Скажем друг другу "здравствуйте"
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Скажем, друг другу «ЗДРАВСТВУЙТЕ!»
Цели: Закрепить в детях навыки общественного поведения: быть приветливыми, первыми здороваться со взрослыми, сверстниками, чаще употреблять в речи такие формы приветствия, как «доброе утро». «добрый день», «добрый вечер».
В атмосфере взаимного доверия и психологической открытости познать самих себя, выработать умения и навыки установления доброжелательных отношений с другими людьми.
Ход мероприятия.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что мы с вами находимся на улице, где царит жестокий мороз. Покажите, какие действия помогут нам понять, что вокруг нас – холод и стужа.
Все дети вместе с воспитателем поеживаются, охватывают себя руками, дрожат, делают вид, что стараются согреться – притопывают ногами, прихлопывают руками, дуют на руки, потирают ладони и т.д.
Воспитатель. А теперь мы подошли к гостеприимному дому, дверь которого широко распахнулась перед нами, и добрый голос хозяина сказал: «Проходите, гости дорогие, будьте, как дома». (Переводит дыхание, вздыхает с облегчением и улыбается). Мы вошли и сразу же почувствовали блаженное тепло, от которого по телу пошла горячая волна, давайте вздохнем с облегчением – мы не замерзли, ура! Мы чувствуем разные вкусные запахи – это и запах горячей печки – кормилицы, и вкусной сдобы. Вдохнули мы все эти запахи и вдруг как чихнем! Апчхи! А что нам скажет в ответ хозяин? Правильно, пожелает здоровья. Скажет: «Будьте здоровы, гости дорогие!» И мы в ответ скажем сначала слово «спасибо», а потом – слово «здравствуйте».Так принято во всем мире – здороваться, когда входишь в чей-то дом или встречаешься с добрым человеком. А что обозначает слово «здравствуйте» вы знаете? Давайте для этого обратимся к русским народным сказкам и выясним. Когда там встречается это слово, кто и в каких случаях его употребляет.
Воспитатель берет книгу, читает отрывки из знакомых детям сказок.
1.Встретились кума-лиса да серый волк. «Здравствуй лисонька» - «Здравствуй, куманёк». (Лиса и волк»).
2.По мачехиному велению привёз старик дочку зимой в лес, под старой елью оставил. Приходит Морозко, по ёлкам попрыгивает – поскакивает, на красну девушку поглядывает. «Здравствуй, девица». – «Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка». – «А тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?» - «Тепло, Морозушко, тепло, батюшка». («Морозко»).
Воспитатель. Что же это за слово такое – «здравствуй», «здравствуйте»? Почему его персонажи этих сказок употребляли во время своих встреч? Кто объяснит?
Дети отвечают.
Воспитатель. Верно, это слово приветствия, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же пожелание здоровья: «здравствуй» то есть будь здоров, не болей!
Будь здоров, не болей-
Это просьба всех людей.
«Здравствуй» стоит лишь сказать,
И не надо объяснять:
Быть здоровыми хотим
И об этом говорим.
Потому что когда желают человеку здоровья, ему вместе с этим приносят уговоры жить подольше – «будь здоров на сто годов!»
Вот во втором моем примере – отрывке из русской народной сказки «Морозко» рассказывается про то, как девочка, которую хозяин зимнего леса Морозко встретил у себя во владениях. Была вежливой, она знала это слово приветствия – «здравствуйте» потому Морозко и наградил её дорогими подарками. Как она разговаривала с Морозко? Кто помнит слова приветствия?
Дети отвечают.
Воспитатель. Верно: «Здравствуй, Морозушко, здравствуй, батюшка». Эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех времен, когда люди ещё не умели писать. Сказки просто передавались от одного человека к другому, как говорится. Из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушки к внучке. Но уже тогда, в давние времена люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, участливо, с уважением. И желать друг другу здоровья.
«Здравствуйте», ты скажешь человеку.
«Здравствуйте», улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Воспитатель. А кто мне скажет, когда люди приветствуют друг друга, какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте – рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, некоторые африканские племена при встрече трутся носами. Сейчас мы попробуем поприветствовать друг друга новыми, необычными способами.
Игра «Весёлое приветствие».
Инструкция. Воспитатель включает любую танцевальную музыку, и дети начинают ходить по комнате (можно прыгать, танцевать). После слов воспитателя «Раз, два, три, друга найди!» каждый ребёнок должен найти себе пару и встать рядом с ней. Воспитатель командует: «Поздоровайтесь ушами, мизинцами, пятками, коленками…» так в процессе игры дети узнают о существовании различных форм приветствий.
Условие. Каждый раз во время музыкальной паузы ребёнок должен встать рядом с новым игроком.
Комментарий. Игру можно закончить тогда, когда каждый поздоровается со всеми присутствующими.
Анализ. Какие приветствия были наиболее интересны?
Воспитатель. Для того чтобы запомнить это вечное и доброе слово, повторим его все вместе хором: «здравствуйте!»
Но мало заучить это слово и знать, когда оно употребляется. Его ещё нужно правильно произносить. Допустим, вы встретили в коридоре знакомую учительницу или возле дома соседку по лестничной клетке. Тогда надо слово «здравствуйте» произнести вместе с их именем. При этом надо слегка наклониться или наклонить голову. К примеру, я шла по дороге и встретила свою знакомую, которую зовут Анна Степановна. Приветствовать её надо вот так, посмотрите. (Показывает поклон и произносит: «Здравствуйте, Анна Степановна»). Теперь давайте повторим это упражнение все вместе.
Идет выполнение поклона и произнесение слов приветствия.
Воспитатель. Послушайте стихотворение, которое ещё раз напомнит вам о правилах вежливости «Не забывайте первыми здороваться с взрослыми».
Шёл Котёнок в шапке новой,
А навстречу шла Корова.
Новой шапкой Кот гордится,
Начинает он хвалиться.
Говорит довольный Котик:
«У меня обнова, тётя!
В шапке я красивей всех,
Полюбуйся, что за мех!»
А здороваться Котёнку
Вовсе даже ни к чему.
Удивляется Бурёнка:
«Вот какой невежа, му!
Не здоровается Кот,
Хоть мы дружим целый год!»
Лучше, Котик, ты не хвастай,
А скажи при встрече: «Здравствуй!».
Воспитатель. Что вы поняли из этого стихотворения?
А теперь давайте посмотрим сценку о вежливости. Знакомьтесь, трое ребят Вика, Таня и Костя встретились во дворе.
Идёт показ сценки «Приветствие». Появляются Вика, Таня и Костя.
Вика. Привет, Таня и Костя!
Таня. Привет!
Костя. А я не стану здороваться.
Вика. Почему, Костя?
Таня. Какой ты невежливый, дружок!
Костя. Нет, я вежливый. Потому что я вчера уже с вами здоровался!
Вика. Ты не прав, Костя, надо здороваться каждый день.
Костя. Почему, Вика?
Вика. Потому так принято.
Костя. Почему принято?
Вика. Ну, я не знаю. Не мы же это придумали, значит, не нам и менять!
Костя. Почему не нам менять? Вот возьму и изменю!
Вика. Таня, объясни ты этому мальчику, что так нельзя себя вести!
Таня. Как же я ему объясню? Он меня не послушает!
Появляется Нигина.
Нигина. О! Собрались мои друзья! (подходит к ним). Здравствуйте, Таня, вика и Костя.
Вика. Доброе утро, Нигина.
Таня. Приветик, подруга (целует Нигину в щечку).
Костя (строит рожу). Э-э-э!
Нигина. Что, что, Костик?
Костя. А ну тебя! Тоже мне воспитанная! Нигина – супер мина!
Нигина. Костя, а почему ты себя так ведешь?
Таня. Мы и сами этого не поймем!
Вика. Что-то с ним сегодня случилось.
Костя. Почему я должен здороваться с этой Нигиной? Я вчера видел её в школе, во дворе и поздоровался!
Нигина. Это невежливо – вчера поздороваться, а сегодня нет.
Костя (припевает). А сегодня нет! Нет, Кошкин портманет!
Вика. Нет такого слова «портманет», А есть «портмоне».
Нигина. Да он просто дразнится!
Костя. Да! Да лебеда! А я буду на вас дразниться, и над старшими смеяться! А ещё пойду и окачу из дворового шланга нашего дворника! Ха-ха-ха!
Нигина. А если мы все сговоримся, и будем смеяться над тобой и окатим тебя из шланга водой? Может, вода тебя приведет в чувства?
Вика. Точно! Так Костику и надо! Надо быть вежливыми со всеми, кого ты знаешь и с кем дружишь особенно. И старших надо уважать, а не смеяться над ними.
Нигина. Я объясню тебе, Костя, как надо себя вести. Вот слушай. Все люди говорят друг другу «здравствуйте» каждый день, потому что это не простое обращение, а пожелание здравствовать, то есть хорошего здоровья. Понял?
Костя. Так я же не знал!
Нигина. И желать его надо каждый день! Каждый день нового здоровья и более крепкого. Понял?
Костя. Да!
Вика. Правильно говорит наша Нигина. Не даром она самая умная и самая вежливая девочка в нашем доме.
Нигина. И надо обязательно уважать старших.
Костя. Почему? Вот дед Иван смешной, когда ходит, то головой трясет и ничего не слышит, когда к нему обращаешься.
Нигина. Потому что пожилые люди больше тебя видели в жизни, старшие мудрее тебя и добрее. Ты тоже не всегда будешь мальчиком, вырастешь и станешь взрослым, а потом состаришься.
Вика. Я поняла, вежливость – это залог всего самого хорошего и даже залог мира между людьми.
Таня. Понял, Костя?
Костя. Да! Здравствуй, как поживаешь, Нигина? Вика и Таня, надеюсь, что вы меня простите за моё поведение? Я ведь не хотел никого обижать!
Вика. Раз так, тогда простим!
Нигина. Давайте быть вежливыми и каждый день с улыбкой говорить всем родным, знакомым, соседям: «Здравствуйте!»
Костя. Теперь я всегда буду самым вежливым и приветливым. И всем ребятам того же желаю.
Исполнители сценки кланяются и уходят.
Воспитатель. Видите, как приятно быть вежливым. Мы с вами уже знаем, как следует здороваться, если вы встретили одного знакомого. А если вы видите, что сразу идет два или больше знакомых вам людей, можно сказать просто слово «здравствуйте», тогда оно будет обращено сразу ко всем людям одновременно.
Чтение стихотворения В. Кривошеева «Доброе утро».
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!
Солнцу и птицам,
-Доброе утро –
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukla_verbnitsa.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании.
Тема: «Кукла – закрутка Вербница».
Цель – прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Задачи:
- Познакомить с традициями и символикой Вербницы;
- Содействовать развитию, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
- Обучать традиционным приёмам изготовления игрушки, развивать навыки работы с материалом;
- Воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества.
Материалы
Для воспитателя: иллюстрации, образы изделий, схемы изготовления.
Для детей: плотная ткань размером 15+10см, лоскут красного материала 15+15см, синтепон, вата, цветной лоскут размером 10*10,нитки, тесьма, ножницы.
Ход занятия.
1 Организационный момент.
2.Вводная беседа.
Воспитатель. Как вы думаете, девочки, как давно появилась кукла?
Ответы детей.
Воспитатель. Кукла – самая древнейшая из всех игрушек – появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции. Детская игрушка, предмет ритуала, произведение искусства, олицетворение божества, врач и помощник. Она не дорожила собственной сущностью и легко меняла обличье, характер и даже судьбу, лишь бы послужить своему спутнику – человеку.
Кукла встречает человека на самом пороге его жизни, помогает понять мир и войти в него. Кукла фиксирует накопленные модели окружающей действительности.
Как же кукла проникла в мир детства? Обратимся к её истории.
Многие древние народы, чтобы умилостивить своих богов, приносили им в жертву людей. Был такой обычай и у славян: в жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды богам вместо живой женщины отдали куклу (берёзовое полено, наряженное в сарафан и платок). И боги не оказались от этой игрушки! Так кукла спасла человека. Среди первых славянских кукол были: Коллодия, Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило, Горгон, Кострубонько, ставшие игрушками для богов. Чуть позже появились куклы-обереги из тряпок, глины, дерева, кости, соломы, ниток. Однако у всех славянских кукол-оберегов не было лица. Считалось, что если кукла будет уж очень походить на человека, то в неё вселится злой дух. Позже кукла стала предметом игр детей, а к началу 19 века окончательно превратилась в детскую игрушку.
Кукла это отвлеченное изображение человека. В бедной деревенской семье ребёнок, не имея куклы с фарфоровой головой, играл с дощечкой, но точно так же, как и настоящую куклу, завертывал её, нянчил, одевал. Таким образом, на самой кукле окружающая жизнь отражалась мало. Больше всего она влияла на то, как играл ребёнок этой куклой, что заставляло её делать, как «пережевать».
Воспитатель. Как вы думаете, от чего могла оберегать кукла?
Ответы детей.
Воспитатель. Куклы-обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от бессонницы. Болезней и прочих несчастий. Куклу-оберег делали обязательно безликой, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Тряпичную куколку-берегиню делали своими руками. А как вы думаете, кто их делал?
Дети делают предположения относительно того, кто изготавливал игрушки.
Воспитатель. Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла. Тем способнее в рукоделье её хозяюшка.
На этом занятии и мы попробуем смастерить куклу-оберег Вербницу.
Кукла бытовала в Калужской губернии. Её делали для детей, с ней они ходили за вербой перед Вербным воскресеньем – считалось, что кукла освящает вербу. Какое-то время дети играли ею, а после убирали в свои сундучки. Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.
Вербное воскресенье всегда отмечалось в христианском календаре как светлый праздник. Известно, что верба священна в России, это одно из первых красиво цветущих весной деревьев. Кроме того, она считалась целебным средством от различных болезней. Освященная в храме верба, по мнению верующих, обладает магической силой. Люди глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезней, прогнать всякую хворь.
В народной культуре верба – символ быстрого роста, умножения, иного плодородия. Первые остриженные волосы у маленького ребёнка клали на вербу, чтобы волосы быстро росли.
Восточные славяне, стегая друг друга вербными ветками в Вербное воскресенье, среди прочего желали:»Будь здоров, как вода, расти, как верба».
Анализ предстоящей практической работы.
Из каких материалов выполняется кукла?
Из каких деталей она состоит?
Как детали соединены между собой?
Воспитатель. Делалась кукла Вербница на Вербное воскресенье или Пасху из Красного материала. Она символизировала женщину, идущую в церковь с веточкой вербы и узелком с куличом и яйцами.
Для изготовления Вербницы необходимы четыре прямоугольных (разных размеров) лоскута яркой ткани, нитки, тесьма.
Практическая работа.
1.Делаем скрутку из плотной ткани размером 15*10см.
Сверху накладываем комочек синтепона или ваты.
2.Лоскут размером 15*15см красного цвета сворачиваем по диагонали и помещаем в центр квадрата голову куклы. Формируем голову, обматывая у шеи красной ниткой.
3. Чтобы получилась грудь куклы, подкладываем кусочек синтепона и снова отделяем нитками.
4. Перевязываем талию, грудь крест-накрест тонкой красивой ленточкой или нитками.
5. Кончики свободных концов(рук) подгибаем вовнутрь на 1см и, отступив от краев по 0,5 см , закрепляем двмя-тремя витками белой нити.
6.Цветную юбку – лоскут размером 10*10см подвязываем выворотным способом наизнанку на уровне пояса.
7. Выворачиваем юбку на лицевую сторону.
8.Таким же способом надеваем передник, подпоясывая пояском из скрученных ниточек. На голову подвязываем ленточку, сверху платок Вставляем веточку вербы и в руке привязываем узелок. Кукла готова.
Итог занятия
С какими материалами работали на занятии?
Что вы запомнили из рассказа о кукле Вербнице?
Выставка и анализ работ.
Что чувствовали при выполнении работы?
Какая кукла понравилась, почему?
Есть ли в ней настроение, характер?
Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я. Л. Обухов: Скажи мне, как ты ругаешься, и я скажу, кто ты
В ситуациях эмоционального напряжения или срыва - при ссоре, оплошности - многие люди часто нуждаются в адекватном словесном выражении этого состояния. Мат - это не столько стремление нагрубить,...
"Мы никотину скажем "Нет!" и станем лучшей из планет"
Данное мероприятие проводится в начальной школе среди 1 - 4 классов. Оно позволяет провести знакомство детей с Днем космонавтики и, одновременно, профилактику вредных привычек....
Устный журнал "Что мы делали не скажем, а что делали покажем".
Мероприятие способствует формированию детского коллектива. ...
Спасибо скажем бабушке, спасибо скажем маме!
Праздник 8 марта для учащихся 4 классов подготовленный совместно с учениками....
Классный час по теме "Толернтность" : "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими."
1.Просмотр отрывка “Сцена птичьего двора” из м/ф “Гадкий утёнок” (2010г.). 2. Беседа. - Как отнеслись жители птичьего двора к утёнку?- Как они его назвали? (Ответы детей) Га...
Памятка "Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими!"
ТолерантностьСотрудничество, дух партнерства;Готовность мириться с чужим мнением;Уважение человеческого достоинства;Уважение прав других;Принятие другого таким, какой он есть;Способность поставить себ...
Классный час“ Скажи мне кто твой друг...”
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения.Воспитательные задачи: воспитывать у детей чувство вежливости,внимания,дружббы; умение дорожить близ...