Классный час "Планета друзей"
классный час (3 класс) на тему

Ковалева Светлана Владимировна

Данный классный час способствует сплочению классного коллектива, рассказывает о необходимости дружбы для всех людей на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_planeta_druzey.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Ход классного часа

1.Организационный момент.

2.Эмоциональный настрой. Введение в тему.

- Посмотрите внимательно и скажите, на что похожа горошина?

-Эта горошина похожа на нашу планету Земля. Именно такой горошинкой она видится из космоса. Это наш дом. Мы должны любить и беречь такую хрупкую и прекрасную планету.

-Поэтому чтобы у всех было отличное  настроение, мне хочется начать наш «час общения» с известной всем песни /«Дружба начинается  с улыбки…»/

-Сегодня ваши улыбки должны светить, как  это красивое, доброе солнышко. А его лучиками будете  вы.

 3. Работа по теме классного часа

1. Вступительная беседа

- Ответьте, пожалуйста, на  следующие вопросы:

* Почему люди дружат?

* Нужна ли дружба вообще?

2. Объявление темы классного часа

- Как вы думаете, какой теме посвящён наш классный час?

- Правильно мы будем говорить о дружбе. Наш класс – это своеобразная планета, на которой мы живём вместе. Состояние планеты зависит от того, как чувствуют себя люди – тепло ли им, удобно ли, кто их окружает, какое у них настроение, есть ли между ними взаимопонимание и дружба.

- Тема нашего классного часа «Планета друзей».

* Почему люди ценят дружбу?

* От чего зависит дружба?

* Какими качествами должен обладать человек, чтобы вы захотели с ним дружить?

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты, и писатели, ученые, философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

- Как вы понимаете, что такое дружба? Дайте определение.

- А теперь дайте определение слову «друг».

- Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём сказано:

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

- Послушайте стихотворение «Монолог о дружбе» Л. Измайлова

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

-Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба — это если друг твой болен
И не может в школу приходить, —
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот.
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью.
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей — и белых, и цветных.
Дружба - это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба — это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.

- Что такое дружба, по мнению автора?

- С какими его мыслями следует согласиться?

- А с чем вы не согласны?

- У вас есть друзья, товарищи?

- Какие качества важны в дружбе?

Притча о дружбе

В какой-то момент друзья поспорили, и один из них дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке:

"Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину".

Они продолжали идти, и пришли к морю, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но его друг спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, который дал ему пощечину, а потом спас жизнь, спросил eго:

 – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

Друг ответил: …

- Как вы думаете, что ответил друг?

 – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это. Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.

-Давайте с вами научимся писать обиды на песке: (пишем обиду на желтом листе и рвем её и бросаем в коробочку, а радость пишем на камне).

- А для чего нужны друзья?

-Какие они – ваши друзья? Какими качествами обладают?

(Добрые, веселые, умные и т. д.)

-Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».

-А может дружба распасться? А по каким причинам?

- Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого. Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга  - ищи, а нашел - береги».

- Дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив, и хочет играть в ней главную роль, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

-А вы можете назвать себя хорошим другом?

Игра «3наю ли я своего друга?»

- Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.

-Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.

- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы, а вы записывайте ответы. Мы сравним и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. 

  1. Любимый урок?
  2. Какое время года у него любимое?
  3. Какой вид спорта любит?
  4. Кем хочет стать, когда вырастет?
  5. Какое животное он хотел бы иметь дома?

- Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется.)

«Кто достоин настоящей дружбы?»

- «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» – так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться заслабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

- А сейчас послушайте одну притчу:

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ

Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.

– Мама, что это за птицы? – спросил он.

– Наши друзья, – ответила орлица сыну. – Орёл живёт в одиночестве – такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, – наши верные друзья.

Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:

– Ай-ай, они украли у нас еду!

– Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.

-Только ли орлы должны так поступать?

- Тот, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском. Ведь дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Дружба – это сила!

- Я предлагаю вам написать на листочках то, что бы вы хотели изменить в себе, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чём признались только себе (разрывают и выбрасывают).

- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Как вы понимаете их смысл?

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.

- Во многих наших песнях поётся о дружбе.  Давайте вспомним некоторые из них и споём. 

Если с другом вышел в путь - веселей дорога.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. 
Вот, что значит настоящий верный друг!

Тем, кто дружен, не страшны тревоги! 
Нам любые дороги дороги!

-Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов (перевал Дружба на ледник Джамансу), в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы.

- А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? 

- Что содействует укреплению мира и дружбы среди народов Земли?

1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна».

2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём.

3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах творчества.

Учитель: А к какому детскому международному конкурсу мы с вами готовимся? (математический конкурс «Кенгуру»)

4) Проводить совместные праздники (2 апреля - День единения народов Белоруссии и России).

5) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними.

- А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:

  • граждане России;
  • предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города.
  • Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.

-Где находит своё отражение дружба в жизни человека? 

 (интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми)

-Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться?  Животные - наши друзья.

-У кого дома есть четвероногий друг? Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.

- Послушайте ещё одну притчу.

По длинной, утомительной дороге шёл человек с собакой. Шёл он себе, шёл, устал, собака тоже устала. Вдруг перед ним - оазис! Высокие ворота, за оградой - цветы, журчание ручья, словом, прекрасное место для отдыха.
- Что это такое? - спросил путешественник у привратника.
- Это Рай, ты уже умер, и теперь можешь войти и отдохнуть.
- А есть там вода?
- Сколько угодно: чистые фонтаны, прохладные бассейны...
- А поесть дадут?
- Все, что захочешь.
- Но со мной собака.
- Сожалею, с собаками нельзя. Ее придется оставить здесь.
И путешественник пошёл мимо.
Через некоторое время дорога привела его на ферму. У ворот тоже сидел привратник.
- Я хочу пить - попросил путешественник.
- Заходи, во дворе есть колодец.
- А моя собака?
- Возле колодца увидишь поилку.
- А поесть?
- Могу угостить тебя ужином.
- А собаке?
- Найдется косточка.
- А что это за место?
- Это Рай.
- Как же так? Привратник у дворца неподалеку сказал мне, что Рай - там.
- Он обманул тебя.  Там - Ад.
- Как же вы, в Раю, это терпите?
- Это нам очень полезно. До Рая доходят только те, кто не бросает своих друзей…

А теперь поработайте в группах и создайте правила дружбы, которые вам хотелось бы перенести на планету Земля, которую можно назвать «Планета друзей», так как при использовании этих правил у вас будет очень много друзей. 

- Что же у нас получилось?

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Не грубить

Не злиться

Не жадничать

Помогать другу

Быть честным

Последнее задание: учащиеся называют имена и фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу:

В нашем классе самым самостоятельным является…

– Часто меня приятно удивляет…

– Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…

– Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…

– Самым добрым человеком в классе, можно назвать…

– Самый скромный в нашем коллективе….

-Посмотрите, каждый из Вас – это бутон розы. Такой же красивый и неповторимый. Но пока вы не окрепли, Вас легко сломать. Но стоит нам объединить розы. Вы становитесь прекрасным букетом, который способен приносить радость.

-Наш классный час подходит к концу. Что полезного для себя вы узнали? К чему нам надо стремиться?

- Будьте всегда дружными, цените и берегите своих друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Друзья Вода и Мыло»

Данный классный час (нетрадиционный урок по окружающему миру) поможет привить учащимся  навык здорового образа жизни,  потребность в чистоте и правильном уходе за телом человека....

Классный час "Друзья Мойдодыра"

Этот классный час посвящен привитию детям навыков гигиенического поведения....

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями – много» Классный час

Урок о дружбе.Формирует у детей понятие о дружбе, учит видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.Воспитывает дружеские взаимоотношения: доб...

Классный час «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»

Цель: формирование нравственно-этических качеств у детей.Задачи:·         закрепить понятия «дружба крепкая», «настоящий друг»;&m...

Классный час "Есть друзья, а для них у друзей нет выходных"

Учащиеся размышляют над вопросом "А есть ли у меня друг?"...

Классный час "Друзья и мыло"

Классный час для начальной школы. Можно использовать и в подготовительной группе детского сада....

Конспект классного часа "Друзья Здоровья"

Цель:  -  воспитание опрятности, желания соблюдать чистоту дома и в школе.Задачи:           - закрепить знания  школьников о полезных п...