Программа спецкурса 2-4 классы «Юный исследователь»
материал на тему
1. Образовательная область, учебный предмет: межпредметная
2. Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители); программа предназначена для обучающихся 2-4 классов
3. Количество часов на изучение программы: 102 часа, 34 занятия в год
4. Основа для разработки: программа спецкурса «Юный исследователь» разработана на основе программы для общеобразовательных школ. А.И. Савенков «Программа исследовательского обучения младших школьников».
5. Главная идея, целевая установка творческой разработки: программа данного спецкурса «Юный исследователь» формирует исследовательские навыки младших школьников от выдвижения гипотез до защиты исследования. Является одним из эффективных средств развития познавательного интереса школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа спецкурса 2-4 классы «Юный исследователь» | 80.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа является адаптационной и предназначена для учащихся 2-4 классов.
Программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального образования, основной образовательной программы МБОУ «ООШ № ....», она направлена на формирование и развитие исследовательских компетенций младших школьников.
Программа спецкурса «Юный исследователь» разработана на основе программы для общеобразовательных школ А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников».
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности.
Программа “Юный исследователь” – интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы «Школа России», методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.
Программа предполагает обучение в 2-4 классах ( 1 час в неделю в каждом классе).
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Её актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Новизна программы заключается в объединении в одну образовательную программу разрозненных ранее различных методик подготовки, написания и представления исследовательской работы, а также создании отдельных модулей, направленных на обучение учащихся эффективному представлению результатов своей деятельности.
Основные принципы реализации программы :
- научность,
- доступность,
- добровольность,
- субъектность,
- деятельностный и личностный подходы,
- преемственность,
- результативность,
- партнерство,
- творчество и успех.
Цель программы:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Формы и методы проведения занятий:
- беседа,
- игра,
- практическая работа,
- эксперимент,
- наблюдение,
- экспресс-исследование,
- коллективные и индивидуальные исследования,
- самостоятельная работа,
- защита исследовательских работ,
- консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
В результате изучения курса «Юный исследователь» обучающиеся на ступени начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-
следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных)
- стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром
- получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований
- свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др.
Критерии и нормы их оценки:
Критерии:
1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт, вывод, способ, метод
2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость
3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности: видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей
Оценка сформированности компетенций:
№ | Ф. И. ученика | Понятия | Причинно-следственные связи | Исследовательские умения | Создание проекта | Примечание |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 |
Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:
3 - умение полностью сформировано (высокий уровень)
2 - умение сформировано частично (средний уровень)
1 - умение сформировано частично (ниже среднего уровня)
0 - умение не сформировано
Требования к оценке видов деятельностей (компетенций):
3 - ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.
2 - ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.
1 - ученик знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.
0 - ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.
Содержание программы
1 раздел – « Введение» (3 ч.)
Предмет и значение дисциплины. .Значимые личностные качества учащегося – исследователя. Исследовательские способности, пути их развития. Практические занятия.
2 раздел – « Общая характеристика исследования» ( 18 ч.)
Характеристика понятий : тема , предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Объект исследования –«поле» научных поисков. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса. Его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Гипотеза как исходный элемент поиска истины, которая помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Требования к гипотезе. Значение гипотезы в определении стратегии исследовательского поиска. Практические занятия.
3 раздел – « Работа с источниками информации» ( 15 ч.)
Виды источников информации. Поиск литературы : учебной, справочно – информационной, научной. Виды чтения : беглое, сканирование, аналитическое, предварительное, повторное. Правила чтения. Виды фиксирования информации : умение составлять простой о сложный планы письменного текста; тезисы; конспекты; делать пометки, выписки, цитирование . Виды обобщения информации: аннотация, реферат, таблицы, схемы, графики. Структура книги : заголовок, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие, справочный материал. Библиографическое описание. Практические занятия.
4 раздел – « Составление индивидуальной рабочей программы» ( 2 ч.)
Характеристика исходных данных перед началом поиска. Изложение теоретических идей. Практические занятия.
5 раздел – « Теоретическая подготовка исследования» ( 7 ч.)
Понятия : источник, литература. Фактический материал , в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений, необходимых для исследования. Посещение библиотеки. Практические занятия.
6 раздел – « Групповая исследовательская работа» ( 6 ч. )
Групповая исследовательская работа способствует развитию коммуникативных умений. Работа в команде. Распределение ролей: исследователь, творец, помощник, организатор, докладчик. Практические занятия.
7 раздел – « Проведение индивидуального исследования» ( 10 ч.)
Планирование исследовательской деятельности с учётом целей, задач и гипотезы исследования. Характеристика условий и обстоятельств, которых проводится поиск. Предварительная теоретическая отработка проблемы. Наблюдение и эксперимент как общенаучные методы исследования. Наблюдение и другие описательные методы исследования (опрос, анализ процесса и продуктов деятельности, биографические методы.) Обработка и анализ данных эмпирического исследования. Стандартные способы представления и обработки данных и анализа результатов. Практические занятия.
8 раздел – « Понятийный аппарат исследования» ( 2 ч.)
Понятия ведущих направлений исследования. Единая терминология. Практическое занятие.
9 раздел – «Оформление исследовательской работы» ( 10 ч.)
Основные формы представления результатов работы: статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт. Требования к описанию исследовательских результатов. Структура работы. Этапы написания введения к работе. Композиция и правила оформления основных структурных элементов научно – исследовательской работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список источников, приложения. Общие требования и правила оформления текстов. Практические занятия.
10 раздел – «Подготовка приложений к работе» ( 5 ч.)
Требования к приложениям. Виды приложений. Практические занятия.
11 раздел – «Примечания в работе» ( 6 ч.)
Примечания. Виды примечаний: библиографическая ссылка; определение терминов или устаревших слов; справочная информация о лицах, событиях, произведениях; перевод иностранных слов и предложений; пояснения основного текста. Практические занятия.
12 раздел – «Размещение иллюстраций в работе» ( 4 ч. )
Иллюстрации: рисунки, таблицы, фотографии, схем, чертёж, графики, диаграммы. Практические занятия.
13 раздел – «Основные подходы к составлению защиты своей работы» ( 11 ч.)
Защитная речь. Принципы и правила её написания. Стендовый доклад, требования к нему. Структура стендового доклада. Презентация проекта и исследования: защита на конференции, деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, игра с залом, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций, инсценировка реального или вымышленного исторического события, научный доклад, реклама, ролевая игра, спектакль. . Компьютерная презентация. Практические занятия.
14 раздел – « Представление исследовательских работ» ( 5 ч.)
Учимся выступать и защищать свои работы ( мини – практикумы). Школьная научно – практическая конференция. Подготовка к городским, областным, Всероссийским конкурсам и фестивалям.
Содержание программы рассчитано на 102 часа (1 раз в неделю) для обучающихся 2-4 классов, начинающих заниматься исследовательской деятельностью. Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Учебно-тематическое планирование 2 класс.
№ | Тема занятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные УУД | ||
1 | Введение. Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. Портфолио юного исследователя | Знакомство с тетрадью | П: слушать и понимать речь других. Р: Умение работать с учебными пособиями. К: Ставить вопрос, обращаться за помощью. | Мотивация учебной деятельности. |
2 | Прочитаешь – многое узнаешь. Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь работать с источниками информации | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Проявлять эмоционально-положительного отношения и интереса к предмету. |
3 | Оформление исследовательских работ. Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь правильно оформлять свою работу, видеть проблему, выдвигать гипотезу с помощью учителя формулировать цели и задачи исследования. | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
4-5 | Составление рабочего плана исследования. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | С помощью учителя составлять план исследования Уметь оформлять титульный лист, страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». | П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. К: Умение выражать свои мысли полно и точно | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
6 | Работа индивидуальная. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Самостоятельно отбирать материал для исследования | Р:Ввладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. К: Умение выражать свои мысли полно и точно. П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Мотивация учебной деятельности. |
7 | Логическое построение текстового материала в работе. Язык, стиль. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Формирование положительного отношения к учению К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
8 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы. | П: Делать предварительный отбор наглядного материала К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Мотивация учебной деятельности. |
9 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем. | П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
10 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь делать выводы в работе, оформлять «Заключение». | П: Делать предварительный отбор источников информации К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
11-12 | Презентация ИР №1 - Мини-конференция. ИР №1: Знакомьтесь – это я! (Летопись семьи «Мои первые исследования») | Уметь выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
13 | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. ИР №2: Один день из жизни моей мамы. | Уметь с помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности. |
14-15 | Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №2: Один день из жизни моей мамы. | Уметь оформлять титульный лист, страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». | П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. К: Умение выражать свои мысли полно и точно | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
16 | Работа индивидуальная. ИР №2: Один день из жизни моей мамы. ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами. | Самостоятельно отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. К: Умение выражать свои мысли полно и точно. П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Мотивация учебной деятельности. |
17 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. ИР №2: Один день из жизни моей мамы. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Формирование положительного отношения к учению К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
18 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ИР №2: Один день из жизни моей мамы. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы. | П: Делать предварительный отбор наглядного материала К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
19 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР №2: Один день из жизни моей мамы. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем. | П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
20 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». ИР №2: Один день из жизни моей мамы. ПР: Обработка информации (ведение дневника) | Уметь делать выводы в работе, оформлять «Заключение». | П: Делать предварительный отбор источников информации К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
21-22 | ИР №2: Один день из жизни моей мамы. ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками. | Уметь выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
23 | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. ИР №3:Моя школа. | Уметь с помощью учителя составлять план исследования, отбирать нужную литературу | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности. |
24-25 | Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №3:Моя школа. | Уметь оформлять титульный лист, страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». | П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Р: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. К: Умение выражать свои мысли полно и точно | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
26-27 | Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. ИР №3:Моя школа. | Самостоятельно и в группах отбирать материал для исследования, составлять вопросы для беседы с информаторами | Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. К: Умение выражать свои мысли полно и точно. П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Мотивация учебной деятельности. |
28 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. ИР №3:Моя школа. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Формирование положительного отношения к учению К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
29 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ИР №3:Моя школа. | Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы. | П: Делать предварительный отбор наглядного материала К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Мотивация учебной деятельности. |
30 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР №3:Моя школа. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа). | Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем. | П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
31 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». ИР №3:Моя школа. ПР: Обработка информации (ведение дневника). | Уметь делать выводы в работе, оформлять «Заключение». | П: Делать предварительный отбор источников информации К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Мотивация учебной деятельности. |
32 | ИР №3:Моя школа. ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы. | Уметь выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды). | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Мотивация учебной деятельности. |
33 | Портфолио юного исследователя: ИР №1,2,3 ПР: Заметка в газету о результатах проведённых исследований | Уметь делать анализ проделанной работы | Р: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог | Мотивация учебной деятельности. |
34 | Подведение итогов работы за год. Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год. | Уметь делать анализ проделанной работы | Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения П: устанавливать аналогии; строить рассуждения К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Учебно-тематическое планирование 3 класс.
№ | Тема занятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные УУД | ||
1 | Введение. Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. Портфолио юного исследователя Стань исследователем природы. ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы. | Уметь задавать вопросы по конкретной теме | П: Ориентироваться в своей системе знаний. Р: Умение работать с учебными пособиями. К: Ставить вопрос, обращаться за помощью. Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Мотивация учебной деятельности. |
2 | Прогулка по школьному двору: « В гости к осени: учимся смотреть и видеть». Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения, опыты. ПР: Наблюдения за растениями в школьном дворе (сбор гербария). | Уметь наблюдать | К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других. П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Мотивация учебной деятельности. |
3 | Растения леса. ПР: Наблюдения за растениями в лесу (сбор гербария). Прогулка в лес: «В гости к осени: учимся смотреть и видеть». Растения леса. Цветы и травы осенью. | Уметь наблюдать | К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других. П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Мотивация учебной деятельности. |
4 | Прочитаешь – многое узнаешь. Экскурсия в библиотеку: правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы. | Знать правила работы с источниками информации и особенности чтения научно-познавательной литературы. | Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке. П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. К: Слушать и понимать речь других. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
5 | Ведение дневника наблюдений. Условные знаки. Прогулка: «Погода в нашем крае. Наблюдения за небом». ПР: Зарисовки осеннего неба, облаков. Наблюдения за погодой. Осень. | Знать правила ведения дневника наблюдений, условные знаки; Уметь наблюдать | П: Ориентироваться в своей системе знаний. Р: Умение работать с учебными пособиями. К: Ставить вопрос, обращаться за помощью. Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | формирование личного отношения к окружающему миру |
6-7 | Поиск информации через Интернет. Правила работы с компьютером. Индивидуальная работа. | Уметь пользоваться интернетом | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке. К: Умение выражать свои мысли полно и точно. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
8 | Прогулка: «Наблюдения за растениями. Деревья осенью». Охраняемые растения. ПР: Сбор гербария. | Уметь наблюдать, составлять гербарий | К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи Слушать и понимать речь других. П: Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке. | формирование личного отношения к окружающему миру |
9 | Охрана природы своего края. Зарисовки осенних деревьев. ПР: Наблюдения за погодой. Осень. Ведение дневника наблюдений. | Ведение дневника наблюдений | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке. К: Умение выражать свои мысли полно и точно | Мотивация учебной деятельности. |
10 | В лес за здоровьем. Лесная аптека. Лекарственные травы нашей местности. ПР: Наблюдения за погодой. Осень. Ведение дневника наблюдений. | Уметь наблюдать | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в интернете Р:Учиться планировать учебную деятельность на уроке. К: Умение выражать свои мысли полно и точно | формирование личного отношения к окружающему миру |
11 | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. ИР№ 1: Загадки осеннего леса. Тайна осеннего листа. | Уметь обосновывать свой ответ, анализировать литературу. | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
12 | Оформление исследовательских работ Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. ИР № 1: Загадки осеннего леса. Тайна осеннего листа. | Уметь оформлять исследовательскую работу, выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи | Р: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Слушать и понимать речь других. П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. | Мотивация учебной деятельности. |
13 | Составление рабочего плана исследования. ИР № 1: Загадки осеннего леса. Тайна осеннего листа. | Уметь составлять план работы | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности. |
14-16 | Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР № 1: Загадки осеннего леса. Тайна осеннего листа. | Уметь оформлять страницы «Введение», «Содержание», «Использованная литература». | П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Умение выражать свои мысли полно и точно | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
17-18 | Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. ИР № 1: Загадки осеннего леса. Тайна осеннего листа. | Самостоятельно отбирать материал для исследования, Уметь работать в группах | Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. К: Умение выражать свои мысли полно и точно. П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Мотивация учебной деятельности |
19 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. ИР № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой). ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. | Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Формирование положительного отношения к учению К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
20 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. Природа и наше здоровье. Закаливание организма в разное время года Прогулка «Мороз и солнце!» ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. | Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы. | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности |
21 | Погода в нашем крае. Наблюдения за погодой. Ведение дневника наблюдений. ИР № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой). | Уметь наблюдать, вести дневник наблюдения | П: Добывать новые знания на основе наблюдений Р: Формирование положительного отношения к учению К: Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
22 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР № 2: Особенность зимы в нашем крае (по наблюдениям за погодой). ПР: Наблюдения за погодой. Зима. Ведение дневника наблюдений. | Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем. Ведение дневника наблюдения | П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Р: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос К: Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
23 | Прогулка: «Весна идет». ПР: Наблюдения за погодой. Весна. | Уметь наблюдать Ведение дневника наблюдения | П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | формирование личного отношения к окружающему миру |
24-25 | ИР № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы» ПР: Наблюдения за цветением деревьев. | Уметь наблюдать Ведение дневника наблюдения | П: Осуществлять рефлексию способов и условий действий Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог | формирование личного отношения к окружающему миру |
26 | ИР № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы. ПР: Анализ и обобщение полученных материалов наблюдений | Уметь наблюдать Ведение дневника наблюдения | П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. К: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог Р: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос | формирование личного отношения к окружающему миру |
27 | ИР № 3: Весна в жизни растений. Деревья-первоцветы. ПР: Оформление исследовательских работ для участия в школьной конференции. | Уметь оформлять исследовательскую работу | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
28-29 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». | Уметь оформлять исследовательскую работу | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Конкурс-игра: «Тайны окружающего мира" | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить | Р: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос П: взаимосвязь природы и человека К: Слушать собеседника и вести диалог | Мотивация учебной деятельности. | |
30-33 | Подготовка и выступление с результатами исследований перед обучающимися школы (школьная конференция) | Уметь делать анализ проделанной работы | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
34 | Подведение итогов работы за год. «Портфолио» юного исследователя. Анализ исследовательских работ. Обсуждение планов на следующий год. | Уметь делать анализ проделанной работы | Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения П: устанавливать аналогии; строить рассуждения К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Учебно-тематическое планирование 4 класс.
№ | Тема занятия | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | Личностные УУД | ||
1 | Введение. Цель и задачи кружка «Юный исследователь». Содержание работы. Портфолио юного исследователя Стань исследователем природы. ПР: Удивительное рядом: учимся задавать вопросы. | Уметь задавать вопросы по конкретной теме | П: Ориентироваться в своей системе знаний. Р: Умение работать с учебными пособиями. К: Ставить вопрос, обращаться за помощью. Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Мотивация учебной деятельности. |
2-3 | Формы и методы исследовательской деятельности: беседы со взрослыми, наблюдения. ПР: Проведение мини-исследования «Учителя нашей школы. Какие они?» - составление опросника для беседы, анкеты - беседа с учителями (Летопись школы) | Уметь составлять вопросы для беседы, наблюдать | Р: определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций | Выражение положительного отношения к процессу познания; применение правил делового сотрудничества |
4 | Формы и методы исследовательской деятельности: работа с источниками информации (справочники, словари, энциклопедии, Интернет и т. д.) ПР: Правила работы с источниками информации. | Уметь работать с источниками информации | Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. П: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. К: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками | Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание своей учебной деятельности |
5 | Экскурсия в библиотеку. Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы. Правила поведения в библиотеке. ПР: Правила работы с источниками информации, особенности чтения научно-познавательной литературы | Уметь работать с источниками информации | Р: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления. П: делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. К: уметь организовывать учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками | Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание своей учебной деятельности |
6 | Оформление исследовательских работ Основы исследовательской деятельности. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование цели и задач исследования. ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Уметь ставить проблему, выдвигать гипотезу, формулировать цели и задачи исследования | Р: определять цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения. П: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. К: оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций | Мотивация учебной деятельности. |
7-8 | Составление рабочего плана исследования. Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Уметь составлять план исследования, оформлять исследовательскую работу | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Выражение положительного отношения к процессу познания, оценивание своей учебной деятельности |
9-10 | Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Самостоятельно отбирать материал для исследования, Уметь работать в группах | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Умение слушать и вступать в диалог | Оценивание своей учебной деятельности |
11 | Логическое построение текстового материала в работе. Язык, стиль. ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Формирование положительного отношения к учению К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
12 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы. | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности |
13 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем. | П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Р: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос К: Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
14 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». ИР №1: Славное море – священный Байкал. | Уметь оформлять исследовательскую работу, делать выводы | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Мотивация учебной деятельности. |
15-16 | ИР №1: Славное море – священный Байкал. ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками. | Уметь делать анализ проделанной работы | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
17-18 | Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. Отбор и анализ литературы по теме. Составление рабочего плана исследования. ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. | Уметь обосновывать свой ответ, анализировать литературу, составлять план работы | П: Логические: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности |
19-22 | Оформление титульного листа. Оформление страниц «Введение», «Содержание», «Использованная литература». ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. | Уметь эстетически оформлять работу | П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Р: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном К: Умение выражать свои мысли полно и точно | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
23-25 | Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. ПР: Составление вопросов для беседы с информаторами. | Самостоятельно отбирать материал для исследования, Уметь работать в группах | Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. К: Умение выражать свои мысли полно и точно. П: Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. | Мотивация учебной деятельности |
26 | Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык, стиль. ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь логически выстроить текстовый материал в своей работе. | П: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения и классификации объектов, установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Р: Формирование положительного отношения к учению К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
27-28 | Наглядный материал. Построение таблиц, схем и т. д. отбор и размещение рисунков, фотографий. ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь правильно размещать наглядный материал в работе, строить схемы. | П: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Р: Учиться планировать учебную деятельность на уроке К: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Мотивация учебной деятельности |
29 | Сокращения, обозначения. Приложения. Объём исследовательской работы. Эстетическое оформление. ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. ПР: Работа с информаторами (беседа, заполнение анкеты, запись рассказа) | Уметь эстетически оформлять работу, определять ее объем. Ведение дневника наблюдения | П: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Р: выполнение задания с целью поиска ответа на вопрос К: Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на уроке и в жизни. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
30 | Обработка и оформление результатов исследовательской деятельности. Выводы и оформление «Заключения». ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. ПР: Обработка информации (ведение дневника) | Уметь оформлять исследовательскую работу | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
31-32 | ИР №2: Растительный мир Иркутской области. ИР №3: Животный мир Иркутской области. ПР: Подготовка и выступление с результатами исследований перед одноклассниками. | Уметь делать анализ проделанной работы | П: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; оценивать информацию К: Слушать собеседника и вести диалог Р: Оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
33 | Портфолио юного исследователя: ИР №1,2,3 ПР: Заметка в газету о результатах проведённых исследований | Уметь делать анализ проделанной работы | Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения П: устанавливать аналогии; строить рассуждения К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
34 | Подведение итогов работы за год. Анализ исследовательских работ. | Уметь делать анализ проделанной работы | Р: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения П: устанавливать аналогии; строить рассуждения К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
Литература
Интернет -ресурсы
1. htt: /www.irsh.redu.ru/ - сайт журнала «Исследовательская работа школьников».
2. htt: /www.irsh.researcher.ru/ - портал развития исследовательской деятельности.
3. htt: /www.news.redu.ru/ - рассылка новостей в рамках проекта «Развитие исследовательской деятельности учащихся в России».
4. htt: /www.redu.ru/ - сайт Центра развития исследовательской деятельности учащихся.
5. Газета «Начальная школа» за 2008-2009 года.№14,№13,№9,№5. Издательский дом «Первое сентября».
6. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
7. Савенков А.И. Рабочая тетрадь. Я – исследователь. Издательство дом «Фёдоров». 2008
В качестве учебно-методических пособий к программе для учителя используется:
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Интернет - ресурсы:
http://www.zavuch.info
Для обучающихся
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература, интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...
программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс
Рабочая программа по социально-проектной деятельности "Юные исследователи", 1 класс, внеурочная деятельность....
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный исследователь
Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный исследователь...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я-юный исследователь" для 1-4 класа
Программа рассчитана на 4 года. Включает в себя титульный лист, пояснительную записку. содержание программы, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Школа юных исследователей"
Программа внеурочной деятельности "Школа Юных исследователей" направлена на обучение навыкам научного поискового исследования, рассчитана на учащихся 6-11 ...
Рабочая программа для 1 класса "Юный исследователь"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный исследователь» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 1 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами шк...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - юный исследователь" 1 класс
рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - юный исследователь" 1 класс...