Внеурочное занятие для 3 класса по теме: "Почему мы разные?"
классный час (3 класс) по теме
Учёт психологических особенностей другого человека чрезвычайно важен для активного, творческого взаимодействия между людьми, в ходе которого постигается характер другого человека, происходит его понимание и принятие. Характер – это стержневая особенность личности, отражающая образ мыслей, побуждений, ценностей и жизненных приоритетов. Темперамент характеризует динамическую составляющую личности, её возбудимость, импульсивность, степень напряжённости и скорости, темп, ритм протекания психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_my_raznye.doc | 67.5 КБ |
prilozhenie.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с учащимися 3 класса
Раздел: «Знакомьтесь, я – третьеклассник»
Тема: «Почему мы разные?»
Составитель: психолог Е.В.Стрижова, учитель Сударкина Т.В.
Пояснительная записка:
Учёт психологических особенностей другого человека чрезвычайно важен для активного, творческого взаимодействия между людьми, в ходе которого постигается характер другого человека, происходит его понимание и принятие. Характер – это стержневая особенность личности, отражающая образ мыслей, побуждений, ценностей и жизненных приоритетов. Темперамент характеризует динамическую составляющую личности, её возбудимость, импульсивность, степень напряжённости и скорости, темп, ритм протекания психических процессов.
Педагогическая цель: через овладение теоретическими знаниями учить школьников пониманию своего внутреннего мира
Задачи:
- научить школьников пониманию своих индивидуально-психологических особенностей;
-научить школьников правильно относиться к проявлению особенностей реагирования в разных ситуациях другими людьми
Планируемые результаты
Личностные:
В ходе занятия у школьников появится возможность:
- применять полученные знания при общении с другими людьми;
- развивать способность к лучшему пониманию себя, внутреннему миру другого человека
Предметные:
У обучающихся будет сформировано:
- представление о типах темперамента, особенностях проявления свойств темперамента
Метапредметные:
Познавательные:
Обучающиеся научатся и получат возможность
- применять теоретические знания, дающие представление об индивидуально-психологических особенностях личности (темперамент, типы темперамента) в качестве дополнительной информации об особенностях людей;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Регулятивные:
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться:
- принимать и сохранять цель познавательной задачи;
- осознавать своё овладение знаниями
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся и получат возможность научиться:
- формулировать собственное мнение, своё понимание ситуации;
- принимать существование другой точки зрения;
- строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Образовательные ресурсы: «Портфолио третьеклассника»/Авт.-сост.:Е.А.Андреева, Н.В.Разваляева; под ред. М.С.Умновой. – М.:Планета, 2013.-104 с. – (Классное руководство)
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1. Постановка проблем ной ситуации. Выход на тему урока. ( 3 мин) | -Сегодня нам предстоит найти ответ на удивительный, интереснейший вопрос: «Почему мы разные?» Какие у вас есть ответы на этот вопрос? Судьба человека подобна дереву, где корни – это душа, ствол – тело (здоровье), ветви – поступки, листья – окружающие нас люди, а плоды – происходящие с нами события. Если гниют плоды, осыпаются листья, сохнут ветви, отслаивается кора - где нужно искать причину? Конечно же в корнях. Жизнеспособность дерева определяется состоянием его корней. А корнем всех наших проблем является психика. Что же такое психика? В психологии психика — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека. Как вы думаете, влияет ли на поведение человека его характер? Характер – это стержневая особенность личности, отражающая образ мыслей, побуждений, ценностей и жизненных приоритетов. Сколько людей – столько и характеров. Двух одинаковых людей нет и даже близнецы, неотличимые на первый взгляд, оказываются совершенно разными людьми. Характер человека обуславливает его поступки, из которых и складывается жизнь. Именно поэтому интерес к изучению характера человека был всегда велик. | Выслушиваются ответы детей. | Личностные УУД: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. ПознавательныеУУД: понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; формулирование проблемы. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответсвующей этапу обучения. Коммуникативные УУД: формулирование собственного мнения. |
2 Актуализа- ция опор- ных зна- ний (3 мин) | Откройте Портфолио на с.13. Прочитайте тему занятия. Древнегреческий врач Гиппократ связывал различия людей с преобладанием в организме человека одной из четырёх видов жидкостей: крови (сангвы), которая выделяется сердцем, лимфы (флегмы), которую выделяет мозг, желчи (холи), которую выделяет печень, черной желчи (меланхоли), которую выделяет селезёнка. Так позднее соответственно латинскому и греческим названиям этих жидкостей получили свои обозначения темпераменты. А само слово «темперамент» в переводе с латыни означает «правильное смешение». -Слышали ли вы раньше слова: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик? - А что они называют?
| Дети читают статью Портфолио до слов: «Существует четыре типа темперамента» Выслушиваются ответы детей. - четыре типа темперамента | Личностные УУД: формирование учебно-познавательной интереса к новому учебному материалу и способам выполнения заданий. Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
3. Обозначе- ние практичес- кой проблемы (15 мин) | Сравним наши ответы с информацией, которая изложена в Портфолио Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Найдите подтверждение этому при чтении характеристик типов темперамента на странице Портфолио. Для этого подчеркните положительные качества красным карандашом, а отрицательные – синим. -Назовите положительные черты холерика. - Назовите отрицательные черты холерика. -Назовите положительные черты меланхолика. Предложить сформулировать положительные черты характера меланхолика, отталкиваясь от его отрицательных черт Назовите положительные черты флегматика. Назовите отрицательные черты флегматика. Назовите положительные черты сангвиника. Назовите отрицательные черты сангвиника. Предложить сформулировать отрицательные черты характера сангвиника, отталкиваясь от его положительных черт | Читают характеристику типов темперамента в Портфолио, с.13 Читают текст, подчёркивают слова карандашами красного и синего цвета. -подвижный, задорный,боевой,активный, эмоциональный, смелый, лидер. -«легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел и ни одно не доводит до конца» Скорее всего, дети скажут, что у механхоликов нет положительных черт, потому что в статье перечислены только их недостатки. - «робкий, стеснительный, плаксивый…» Значит, может быть тихим, незаносчивым. -«не может постоять за себя и часто попадает под чужое влияние» Значит, может быть неагрессивным, покладистым, послушным. -«отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием»… аккуратен, исполнителен… «его речь спокойна…»…к нему «всегда можно обратиться за советом» - в шумных играх не участвует… «им трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой» -«легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. Сангвиники обычно спокойны, трудолюбивы, общительны,имеют много друзей, чаще всего лидируют..» Скорее всего, дети скажут, что у сангвиников нет отрицательных черт, потому что в статье перечислены только их достоинства. - «легко переключаться с одного вида деятельности на другой» Может быть непостоянным. «быстро «схватывает» материал» Может быть нетерпеливым к другим. «чаще всего лидируют» Может подавлять, подчинять себе слабых. | Коммуникативные УУД: умение в коммуникации строить понятные для окружающих высказывания. Познавательные УУД: умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлении; представление о типах темперамента, особенностях проявления свойств темперамента . Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществление контроля по результату. |
4. Физкульт- минутка (3 мин) | Изобразите реакцию сангвиника, затем холерика, далее – флегматика и меланхолика на такую ситуацию: «Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена» Организация и проведение «физкульминутки» с пояснениями возможных проявлений темперамента: сангвиник спокойно отдает тетрадь; холерик – торопится закончить работу; флегматик спокойно решает, пока не отберут тетрадь; меланхолик сдаёт работу, но делает это очень неуверенно, нерешительно | Выполняют упражнения | Регулятивные УУД: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; осуществление контроля по результату.
|
5. Рефлексия (5мин) | Люди с резко выраженным темпераментом встречаются не так уж часто. У одного и того же человека в различных условиях могут проявляться черты, свойственные различным темпераментам. Не случайно в задании Портфолио написано так: « Мой тип темперамента близок к …» Закончите предложение. | Работа в Портфолио на с.13 | Личностные УУД: наличие положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Коммуникативные УУД:формулирование собственного мнения. Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответсвующей этапу обучения. |
6. Работа в малых группах (5 мин) | Предлагаю, работая в группах, выполнить следующее задание: распределите известных вам литературных героев по типам темперамента (см. Приложение 1) | Делятся на творческие группы, выбирают «исследуемого» литературного героя, распределяют обязанности, находят аргументы в пользу своего вывода | Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи, соответсвующей этапу обучения; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД:формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться, приходить к общему решению; использование в общении правил вежливости |
7. Рефлексия (3 мин) | - Как помогает нам знание о типах темперамента понимать другого человека? | Выслушиваются ответы детей. | Познавательные УУД: применение теоретического знания, дающего представление об индивидуально-психологических особенностях человека; устанавливание причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. |
8. Подведе- ние итогов (1мин) | - Сегодня мы, отвечая на сложный вопрос, получили представление ещё об одной стороне своего Я – темпераменте. Темперамент, конечно, сказывается в общем облике личности, но никак не подменяет собой ум, честность, доброту и другие нравственные характеристики человека. Темперамент – это то, что нужно иногда преодолеть, а иногда ,наоборот, развивать, а свою полезность и нужность людям может проявить человек с любым темпераментом. | Личностные УУД: ценностное отношение к мнению другого человека; настрой на избежание конфликтов и понимание поступков других людей |
Используемый дополнительный материал:
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004, с.216- 223.
Платонов К.К. Занимательная психология. – СПб: Питер Пресс, 1997, с.74 – 77.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 класса по теме: «Почему слова, которые звучат одинаково, пишутся по разному: с большой буквы и с маленькой буквы»
Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения....
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Презентация поможет детям понять как образуется радуга и запомнить последовательность цветов радуги....
Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Почему надо мыть руки и чистить зубы"
На уроке прививаются навыки регулярного и правильного ухода за зубами....
Урок доброты по окружающему миру в 1 классе по теме: «Почему мы часто слышим слово «Экология»? (с применением здоровьесберегающих технологий)
Цели: · первоначальное ознакомление с понятием «экология», «эколог»;·...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему радуга разноцветная?""
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использованы различные приемы и методы для развития познавательной активности учащихся....
Открытое занятие в ГСПР на тему: "Почему ёлочка стала символом Нового года и Рождества?"
В.А. Сухомлинский писал, что “ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –...