Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мой Мир"
учебно-методическое пособие (1 класс) по теме
В рабочую программу по внеурочной деятельности "Мой Мри" входит: пояснительная записка, календарнно- тематический план для 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_moy_mir.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №191 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАССМОТРЕНО Протокол педагогического совета №__________ от «____»__________2014г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОУ ____________С.А. Бабак «____»___________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЙ МИР»
Для детей 7-10лет Срок реализации 1год |
Автор-составитель: Чемерис Светлана Анатольевна, Воспитатель ГПД |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников «Мой мир» предназначена для работы с детьми 1 класса, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по внеурочной деятельности, расширяя и обогащая её. Школьные конкурсы и проекты являются обязательными и предусматривают участие в них всех учащихся класса в познавательной и творческой деятельности.
Срок реализации программы «Мой мир» составляет 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год по 1 часу в неделю. Занятия в первом классе проводятся 30 – 35 минут, 2-4 классы 40-45 минут.
Цель программы – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают школьную проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации школьной проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
• Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
• Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• Системность организации учебно-воспитательного процесса;
• Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия
Школьные конкурсы и проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Школьные проекты учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС 2010г определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно школьные конкурсы и проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «Мой мир» (школьные конкурсы и проекты) организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Форма организации: занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, , библиотеках, на пришкольном участке, школьная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Школьная проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Программа предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи, позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации, получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Работа над конкурсом или проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над конкурсами или проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство детей с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов или конкурсов.
5. Работа над проектами или конкурсами.
6. Презентация проектов.
Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Методическое обеспечение программы:
Школьные конкурсы или проекты отличаются друг от друга:
результатом:
— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);
— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);
числом детей:
— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);
— работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);
— коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);
продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);
числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);
- набором и иерархией ролей;
- соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;
- необходимостью привлечения взрослых.
Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов или конкурсе или конкурсы, предложенных воспитателем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам школьные проекты или конкурсы (длительные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).
Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект или конкурс к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
При распределении ролей в школьных проектах или конкурсах, помимо собственно пожеланий детей, воспитатель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над школьными проектами или конкурсами воспитатель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом или конкурсом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта или конкурса присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект или конкурс долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол-персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.
Личностные и метапредметные результаты
образовательного процесса в 1-м классе
Результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. · развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на уроке парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
Познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; · осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
Коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; · задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | · учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; · понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; · аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; · продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; · с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; |
Планируемые результаты. 1 класс
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: · Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); · Целеполагать (ставить и удерживать цели); · Планировать (составлять план своей деятельности); · Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); · Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; · Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Первый уровень результатов (1 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути школьной проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
Календарно – тематический план ( 1 класс)
№ п/п | Название проекта или конкурса. Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
1 | Введение. Давайте знакомиться! | 1 | Круглый стол. Практические задания |
2 | Конкурс–выставка открыток «Учитель мой, я Вас благодарю». Распределение групп. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
3 | Начало работы по оформлению газеты и открыток к конкурсу- выставке «Учитель мой, я Вас благодарю». Рисование газеты. | 1 | Круглый стол. Практические задания |
4 | Создание открыток к конкурсу – выставке «Учитель мой, я Вас благодарю». Конкурс–выставка открыток «Учитель мой, я Вас благодарю». Подведение итогов. | 1 | Практическая работа Выставка |
5 | Конкурс театрализованных представлений «Сказочная страна». Распределение ролей. План работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
6 | Сбор информации . Работа в группах. | 1 | Практические задания. |
7 | Обработка собранной информации. Репетиция. | 1 | Практические задания. |
8 | Работа по созданию костюмов для конкурса «Сказочная страна». | 1 | Практические задания. |
9 | Репетиция. Изготовление костюмов. Подготовка пригласительных билетов. | 1 | Практическая работа |
10 | Выступление на конкурсе театрализованных представлений «Сказочная страна». Подведение итогов. | 1 | Театрализованный спектакль. |
11 | Конкурс–выставка фотографий «Улыбка мамочки моей». План работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
12 | Работа над рисунками мам. Оформление выставки фотографии. | 1 | Практическая работа |
13 | Выставка фотографий «Улыбка мамочки моей». Подведение итогов. | 1 | Практическая работа |
14 | Конкурс чтецов «Ах! Пушкин!». Разработка плана работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
15 | Подбор материала, необходимого для изучения стихов к конкурсу чтецов. | 1 | Практическая работа |
16 | Обработка собранной информации. Репетиция. | 1 | Практическая работа |
17 | Конкурс чтецов «Ах! Пушкин!». Подведение итогов. | 1 | Выступление чтецов |
18 | Викторина «Язык мой родной». Разработка плана работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
19 | Сбор информации . Работа в группах. | 1 | Практическая работа |
20 | Обработка собранной информации. Работа в группах по решению заданий воспитателя: викторина, тест, кроссворд. | 1 | Круглый стол. Практическая работа. |
21 | Викторина «Язык мой родной». Подведение итогов. | 1 | Интеллектуальный конкурс |
22 | Конкурс–выставка поделок «Юные защитники Отечества». Разработка плана работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
23 | Создание стенгазаты и поделок к «Дню защитника отечества». | 1 | Практическая работа |
24 | Оформление выставки поделок. Конкурс–выставка поделок «Юные защитники Отечества». | 1 | Практические задания. |
25 | Конкурс–выставка оригами «Весенний букет». Разработка плана работы над конкурсом. Создание оригами «Весенний букет». | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
26 | Конкурс–выставка оригами «Весенний букет». Подведение итогов. | 1 | Теоретическая работа |
27 | Конкурс–игра «Земля наш дом родной». Разработка плана работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
28 | Работа в группах по решению заданий воспитателя: викторина, тест, кроссворд. | 1 | Практические задания. |
29 | Конкурс–игра «Земля наш дом родной». Подведение итогов. | 1 | Интеллектуально- командная игра |
30 | Конкурс–игра «Космическая одиссея». Разработка плана работы над конкурсом. | 1 | Учебное занятие Практические задания. |
31 | Работа в группах по решению заданий воспитателя: викторина, тест, кроссворд. Создание газеты к конкурсу. | 1 | Практическая работа |
32 | Конкурс–игра «Космическая одиссея». Подведение итогов. | 1 | Интеллектуально- командная эстафета |
33 | Конкурс–выставка «Подарок любимой школе». Создание рисунков о школе. Подведение итогов. | 1 | Практическая работа Выставка |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
- Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2009.
- Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
- Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
- Савенков А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом “Фёдоров”, 2010г
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Перечень ИКТ:
1.Описание видов, фото. http://apus.ru
2.Международная ассоциация “Развивающее обучение”- МАРО
3.Интер ГУ. ru- Интернет- государство учителей www.intergu.ru
4.Школьный портал http://WWW/ portalschool.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...