классный час в 4 классе
классный час (4 класс) на тему

Хватикова Евгения Сергеевна

Урок мужества: посвящен 25-летию вывода войск из Афганистана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx21.32 КБ
Файл stikhi.docx14.36 КБ
Office presentation icon pril.ppt974 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок мужества

посвящен 25-летию вывода войск из Афганистана

Цели:

  • Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.
  • Определение исторического значения афганской войны.
  • Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

Ожидаемые результаты:

  • подготовка обучающихся к участию в общественно-политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
  • решение проблемы преемственности поколений;
  • повышение статуса героико-патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Ход урока:

На экране: Слайд 1

За сценой звучат стихи:

1 ведущий:

Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают, 
Расцелуют крепко, перекрестят 
И по-бабьи жалобно всплакнут. 
А отцы, махнув по рюмке «горькой», 
Зная, как тяжел солдата путь, 
Говорят, сжимая крепко руку: 
«Ты, сынок, писать не позабудь». 
Юноши России присягают, 
Клятву перед знаменем дают. 
Юноши пока еще не знают, 
Что домой они не все придут. 
Поседевших мам и пап все меньше, 
Все они уходят в мир иной… 
А сынок в граните остается, 
Остается вечно молодой!

Ведущий 2: Эти проникновенные стихи написаны Людмилой Матвеевной Пляцевой, матерью, потерявшей единственного сына.

Ведущий 1: Каждая женщина, провожая в армию сына, брата, любимого, надеется на встречу, но не всем надеждам суждено сбыться.

Ведущий 2:

Ты не хотел, чтоб стала я вдовой,
Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.
Слезами умываясь,  не водой,
Шепча: «Вернись! Давно ты дома не был!»
Хоть ты и слышишь голос мой земной,
И хоть ко мне вернуться ты не вправе,
Пусть будет слышен всюду шепот твой,
В журчании ручья и в шорохе дубравы.
Прости меня, что стала я вдовой,
Но не горюй, любимый мой, не надо,
Тебя я помню – значит, ты – живой,
Моей душе все это как награда.

Слайд 2

Ведущий 1: Более 20 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. Эти события сыграли существенную роль в истории нашей Родины. А знание истории необходимо, так как тот, кто не знает прошлого, осужден на повторение пройденных человечеством ошибок.

Ведущий 2: Впервые вопрос о вводе наших войск в Афганистан был поставлен на повестку дня 15 марта 1979 года, когда вспыхнул антиправительственный мятеж населения в Герате. Афганские руководители обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого мятежа путем ввода советских войск на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА).

Ведущий 1: Официально провозглашенная главная цель советского военного присутствия в ДРА формулировалась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Слайды 3-4

Ведущий 2: 25 декабря 1979 года в 15.00 начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
В ночь на 27 декабря 1979 года специальные группы КГБ СССР «Зенит » и «Гром», образованные на время операции в Афганистане из сотрудников «Альфа» вместе со спецназом Главного разведывательного управления взяли штурмом президентский дворец на окраине Кабула. Вся операция «Шторм-333» длилась не более 20 минут, кроме дворца были захвачены ещё 17 объектов в Кабуле.
На следующее утро в Кабул стали прибывать советские войска. Так началась десятилетняя Афганская война…

Слайд 5

Чтец:

Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 
Сегодня мы не пишем не строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустимся в афганские пески, 
И сапогами скалы будем мерить…

Слайды 6-7

Ведущий 1: Командующим 40-й армией, то есть ограниченного контингента, введенного в Афганистан, был назначен Борис Всеволодович Громов – генерал-майор. Планируя любые военные операции, командование армии вплотную сталкивалось с единственной проблемой: как сохранить жизнь людей? И советских, и афганских! Как избежать гибели солдат?

Слайд 8

Звучит песня А. Розенбаума «В черном тюльпане».

Ведущий 2: 14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве пять документов по политическому урегулированию положения вокруг Афганистана. Согласно Женевским соглашениям, вступавшим в силу через месяц, советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.

Слайды 9-10

Ведущий 1: Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 г. В 1983 г. на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года. С территории Афганистана войска уходили в боевой обстановке. Главная проблема заключалась в организации боевого охранения колонн на марше.

Чтец:

В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где-то в ней горит моя звезда.

Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка не поднять руки.
Вы помните меня, березы, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки. 
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне.

Над зоной безопасности, кругами,
Громадный лайнер рвется в высоту,
И ложных целей ярко вспыхивает пламя,
Чтоб отвести враждебную звезду.

А там, внизу, я знаю, их немало,
Готовых хищно ринуться в полет,
И брызги раскаленного металла
Вонзить в людьми набитый самолет.

И каждый, каждый, каждый это знает,
И каждый, каждый напряженно ждет, 
Когда завоет вдруг и замигает
Сигнал, который нам подаст пилот!

Граница! Родина! А, значит, будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!

Слайд 11

Ведущий 2: Последним покидал Афганистан батальон 201-й дивизии. Перед выводом Б.В. Громов построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день разведбат 201-й дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Но последним Афганистан покинул БТР, на котором выезжал командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-полковник Борис Всеволодович Громов.

Чтец:

Спокойно спите, матери-отцы, 
Невесты-жены, сердцу дорогие. 
Храним мы свято честь родной страны, 
Мы, верные сыны твои, Россия. 
И, повстречавшись на родной земле, 
Уйдя в круговорот воспоминаний, 
Помянем невернувшихся парней 
Единственной минутою молчания.

Слайд  12

Объявляется минута молчания.

Слайд 13

Ведущий 1: Тяжелейшим итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито и умерло от ран и болезней 13 833 военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек, инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено 115308 человек, брюшным тифом 31080 солдат и офицеров. Во время вывода советских войск из Афганистана были эвакуированы на Родину все обелиски, которые были установлены на местах гибели солдат и офицеров 40-й армии.

Ведущий 2: Российская армия издавна славится своими победами: на полях сражений с монголо-татарским игом, в годы Отечественной войны 1812 года, самоотверженным героизмом на фронтах в годы Великой Отечественной войны. Воины-интернационалисты дополнили славную историю российских побед. Недаром многие из них награждены государственными наградами за самоотверженность, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан. В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество.

Слайд 14

Чтец:

Расчехлите души. Зачехлите пушки.
Люди, разве можно победить войну?
Это так же сложно, как вернуть старушке
Молодость пригожую, девичью весну. 
Зачехлите пушки. Расчехлите души.
Люди, каждый выстрел это самострел.
Хватит настороженно барабаны слушать,
И ходить восторженно строем на расстрел. 
Зачехлите пушки. Расчехлите души.
Может быть, солдатские сбросим сапоги?
На ноги наденем что-нибудь получше,
И поможем чем-нибудь тем, кто без ноги?

Люди, перестаньте барабаны слушать!
Люди, будем живы в море и на суше!
Самоистребление участь не из лучших! 
Зачехлите пушки! Расчехлите души!

Звучит песня Петлюры «Зажгите свечи



Предварительный просмотр:

1 Получают мальчики повестки,
И уходят мальчики служить.
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов провожают
И наказы им дают, 
Расцелуют крепко, перекрестят 
И по-бабьи жалобно всплакнут. 
А отцы, махнув по рюмке «горькой», 
Зная, как тяжел солдата путь, 
Говорят, сжимая крепко руку: 
«Ты, сынок, писать не позабудь». 
Юноши России присягают, 
Клятву перед знаменем дают. 
Юноши пока еще не знают, 
Что домой они не все придут. 
Поседевших мам и пап все меньше, 
Все они уходят в мир иной… 
А сынок в граните остается, 
Остается вечно молодой!

3

Всего лишь час до вылета нам дан, 
Всего лишь час последней передышки. 
Сказали нам: летим в Афганистан. 
В Кабул летят вчерашние мальчишки. 
Сегодня мы не пишем не строки. 
И, куполам свою судьбу доверив, 
Опустимся в афганские пески, 
И сапогами скалы будем мерить…

2

Ты не хотел, чтоб стала я вдовой,
Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.
Слезами умываясь,  не водой,
Шепча: «Вернись! Давно ты дома не был!»
Хоть ты и слышишь голос мой земной,
И хоть ко мне вернуться ты не вправе,
Пусть будет слышен всюду шепот твой,
В журчании ручья и в шорохе дубравы.
Прости меня, что стала я вдовой,
Но не горюй, любимый мой, не надо,
Тебя я помню – значит, ты – живой,
Моей душе все это как наград

5

Спокойно спите, матери-отцы, 
Невесты-жены, сердцу дорогие. 
Храним мы свято честь родной страны, 
Мы, верные сыны твои, Россия. 
И, повстречавшись на родной земле, 
Уйдя в круговорот воспоминаний, 
Помянем невернувшихся парней 
Единственной минутою молчания.

4

В последний раз взлетаю над Кабулом.
Домой! Домой! Теперь уж навсегда.
Ночь звездами полна и реактивным гулом.
И где-то в ней горит моя звезда.
Крен на пределе, нервы на пределе.
И перегрузка не поднять руки.
Вы помните меня, березы, сосны, ели?
Вы от меня, как звезды, далеки. 
Внизу лежит чужой полночный город:
Десятки тысяч крохотных огней.
Десятки тысяч звезд, просыпанных на горы,
И каждая таит угрозу мне.
4
Над зоной безопасности, кругами,
Громадный лайнер рвется в высоту,
И ложных целей ярко вспыхивает пламя,
Чтоб отвести враждебную звезду.
4
А там, внизу, я знаю, их немало,
Готовых хищно ринуться в полет,
И брызги раскаленного металла
Вонзить в людьми набитый самолет.
4
И каждый, каждый, каждый это знает,
И каждый, каждый напряженно ждет, 
Когда завоет вдруг и замигает
Сигнал, который нам подаст пилот!
4
Граница! Родина! А, значит, будем живы.
Теперь дождется нас аэродром.
Друг другу улыбаемся счастливо,
Гори, моя звезда, греми, салютный гром!

6

Расчехлите души. Зачехлите пушки.
Люди, разве можно победить войну?
Это так же сложно, как вернуть старушке
Молодость пригожую, девичью весну. 
Зачехлите пушки. Расчехлите души.
Люди, каждый выстрел это самострел.
Хватит настороженно барабаны слушать,
И ходить восторженно строем на расстрел. 
Зачехлите пушки. Расчехлите души.
Может быть, солдатские сбросим сапоги?
На ноги наденем что-нибудь получше,
И поможем чем-нибудь тем, кто без ноги?
Люди, перестаньте барабаны слушать!
Люди, будем живы в море и на суше!
Самоистребление участь не из лучших! 
Зачехлите пушки! Расчехлите души!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вспомним всех поименно, Сердцем вспомним своим. Это нужно не мертвым, Это нужно живым.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "По страницам классного дневника" 4 класс

В первых числах сентября 2011 года  на уроках русского языка мы изучали тему «Делаем дневниковые записи». Ребята знакомились с видами дневников, а также с их назначением и особенностями оформлени...

В помощь классному руководителю.Темы классных часов. 1 класс.

Дорогие коллеги. Предлагаю Вашему вниманию темы классных часов для 1 класса....

"Классный классный". Сценарий мастер-класса

Сценарий мастер-класса для конкурса  "Классный клруководитель - 2011""...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ. Средства, формы и способы воспитательной работы с классом. (из опыта работы) Ермилова Н.Н., классный руководитель 4в класса

   Как сформировать портрет выпускника начальной школы? Какие средства, формы и способы применить, чтобы организовать деятельность классного коллектива?  Применение акт...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...