система семейного воспитания
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Система занятий по семейному воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
портрет мамы | 346.5 КБ |
сердце мамы | 34.5 КБ |
мудрость отца | 515.5 КБ |
дружная семья | 99.5 КБ |
солнце семьи | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие первое «Мамин портрет»
Цель: Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
• Улучшение взаимоотношений в семье.
• Установление тесного сотрудничества между школой и семьей.
• Воспитание в душе ребенка гармонического видения мира.
• Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.
• Воспитание в детях ответственного отношения к семье
Вопросы и задания для беседы:
Классный руководитель читает детям пословицу: «При солнышке светло, а при матушке – добро».
-Что общего между солнечным светом и любовью матери?
На доске вывешивается плакат «Солнце материнской любви». Дети перечисляют качества своих мам, от которых им становится тепло и светло. Все перечисленное записывается на лучах солнца материнской любви.
Какие прекрасные качества появились в вас под воздействием лучей этого солнца?
Какими словами вы встречаете маму, когда она возвращается домой?
Читаем сказку «СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ» В. Сухомлинский
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Вопросы и задания к сказке:
- Чем седьмая дочка отличилась от своих сестер?
- Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
- Подумайте и расскажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы.
- Что вы делаете для мамы, когда она устает? На доске рисуется ромашка, а в ее середине пишется слово «дети». Дети должны перечислить, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записывается на лепестках ромашки. Получается цветок помощи маме.
Предлагается анкета «Знаю ли я свою маму?»
- Назовите дату рождения мамы.
- Какие песни любит твоя мама?
- Какого цвета глаза у твоей мамы?
- Любимый цвет мамы?
- Любимые фрукты мамы?
- Сколько братьев и сестер у твоей мамы?
- Где родилась твоя мама?
А сейчас нарисуйте «Цветы помощи маме»
Предлагаю детям повесить свои цветы помощи дома на стену и почаще стараться делать то, что советуют их лепестки.
Прочитайте пословицы:
1) Мать кормит детей, как земля людей.
2) Нет милее дружка, чем родная матушка.
3) При солнышке светло, при матери тепло.
Работа по пословицам:
Перечислите, какой может быть любовь матери. (Волшебной, нежной, терпеливой, прощающей). Все перечисленное детьми записывается на доске. Дети делятся на группы. Каждая группа должна привести примеры разных ситуаций, когда мать по-разному проявляет к своим детям любовь.
Читаем сказку: КРЫЛЬЯ МАТЕРИ (В. Сухомлинский)
В жаркий день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?». Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Вопросы и задания к сказке:
- Расскажите о том, как крылья маминой любви ограждают и защищают вас от бед и опасностей.
- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить крылья материнской и отцовской любви?
- Чем, по-вашему, мнению, крылья отцовской любви отличаются от крыльев материнской любви?
- Почему израненная мать все-таки была счастлива?
- Как вы думаете, должны ли дети растить крылья любви к своей матери?
- Заботитесь ли вы о своей маме? В чем проявляется ваша забота?
Игра «Дети и мамы»
Правила игры:
Дети встают в круг. Педагог с мячом – в центре круга. Поочередно он бросает мяч детям и задает какой-либо вопрос о маме, например: «Нужно ли советоваться с мамой?». Если ребенок считает, что нужно, он ловит мяч; если, по его мнению, с мамой советоваться не нужно, он пропускает мяч. Если кто-либо не согласен с мнением того или иного ребенка, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Вопросы для игры:
Нужно ли скучать по маме?
Нужно ли постоянно ждать от мамы подарки?
Нужно ли жалеть маму?
Нужно ли хвалить маму?
Нужно ли интересоваться делами мамы?
Нужно ли утаивать от мамы правду, чтобы не расстраивать ее?
Расскажите о каком-либо чуде, которое подарило вам сердце вашей мамы. Задание на дом: Выучите стихотворение о маме.
Литература.
1.Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков доброты/ под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО,2007.
2.Притчи на каждый урок. Дорогами мудрости. Составитель Андрей Елисов. – Нижний Новгород: Приволжье, 2009.
Предварительный просмотр:
Занятие второе «Сердце матери»
Цель: Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
- Улучшение взаимоотношений в семье.
- Установление тесного сотрудничества между школой и семьей.
- Воспитание в душе ребенка гармонического видения мира.
- Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.
- Воспитание в детях ответственного отношения к семье
Работа по домашнему заданию
Дети наизусть читают стихи о мамах.
Вопросы и задания для беседы:
- Что вы испытываете, когда долго не видите маму?
- Есть ли у вас какая-нибудь вещь, подаренная вашей мамой, с которой вы никогда не расстаетесь?
Читаем сказку СЛЕЗЫ МАТЕРИ А. Каралийчев
Заморосил мелкий дождик. Желтая листва в саду заблестела. Виноградины на ветках лоз набухли, и их кожура стала лопаться. Фиолетовая астра склонилась над выброшенным глиняным кувшином. Маленькая ласточка, сидевшая в нем, съежилась и задрожала от холода и тоски. Она осталась одна. Ее сестренка и мать улетели в теплые края. Кто согреет ее в эту дождливую ночь?
Маленькая ласточка не могла летать. Летом в доме, под крышей которого ее мать свила гнездо, вспыхнул пожар. Старая ласточка успела вынести ее из огня, но раскаленный уголек, попавший в гнездо, обжег ей крылышко.
Крошка чуть не умерла от боли. Когда она очнулась, то увидела, что лежит в новом гнезде, а над ней, понурившись, сидит мать. Бедняжка попробовала было шевельнуть крыльями, но не смогла — обожженное крыло отнялось.
Прошло лето. Созрел виноград. Распустились астры.
Готовясь в дальнюю дорогу, ласточки стали собираться на телеграфных проводах, и провода издали напоминали черные бусы.
Однажды утром старая ласточка снесла свою увечную дочку в сад и сказала:
— Дитятко, сегодня мы улетаем на юг. Ты не можешь лететь с нами, тебе придется остаться здесь. В этом кувшине я приготовила тебе мягкую постельку из пуха. Там ты будешь лежать. А когда проголодаешься, выберись наружу и поклюй чего-нибудь. Весной мы вернемся к тебе.
—Спасибо, матушка, за твои заботы! — прошептала маленькая ласточка, спрятала голову под крыло матери, чтоб та не видела ее слез, и притихла...
Птицы улетели. Потянулись ненастные дни. Заморосил мелкий дождик. Промокшая на- сквозь астра склонилась отяжелевшей головкой над кувшином. Дождевая капля скатилась на край самого нежного лепестка — вот-вот упадет.
-Ах, как я устала! — вздохнула она.
-Ты откуда — издалека? — участливо спросила ласточка.
-И не спрашивай! Дальнюю дорогу проделала я от Великого океана, где родилась. Сказать по правде, я не дождевая капля — я слеза.
-Слеза? Чья слеза? — встревожилась ласточка.
-Слеза матери. История моей жизни коротка. Девять дней тому назад усталая и печальная ласточка опустилась на мачту огромного океанского парохода. Я затаилась в правом глазу бедной птицы. Океан ревел, дул сильный ветер.
Ласточка стала просить:
-Братец ветер, будешь пролетать над Болгарией, загляни к моему одинокому птенчику и скажи, пусть остерегается черной кошки, которая частенько вертится в саду. Улетая, я забыла предупредить ее. Скажи также, что мое сердце разрывается от горя...
- А где осталась твоя ласточка? — спросил ветер.
- В старом глиняном кувшине, что валяется в саду, где цветут фиолетовые астры.
Тут я выкатилась из глаза старой ласточки. Ветер подхватил меня и помчал. Девять дней я летела, и вот, наконец, упала на этот цветок. Ах, как я устала! Мне бы уснуть...
Сердце больной ласточки сильно забилось. Она приподнялась, приоткрыла клюв и бережно подхватила усталую слезу матери.
Спасибо тебе, матушка! — прошептала она, зарылась в пух и уснула, согревшись, будто мать укрыла ее своим крылом.
Вопросы и задания к сказке:
- Представьте, что слеза матери попала к вам на щеку и попросила вас помочь больной ласточке. Расскажите, как вы ей поможете.
- Кого еще мама ласточки может попросить о помощи для своей дочки?
- Часто матери, находясь вдалеке от своих детей, чувствуют, что с ними что-то случилось. Как вы думаете, почему это происходит? Были ли в жизни вашей семьи подобные случаи?
- Чувствовали ли вы когда-нибудь, находясь вдалеке от мамы, что ей плохо, что она болеет?
- Расскажите о разных моментах в своей жизни, когда вам было нелегко, но вы вспоминали маму, и вам становилось легче.
- Подумайте, за что вы благодарны своей маме, и напишите ей письмо любви.
- У каждого из вас на столе лежит конверт с нарисованным на нем сердцем, вложите в него письмо и передайте своей маме.
Предварительный просмотр:
Занятие третье «Мудрость отца»
Цель: Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
• Улучшение взаимоотношений в семье.
• Установление тесного сотрудничества между школой и семьей.
• Воспитание в душе ребенка гармонического видения мира.
• Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.
• Воспитание в детях ответственного отношения к семье
На доске записана пословица:
«Один отец значит больше, чем сто учителей».
Учитель просит детей перечислить, чему их учит отец, и чему бы они сами хотели научиться у своего отца.
Затем делит детей на группы. Каждая группа должна доказать, что отец — настоящий учитель, и что есть знания, которые может передать детям только отец.
Читаем сказку МУДРЫЙ ОТЕЦ (Русская сказка)
Так ли оно было, не знаю, а как слышал, так и рассказываю. Жил один крестьянин. У него был сын. Когда парень подрос и начал помогать по хозяйству, отец и говорит:
— Гляжу на тебя и вижу, за все дела ты хорошо принимаешься. Время идет, молодое растет, старое старится. Скоро возмужаешь да женишься и сам станешь на хозяйство.
Вот и запомни мои слова:
Живи так, чтобы в каждой деревне был у тебя свой дом. И пусть у тебя каждый день будут новые сапоги.
И живи так, чтобы люди тебе кланялись. Тогда будешь справным хозяином. Удивился сын таким речам и спрашивает:
—Чего-то не пойму тебя: разве могу поставить в каждой деревне я дом? И как можно справиться покупать на каждый день новые сапоги? Да и как мне жить, чтобы люди мне кланялись? Улыбнулся отец и вымолвил:
—Не тужи, сынок. Мой совет легко исполнить. Захочешь в каждой деревне быть как дома, заведи в каждой деревне верного, надежного друга, и будет у тебя там свой дом. А чтобы каждый день были у тебя новые сапоги, надо с вечера хорошо вымыть и почистить свои сапоги, никогда этого не забывай, вот и будут они на другой день как новые. Ну, а чтобы люди тебе первому кланялись, вставай раньше всех, выходи на работу первым, тогда все, кто позже тебя выйдет, поздороваются с тобой, поклонятся тебе.
Как видишь, в моем наказе нет ничего трудного. И вот, когда пришла пора, и сын сам встал вести хозяйство, он внял советам отца и жил хорошо.
Вопросы и задания к сказке:
- Какое из трех наставлений старика кажется вам самым важным, и почему? Расскажите о том, как сын выполнял наставления своего отца.
- Какие из этих наставлений вы выполняете в своей жизни или хотите научиться выполнять?
Игра. «Каким должен быть отец»
Педагог по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает его:
«Должен ли отец быть строгим (добрым, красивым, сердитым, сильным)?»
Если ребенок считает, что отец должен быть, например, строгим, он ловит мяч; если он считает по-другому, то пропускает мяч.
Когда дети не согласны с мнением того или иного человека, игра останавливается, и все обсуждают этот вопрос.
Нарисуйте цветок качеств хорошего отца.
Каждый лепесток этого цветка - какое-либо качество характера. Объясните, почему отцу необходимы те или иные качества.
Закройте глаза и представьте своего отца. Расскажите, чем вы могли бы его обрадовать.
Предлагаю вам анкету «Знаю ли я своего папу?» Вы ответите на вопросы, а потом дома сверите эти ответы с папиными.
- Любимые конфеты твоего папы в детстве?
- Любимые песни папы?
- Какие увлечения были у твоего папы в детстве?
- Какие школьные предметы были самыми нелюбимыми?
- Какие смешные случаи были у твоего папы в детстве?
Читаем сказку ОТЕЦ И СЫН (Курдская сказка)
Отец, возвращаясь с десятилетним сыном с поля, увидел на дороге старую подкову и сказал сыну:
—Подними эту подкову.
—Зачем мне нужна старая, сломанная подкова? — ответил сын. Отец ничего ему на это не сказал и, подняв подкову, пошел дальше.
Когда они дошли до окраины города, где работали кузнецы, отец продал эту подкову.
Пройдя еще немного, они увидели торговцев, которые продавали вишни. Отец на те деньги, что выручил за подкову, купил у них много вишен, завернул их в платок, а затем, не оглядываясь на сына, продолжал свой путь, изредка съедая по одной вишенке.
Сын шел позади и смотрел с жадностью на вишни. Когда они прошли немного, из рук отца выпала одна вишня. Сын быстро нагнулся, поднял ее и съел.
Спустя некоторое время отец уронил еще одну вишню, а затем другую и стал так ронять по одной вишне, продолжая свой путь.
Сын не менее десяти раз нагибался, поднимал и ел оброненные вишни. Наконец отец остановился и, отдавая сыну, платок с вишнями, сказал:
— Вот видишь, ты поленился один раз нагнуться, чтобы поднять старую подкову, а после ты нагибался десять раз, чтобы поднимать те самые вишни, которые были куплены за эту подкову.
Впредь помни и не забывай: если будешь считать легкий труд тяжелым, то встретишься с более тяжелой работой; если не будешь, доволен малым, то лишишься большого.
Вопросы и задания к сказке:
- Как бы вы поступили на месте отца из сказки?
- Как вы думаете, если бы отец стал ругать сына, смог бы сын понять свою ошибку?
- Трудно ли вам осознать свою ошибку и исправиться, когда вас ругают?
- Как вы думаете, каким человеком вырастет сын из сказки?
- Как мудрый совет отца из сказки поможет сыну в жизни?
- Можете ли вы назвать своего отца своим учителем?
- Чему он учит вас?
- Вспомните какой-либо совет своего отца, который помог вам в жизни.
Задание на дом
Напишите сочинение об отце.
Предварительный просмотр:
Занятие четвертое «Дружная семья»
Цель:
- Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
- Улучшение взаимоотношений в семье.
- Установление тесного сотрудничества между школой и семьей.
- Воспитание в душе ребенка гармонического видения мира.
- Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.
- Воспитание в детях ответственного отношения к семье
Ход занятия
-Продолжите предложение: «В моей семье часто...».
Записываем ответы детей на доске и обсуждаем, что они могут сделать, чтобы в их семьях чаще проводили свободное время так, как нравится детям.
Вопросы и задания для беседы:
Прочитайте пословицу: «На что и клад, коли в семье лад ». Дети делятся на две группы. Одна группа отвечает от лица семьи, у которой есть клад. Другая — от лица семьи, в которой есть лад. Каждая группа придумывает, как она поступит в следующих ситуациях:
- в семье кто-то тяжело заболел;
- дом, в котором жила семья, пострадал от землетрясения;
- семья попала на необитаемый остров.
Читаем сказку: СКАЗКА О БОЧКЕ Болгарская сказка
Жил-был старый старик. Вот настал его последний час. Позвал он своих пятерых сыновей и говорит:
— Знайте, дети мои, я скоро помру. Но перед смертью расскажу вам притчу. Слушайте хорошенько, а потом растолкуйте ее мне. Смотрят сыновья на отца, а старик оглядел их всех и начал:
— Рос в лесу дуб. Большое было дерево. С его толстых ветвей желуди дождем падали. Корни его глубоко вросли в землю — соки из нее сосали. Трепала-трепала его буря, да ничего с ним поделать не могла. Но вот пришел в лес дровосек, примерился к дубу, засучил рукава и давай рубить. К вечеру повалил он дерево на землю, ветки обрубил, а ствол приволок к себе в плотницкую и там распилил его на тонкие полоски.
Осенью пришел в плотницкую бочар, свалил доски на телегу и увез. У себя в мастерской бочар сделал из досок клепки, набил на них обручи, сколотил донья и смастерил большую бочку. В ту бочку он каждую осень наливал молодое пенистое вино, а потом продавал его крестьянам, что справляли свадьбу, крестины или поминки. Так было, пока бочка оставалась целой...
Но вот один обруч сломался, и клепки разошлись. Вино вытекло, бочка рассохлась. Пока бочар собирался набить на нее новый обруч, клепки совсем рассыпались. Ребятишки растащили обручи, стали их катать по улицам, а хозяйка сожгла в печи клепки и донья. Хороша была бочка, да на нет сошла!..
Ну-ка, растолкуйте мне эту притчу.
Задумались пятеро братьев. Думали-думали, не смогли растолковать отцову притчу.
Тут старик покачал головой и говорит:
— Молоды вы еще, вот и не догадываетесь. Ну, так я сам ее растолкую, а вы слушайте... Лес, где растут большие деревья, — это наша держава. Она вечная. Деревьям ее — народу — вовеки не будет конца. Бочка — это семья; клепки — это все мы, родичи; обручи
— согласие, а вино — радость, счастливая жизнь. Пока в семье согласие — она живет счастливо. А тот дом, где согласия нет, лучше ему в огне сгореть!.. Берегите обручи, дети мои! Старший сын поцеловал руку у старика отца и говорит:
— Благодарим тебя, батюшка, за мудрый совет. Не забудем его, пока живы.
Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете, почему старик решил рассказать эту притчу своим детям?
- Расскажите, как сыновья выполняли в своей жизни советы отца.
- Перечислите основные качества, которые необходимы членам семьи, чтобы в ней всегда были мир и согласие.
(Педагог рисует на доске контуры бочки, а на обручах подписывает все перечисленные детьми качества.)
- Какое из этих качеств необходимо вашей семье больше всего?
- Расскажите, как вы можете помочь своей семье приобрести это качество.
- Подтвердите примерами из жизни, что жить в дружной и сплоченной семье — счастье.
- Если ребенок вырос в дружной семье, повлияет ли это на его будущую семью?
Рисунок: Представьте, что все люди на земле стали отмечать праздник дружной семьи.
Нарисуйте, как этот праздник будет проходить в вашей семье.
Письменная работа: Напишите, что вы предприняли бы для того, чтобы ваша семья стала дружнее.
Задание на дом: Расспросите своих родителей о том, как они познакомились, и почему решили создать семью.
Предварительный просмотр:
Занятие пятое «Солнце семьи»
Аннотация. В России традиционно семья была основой нравственного формирования личности. Русский человек дорожил честью семьи. Это было залогом выполнения моральных норм членами всего общества.
В течение четвертого класса мы говорим о ценности семьи в целом, об ответственности каждого за ее настоящее и будущее. На данном этапе в детях формируется отношение к семье, как к главному богатству человека, залогу его стабильности, уверенности в завтрашнем дне. Работая над проектами, ребята получили возможность задуматься о том, какими они сами будут родителям.
Цель: Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Задачи:
- Улучшение взаимоотношений в семье;
- Установление тесного сотрудничества между школой и семьей;
- Воспитание в душе ребенка гармонического видения мира;
- Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.
- Воспитание в детях ответственного отношения к семье.
Вопросы и задания для беседы:
1. Как вы думаете, почему дети остаются без родителей?
2. Что вы предприняли бы для того, чтобы на земле не было сирот?
3. Какой должна быть семья, готовая взять на воспитание чужого ребенка? Знаете ли вы такие семьи?
4. Представьте себя директором детского дома. Что вы предприняли бы, чтобы вашим детям жилось у вас как в семье?
Читаем сказку: У СОЛНЦА А. Исаакян
У ворот богатого дома сидел малыш-сирота, одетый в лохмотья. Он протягивал руку к прохожим. Весна еще только-только начиналась, но ближние горы уже зазеленели, и доброе весеннее солнце ласково глядело на все вокруг.
Прохожие сновали по тротуару туда и обратно, и никто даже ни разу не посмотрел, не хотел посмотреть на бедного сироту. Когда солнце стало медленно клониться к вершине зеленой горы, подул холодный ветер, и бедного бездомного мальчонку забила дрожь.
— О красное солнце, доброе солнце, ты одно меня согреваешь, зачем же уходишь, оставляешь меня на этом холоде? Ни матери-то у меня нет, ни дома. Куда мне деваться, к кому пойти? Вернись, возьми меня с собой, доброе солнце!..
Малыш беззвучно плакал, и слезы катились по его изможденному лицу. А люди расходились по домам, и никто не видел и не слышал его. Никто не хотел видеть и слышать...
Солнце скользнуло за гору и больше не показалось.
— Доброе солнце, я знаю, ты ушло к своей маме. Там за горою ваш дом. Я приду, приду к тебе. Скоро, очень скоро приду...
И несчастный малыш, дрожа от холода, хватаясь за стены домов, все шел и шел, пока, наконец, не вышел из города. И вдруг он услышал лай собаки. А спустя мгновение чей-то голос спросил: «Кто ты? Куда путь держишь?»
- Я мальчик. К солнцу иду. Не скажешь ли, добрый человек, где дом солнца? Далеко или близко?
К мальчику подошел человек со светильником в руках и ласково проговорил:
-Ты, наверно, устал? И проголодался? Пойдем-ка ко мне. Как же родители отпустили тебя одного в такой холод и тьму?
-Нет у меня родителей. Я сирота.
-Пойдем, сынок, ко мне, - снова сказал добрый человек и, взяв мальчика за руку, повел в дом. А дом его — маленькая хижина.
Все домочадцы доброго незнакомца сидели вокруг очага — жена и трое детишек. В огромном дворе при хижине блеяли овцы. Человек этот был пастухом, пас отару в горах.
— Милые дети, я вам братца привел. Пусть отныне вас будет не трое, а четверо. Там, где кормятся трое, прокормится и четвертый. Любите друг друга. Подойдите, обнимите своего нового брата.
Первой обняла мальчика жена пастуха. Обняла и нежно, как мать, поцеловала. Затем подошли и дети, тоже обняли и поцеловали его, как брата.
А мальчик от счастья плакал. Но вот все сели за стол, веселые и счастливые. Потом мать постелила постель и всех рядком уложила возле себя. Мальчик за день очень устал и потому тотчас заснул. Спал и все улыбался во сне. Ему снилось, что он пришел, наконец, к солнцу, крепко-крепко обнял солнце и вот теперь спит, обнявшись с ним, согретый и обласканный. От радости мальчик проснулся. Проснулся и видит: вовсе он не солнце обнимает, а братьев своих и крепко держится за руку матери. И мальчик вдруг понял, что солнце здесь, в этом доме. И он в объятиях солнца.
Вопросы и задания к сказке:
- Какой должна быть семья, чтобы ее можно было сравнить с солнцем?
- Перечислите солнечные качества приемных родителей мальчика.
- Представьте, что мальчик вырос и принес счастье своей приемной семье. Расскажите о том, что он сделал.
- Представьте, что солнышко решило отблагодарить семью пастуха за доброту. Как вы думаете, что оно подарило этой семье?
- Расскажите о самом счастливом дне в жизни своей семьи.
Игра «Ha что похожи наши семьи»
Учитель раздает детям карточки с рисунками солнца, звезды, огня свечи, и т.д. Один из детей назначается водящим. Он показывает всем свою карточку, например, с рисунком огня. Дети поочередно должны сказать по одному эпитету, характеризующему семью, похожую на огонь. Например: на огонь похожа добрая, радушная, щедрая, сияющая семья, как в этой сказке. Затем водящий повторяет эпитеты всех детей и говорит, какой из них ему больше всего понравился. Автор этого эпитета становится водящим, и игра продолжается.
Письменная работа
Педагог пишет на доске цитату В.Сухомлинского: «Семья — эта та среда, где человек должен учиться творить добро».
Просим детей закрыть глаза и подумать, что доброго они могут сделать для каждого члена своей семьи. Затем дети записывают все свои добрые мысли.
Рисунок
Просим детей перечислить, с чем или с кем можно сравнить хорошую семью, а затем делим их на группы: каждая группа выбирает какое-либо одно сравнение и на большом листе ватмана рисует портрет семьи, которая похожа на родник, гору, крепость и т.д. По рисункам друг друга дети рассказывают о той или иной семье.
Подумайте, на что похожа ваша семья?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Семейное воспитание. 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали".
Данный материал поможет родителям проанализировать воспитание в семье....
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
Конспект занятия по семейному воспитанию на тему: «Хорошее воспитание» 7 – 11 лет
Целью данного занятия является: способствование воспитанию хороших манер, культуры общения; ознакомление с историей возникновения и значением термина «этикет»;помочь воспитанникам задуматься о се...
ноябрь 2017 г. (протокол МО) "Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ограниченными возможностями"
Особенности реагирования родителей на ситуацию, связанную с рождением в семье ребенка-инвалида. Определение типов семейного воспитания; этапы работы с семьями, включающие не только советы и реко...
ноябрь 2016 г (протокол МО) Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ
Определение типа семейного воспитания и оказание помощи родителям в воспитании ребенка с ОВЗ...
Доклад на родительском собрании. Тема: "Особенности семейного воспитания, воспитание любовью".
Данный материал будет полезен учителям начальных классов при подготовке к родительскому собранию....