда, и мысли.»
Преподавателю необходимо обладать такими качествами, как понимание, безусловная поддержка, любовь к ученикам, умение с мудростью рисковать в пикантные моменты, своевременная невозмутимость и, конечно же, творческий подход во всем. Не менее важным является уверенность в себе и профессионализм педагога.
Мы говорим об Учителе с большой буквы, не столько как о человеке, который преподает какой-то предмет, а именно о том Учителе, который является для детей ведущим ориентиром. Гармоничный и живой, самосовершенствующийся, не относящийся к детям как к досадной обязанности учитель, свободный, открытый.
С того момента, как маленький человек сделала первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.
Великий педагог Макаренко считал, что воспитатель должен вести себя так, чтобы каждое движение его воспитывало и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?
Личность воспитателя играет очень важную роль в воспитании и эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и делая правильные выводы.
Лишь на возрождении простых человеческих чувств любви и милосердия должен строиться процесс воспитания.
Лев Н. Толстой писал в одном из своих трудов. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание " роль семьи в трудовом воспитании школьников"
на практичеких примерах родители увидели, какую роль имеет трудовое воспитание в семье...
Роль родителей в трудовом воспитании школьников
Семья является самой естественной, самой благотворительной средой. В которой формируется личность ребенка, его отношение ко всем сторонам жизни, в том числе и к труду. Большая воспитательная действенн...
Родительское собрание "О роли семьи в трудовом воспитании школьников"
Материал родительского собрания...
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.
Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...
Доклад "Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников".
Доклад для выступления на педсовете "Роль личности учителя в формировании познавательных интересов младших школьников"....
О роли семьи в трудовом воспитании школьников
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья - дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из ва...