Праздник "Семейные посиделки"
методическая разработка (4 класс) на тему

Бердникова Надежда Викторовна

Внеклассное мероприятие в 4 классе с участием родителей, призванное способствовать возрождению нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_semeynye_posidelki.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бердникова Надежда Викторовна  

учитель начальных классов                      

МБОУ Жердевская СОШ №1

Семейные посиделки

(внеклассное мероприятие с участием родителей, 4 класс)

 Цель: Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.

Задачи:

•        Улучшение взаимоотношений в семье.

•        Установление тесного сотрудничества между школой и семьей.

•        Воспитание в душе ребенка гармонического видения мира.

•        Развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей.

Все участники праздника одеты в русские народные костюмы.

Класс украшен предметами народного обихода, рисунками в стиле декоративно-прикладной росписи.

        Учитель: В старые времена был обычай у русских людей: когда заканчивали полевые работы, чтобы скоротать долгие вечера, устраивали посиделки. На таких вечерах звучало много загадок, шуток, прибауток. Весело было: то песню затянут, то в пляс пустятся. Вот и сегодня мы с вами собрались на такие посиделки.

        В класс заходят дети.

Хозяйка: (в руках держит поднос с караваем)

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, отведать просим.

1-й ученик: Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не проживешь.

2-й ученик: Все от хлеба-батюшки.

3-й ученик: Все добро за хлебом.

4-й ученик: У кого хлебушко, у того и счастье.

1-й ученик: Горька работа, да сладок хлеб.

2-й ученик: Хлеб, соль — величай.

3-й ученик: Каждую крошку — в ладошку.

Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте.

Хозяин: Веселья вам да радости.

Хозяйка: Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко. Всем ли места хватило?

1-й ученик:  Гостям-то, известное дело, места хватило, да не тесновато ли хозяевам? 

Хозяйка: В тесноте – да не в обиде.

Хозяин:

           На Руси уж так идет,

           Что талантливый народ,

            Сам себе и жнец, и швец,

И на дудочке игрец.

Учащиеся водят хоровод под исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла».

2-й ученик: 

А в запасе есть еще

У народа кое-что.

Есть забавушки-усмешки,

Развеселые потешки.

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус — кому правду, кому сказку, кому песенку.

3-й ученик:  

Небылицы в лицах сидят в теремах светлицах,

Щелкают орешки и говорят насмешки.

Учащиеся исполняют небылицы:

                     Небылица про Фому и Ерему

Встретились однажды Фома и Ерема.

Стали они обниматься, друг перед другом выхваляться:

-Ты где прошлым летом был?

-Из деревни в лес дрова возил.

-А я ведром муку сеял, тесто месил,

А из реки домой решетом воду носил.

Говорит Ерема сердито:

-Как запряг я лошадь в корыто,

А потом поехал косить,

Чтоб корову зимою кормить.

А в телеге белье я стираю,

Песни пою, и беды не знаю.

Улыбнулся Фома лукаво:

-Эко ты сочиняешь, право!

Вот однажды зимой я из дома вышел:

Зеленеет трава, спеют дыни на крыше.

Через день уж гляжу: налетели метели,

Снег, мороз, и куда-то грачи улетели...

Ох, и славное выдалось лето!

Белым инеем ветви деревьев одеты,

Можно запросто так босиком ходить,

В речке купаться, да рыбу удить.

А Ерема глядит на Фому да вздыхает:

-Ох, Буренка, коровка моя, все хворает,

Раньше чаем меня сладким поила,

По сто литров старуха, бывало, доила.

Что с коровкою стало, не пойму я пока,

Вместо сладкого чаю дает молока.

-И в моем хозяйстве не ладно,-

Отвечает Фома досадно,

-Раньше свиньи неслись по утрам,

По десятку яиц собирал уж я сам.

Куры хрюкали, травку щипали,

По полдня все в болоте лениво лежали,

А теперь, раскудахтались смело.

Не пойму я никак: в чем же дело?

Повздыхали Ерема с Фомою

Над нелепой такой кутерьмою,

Распрощались они, разошлись по домам,

И осталась от них небылица одна.

Вы, ребята, ее поскорее прочтите,

И ошибки Фомы и Еремы найдите,

Разгадайте, что - правда, что-нет,

Верю,  верным ваш будет ответ.

(http://www.ostrovskazok.ru/stichi/nebilitsa-pro-fomu-i-eremu)

1-й ученик: А ну, хватит вам болтать,

2-й ученик: Время пляску начинать.

3-й ученик: Обойди хоть всю планету,

4-й ученик: Лучше русской пляски нету,

1-й ученик:

          Балалайка и гармонь Разжигают в нас огонь.

Раздайся, народ, меня пляска берет,

2-й ученик:

 Пойду попляшу, на людей погляжу.

 Ой, ребята-удальцы, мне подарки не нужны,

3-й ученик:

            И работать мне не лень, и плясать могу весь день.

            В круг вставайте поскорей да пляшите веселей.

4-й ученик:

            Наши умелые руки не знают скуки.

            Кто трудился от души, веселись теперь, пляши.

Учащиеся исполняют плясовую.

 Хозяйка:

 Ну, ребята, молодцы, пляшите все от души.

А сейчас язык свой напрягите,

Да скороговорку повторите:

Архип осип, Осип охрип.

Добр бобр до бобрят.

Веселей, Савелий, сено пошевеливай.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Во поле затопали кони.

Гроза грозна, грозна гроза.

(http://www.kostyor.ru/student/?n=183)

Хозяин: А вы, ребята, какие знаете скороговорки?

 (Ответы детей.) 

Можно их и пропеть, постукивая по коленям ладонями вот так:

Веники, да веники, да веники, помелики,

По печи валялися, да с печи сорвалися.

Ученики повторяют.

5-й ученик:

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся, детвора,

Ждет вас русская игра.

Перед игрой надо посчитаться:

Лиса по лесу ходила.

Лиса голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела -

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам!

Кто лаптишки найдет,

Тот водить пойдет.

 http://www.babylessons.ru/detskie-schitalki/

Игра «Колышки» (под музыку) . 

Дети встают плотным кругом.

Ведущий:  Кума, кума, продай колышки.

Игроки: Купи.

Ведущий: А что стоит?

Игроки: Кочан капусты, да веник, да рубль денег.

Ведущий: А ну по рукам да в баню.

Ведущий ударяет по руке одного из игроков, они бегут вокруг круга в разные стороны. Кто первым прибежит и встанет на свободное место, тот и выиграл.

        1-й ученик:

А ну, красавицы, выходите,

Свое уменье покажите.

Игра «Бабка, распутай клубок»

2-й ученик:

 Хороша была игра,

Нас потешила она. 

5-й ученик: Но какие же посиделки без частушек?

Конкурс частушек (поют и дети, и родители)

Девочки:

Что за пляска без частушки,

Запевайте, хохотушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

По деревне я шла

И Ванюшку видела.

Под кустом сидел и плакал -

 Курица обидела.

 Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей,

 Батька лыка надерет,

 Лапти новые сплетет.

 Прялку продам,

 Веретешко продам.

 Гармонь куплю,

 Плясать пойду.

Если б не было воды —

Не было бы кружки.

 Если б не было девчат,

 Кто бы пел частушки?

Мальчики:  А мы чего? Айда, мужики!

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Пропоем мы вам частушки,

Очень замечательно. 

Расцвели девчонки наши,

Как ромашки на лугу.

А частушки распевают,

Словно пташечки в саду.

Мы частушек много знаем,

Под разлив гармошечки,

У нас куплетов в голове,

Как в мешке картошечки.

Ох, довольно мы напелись,

Дайте смену новую.

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую.

 (http://www.orel-hor.ru/chastushki-detskie )

6-й ученик:

Позабавилась душа,

Эх, частушка хороша!

 Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли сказочку посмотреть?

Инсценировка  сказки «Репка»  

Затем дети  подходят с поклоном к хозяевам: Счастья, вам, хозяин с хозяюшкой.

Хозяйка: Большого здоровья!

1-й ученик: Спасибо за праздник.

Хозяин: Где труд, там и счастье.

2-й ученик: Без дела жить — только небо коптить.

3-й ученик: Маленькое дело лучше большого безделья.

4-й ученик: Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. 

Хозяйка: Ох, хороши русские посиделки!

Хозяин:

Россия, Россия — края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Исполняется песня «У моей России длинные косички...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "Деревенские посиделки"

Фольклорный праздник в 1 классе...

Фольклорный праздник "Посиделки"

Цель:воспитание любви и уважения к Родине, к искусству своего народа, древним обычаям и талантам русского народа, изучение и возрождение народных праздников, песенных и хореографических традиций....

Сценарий "Старинные посиделки"

Цель: познакомить с традициями русских посиделок у крестьян; узнавать и находить особенности русского фольклора;  развивать артистические и сценические способности детей. ...

Новогодние посиделки с Нечистой силой.

Театрально-развлекательный праздник традиционно проводиться нами в ГПД. Роли играют сами дети. Интересная новогодняя программа с песнями, играми и танцами....

Классные посиделки

Стихи к празднику мам...

Посиделки

Душа народа  , жизнь и быт , его культура и обряды.   Его поэтика и песни , его ремесла и наряды.   В чем суть сего ? Постичь придется поколеньям нашим молодым ,   Все...