опк
презентация к уроку на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1 февраля 2012 г. о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.
В образовательном учреждении на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году, предлагаемый для изучения: «Основы православной культуры».
УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации; обеспечен учебником А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы, Москва, «Просвещение» 2012 г.
Программа курса составлена, на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение –0,5час в неделю, всего 17 часа.
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 8 |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 5 |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 3 |
Итого | 17 |
Содержание тем учебного курса
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка собственного поведения и поведения товарищей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
К концу учебного года учащиеся должны:
Знать / понимать | Уметь. | Применять. |
Знать историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма. Что такое икона и чем она отличается от картины. Понятие православный календарь его символы, святых, праздники. Знать развитие православной культуры в истории России. | Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть логическими действиями анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. | Применять полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе. Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и общества. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры. |
Основное содержание учебного модуля «Основы православной культуры »
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
Технологии диалогового взаимодействия:
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
Познавательно-исследовательские методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
Методы обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
- разговор с замещённым собеседником.
Игровые и деятельностные методы:
- игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный труд.
Формы обучения
- Классно-урочные занятия.
- Групповая форма обучения.
- Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
- Экскурсии.
Перечень учебно - методического обеспечения
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей / А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012.
- Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2012.
Список литературы (основной и дополнительной)
- Учебное пособие для общеобразовательных учреждений: «Основы православной культуры». 4-5 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение, 2012
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
- Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
- Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
- Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.
М.: Издательский дом «Покров», 2004.
- Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.
- Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
- Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.
- Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,
1948. С. 425–488.
- Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953
С. 327–332.
- Энциклопедическая и справочная литература.
- Интернет - источники:
http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/chudo_v_zhizni_khristianina/85-1-0-461
http://metodika.68edu.ru/metodtambov.html
http://wiki.iteach.ru/index.php/
http://pravoslav.at.tut.by/tain/prich.html
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/24
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Приложения к программе
Темы творческих работ и проектов.
«Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.
«Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг». Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России)
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала
Материально-техническое обеспечение курса
- Технические средства: компьютерный комплекс, телевизор, видеомагнитофон.
- Экранно-звуковые пособия: электронное приложение к учебнику А. В. Кураева к модулю курса «Основы православной культуры».
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и);
- нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи;
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам модуля;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература;
- религиозная литература;