Печатные работы
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
В данных работах описаны цели обучения и воспитания сегодняшней школы, методы и приёмы их достижения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ – ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Колодежная В.В.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, сексуальная раскрепощённость, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитание ещё более трудным. В связи с этим необходимо чётко определить цели и задачи обучения и воспитания учащихся, которые стоят перед школой.
Цели обучения и воспитания сегодняшней школы следующие:
- Формирование здоровья ребёнка и обучение его сохранению и совершенствованию своего психического и физического здоровья.
- Развитие умения общаться и сотрудничать.
- Развитие общеучебных умений учащихся.
- Развитие и совершенствование интеллектуальных умений.
- Развитие социальной и волевой сферы.
- Формирование положительной Я-коцепции.
-Развитие мотивационно-потребностной сферы.
Цели обучения и воспитания, которые ставит перед педагогом сегодняшняя школа и общество, должны сформировать у учащихся в результате деятельности качества, которые помогут в будущем ученику состояться во взрослой жизни.
Остановимся на качествах, которые необходимо развивать у учащихся.
- Интерес к самому себе.
Вся система воспитательной работы должна пробудить у ребёнка интерес к самому себе. Он должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них, он должен научиться любить себя в самом хорошем смысле этого слова. Кто я? Какой я? Что я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Эти вопросы должны ставиться в меньшей степени педагогом ребёнку. Воспитательные мероприятия должны пробудить у него интерес поставить эти вопросы самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности.
- Самопризнание себя как личности.
Учитель должен помочь ребёнку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ребёнку, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приводит любого ребёнка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.
3 Управление самим собой.
Умение управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказу-
Одно из важных звеньев реализации целей воспитания в работе учителя. Сегодняшняя школа заставляет ученика подчиняться школьным правилам, послушные дети не вызывают у педагогов беспокойства. Однако это не формирует ответственности ребёнка за свои поступки. Каждая воспитательная ситуация должна предлагать право выбора правильного решения и формировать ответственность перед самим собой, собственной совестью, перед своим внутренним Я. Управление самим собой – это ещё и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Прежде чем предлагать ребёнку помощь со стороны взрослых и сверстников в решении трудной ситуации, необходимо дать ему возможность попытаться решать проблему самостоятельно. Ни для кого не секрет, что, если ребёнок попытается решать проблему сам и убедиться в том, что решить её не в состоянии - обращение его за поддержкой и помощью становится им осознанным и ускоряет процесс решения. Помощь становится эффективной, ибо человек совершил огромную внутреннюю работу, прежде чем пришёл к пониманию необходимости сотрудничества в решении проблемы. Однако там, где ребёнок в состоянии решать её самостоятельно, не обращаясь ни к кому, пусть он делает это. Это способствует воспитанию воли, характера, эмоциональной устойчивости.
- Уважение чужого мнения.
Воспитательные моменты должны формировать у учащихся культуру общения, развивать у учащихся коммуникативные умения. Ребята должны формулировать и высказывать своё мнение, не боясь быть одиноким в своём мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребёнок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы учителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребёнка принимать свои ошибки, как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и формируя в нём комплекс вины. Важный момент, на который надо обратить внимание учителю, это воспитание у учащихся терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Именно в начальной школе мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в манерах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации.
- Любознательность и вовлечённость в деятельность.
Именно в начальной школе учащиеся активны как в учебной деятельности, так и во внеурочной. Они переживают так называемую информационную насыщенность. Им хочется много знать, им всё интересно, они желают участвовать во всех делах, которые предлагает учитель. Но при этом нужно отметить, что ученик желает участвовать активно – это значит, проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания. Надо отметить, что такая жажда деятельности, которая присуща ученикам начальной школы, формирует ещё одно жизненно важное качество личности – трудоспособность. Способность трудиться, с удовольствием и радостью – это ли не цель обучения и воспитания учащихся? Но достичь проявления трудоспособности активно и постоянно можно лишь только тогда, когда взрослый создаёт условия для её проявления, констатирует результативность и успешность деятельности ученика.
6.Эмоциональная устойчивость.
Школа наряду с семьёй должна развивать положительные эмоции учащихся, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы учитель должен научит учащихся умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других. Какие умения необходимо научить учащихся вызывать в себе? В первую очередь, это умение прощать, прощать своим друзьям и недругам, не точить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отмстить, наказать. Ещё очень важное умение, над которым необходимо работать с учащимися , это умение управлять своим страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т. д. Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, учащиеся должны научиться с помощью учителя создавать вокруг себя и в себе ситуации, способствующих возникновению определённых эмоций.
7. Мотивация действий и поступков.
Огромное значение в успешности жизнеутверждения человека играет мотивация. Отношение школьников к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Каждый ребёнок, который идёт в школу, хочет учиться хорошо, однако уже первые замечания учителя приводят к нежеланию заниматься. Особенно действуют на ученика и на формирование его мотивации замечания, которые указывают на неумение учеником выполнять то или иное задание. Это приводит к отказу от выполнения задания, демонстрирует его негативное поведение и эмоциональное состояние. Стимулом проявления положительной мотивации в той или иной деятельности являются индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, далеко идущие перспективы, вера в собственные силы, положительные эмоции. Если учитель в большей степени использует сотрудничество и соревнование как метод, стимулирующий мотивацию учащихся, то его воспитательные усилия будут реализованы не в полной мере, так как детям важен его личный результат и личный успех. Задача воспитания – опираясь на мотивы, повлиять на них в целесообразную как для общества, так и для самого ученика.
Определение целей образования и воспитания учащихся и тех качеств, которые они должны в себе развить в результате успешной реализации поставленных целей, объективно приводят к пониманию тех типов задач (социальные, диагностические, воспитательные, профессиональные), которые необходимо решить учителю с учащимися и их родителями.
Социальные задачи, включают в себя защиту ребёнка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьёй и внешкольными организациями с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические задачи – изучение личностных качеств учащихся, особенностей характера с целью правильной организации системы воспитания. Изучение индивидуальности ребёнка должно регулироваться этическими нормами.
Воспитательные задачи связаны с пониманием учащимися нравственных ценностей и созданием условий для поиска в ситуации нравственного выбора.
Профессиональные задачи – планирование работы с учащимися, выбор эффективных педагогических средств и технологий воспитания.
Путь творческого овладения методикой воспитательной работы с детьми нелёгок, но, как гласит народная мудрость, - дорогу осилит идущий.
Предварительный просмотр:
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПУТЬ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Колодежная В.В.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области.
Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классическую педагогику и психологию. Со временем понятие сотрудничество всё более уточнялось в педагогической практике учителей и в сознании многих учёных. Однако по мере исследования сути сотрудничества становилось ясно, что понятие педагогика сотрудничества не может охватить всю педагогику, все её составные части, но может стать одним из её ведущих принципов. Также было понятно, что процесс сотрудничества вступал в противоречие с основными постулатами авторитарной педагогической теории. Таким образом, гуманно – личностная педагогика как более глубокая форма сознания, включила в себя сотрудничество в качестве важнейшего, но не единственного принципа. За последнее время гуманная педагогика со своей вариацией гуманно – личностного подхода к детям получила широкое распространение. Она сложилась в поиске и практике учителей и является источником для неограниченного количества педагогических систем и подходов.
Сотрудничество становится стержнем общения в гуманном педагогическом процессе. Оно синтезирует в себе смыслы общения и сотрудничества и насыщает образовательный процесс взаимной устремлённостью, радостью познания успеха, взрослением, взаимоуважением, взаимопониманием. В связи с этим выделяется такое понятие, как общение в процессе сотрудничества. Сотрудничество педагога и учащихся мыслится как объединение их интересов и усилий в решении различных задач (в том числе и познавательных). Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учителем и учащимися появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические отношения делают учащихся субъектами образовательного процесса. Общение в процессе сотрудничества пропитывает атмосферу педагогического процесса, в результате чего учитель притягивает к себе детей, как магнит. Важно подчеркнуть, что педагог является творцом сотрудничества, создавая ситуации в классе и практикуя в жизни детей задания, которые не выполняются без сотрудничества.
Стремление детей к сотрудничеству с педагогом зависит не только от характера и направленности образовательного процесса, но и от соотношения настроенных к развитию сил ребёнка с учебным материалом. На каждой ступени школьного образования ребёнок овладевает знаниями, умениями и навыками, которые определены стандартом основного общего образования. В системе российского образования в настоящее время многое меняется в содержании программ, совершенствуются учебники, дидактические пособия, кабинеты оснащаются техническими средствами обучения и т.д. Но, к сожалению, задания, которые предлагают учебники, пока не всегда вдохновляют учащихся на познавательные дерзания.
Гуманно - личностная педагогика осуществляет процесс сотрудничества при следующих психолого – педагогических условиях:
- тесная связь организации учебного материала и приёмов, рождающих и укрепляющих сотрудничество между педагогом и учениками;
- опора на стремление школьника к взрослению;
- соблюдение педагогической культуры педагогического общения;
- сохранение за учеником свободы выбора деятельности и общения;
- совместный с учителем познавательный поиск, делающий школьников субъектами учебного процесса.
Рассмотрим некоторые приёмы, способствующие зарождению и укреплению сотрудничества между педагогом и учениками, в системе гуманно – личностного подхода к детям.
Приём 1. Этика вербального обращения к детям.
В обращениях педагога к детям должно быть заложено его участие в общем деле: «Давайте подумаем вместе…», «Попытаемся…», «Может быть, сделаем так?...» и др. Здесь не подходят такие формы обращения, «Мне интересно…», «Я хочу узнать…» и т. п., так как они являются проявлениями авторитарного стиля общения, что противоречит сотрудническим взаимоотношениям между учителем и детьми.
Приём 2. Стимулирующее общение, вызывающее радость учения.
Стимулирующее общение нужно рассматривать как приём воспитания любви и доверия человека к человеку, надежды на человека. В связи с этим выделяется следующая тональность произнесения фраз – располагающая, доброжелательная, понимающая, призывающая, уважающая, стимулирующая бодрость духа, радость учения, счастье общения, выражающая восхищение, удивление и т д.
Приём 3. «Дорисовывание».
В основе этого приёма лежит вера в то, что ученик настроен на совершенствование, он хочет добиться успеха, т. е. независимо от того, как ученик проявляет себя в данный момент, мы «накладываем» на него «краски», как будто он уже такой, как будто он действительно устремлён к этому. Например. Урок окружающего мира (2 класс). Ученики работают над проектом «Лекарственные растения». Коля не принёс свою страничку для будущего проекта. У него было слишком много дел, и поэтому он не успел сделать. Учитель, зная что Коля особо не переживает из-за этого, всё же успокаивает его: «У тебя сейчас какие-то грустные глаза… Не волнуйся, мы подождём твою страничку».
Через некоторое время учитель снова во время очередного задания говорит ему такие слова: «Не переживай! Ты завтра обязательно принесёшь свою работу. Правда?» Мальчик соглашается, хотя видно, что мальчик не переживал.
После нескольких напоминаний учителя в течение дня об обещании Коли и о том, как ребята ждут его работу, мальчик, придя домой, выполнит задание.
Так «дорисовывается» ответственность, которую учитель хотел бы видеть в ребёнке.
Очень важно педагогу найти место и момент, когда необходимо проявить какое-либо чувство. Причём это не разовый приём: одна и та же «краска» накладывается разными способами. Тем самым, постепенно усиливая своё значение для ребёнка, она будет оправданна. «Дорисовывая» те качества, которые учитель хотел бы видеть в ребёнке, он не только строит вокруг него созидающее мысленное пространство, которое становится одним из условий духовной общности, но также и направляет, помогает ему стать лучше.
Данный приём располагает ребёнка к учителю, зарождает в нём открытость и искренность. Это создаёт общий фон для более глубоких и многосторонних взаимоотношений, для укрепления сотрудничества в образовательном процессе.
Приём 4. Приобщение детей к плану урока.
Важно, что общение педагога со школьниками должно опираться на утверждение в них свободы выбора деятельности и общения, без которых не мыслится сотрудничество. Пусть ученики сами зададут тон урока, пусть определят для себя мотивы своей учебной деятельности. Пусть станут единомышленниками учителя на уроке, пусть почувствуют себя хозяевами урока и осознают свою исследовательскую роль в его творении. С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей: учитель вместе с детьми, а не над ними. С другой – непринуждённая, светлая, насыщенная положительными переживаниями; удовлетворением, удовольствием, радостью. На таких уроках виден обоюдный успех: плодотворная работа учителя по обучению ученика и успешное учение учащихся. Ученики этих учителей успевают по предмету. Но главное не в этом, а в особой атмосфере, которая царит на уроках, где в основе доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.
Выше изложенная система приёмов, способствует развитию и укреплению сотрудничества между учителем и детьми, создаёт атмосферу взаимоуважения, непринуждённой учебно–познавательной деятельности, способствует усвоению учениками этических норм, нравственного поведения в обществе, т. е. сотруднические взаимоотношения преобразовываются в личностные качества учащихся, что сказывается на психологическом климате детского коллектива и его сплочённости.
Смысл сотрудничества между педагогом и учеником заключается в признании одного приоритета в воспитании и образовании –личности ребёнка. У каждого ребёнка есть невидимые струны таланта и если их тронуть умелой рукой, то они красиво зазвучат.
Предварительный просмотр:
В.В.Колодежная
МКОУ Митрофановская СОШ, Кантемировский район.
ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ ЛИРИЧЕСКИХ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной проблемой. К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач, видеотек, компьютерные игры чтению книг. По этой причине основная ноша по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению ложится на учителя.
Исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием [4, с. 6].
Программы по литературному чтению предполагают научить младших школьников работать с произведениями разных жанров. Среди произведений, помещённых в учебники «Литературное чтение», особое место занимают лирические стихотворения.
В литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую, лирику любви и дружбы и другие виды [5, с.157].
Как показывает практика, работа с лирическими стихотворениями вызывает значительные трудности у учащихся начальных классов. Это объясняется прежде всего специфическими особенностями лирики. Для полноценного восприятия стихотворения учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя, пережить, почувствовать то, что его волнует, удивляет, радует. Для младших школьников это трудно, потому что их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита недостаточно для того чтобы в полной мере сопереживать, сочувствовать читаемому. Поэтому главное направление работы при чтении лирических стихотворений состоит в том, чтобы разбудить эмоции и чувства ребёнка, добиться заинтересованного отношения к изучаемому тексту. Для этого необходимо вовлечь учеников в активную творческую деятельность на основе текста художественного произведения. Такой деятельностью является выразительное чтение лирических стихотворений.
Выразительное чтение – это, с одной стороны, способ довести до ребёнка всю гамму эмоций, содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой – способ развития и совершенствования чувств ребёнка. Чем глубже и полнее воспринято младшим школьником то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает. Выразительное чтение – это искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произведение, выражение личного отношения исполнителя к произведению.
Работа над выразительным чтением лирического стихотворения проходит поэтапно.
Первый этап – подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. На этом этапе решаем конкретные учебные задачи: настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, близкие к тем, которые находятся в центре изучаемого стихотворения; сообщить некоторые сведения об авторе, пояснить значение отдельных слов, без понимания которых восприятие стихотворения будет затруднено. Для решения этих задач использую беседу с опорой на опыт и личные наблюдения детей, элементы рассказа, а также такие виды искусства, как живопись и музыка. Именно на этом этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте. Чем ближе произведение слушателям, тем оно понятнее, а значит меньше по продолжительности будет этап подготовки. Чем труднее для их понимания произведение, тем дольше будет подготовка к слушанию.
Вторым этапом является – первое знакомство с лирическим стихотворением, которое осуществляется путём выразительного чтения учителем или прослушиванием в грамзаписи. Главная задача этого этапа работы: донести до детей содержание стихотворения и, главное, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Неизгладимость первых впечатлений возлагает на учителя большую ответственность, требует тщательной подготовки к первому чтению, продуманности текста, чтобы у слушателей не получилось неправильных впечатлений, а чтобы у детей появился познавательный и эмоциональный интерес к дальнейшей работе с текстом. Слушать стихотворение лучше с закрытыми книгами. При закрытых книгах у ребят всегда появляется стремление проверять чтеца по тексту, а это рассеивает их внимание. Кроме этого, чтение учителя – это своего рода образец выразительного чтения для учащихся; дети постараются чутко уловить интонацию, с которой он исполнил стихотворение, а затем постараются воспроизвести её .
Следующий этап работы с текстом – проверка впечатлений, возникших у учащихся в результате знакомства с текстом. На этом этапе необходимо выявить уровень восприятия детьми текста стихотворения, понять, как они осознали текст в целом, как отнеслись к нему, что уже успели выделить, отметить, а что упустили из виду, на что не обратили внимание. Для решения этой задачи использую беседу на основе впечатлений учеников. Вот примерные вопросы: ребята, понравилось ли вам это стихотворение? Чем? Что вам особенно запомнилось? Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? Как вы думаете, с каким чувством поэт рисует картины? И т. д.
После проверки первых впечатлений даю детям возможность самостоятельно прочитать стихотворение про себя и отметить слова и выражения, значения которых им непонятны. Это нужно для того, чтобы ученики внимательнее, глубже вчитывались в стихотворение.
Теперь уместно приступить к анализу лирического стихотворения. На этом этапе решаются следующие задачи: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; углубить, расширить образные представления, возникшие при первом знакомстве с текстом.
Анализ стихотворения следует проводить ненавязчиво, чтобы в ходе работы с текстом возрастало удивление и восхищение детей мастерством поэта, чтобы за каждой строчкой и словом они увидели яркую картину и обрадовались этому открытию. В этом помогает выборочное чтение отдельных слов, строчек по заданию учителя. Например: прочитайте первые четыре строки стихотворения. Как автор описывает…? С чем сравнивает…? Прочитайте. С помощью каких слов поэт рисует…? Как он называет…? Для выборочного чтения следует отбирать наиболее важные с точки зрения смысла, содержания строки, выражения, слова, а также те, значение, которых может быть непонятно детям. Выборочное чтение обычно сопровождается беседой-размышлением по поводу прочитанного. Использую вопросы типа: какое настроение у вас возникает при чтении этих строк? Какие слова помогают поэту создать такое настроение? Как вы думаете, почему автор сравнивает…? Как вы понимаете смысл этого выражения? Какие звуки повторяются в этой строке? Как вы думаете, для чего поэт использует этот приём? Необходимо обратить внимание учащихся на образные средства языка: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д.
Чтобы научить детей вдумчиво относиться к образному языку лирического стихотворения, использую приём замены авторского слова и сочетания слов близким по смыслу словом или выражением. Так, перечитывая с учащимися первую строфу стихотворения Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной...», прошу их найти те слова, с помощью которых автор описывает раннюю осеннюю пору. Дети находят слова: первоначальная, короткая, дивная. Обращаю их внимание на последнее определение, прошу объяснить его значение и подобрать к нему близкие по смыслу слова. Учащиеся подобрали слова: прекрасная, чудесная, замечательная, восхитительная
Для развития видения прочитанного использую приём словесного иллюстрирования отдельных частей стихотворения или всего стихотворения. Дети становятся художниками. Они подробно рассказывают, что нарисуют на картине, где что расположат, как изобразят тот или иной объект картины, какие краски используют.
Все эти приёмы работы над стихотворением имеют большое значение для выработки выразительного чтения стихотворения. Но, чтобы читать выразительно, недостаточно почувствовать и понять смысл читаемого, надо владеть средствами выразительности. Эти средства – логические ударения, паузы, темп, интонации [1, с. 102].
Работа над средствами выразительности и определяет содержание следующего этапа работы над лирическим стихотворением.
При постановке логических ударений в стихотворении ставлю перед учениками задачу: давайте попытаемся найти в каждой стихотворной строке слова и сочетания слов, которые будем выделять голосом при чтении. При выделении логически ударных слов следует руководствоваться не только смыслом, содержанием строки, но и закономерностью стихотворной речи (ритм, рифма).
Логическое ударение должно находить правильное отражение в интонации. Выделить слово ударением не значит непременно сказать его громко. Оно должно звучать сильнее, но произноситься может вплоть до шёпота [1, c. 103].
Работая с детьми над расстановкой пауз, сообщаю им несколько вполне доступных правил расстановки пауз: 1) в конце предложения делаем остановку подлиннее ( ), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки, - остановку покороче ( ); 2) в конце каждой стихотворной строки делаем остановку короткую, если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др.; подлиннее, если это конец предложения.
Особенно внимательно следует относиться к межстиховой паузе. Межстиховая пауза требует неукоснительного выполнения. Строка в стихотворении представляет собой интонационно законченное сочетание слов, признаком этой законченности и является специальная пауза, несоблюдение которой ломает ритм стиха [2, с. 156].
Темп – это скорость чтения (произнесения речи). Речь то ускоряется, то замедляется. Чтобы темп стал выразительным средством чтения, нужно уяснение цели чтения, ясное представление характера событий и людей, о которых идёт речь. При чтении стихотворений мы добиваемся, чтобы темп произнесения текста соответствовал его содержанию. Темп речи зависит и от длительности пауз. Скорость и паузы связаны между собой органически [3, с. 10] .
Выразительное средство звучащей речи – интонация. С помощью интонации можно выразить конкретный смысл высказывания, его цель; чувство, отношение к тому, о чём говорится, и к собеседнику, слушателю. Интонация организует речь: расчленяет её на предложения, сообщает произносимому тексту значение сообщения, вопроса, приказания, просьбы, радости, восхищения и т. д. [3, с. 5].
При чтении стихотворений интонация определяется целью и содержанием стихотворения, его подтекстом. Поэтому перед чтением стихотворения обговариваю с детьми с какой интонацией, каким голосом нужно читать определённые места.
Следующий этап процесса изучения стихотворения – своеобразный итог, завершение всей работы, выразительное чтение стихотворения вслух. Перед тем как начать его, даю учащимся возможность несколько минут самостоятельно поработать с текстом, приготовиться к его выразительному чтению.
Так как в классе 25 человек, а читать хочется всем, практикую чтение хором, квартетом, трио, дуэтом, при этом настраиваю детей на то, чтобы они при чтении слушали друг друга.
Работа над лирическим стихотворением, построенная таким образом, способствует не только развитию речи, но и эмоционально-эстетическому развитию детей, помогает учителю вовлечь в активный творческий процесс всех учащихся, сделать урок интересным.
При обучении младших школьников выразительности чтения необходимо соблюдать постепенность, последовательность, помня о комплексности задачи и сложности её выполнения
Список литературы.
1. Адамович Е. А. Чтение в начальных классах. – М: Просвещение, 1967.
2. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. – М: Просвещение, 1978.
3. Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. – М: Просвещение, 1981.
4. Оморокова М. И. Преодоление трудностей. – М: Просвещение,1990.
5. Рамзаева Т. Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М: Просвещение, 1979.
Предварительный просмотр:
Учитель Колодежная В.В.
Предмет окружающий мир
Класс 4 «Б»
Тема занятия. Мир растениеводства.
Цель. Сформировать представления о растениеводстве. Ознакомить с отраслями растениеводства. Расширить знания о растениях.
Задач. Ознакомление с отраслями растениеводства. Расширение кругозора учащихся.
Повышение информационной культуры. Развитие потребности к самообразованию. Воспитание ответственности.
Используемые формы и методы работы: групповая и парная работа, экспресс-исследования,. работа с разными источниками информации, творческая работа, деятельностный подход.
Тип занятия: открытие новых знаний.
Оборудование: гербарий, иллюстрации овощей и фруктов, цветов, материалы и приспособления для творческой работы, карточки – путеводители для групповой работы, карточки для динамической картины, тесты, мультимедийное оборудование, набор предметов для создания проблемой ситуации при формулировании темы урока, словарь С. И. Ожегова, учебник Н. Я. Дмитриева «Окружающий мир 4 класс».
Ход урока
I. Мотивация учащихся к учебной деятельности. Формулирование темы урока.
Целеполагание.
- Дети, а что это у нас за корзина? Давайте посмотрим, что в ней.(Достаю морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша)
- Что объединяет все эти предметы? (Можно есть, употреблять в пищу).
- Из чего их получают? (Всё это дают растения)
- Давайте поразмышляем, почему же тогда в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Высказывания учащихся)
- Сейчас каждый из вас проведёт самостоятельно исследование текста.
КАРТОЧКА 1
ПРОЧИТАЙ ТЕКСТ И ПРОВЕДИ ИССЛЕДОВАНИЕ: КАК ВОЗНИКЛИ КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ?
В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь важно было выращивать зерно рядом с домом. Люди постепенно стали сажать растения и ухаживать за ними, то есть разводить культурные растения. Так возникло земледелие.
Шли годы, совершенствовалось земледелие, все разнообразней становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое.
- Что же вы узнали в результате исследования? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за ними. Постепенно люди стали замечать, что из семян вырастают новые растения.. Поэтому они стали сажать растения и ухаживать за ними, т. е. разводить)
- Сейчас мы будем с вами в роли конструктора слова. Соедините два слова: растение, разводить.
- Что получилось? (Растениеводство)
- Сформулируйте тему урока. (Растениеводство)
II Самостоятельное открытие новых знаний/
1.Работа со словарём С. И.Ожегова.
- Проведём исследование слова растениеводство
Найдите информацию об этом слове в словаре (Растениеводство – это наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений)
2. Работа в группах.
- Узнайте подробнее об отраслях растениеводства.. Работу будем вести в группах, каждая группа получит всё необходимое для работы.
Пакет для первой группы.
1.Карточка – путеводитель.
1. Узнай по описанию растение. Найди его среди карточек.
а) У меня длинный красный нос и зелёный хвост.
б) Я люблю носить сто рубах и хрустеть на зубах.
в) Мы любим играть на грядках в прятки, а похожи на зелёных маленьких поросяток.
г) Сочные, крупные, круглые. Сначала зелёные, а потом красные.
д) Я не драчун, но от меня все плачут.
2.Назовите одним словом эти растения?
3. Где выращивают эти растения?
4. Для чего выращивают эти растения?
5. Выращивают ли эти растения в нашем крае?
6. Соедини два слова: овощи, разводить и ты получишь название отрасли растениеводства.
2. Иллюстрации.
Пакет для второй группы.
1.Карточка – путеводитель.
1.Отгадай загадки. Найди отгадки среди карточек.
а) Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
б) Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконька,
Белок сладенький
А желток костяной.
в) Сижу в тереме,
Мала, как мышь,
Красна, как кровь,
Вкусна, как мёд
г) В садочке есть плод,
Он сладок, как мёд,
Румян, как калач,
Но не круглый, как мяч, -
Он под самой ножкой
Вытянут немножко.
д) Среди кустов колючих, детки,
Красной ягодкой на ветке
Я красуюсь на опушке,
Запасают меня люди,
Как лекарство от простуды.
2.Назовите одним словом эти растения?
- Какую часть этих растений человек использует?
- Выращивают ли эти растения в нашей местности? Для чего человек выращивает эти растения?
- Соедини два слова: плоды, разводить ты получишь название отрасли растениеводства.
2. Иллюстрации.
Пакет для третьей группы.
Карточка – путеводитель
1. Как называются культурные растения? Прочитай их названия.
2.Найди о них дополнительную информацию в учебнике на с. 75-77. Объедини растения в группы
3. Что получают из каждой группы растений?
4. Соедини два слова: поле, разводить и ты получишь отрасль растениеводства
5.Выращивают ли данные растения в нашем крае?
2. Гербарий.
Пакет для четвёртой групп
Карточка – путеводитель
1. Рассмотри растения. Назовите одним словом эти растения..?
2. Где выращивают цветы?
3 Какую роль играют цветы в жизни человека?
4. Соедини два слова: цветы, разводить и ты получишь название отрасли растениеводства.
5. Выполни творческую работу. Составь свой цветник (приклей цветы на бумаге)
III. Сообщение новых знаний учащимися
Сначала обсуждение проводится в группах. Представители каждой группы делают сообщения. В процессе сообщений составляется динамическая таблица – схема.
IY.Работа с пословицами и поговорками. Межпредметная связь.
1. - Дети, поразмышляйте, что влияет на хороший урожай культурных растений?
- Все свои наблюдения люди отразили в пословицах и поговорках. Соедините пословицы и поговорки. ( Дети у кого запись на красных карточках читают начало пословицы или поговорки, а остальные подбирают окончание). Объясните их значение.
Посеешь в погоду – больше приплоду.
Много снега – много хлеба.
Навоз отвезём, так и хлеб соберём.
Посеешь крупным зерном – будешь с хлебом.
Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.
2. – Попытайтесь среди отраслей растениеводства выделить главную. Аргументируйте свою точку зрения. (Можно учащимся рекомендовать прочитать с. 75 в учебнике « Все отрасли растениеводства важны для человека, но пожалуй, самой главной является полеводство. Во всём мире огромные площади заняты полевыми культурами).
3. Работа над пословицей «Хлеб – всему голова».
4.Прослушивание в грамзаписи песни «Хлеб – всему голова»
Y. Тест.
Тест
СООТНЕСИТЕ ОРАСЛИ РАСТЕНИЕВОДСТВА С РАСТЕНИЯМИ
ПОЛЕВОДСТВО крыжовник
чеснок
лилия
ОВОЩЕВОДСТВО
гречиха
абрикос
ЦВЕТОВОДСТВО
пшеница
георгины
рожь
ПЛОДОВОДСТВО помидоры
Учащиеся самостоятельно работают с тестами. Проверку осуществляют в парах
YI.Рефлексия.
- Перед вами 3 поля успеха: я открыл, я вспомнил, я узнал.
В конвертах у вас зёрна успеха. Посадите своё зерно на то поле, которое сегодня для вас было успешнее.
YII.Домашнее задание.
По группам.
Подготовить сообщение о растениях, относящихся к любой отрасли растениеводства.
Подготовить инсценировку стихотворения « Спор овощей».
Подготовить сообщения о людях, занятых в отраслях растениеводства.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"
Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...
Печатная работа "Безопасность глазами детей" ( методическая статья)
Наша работа состояла из двух частей.Первая часть, теоретическая, требовала большой поисковой работы.Вторую часть, практическую, мы показывали в виде устного журнала....
Печатная работа. Уроки по предмету "Окружающий мир". 3 класс
Печатная работа. Уроки по предмету "Окружающий мир". 3 класс...
Печатная работа. Учебный материал к УМК "Планета знаний" Подготовка к школе.
Печатная работа. Учебный материал к УМК "Планета знаний" Подготовка к школе....
Печатная работа. Учебный материал к УМК "Планета знаний" Подготовка к школе.
Печатная работа. Учебный материал к УМК "Планета знаний" Подготовка к школе....
Печатная работа "Кто живёт в природном заказнике Воробьевы горы"
Растения и животные, занесенные в Красную книгу Москвы...
Печатная работа "Традиции дела. Ремесленники"
Разработка урока...